Публикации > Просмотр публикации
Болячки "электронного Татарстана", или почему мы не видим золото под ногами
"Если бы за последние 25 лет авиационная промышленность развивалась столь же стремительно, как и вычислительная техника, то Боинг-767 можно было бы приобрести сегодня за 500 долларов и облететь на нем земной шар за 20 минут, израсходовав при этом 19 литров горючего". (Х.М.Д. Тунг, А. Гупта.) Этим словам уже пятнадцать лет, но будучи в настоящее время актуальными, как никогда, они являются лучшим эпиграфом к беседе с заместителем генерального директора - директором по маркетингу НТЦ казанского ОАО "ICL-КПО ВС" Сергеем Соловьевым. Поводом же для интервью послужило то, что... Впрочем, поводов для подобных публичных рассуждений ровно столько, сколько чисто российских нонсенсов и парадоксов окружают здравомыслящих людей, критически наблюдающих за развитием нынешней экономики.
Америка пылит - Россия чихает
- Сергей Владимирович, политическая элита уже научилась легко оперировать такими категориями, как "развитие информационных и телекоммуникационных технологий", "эффективное функционирование систем управления", "системная интеграция". Только ленивый чиновник не напоминает о том, что "без этих процессов невозможны рост экономики, эффективное функционирование государственных институтов и становление гражданского общества". Однако слаще от этого не становится, и Россия по-прежнему глотает "западную пыль" в этой гонке. Почему?
- Темпы внедрения информационных технологий в общественную и экономическую жизнь России и, например, США несопоставимы. Между тем, этот показатель является определяющим в "гонке экономических вооружений". Американцам здесь нет равных, и во многом именно это лидерство определяет доминирующую роль США в современном мире.
Да, Россия в последнее десятилетие переживает бурное информационное развитие. Но оно стихийное. К тому же, словно флюс, одностороннее. Рынок России способен поглотить значительную часть мировой компьютерной продукции. Этим пользуется Запад. Этим пользуемся и мы - россияне. Но каждый в соответствии с собственными потребностями. Итог деятельности российских бизнесменов и руководителей госпредприятий чаще один - приобретение зарубежной продукции.
- И что же тут страшного? Ну не дано нам изобретать и ставить на поток свои компьютеры - будем покупать чужие. Зато в чем-то другом "догоним и перегоним". Невозможно же в одной стране производить абсолютно все...
- Это верно. Как и то, что существует большая разница между производством техники и развитием собственных технологий в процессе информатизации общества. Если бы уровень последнего был высоким (все предпосылки для этого имеются), то и дела российские пошли бы в гору. Изменились бы пропорции отечественной и зарубежной высокотехнологичной продукции на российском рынке, а это, в свою очередь, благоприятно отразилось бы на национальной экономике, безопасности и благополучии страны.
- Ну и как избавиться от сослагательного наклонения? По крайней мере, императивом делу не поможешь. Ведь рыночная экономика не приемлет ни приказов, ни инструкций.
- Зато прислушивается к объективным требованиям и компетентным мнениям. Положительные сдвиги в информационной политике России уже есть. Приоритеты развития информационных и телекоммуникационных технологий закреплены в Федеральной целевой программе "Электронная Россия", рассчитанной на 2002 - 2010 годы, а принципы информатизации возведены в ранг государственной политики. Проводимые работы обеспечиваются государственной поддержкой, и это абсолютно правильное решение. Таким образом, Россия предпринимает конкретные шаги, направленные на изменение ее места в информационном мировом сообществе. Да вот беда - не во всех регионах динамика этого процесса равномерна.
Диагноз: болен, но не смертельно
- Почему все-таки Татарстан, являясь богатейшим регионом, обладающим солидными сырьевыми запасами, мощным производством и высоким научно-техническим потенциалом, уступает в этой сфере, например, Ярославской и Воронежской областям, Чувашии и Башкирии?
