Публикации > Просмотр публикации
XIII сессия Государственного Совета Республики Татарстан
О проекте прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан и бюджета на 2003 г.


Выступление первого заместителя министра экономики и промышленности Республики Татарстан – директора Центра экономических и социальных исследований Алевтины Николаевны КУДРЯВЦЕВОЙ

Сегодня на ваше рассмотрение внесен проект прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан и бюджета на 2003 г., подготовленный Правительством республики.

Необходимо отметить, что второй год мы формируем бюджет, когда наша доходная база с учетом установленных на федеральном уровне правил существенно уменьшилась. По расчетам в 2003 г. распределение доходов между Республикой Татарстан и федеральным центром превысит соотношение 50:50 в пользу Центра. В результате абсолютная сумма дохода консолидированного бюджета в 2003 г. не только не вырастет пропорционально инфляции, но даже уменьшится по сравнению с 2002 г. При этом растут затраты на содержание отраслей социальной сферы - образование, здравоохранение, культуру и спорт, дотации на жилищно-коммунальные услуги.

Это связано как с инфляционными процессами, так и с расширением подведомственной сети этих отраслей, введением значительных объемов нового жилья и с увеличением потребности в повышении количества и качества услуг отраслей социальной сферы.

Известно, что в предыдущие годы в условиях, когда большая часть налогов оставалась у нас, мы начали решать важную задачу развития социальной инфраструктуры до уровня среднероссийской, одновременно ведя ряд крупных проектов федерального значения, таких как развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. В настоящее время в заделе много проектов, и мы не можем остановиться в их реализации. В создавшихся условиях действия Правительства сосредоточены одновременно на повышении эффективности деятельности секторов экономики, где происходит генерация капитала, и оптимизации бюджетных расходов в отраслях социальной сферы, в том числе жилищно-коммунального хозяйства.

Прогноз социально экономического развития республики, положенный в основу формирования внесенного сегодня на ваше рассмотрение проекта бюджета на 2003 г. разработан, исходя из:

- задач, поставленных Президентом Республики Татарстан в послании Государственному Совету;

- основных параметров развития республики в предыдущие годы;

- ожидаемых итогов развития экономики в текущем году;

- сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2003 г.;

- прогнозных показателей министерств, администраций районов и городов, ведущих предприятий республики.

В послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету на 2002 г. в качестве задач развития реального сектора экономики были определены:

- саморазвитие на основе производства конкурентоспособной продукции;

- формирование благоприятной институциональной рыночной среды;

- стимулирование инновационного сектора и развития малого бизнеса;

- стабилизация и постепенное увеличение добычи нефти, в т. ч. путем создания благоприятных условий для развития малых нефтяных компаний;

- снижение материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции;

- углубление переработки нефтепродуктов;

- реорганизация бизнеса на КАМАЗе и обновление модельного ряда его продукции;

- финансовое оздоровление КАПО и реализация программы по наращиванию производства самолетов, в том числе через программу лизинга ;

- наращивание производства и освоение новых типов вертолетов;

-реорганизация и реструктуризация бизнеса на оборонных предприятиях.

В рамках этих направлений и ведется основная работа.

Коротко остановлюсь на ожидаемых итогах развития экономики в 2002 г.

В январе-октябре 2002 г. объем промышленной продукции составил 182 млрд. рублей и возрос на 0,7% по сравнению с соответствующим периодом 2001 г.

Осуществляется государственная поддержка предприятий, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики в форме субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков по одобренным инвестиционным проектам. Республиканской инвестиционной программой на 2002 г. на эти цели предусмотрено выделение государственных инвестиций в сумме 364 млн. рублей. За 9 месяцев т.г. на реализацию инвестиционных программ и проектов, включая Республиканскую целевую программу энергосбережения, и компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков было направлено более 180,0 млн. рублей. Государственные субсидии были предоставлены для реализации одобренных инвестиционных проектов (в акционерных обществах “Нижнекамскнефтехим”, “Казанский завод СК”, ОАО “Мелита”, Казанское производственное кожевенное объединение “Сафьян” и других), что позволило привлечь в реальный сектор экономики банковских кредитов на сумму более 1 млрд. рублей.

