Публикации > Просмотр публикации
XIII сессия Государственного Совета Республики Татарстан
О проекте бюджета Республики Татарстан на 2003 г.
Выступление министра финансов Республики Татарстан
Радика Рауфовича ГАЙЗАТУЛЛИНА
на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 28 ноября 2002 г.
На ваше рассмотрение представляется бюджетное послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету на 2003 г.
Формирование проекта бюджета республики на предстоящий 2003 г. Правительством осуществлялось, как и в предыдущие годы, в тесном контакте с постоянными комиссиями Государственного Совета, подразделениями Министерства финансов Российской Федерации, непосредственно с народными депутатами, главами администраций районов и городов, руководителями всех министерств, местных финансовых, налоговых и казначейских органов республики в условиях продолжающихся изменений в налоговом законодательстве, реализации мероприятий, предусмотренных для Татарстана в Федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 г.".
В ходе формирования проекта бюджета были проведены индивидуальные совещания с руководителями и ведущими специалистами всех отраслевых министерств и ведомств, получающих бюджетные ассигнования и имеющих развернутую сеть подведомственных учреждений. Возможности бюджета по доходам сопоставлялись с ведомственными расходными запросами.
При формировании доходной части бюджета республики учитывались не только предстоящие изменения в налоговом законодательстве, но и показатели социально-экономического развития республики, как достигнутые в текущем году, так и прогнозируемые на предстоящий год, а также ход исполнения бюджета текущего года.
Как свидетельствуют отчетные данные, исполнение бюджета текущего г. происходит более напряженно, чем в предыдущие годы. Доходная часть консолидированного бюджета за 10 месяцев исполнена только на 102%, что позволило покрыть дефицит бюджета только на 29%.
Расчеты по прогнозу доходов за 2003 г., произведенные Министерством финансов, свидетельствуют, что произойдет дальнейшее снижение доли налоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет республики. В 2003 г. эта доля прогнозируется только в объеме 46 процентов.
Снижение доли налогов произойдет по причине предусматриваемых изменений в федеральном налоговом законодательстве. Будет отменен налог на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств. Вместо этого предусматривается ввести новый вид платежей – транспортный налог. Потери консолидированного бюджета от указанных изменений в налоговом законодательстве, по нашим расчетам, составят более 3,6 млрд. рублей. В компенсацию этих потерь федеральный центр предусматривает передать дополнительно налог на прибыль по ставке 1,5%, полностью долю федерального бюджета по земельному налогу, увеличив при этом ставку этого налога в 1,8 раза.
Вместе с тем, передаваемые в бюджет республики федеральная доля по двум налогам и вновь вводимый транспортный налог по объему значительно ниже объема потерь и в итоге некомпенсируемая сумма потерь консолидированного бюджета от отмены налога на пользователей автодорог составит более 1,5 млрд. рублей.
В 2003 г. Центр предусматривает сохранение за федеральным бюджетом стабильно поступающих налогов – НДС, акцизов, таможенных платежей, основной части налога на добычу полезных ископаемых таких, как нефть и газ. Субъектам Российской Федерации в подавляющей доле передаются рискованные доходные источники, такие, как налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, хорошо поступающие только при рентабельной работе предприятий и стабильной выплате высокой заработной платы.
Для установления объективных параметров доходной части бюджета предстоящего года нами была проведена определенная работа со всеми крупными налогоплательщиками. Аналогичная работа с региональными налогоплательщиками была проведена на местах совместными комиссиями финансовых, экономических и налоговых органов республики. Встречи с представителями местных регионов во главе с главами администраций районов и городов республики по вопросам разногласий по прогнозным показателям местных бюджетов и нормативам отчислений по налогам на прибыль, на доходы физических лиц и на имущество предприятий были проведены в три этапа. В ходе этих встреч были в основном устранены все имевшиеся разногласия в отношениях между бюджетом республики и бюджетами районов и городов. В процессе доработки проекта бюджета были проанализированы все высказанные администрациями районов и городов и народными депутатами предложения и по мере возможности учтены в показателях бюджета.
Обстоятельному рассмотрению проект бюджета подвергся с 13 по 18 ноября на заседаниях в постоянных комиссиях Государственного Совета и 25 ноября на парламентских слушаниях. На этих заседаниях народными депутатами был высказан ряд рекомендаций и предложений по вопросам обеспечения качественного исполнения доходов и расходов бюджета в предстоящем году.