- Ускорение темпов развития информационных технологий с середины девяностых годов прошлого века привело к появлению перед региональными властями новых задач: это развитие высокотехнологичной информационной инфраструктуры в системах управления регионами, внедрение новых технологий в образовании, здравоохранении и социальном обеспечении, подготовка квалифицированных кадров для развития высокотехнологичных отраслей экономики.
В Татарстане решение этих задач должно было привести к формированию программы создания единого информационного пространства. На основе трех взаимосвязанных компонентов: телекоммуникационной инфраструктуры, информационных ресурсов и программно-технических систем и технологий передачи данных. Увы, такой программы не существует до сих пор. И в этом основная причина некоторого отставания региона в информационном пространстве России.
Когда количество не переходит в качество
- Но ведь нет оснований упрекать руководство Татарстана в отсутствии желания оказывать реальную поддержку процессу информатизации. Кое в чем мы даже Москву опередили...
- Согласен, но суть не в количестве мероприятий или единиц компьютеров, направленных в школы и учреждения. Отсутствуют основополагающие документы, определяющие ключевые направления развития с позиций государства. То есть поддержка носит бессистемный характер.
Во-первых, не определена приоритетность задач. Следствие - необоснованное увеличение бюджетных затрат. Во-вторых, происходит распыление средств между министерствами и ведомствами, неоправданное финансирование тех проектов, в которые могли бы быть инвестированы средства частных компаний.
Короче говоря, в регионе повторяется ошибка, имевшая место на старте информационного развития России, - акцент априори ставится на приобретение средств вычислительной техники и телекоммуникаций без должного развития собственных информационных технологий.
Татарстанские болячки
- Каков же рецепт излечения от статуса "отстающий"? Ведь если его нет, то наша с вами беседа - всего лишь очередная "говорильня".
- Любая болезнь характеризуется рядом симптомов. Наша проблема тоже многогранна. Первый недостаток - неразвитая телекоммуникационная среда, то есть сеть передачи данных. Эффективное использование вычислительной техники требует оперативного обеспечения точной информацией. Значит, нужны линии связи, способные передавать ее на любые расстояния в любых количествах и направлениях. Они играют здесь ту же роль, что и развитая сеть дорог в экономике.
Следующий симптом условно можно назвать "межведомственная разобщенность". Сегодня все министерства, имеющие дело с учетными данными и персональными данными граждан, создают или планируют создать собственные информационные системы. Точно так же создаются отдельные кадастры и регистры. В итоге многократно тратятся ресурсы на создание систем, обрабатывающих одни и те же данные. Причем базы одних замкнутых ведомственных систем недоступны другим министерствам. А это впрямую связано с третьим недостатком - отсутствием единых стандартов и классификаторов.
Без единых стандартов информационных классификаторов и кодификаторов, стандартов предоставления адресной и персональной информации, используемых при формировании баз данных, каждое министерство и ведомство, муниципалитеты придерживаются собственных правил. А значит, и прозрачный обмен накопленной информацией становится затруднительным или невозможным. Тратятся значительные людские и финансовые ресурсы на поиск и сопоставление информации, преобразование данных. Использование единых стандартов могло бы сэкономить значительные средства.
Далее - изъяны законодательного аспекта. Это отсутствие законов и нормативных актов, регламентирующих процессы информатизации. Не регламентировано взаимодействие органов власти между собой, а также с отдельными гражданами и бизнесом. Требуется законодательное стимулирование внедрения информационных технологий в процесс этого стимулирования.
В-пятых, отсутствует четко продуманная политика финансирования процесса информатизации, не определена приоритетность решаемых задач и, следовательно, не определены приоритеты государственной финансовой поддержки.
И, наконец, в республике не определен единый центр управления процессом информатизации, наделенный достаточными полномочиями по координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, научных и производственных организаций в области информатизации, внедрения электронных технологий и услуг. Сформировав или определив такой центр, мы бы автоматически повысили персональную ответственность за выполнение каждой задачи в рамках единой цели, расширили привлечение профессионального экспертного сообщества к обсуждению планируемых действий.
Анализ, анамнез, рецепт...