Однако, несмотря на принимаемые Правительством меры государственной поддержки, в текущем году не удалось переломить негативную тенденцию сокращения прибыли. За 9 месяцев т.г. сальдированный финансовый результат составил 24,8 млрд. рублей, или 81% к уровню соответствующего периода прошлого года. Уменьшилось число прибыльных предприятий. В январе - сентябре 2002 г. их количество составило 56,5% против 61,9% в соответствующем периоде прошлого года.

С целью увеличения доходной части бюджета Правительством предусматривается реализовать ряд мер по увеличению бюджетных поступлений от деятельности предприятий спиртовой и ликероводочной промышленности, в т. ч. за счет вытеснения незаконного оборота продукции этой отрасли. Разработаны и одобрены на заседании Правительства республики основы государственной политики в области потребления, производства и реализации алкогольной продукции. Выполнение намеченных мероприятий будет способствовать оптимальной загрузке мощностей предприятий отрасли, увеличению поступления доходов в бюджет РТ, изменению структуры алкогольного потребительского рынка в сторону увеличения напитков на натуральных компонентах, а также поднятию престижа татарстанских производителей.

К числу приоритетных направлений обеспечения стабильных доходов бюджета относится эффективное использование государственной собственности. Здесь одна из важнейших задач - создание системы эффективного управления государственными активами, установление жесткого контроля со стороны государства за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и организаций, активное вовлечение в хозяйственный оборот недвижимого имущества. Принята Концепция системы управления недвижимостью, создан межведомственный координационный совет по управлению недвижимостью.

Решению задачи эффективного управления государственной собственностью в значительной мере способствует заключение контрактов найма руководителей государственных унитарных предприятий. В контрактах устанавливаются пороговые значения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет эффективно воздействовать на состояние экономики предприятий и осуществлять реальный контроль за их деятельностью. Начиная с 2003 г., мы планируем ввести постоянный и более жесткий регламент выполнения условий контракта руководителями. Контроль предусматривает принятие мер, вплоть до расторжения трудового договора с руководителем при невыполнении условий.

Эффективность работы предприятий в значительной мере зависит от эффективности менеджмента. В целях осуществления государственной кадровой политики и поддержки предприятий приоритетных отраслей реального сектора экономики за счет повышения качества обучения и обеспечения максимальной востребованности специалистов как выпускников учреждений образования, так и специалистов, проходящих переподготовку в системе дополнительного профессионального образования, подготовлена вся необходимая нормативно-методическая база, которая позволит ввести государственный заказ на образовательные услуги и проводить кадровый аудит персонала предприятий в процессе их текущей деятельности. Сейчас эти методики проходят апробацию на предприятиях республики.

Еще один важный резерв - внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий. Для решения задач снижения энергозатрат в республике принята и реализуется целевая программа "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы". За два года в результате выполнения заложенных в нее мероприятий энергоемкость валового регионального продукта снизилась на 7%. Очень важные решения в области ресурсосбережения сейчас заложены в разработанном Правительством проекте “Основ государственной политики в области предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и бюджетным организациям”.

Очевидно, что только путем внедрения ресурсосберегающих технологий могут быть решены задачи снижения бюджетных затрат на дотации по теплообеспечению населения и бюджетных организаций, а также последующее уменьшение общего платежа потребителей услуг.

Одним из наиболее значительных и перспективных резервов развития экономики, стабильных источников пополнения доходной части бюджета является малый и средний бизнес.

