Публикации > Просмотр публикации
XIII сессия Государственного Совета Республики Татарстан
Содоклад по проекту закона “О бюджете Республики Татарстан 2003 года”


Илсур Миннурович САФИУЛЛИН, председатель Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам

Несмотря на произошедший поворот к рынку мы остаемся социальным государством. С помощью бюджета происходит выравнивание условий жизни населения, обеспечиваются конституционные права.

Наша комиссия согласилась с основными параметрами бюджета. Проект бюджета 2003 года отличается большей степенью проработанности по сравнению с аналогичными документами прошедших лет. Были учтены многие предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Бюджетная стратегия, которую предлагает Правительство на 2003 год, сохраняет те подходы и приоритеты, которые применялись при разработке бюджетов последних лет, а именно: сбалансированность, выполнение долговых обязательств республики. В основу проекта бюджета заложены следующие показатели: рост валового внутреннего продукта к уровню 2002 года на 3,2 процента и промышленного производства на 3,1 процент. Цифры эти небольшие. И пока однозначно не получаем ответа, достаточно ли этого, чтобы удовлетворить потребности общества, которые мы сегодня декларируем. Все существующие сегодня в экономике предпосылки говорят о том, что дальнейшего большого роста ожидать не приходится. Это ставит задачу перед правительством по рассмотрению новых подходов для увеличения доходных источников внутри республики.

О доходах бюджета

Особенностью бюджета является, дальнейшие изменения в налоговой сфере, это уже становится как бы постоянным явлением, если с одной стороны ставки налоговых доходов уменьшаются, это можно приветствовать, это облегчается жизнь для производителей, а с другой стороны надо сказать, что в основном это ведет к сокращению доходной части бюджета.

Предполагается, что в 2003 году налоги будут распределятся в соотношении 46% на 54% в пользу федерального центра. Но это только налоги. Если учитывать таможенные пошлины, которые составляют одну треть поступлений в федеральный бюджет, и неналоговые доходы (от реализации госимущества), идет колоссальная концентрация ресурсов. Но при этом прослеживается стремление расширить и без того непосильные для экономики государственные расход в ущерб социальной политике. Если они увеличиваются в федеральном бюджете, то мы видим, какое напряжение падает на региональные и местные бюджеты. Темп роста самого ВВП при этом сокращается. И это – в угоду главной цели: выплату внешнего долга, выплаты по которому в 2003 г состав $17,3 млрд. рублей.

Переспектива не радует.

Опережающий рост тарифов на платные услуги населению, расширение платности в сфере образования и здравоохранения, увеличение с 1 января 2003 года ставок акцизов — все это убеждает нас, что прогноз инфляции, видимо, все-таки слишком оптимистичен.

Налог на доходы физических лиц назван крупнейшим доходным источником бюджета. В то же время доля населения в целом в России и в республике, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, возрастает и во втором квартале текущего года составила 28% от всего населения республики – это более миллиона человек. Эти тенденции хоть и не связаны напрямую с бюджетом, но говорят о сужении рынка сбыта внутри России. Это сигнал к смене промышленной политики с ориентацией на экспорт.

Дефицит собственных средств бюджета будет восполнен привлеченными средствами. Предполагается, что финансовая помощь из федерального бюджета на исполнение законов Российской Федерации, федеральных целевых программ республика получит свыше 12 млрд.рублей. До 2006 года эта сумма будет снижаться. Чтобы не снижать уровень жизни населения, необходимо сохранять объем доходов бюджета республики. Это предполагает активизацию работ по выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов, наращиванию налогооблагаемой базы, увеличению поступлений в бюджет за счет роста собираемости налоговых доходов, рациональному распределению их по уровням бюджетов. Требуется более активное включение новых источников роста, прежде всего дальнейшие усилия в сфере улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, создания конкурентной среды.

Приходится констатировать: вместе с отрицательным влиянием на экономику со стороны региональной и местных властей исчезло и положительные. Даже при огромном желании ресурсы не позволяют им затевать долговременные программы по поддержке своих производителей.