- Симптоматика довольно сложная. Однако критические высказывания, прозвучавшие из ваших уст, тем не менее дают надежду на выздоровление. То есть будто бы у нас все есть, но либо пока не там лежит, либо не там происходит. Лично же у меня порой создается впечатление, что занимаются этим делом разрозненные группки людей, а некоторые из них преследуют свои личные цели. Так?
- Для перехода региона на путь интенсивного информационного развития, на мой взгляд, необходимо прежде всего определить в качестве приоритетной стратегию перехода Татарстана к инновационному пути развития экономики ("новой экономике", "экономике, основанной на знаниях"). Затем, опираясь на нее, сформулировать цели и приоритеты программы по информатизации государственного управления и бюджетной сферы, внедрения электронных услуг, развития телекоммуникаций, поддержки частных инновационных проектов.
Разработке и реализации целостной программы информатизации и привлечению федеральных финансовых средств на ее выполнение послужит активизация нашего участия в ФЦП "Электронная Россия".
После проведения инвентаризации внедренных в органах государственной власти и местного самоуправления информационных систем требуется выявить "модельные" системы и проекты. А на их основе - разработать стандарты обмена данными и их представления, классификаторы и кодификаторы, согласованные с общефедеральными стандартами.
Главными приоритетами финансирования должны стать создание интегрированных кадастров и регистров также на основе общефедеральных стандартов. При этом необходимо обеспечить равные права доступа к данным (с соответствующим уровнем безопасности и защиты персональной информации) представителей всех уровней власти, а также внедрить электронный документооборот в органах государственной власти.
Важнейшее условие успеха - разработка и принятие законодательного акта об обязательном обучении сотрудников органов госуправления, местного самоуправления, бюджетных организаций информационным технологиям. При этом внедрить в практику подбора соискателей на замещение вакантных должностей в органах управления своего рода "кандидатский минимум" по уровню владения информационными технологиями.
Что касается управления процессом информатизации, то назрела необходимость назначить ответственного куратора всех мероприятий, связанных с информатизацией Татарстана (в том числе и по программе "Электронная Россия"), обладающего достаточными правами и необходимыми обязанностями. Деятельность этого чиновника должна быть сосредоточена исключительно на координации названных процессов, при условии его персональной ответственности за результаты.
Не в деньгах счастье
- А как быть с финансами? Ведь, по утверждению чиновников, в 2003 году нас ждут не очень-то блестящие перспективы...
- Лишних денег не потребуется. Я бы просто исключил параллельное финансирование сходных проектов, объединяя их, если речь идет о решении одной задачи.
Мощный потенциал - в привлечении частного капитала к финансированию региональных и муниципальных программ. Целью совместных действий региональных и местных органов управления следует определить поощрение частных инвестиций в развитие телекоммуникаций, инфраструктуры электронных услуг, а также поддержку инициатив деловых кругов, направленных на снижение стоимости компьютерной техники и доступа к Интернету.
Мощный импульс могут дать инвестиции крупных телекоммуникационных операторов в строительство центров данных. Разработка соответствующих механизмов будет стимулировать использование этих центров для хранения и обмена государственной информацией при обеспечении высокого уровня безопасности сетей передачи данных.
Высвободившиеся в результате оптимизации средства можно направить на финансирование комплексных проектов, являющихся "модельными" для всего Татарстана.
При построении систем передачи данных следует максимально использовать существующие сети, гарантируя равные условия "традиционным" и "альтернативным" операторам.
- Сергей Владимирович, я правильно понял: развитие информатизации в Татарстане - процесс, нуждающийся в профессиональной и концептуальной оптимизации?
- Да, лишь комплексная информатизация в формате целостной гармоничной программы приведет к открытости органов власти и повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления. Думаю, и Президент, и Премьер-министр знают, что только информационные технологии позволяют объективизировать необходимую им информацию. То есть, максимально приблизить уровень достоверности тех данных, на основании которых они принимают решения, к истинному положению вещей. Ведь ясно, что исключение субъективности в информировании руководства автоматически снизит вероятность поспешных или ошибочных решений.