В республике реализуется Государственная комплексная программа РТ по развитию малого предпринимательства на 2001-2004 годы. В рамках выполнения Указа Президента РТ "О содействии развитию частного бизнеса и поддержке предпринимательства в Республике Татарстан" принят ряд нормативных документов, направленных на улучшение условий деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Разработана Программа предоставления государственных гарантий республики по кредитам банков предпринимателям.

Проблемы развития малого бизнеса в республике рассматривались на специальных сессиях Советов народных депутатов. На уровне районов и городов республики приняты программы поддержки и развития предпринимательства.

Одно из важнейших направлений работы в этой области сегодня - создание благоприятных условий для развития предпринимательства в производственной и инновационной сферах. Принято постановление Кабинета Министров о создании на площадях ПО “Свияга” инновационного технопарка “ИДЕЯ”, основная задача которого заключается в решении вопросов коммерциализации научных исследований, в создании условий для целевой подготовки студентов, в прохождении ими производственной практики. В числе учредителей этого технопарка - Академия наук Республики Татарстан и ведущие вузы. На новый качественный уровень выйдет выполнение государственного заказа на фундаментальные и прикладные научные исследования.

Говоря о резервах экономики, следует сказать и о необходимости оптимизации государственных расходов, прежде всего, в отраслях социальной сферы. Здесь наша политика построена на следующих принципах:

- введение уровня государственных социальных гарантий;

- формирование расходной части бюджета на основании системы социальных стандартов и норм и, соответственно, перевод на нормативные принципы формирования расходной части бюджета;

- выравнивание городов и районов по обеспеченности социальной инфраструктурой с ориентацией на нормативный уровень;

- перевод всей технологии социально-экономического программирования строго в рамки приоритетных направлений, определенных стратегией социально-экономического развития республики.

В текущем году проделана большая работа и принято решение Правительства по установлению государственных социальных гарантий обеспечения населения социальными услугами на период до 2006 г. В целях более эффективного использования государственных финансовых ресурсов подготовлены предложения по оптимизации государственных расходов по отраслям социальной сферы. Сформирован государственный заказ на их услуги.

Как уже ранее отмечено, выравнивание городов и районов по обеспеченности социальной инфраструктурой будет производиться до нормативного уровня. Все сверхнормативные площади должны быть оптимизированы. Эта работа сейчас проводится министерствами совместно с администрациями городов и районов.

Важным элементом оптимизации государственных расходов является совершенствование системы государственного заказа Республики Татарстан. До последнего времени размещение и выполнение госзаказа вызывало немало нареканий с точки зрения как прозрачности проведения торгов на заключение контрактов, так и неэффективного расходования бюджетных средств.

На основании распоряжения Кабинета Министров проведены проверки соблюдения действующего законодательства при организации закупок для государственных нужд. Основная цель этой работы - не только устранить причины и следствия возможных нарушений, но и создать систему максимально представительного участия наших предприятий в удовлетворении бюджетных потребностей республики в той или иной продукции. Разработана методика оценки конкурентных преимуществ республиканских товаропроизводителей, которая позволит обеспечить их государственную поддержку. Разработаны проект регламента формирования и исполнения государственного заказа и методических рекомендаций по эффективному использованию механизма размещения государственного заказа и совершенствования системы контроля закупок продукции для госнужд.

В целях увеличения уровня обеспеченности собственными доходами территорий, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и оптимизации расходов местных бюджетов Правительством республики было поручено администрациям районов и городов разработать Программы социально-экономического развития до 2006 г., в рамках которых разработаны мероприятия по решению ключевых проблем развития территорий за счет устойчивого роста реального сектора экономики, повышения занятости населения, увеличения наполняемости бюджетов всех уровней, роста реальной заработной платы работающих. Проекты программ социально-экономического развития районов и городов были рассмотрены на Экономическом совете при Министерстве экономики и промышленности РТ и рекомендованы для утверждения на сессиях районных и городских Советов народных депутатов.

Требуют оптимизации и расходы на реализацию республиканских целевых программ. Проведена их инвентаризация. Готовятся предложения о приостановке или отмене соответствующих решений о принятии этих программ.