В республике уделяется большое внимание повышению роли администраций на местах при создании условий для развития предпринимательства. Правильнее было бы передать на долговременной основе налоги, зависящие от развития предпринимательства, на местный уровень и не менять ежегодно механизм их расщепления по уровням. Единый налог на вмененный доход, налог с продаж, налог на совокупный доход – это индикаторы работы местных властей с малым бизнесом, и по сути дела при хорошей работе они и должны использоваться на местах.

При принятия программы по МП задача состояла в том, чтобы через административные и финансовые рычаги вовлечь в сферу предпринимательства большее количество людей. Получилось это или нет, из доклада Министерства экономики мы не услышали. По данным Государственного комитета РТ по статистике в 1-м полугодии 2002 г. малыми предприятиями республики произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах по всем видам деятельности на сумму 7,5 млрд. руб. Число экономически активных малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) с 16,2 тысяч (на 1.01. 2001 г.) возросло до 18,2 тысяч (на 1.07.2002 г).

В консолидированном бюджете на 2002 год доля поступлений налогов на совокупный доход от малого бизнеса составляет 2,5%, на 2003 год прогнозируется ее снижение до 2,1% в связи с изменениями нормативов зачисления налогов по уровням бюджетов и снижением налогового бремени, выведением из числа налогоплательщиков единого налога на вмененный доход розничной торговли горюче-смазочных материалов.

По бюджету Республики Татарстан доля поступлений от малого бизнеса в 2002 и 2003 годах не меняется и составляет менее 1 процента, что объясняется изменениями в структуре и общем объеме налоговых доходов данного уровня бюджета при снижении общей суммы совокупного налога от малого бизнеса.

Есть существенные резервы по увеличению доходов от использования госимущества. Источником пополнения республиканского бюджета должно стать наведение порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном введении государственных предприятий и учреждений.

По данным Министерства земельных и имущественных отношений РТ, видим следующее. В некоторых районах РТ от 1 до 10 объектов, при этом штатная численность территориального органа составляет 4-5 человек. Сумма выручки от управления госимуществом в несколько раз меньше от затрат на содержание этих людей. Из этого следует, что надо активнее избавляться от госимущества, вести более эффективную работу. Также необходимо утвердить смету расходов для ГУПов и для исполнительных дирекций АО, где доля республики составляет более 50%. Зачастую работники этих предприятий пользуются государственным имуществом как своим и от этого выгоду извлекают только они, а собственник – государство – ничего не получает, зачастую даже получает разоренные предприятия.

На сегодняшний день Комитету по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению как кредитору выступающего от имени бюджета передано 305 млн.рублей, а сумма погашения бюджета Республики Татарстан составила 15 млн.рублей. Из этого следует: желательно более эффективно проводить работу по возврату этих средств в бюджет. Тем более бюджет в 2003 году ожидается напряженным.

О расходах бюджета

Это вопрос в основном второго чтения. Мы получили заключения от всех комиссий Государственного Совета, и почти все они недовольны объемом расходов, которые выделены по их профилю.Это, в общем-то, обычная ситуация при рассмотрении бюджета.

При ограниченных ресурсах выдвигается на первое место проблема эффективности бюджетных затрат. Всего по республике детей от 6 до 19 лет свыше 845 тысяч, количество занимающихся в учреждениях дополнительного образования на сегодняшний день составляет 462 тыс. детей (это более половины). Из этого можно сделать вывод, что работа по данному направлению ведется. Несмотря на это, растет преступность и наркомания среди детей и подростков. Учитывая, что финансирование на образование увеличивается, нужно больше уделять этому внимание и использовать средства по целевому назначению.

В то же время есть возможность сократить расходы бюджетных учреждений за оказанные услуги, направив средства из бюджета в виде дотаций напрямую организациям оказывающим эти услуги.

В соответствии с Программой оснащения объектов бюджетной сферы приборами учета определенные результаты достигнуты. Как показывают данные проверки Госэнергонадзора, фактическое теплопотребление на основании показаний приборов учета составляет 40-60% от договорных нагрузок на теплоснабжение. Но есть и проблемы. Например, по г.Казани используется лишь 23% установленных узлов учета, остальные энергетиками не принимаются к работе под разными предлогами.

Установка теплосчетчика в больнице № 5 г.Казани уменьшила затраты за тепловую энергию за первый год эксплуатации на сумму 188 тыс.руб. Затраты на покупку и монтажа составили 60 тыс.руб. Однако из-за непроведенной госпроверки счетчик в настоящее время снят с применения энергетиками. Этот факт обнажает проблему эффективного использования бюджетных средств. Возникают и вопросы по тарифам на коммунальные услуги.