"Если бы за последние 25 лет авиационная промышленность развивалась столь же стремительно, как и вычислительная техника, то Боинг-767 можно было бы приобрести сегодня за 500 долларов и облететь на нем земной шар за 20 минут, израсходовав при этом 19 литров горючего". (Х.М.Д. Тунг, А. Гупта.) Этим словам уже пятнадцать лет, но будучи в настоящее время актуальными, как никогда, они являются лучшим эпиграфом к беседе с заместителем генерального директора - директором по маркетингу НТЦ казанского ОАО "ICL-КПО ВС" Сергеем Соловьевым. Поводом же для интервью послужило то, что... Впрочем, поводов для подобных публичных рассуждений ровно столько, сколько чисто российских нонсенсов и парадоксов окружают здравомыслящих людей, критически наблюдающих за развитием нынешней экономики.
Америка пылит - Россия чихает
- Сергей Владимирович, политическая элита уже научилась легко оперировать такими категориями, как "развитие информационных и телекоммуникационных технологий", "эффективное функционирование систем управления", "системная интеграция". Только ленивый чиновник не напоминает о том, что "без этих процессов невозможны рост экономики, эффективное функционирование государственных институтов и становление гражданского общества". Однако слаще от этого не становится, и Россия по-прежнему глотает "западную пыль" в этой гонке. Почему?
- Темпы внедрения информационных технологий в общественную и экономическую жизнь России и, например, США несопоставимы. Между тем, этот показатель является определяющим в "гонке экономических вооружений". Американцам здесь нет равных, и во многом именно это лидерство определяет доминирующую роль США в современном мире.
Да, Россия в последнее десятилетие переживает бурное информационное развитие. Но оно стихийное. К тому же, словно флюс, одностороннее. Рынок России способен поглотить значительную часть мировой компьютерной продукции. Этим пользуется Запад. Этим пользуемся и мы - россияне. Но каждый в соответствии с собственными потребностями. Итог деятельности российских бизнесменов и руководителей госпредприятий чаще один - приобретение зарубежной продукции.
- И что же тут страшного? Ну не дано нам изобретать и ставить на поток свои компьютеры - будем покупать чужие. Зато в чем-то другом "догоним и перегоним". Невозможно же в одной стране производить абсолютно все...
- Это верно. Как и то, что существует большая разница между производством техники и развитием собственных технологий в процессе информатизации общества. Если бы уровень последнего был высоким (все предпосылки для этого имеются), то и дела российские пошли бы в гору. Изменились бы пропорции отечественной и зарубежной высокотехнологичной продукции на российском рынке, а это, в свою очередь, благоприятно отразилось бы на национальной экономике, безопасности и благополучии страны.
- Ну и как избавиться от сослагательного наклонения? По крайней мере, императивом делу не поможешь. Ведь рыночная экономика не приемлет ни приказов, ни инструкций.
- Зато прислушивается к объективным требованиям и компетентным мнениям. Положительные сдвиги в информационной политике России уже есть. Приоритеты развития информационных и телекоммуникационных технологий закреплены в Федеральной целевой программе "Электронная Россия", рассчитанной на 2002 - 2010 годы, а принципы информатизации возведены в ранг государственной политики. Проводимые работы обеспечиваются государственной поддержкой, и это абсолютно правильное решение. Таким образом, Россия предпринимает конкретные шаги, направленные на изменение ее места в информационном мировом сообществе. Да вот беда - не во всех регионах динамика этого процесса равномерна.
Диагноз: болен, но не смертельно
- Почему все-таки Татарстан, являясь богатейшим регионом, обладающим солидными сырьевыми запасами, мощным производством и высоким научно-техническим потенциалом, уступает в этой сфере, например, Ярославской и Воронежской областям, Чувашии и Башкирии?
- Ускорение темпов развития информационных технологий с середины девяностых годов прошлого века привело к появлению перед региональными властями новых задач: это развитие высокотехнологичной информационной инфраструктуры в системах управления регионами, внедрение новых технологий в образовании, здравоохранении и социальном обеспечении, подготовка квалифицированных кадров для развития высокотехнологичных отраслей экономики.