Большие резервы – в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В 2003 г. в республике планируется начать преобразования в этой отрасли, для того чтобы обеспечить нашим гражданам стандарты качества условий проживания. Для достижения этой цели необходимо будет решить 4 основные задачи:

- оптимизация системы управления жилым фондом и в целом отраслью жилищно-коммунального хозяйства;

- изменение технологической и технической базы отрасли и создание условий для увеличения платежеспособности населения;

- разграничение функций по управлению жилым фондом и управлению муниципальной и государственной собственностью между органами государственного управления и органами местного самоуправления;

- разработка и реализация экономически обоснованной тарифной политики.

В качестве существенных ограничений при этом в процессе реформы жилищно-коммунального хозяйства будут выступать такие, как износ жилого фонда и инженерной инфраструктуры, ограничение финансовых государственных ресурсов на дотации услуг отрасли, уровень платежеспособности населения и существующая на сегодняшний день непривлекательность отрасли для инвесторов.

Кроме того, как вам известно, с 2003 г. будет кардинально изменена схема финансирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Финансовая поддержка в виде дотаций из бюджета, до настоящего времени предоставляемая предприятиям отрасли, теперь будет оказываться гражданам - потребителям жилищно-коммунальных услуг путем предоставления субсидий. Для бюджетных организаций в республике необходимо будет ввести государственный заказ на коммунальные услуги и услуги по техническому обслуживанию зданий.

Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что в 2002 г. будет достигнут уровень прогнозных значений в основном по всем индикаторам, характеризующим уровень жизни населения республики. Реальные денежные доходы за десять месяцев 2002 г. возросли на 11,5%. Опережающими темпами по сравнению с инфляцией (17,0%) растет заработная плата. Она увеличилась за 9 месяцев на 28,1%. Среднемесячная заработная плата одного работающего в январе-сентябре 2002 г. составила 3634 рубля, в сентябре - 3973 рубля.

В текущем году Правительство республики приняло Основные направления стратегии социально-экономического развития республики до 2006 г. В соответствии с этим документом сделан прогноз социально-экономического развития по всем ключевым направлениям.

В основу прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан на 2003 г. заложены следующие параметры. Предусматривается дальнейшее снижение инфляции. Индекс потребительских цен составит 112% (10 месяцев 2002 г. - 116,7%, 2001 г. - 121,4%). Экспортная стоимость нефти в 2003 г. принята в расчетах в размере 20 долларов за баррель. Курс доллара в среднем за год составит 34 рубля (2002 г. - 31,5 рублей, 2001 г. - 29,2 рубля).

Исходя из этих параметров, показатели прогноза на 2003 г. складываются следующим образом.

Валовой региональный продукт республики составит в 2003 г.у 300 млрд. рублей и возрастет на 3.2% по сравнению с уровнем 2002 г.а.

Объем промышленного производства в 2003 г. по прогнозу достигнет 233 млрд. рублей (103,1% к уровню 2002 г.).

При этом прибыль прибыльных предприятий республики в 2003 г. прогнозируется на уровне 44 млрд. рублей (110% к уровню 2002 г.).

По прогнозу на 2003 г. за счет всех источников финансирования ожидается освоение инвестиций в основной капитал на сумму 76,1 млрд. рублей.

Республиканская адресная инвестиционная программа (без средств Федеральной целевой программы) на 2003 г. сформирована в сумме 6,7 млрд. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Фонд заработной платы в 2003 г. составит 79 млрд. рублей и увеличится к уровню 2002 г. на 20%. Предусматривается рост средней заработной платы одного работника с 3900 рублей в 2002 г. до 4650 рублей в 2003 г.

Реальные денежные доходы населения в 2003 г. составят 106,7% к уровню 2002 г.

Задачи, поставленные на 2003 г., как никогда сложны, но они решаемы.



Пресс-центр Госсовета РТ, 29 ноября 2002 г.