В современных условиях бюджеты регионов и местные превращаются в сметы расходов. Было бы разумным обратиться к модели “президентского бюджета”, характерного для США. При составлении бюджета должны определяться желаемые результаты работы ведомств в предстоящем году и на этой основе выделять им соответствующую сумму денег, затем контролируя результат. А как ведомства будут добиваться этого результата – это их дело.

Сегодня министерства играют роль “штабов” отраслей. В итоге ведомства занимаются не реализацией единой политики, а выступают лоббистами подведомственных предприятий и учреждений при принятии и исполнении бюджета, таким образом, представляя интересы отрасли в государстве, а не государства в отрасли. Их функции при этом пересекаются.

Необходимо прекратить практику, когда каждое министерство обзаводиться своим натуральным хозяйством.

Задача бюджета это бесплатное образование, здравоохранение, развитие культуры, эффективная адресная социальная политика.

У бюджета нет задачи содержать столько-то чиновников от культуры, образования и т.д.

Мы не обязаны заботиться о развитии министерств. Мы должны рассматривать их работников как наемных менеджеров, принятых на работу для эффективной организации образования, здравоохранения, ЖКХ имеющимися у государства на данный момент средствами. Министерства, освободившись от хозяйственных функций, должны стать центрами выработки стратегии отрасли.

Следует сократить штат госслужащих. Бухгалтерские, информационные, хозяйственные, транспортные услуги могут оказывать сторонние организации, выбираемые по конкурсу, которые будут способны обслуживать несколько министерств. Это исключит дублирование и повысит эффективность.

Необходимо отделить постоянные расходы от расходов на оказание бюджетных услуг. Что это значит? Расходы на содержание сети больниц как постоянные затраты бюджета можно было бы выделить отдельной статьей, а оплату за услуги по лечению предусматривать из Больничной кассы, по результатам работы, или самим населением.

Необходимо высказать и упрек себе. Профильные комиссии недостаточно тесно работают с министерствами в деле реализации задач, поставленных бюджетом. Необходимо ежемесячно, ежеквартально рассматривать на заседаниях текущую работу и, если необходимо, оперативно вносить изменения в закон о бюджете.

Думается, настало время формирование бюджета по проблемам. Переходить от затратной модели бюджета к эффективной. Устанавливать приоритеты расходов, предоставляя простор для оперативного управления, создавая стимулы для экономии средств.

Приоритетной является функциональная и программная структура бюджетных расходов. Не задача бюджета – выделять деньги на издание такого-то журнала, на ремонт здания такого-то творческого союза. Задача бюджета развитие культуры татарстанского народа.

Комиссии отмечают: представленный проект бюджета не полностью соответствует ряду положений Бюджетного кодекса РФ. Это отражено в заключении Правового управления Государственного Совета РТ. Однако в заключении юристов имеются замечания, исправить которые не представляется возможным. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 129 определяет межбюджетные отношения как отношения между органами государственной власти Федерации, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления. В данном законопроекте сохраняется прежний порядок построения межбюджетных отношений в Республике Татарстан – с местными органами государственной власти, а не с органами местного самоуправления. Однако целью бюджета является обеспечение равного доступа граждан к оплачиваемым государственным услугам, и этот принцип проект бюджета на 2003 год реализует. А через какие механизмы? – это уже не вопрос бюджетного законодательства, а вопрос политического устройства.

До образования на уровне городов и районов органов местного самоуправления решение данных вопросов, в том числе и в рассматриваемом законопроекте, с юридической точки зрения не представляется возможным.

Как видно внутреннее резервы есть, и Правительству предстоит большая работа по реализации поставленных бюджетным посланием Президента М.Шаймиева задач. Пожелаем им успеха.

Учитывая заключения всех постоянных комиссий Государственного Совета, рекомендации парламентских слушаний, Комиссия по бюджетно-финансовым вопросам считает возможным рекомендовать парламенту проект закона “О бюджете Республики Татарстан на 2003 год” в первом чтении.

Пресс-центр Госсовета РТ, 29 ноября 2002 г.