В Татарстане решение этих задач должно было привести к формированию программы создания единого информационного пространства. На основе трех взаимосвязанных компонентов: телекоммуникационной инфраструктуры, информационных ресурсов и программно-технических систем и технологий передачи данных. Увы, такой программы не существует до сих пор. И в этом основная причина некоторого отставания региона в информационном пространстве России.
Когда количество не переходит в качество
- Но ведь нет оснований упрекать руководство Татарстана в отсутствии желания оказывать реальную поддержку процессу информатизации. Кое в чем мы даже Москву опередили...
- Согласен, но суть не в количестве мероприятий или единиц компьютеров, направленных в школы и учреждения. Отсутствуют основополагающие документы, определяющие ключевые направления развития с позиций государства. То есть поддержка носит бессистемный характер.
Во-первых, не определена приоритетность задач. Следствие - необоснованное увеличение бюджетных затрат. Во-вторых, происходит распыление средств между министерствами и ведомствами, неоправданное финансирование тех проектов, в которые могли бы быть инвестированы средства частных компаний.
Короче говоря, в регионе повторяется ошибка, имевшая место на старте информационного развития России, - акцент априори ставится на приобретение средств вычислительной техники и телекоммуникаций без должного развития собственных информационных технологий.
Татарстанские болячки
- Каков же рецепт излечения от статуса "отстающий"? Ведь если его нет, то наша с вами беседа - всего лишь очередная "говорильня".
- Любая болезнь характеризуется рядом симптомов. Наша проблема тоже многогранна. Первый недостаток - неразвитая телекоммуникационная среда, то есть сеть передачи данных. Эффективное использование вычислительной техники требует оперативного обеспечения точной информацией. Значит, нужны линии связи, способные передавать ее на любые расстояния в любых количествах и направлениях. Они играют здесь ту же роль, что и развитая сеть дорог в экономике.
Следующий симптом условно можно назвать "межведомственная разобщенность". Сегодня все министерства, имеющие дело с учетными данными и персональными данными граждан, создают или планируют создать собственные информационные системы. Точно так же создаются отдельные кадастры и регистры. В итоге многократно тратятся ресурсы на создание систем, обрабатывающих одни и те же данные. Причем базы одних замкнутых ведомственных систем недоступны другим министерствам. А это впрямую связано с третьим недостатком - отсутствием единых стандартов и классификаторов.
Без единых стандартов информационных классификаторов и кодификаторов, стандартов предоставления адресной и персональной информации, используемых при формировании баз данных, каждое министерство и ведомство, муниципалитеты придерживаются собственных правил. А значит, и прозрачный обмен накопленной информацией становится затруднительным или невозможным. Тратятся значительные людские и финансовые ресурсы на поиск и сопоставление информации, преобразование данных. Использование единых стандартов могло бы сэкономить значительные средства.
Далее - изъяны законодательного аспекта. Это отсутствие законов и нормативных актов, регламентирующих процессы информатизации. Не регламентировано взаимодействие органов власти между собой, а также с отдельными гражданами и бизнесом. Требуется законодательное стимулирование внедрения информационных технологий в процесс этого стимулирования.
В-пятых, отсутствует четко продуманная политика финансирования процесса информатизации, не определена приоритетность решаемых задач и, следовательно, не определены приоритеты государственной финансовой поддержки.
И, наконец, в республике не определен единый центр управления процессом информатизации, наделенный достаточными полномочиями по координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, научных и производственных организаций в области информатизации, внедрения электронных технологий и услуг. Сформировав или определив такой центр, мы бы автоматически повысили персональную ответственность за выполнение каждой задачи в рамках единой цели, расширили привлечение профессионального экспертного сообщества к обсуждению планируемых действий.
Анализ, анамнез, рецепт...
- Симптоматика довольно сложная. Однако критические высказывания, прозвучавшие из ваших уст, тем не менее дают надежду на выздоровление. То есть будто бы у нас все есть, но либо пока не там лежит, либо не там происходит. Лично же у меня порой создается впечатление, что занимаются этим делом разрозненные группки людей, а некоторые из них преследуют свои личные цели. Так?
- Для перехода региона на путь интенсивного информационного развития, на мой взгляд, необходимо прежде всего определить в качестве приоритетной стратегию перехода Татарстана к инновационному пути развития экономики ("новой экономике", "экономике, основанной на знаниях"). Затем, опираясь на нее, сформулировать цели и приоритеты программы по информатизации государственного управления и бюджетной сферы, внедрения электронных услуг, развития телекоммуникаций, поддержки частных инновационных проектов.
Разработке и реализации целостной программы информатизации и привлечению федеральных финансовых средств на ее выполнение послужит активизация нашего участия в ФЦП "Электронная Россия".
После проведения инвентаризации внедренных в органах государственной власти и местного самоуправления информационных систем требуется выявить "модельные" системы и проекты. А на их основе - разработать стандарты обмена данными и их представления, классификаторы и кодификаторы, согласованные с общефедеральными стандартами.
Главными приоритетами финансирования должны стать создание интегрированных кадастров и регистров также на основе общефедеральных стандартов. При этом необходимо обеспечить равные права доступа к данным (с соответствующим уровнем безопасности и защиты персональной информации) представителей всех уровней власти, а также внедрить электронный документооборот в органах государственной власти.
Важнейшее условие успеха - разработка и принятие законодательного акта об обязательном обучении сотрудников органов госуправления, местного самоуправления, бюджетных организаций информационным технологиям. При этом внедрить в практику подбора соискателей на замещение вакантных должностей в органах управления своего рода "кандидатский минимум" по уровню владения информационными технологиями.
Что касается управления процессом информатизации, то назрела необходимость назначить ответственного куратора всех мероприятий, связанных с информатизацией Татарстана (в том числе и по программе "Электронная Россия"), обладающего достаточными правами и необходимыми обязанностями. Деятельность этого чиновника должна быть сосредоточена исключительно на координации названных процессов, при условии его персональной ответственности за результаты.
Не в деньгах счастье
- А как быть с финансами? Ведь, по утверждению чиновников, в 2003 году нас ждут не очень-то блестящие перспективы...
- Лишних денег не потребуется. Я бы просто исключил параллельное финансирование сходных проектов, объединяя их, если речь идет о решении одной задачи.
Мощный потенциал - в привлечении частного капитала к финансированию региональных и муниципальных программ. Целью совместных действий региональных и местных органов управления следует определить поощрение частных инвестиций в развитие телекоммуникаций, инфраструктуры электронных услуг, а также поддержку инициатив деловых кругов, направленных на снижение стоимости компьютерной техники и доступа к Интернету.
Мощный импульс могут дать инвестиции крупных телекоммуникационных операторов в строительство центров данных. Разработка соответствующих механизмов будет стимулировать использование этих центров для хранения и обмена государственной информацией при обеспечении высокого уровня безопасности сетей передачи данных.
Высвободившиеся в результате оптимизации средства можно направить на финансирование комплексных проектов, являющихся "модельными" для всего Татарстана.
При построении систем передачи данных следует максимально использовать существующие сети, гарантируя равные условия "традиционным" и "альтернативным" операторам.
- Сергей Владимирович, я правильно понял: развитие информатизации в Татарстане - процесс, нуждающийся в профессиональной и концептуальной оптимизации?
- Да, лишь комплексная информатизация в формате целостной гармоничной программы приведет к открытости органов власти и повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления. Думаю, и Президент, и Премьер-министр знают, что только информационные технологии позволяют объективизировать необходимую им информацию. То есть, максимально приблизить уровень достоверности тех данных, на основании которых они принимают решения, к истинному положению вещей. Ведь ясно, что исключение субъективности в информировании руководства автоматически снизит вероятность поспешных или ошибочных решений.
Газета "Республика Татарстан", 22 ноября 2002 г.