Говоря об особенностях и принципах, примененных при формировании бюджета предстоящего года, необходимо подчеркнуть, что проект закона о бюджете и приложения к нему составлены строго в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим значительно увеличилось число приложений к закону, что, в свою очередь, усилило прозрачность параметров бюджета. В приложениях определены конкретные источники финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан, подробно распределены расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов по функциональной и ведомственной структурам. Полностью распределены по разделам, районам и городам средства Федеральной целевой программы, включая ассигнования на сельское хозяйство. Объемы финансовой помощи местным бюджетам в разрезе районов и городов приведены в трех формах в виде: дотации (775 млн.рублей), субвенции на заработную плату (2 млрд.333 млн. рублей) и финансовой поддержки регионам-донорам (1 млрд. 244 млн. рублей).
Характеризуя основные показатели проекта консолидированного бюджета на 2003 г., считаю необходимым подчеркнуть следующее.
В сравнении с планом 2002 г. объемные показатели бюджета на 2003 г. прогнозируются в меньших объемах. По доходам консолидированного бюджета это снижение составляет 3,9 млрд. рублей, или на 8% (2002 г. – 51,1 млрд. рублей, 2003 г. – 47,2 млрд. рублей). Снижение доходов более чем на 1,0 млрд. рублей обусловлено уменьшением объемов средств, выделяемых Республике Татарстан из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы.
Снижение доходной части целевых бюджетных фондов прогнозируется почти на 300 млн. рублей. В 2003 г. произойдет некоторое изменение структуры доходов консолидированного бюджета. В нем снизится доля местных бюджетов и возрастет доля бюджета республики, которая составит 77%, против 68% по плану на 2002 г., что обусловлено необходимостью централизации определенной части доходных источников в республиканском бюджете для обеспечения централизованного финансирования расходов, связанных с проведением жилищно-коммунальной реформы и необходимостью проведения в связи с этим дополнительных расходов по адресной социальной поддержке отдельных слоев населения. Исходя из этого объем бюджета Республики Татарстан на 2003 г. определился в сумме 36,6 млрд.рублей с ростом против 2002 г. на 3,4% (+ 1,2 млрд. рублей).
Перехожу к характеристике отдельных показателей проекта бюджета. Начну с наиболее значимых доходных источников.
Налог на прибыль
Сниженная с 1 января 2002 г. ставка налога на прибыль (с 35% до 24%) будет действовать и в 2003 г. Для зачисления в консолидированный бюджет на 2003 г. ставка налога на прибыль за счет федеральной доли увеличена в размере 1,5%, она составит в целом 18%, из них в обязательном порядке по ставке 2 процента зачисляются в местные бюджеты.
В налогооблагаемой базе по прибыли, сумма которой с учетом налоговых льгот определена в размере 42,3 млрд. рублей, учтен рост земельного налога, отмена дорожных налогов и снижение прибыли в связи с порядком отнесения расходов на затраты. Исходя из этого, прогнозируемая сумма поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет составит 7 млрд. 364 млн. рублей, в т.ч. в бюджет республики - 6 млрд. 549 млн. рублей.
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц, взимаемый по ставке 13%, согласно российскому законодательству полностью зачисляется в бюджеты субъектов Федерации и является регулирующим налогом. В большинство бюджетов районов и городов он будет зачислен в размере 90%, а в 11 регионах – от 3 до 88 процентов.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет республики на 2003 оценивается в сумме 9 млрд. 25 млн. рублей, или с ростом против плана текущего года на 13 процентов. Из общей суммы в бюджет республики предусмотрено зачислить 3 млрд. 68 млн. рублей, что составляет 33% от всей суммы поступлений.
Акцизы
Поступление акцизов в бюджет Республики Татарстан на 2003 г. прогнозируется в объеме 2 млрд. 650 млн. рублей, или с ростом против плана 2002 г. в 1,3 раза. Из общей суммы акцизов 870 млн. рублей являются источником доходов Дорожного фонда. Всю сумму поступающих акцизов предусмотрено зачислять в бюджет республики. В полном объеме в бюджет республики будут зачисляться акцизы на пиво, вино, коньяк и другие алкогольные напитки. В размере 60% зачисляются акцизы на нефтепродукты, акцизы на спирт, водку и ликеро-водочные изделия – в размере 50%.
В 2003 г. ставки акцизов по сравнению с действующими в 2002 г. будут проиндексированы по алкогольной продукции на 15%, пиву – на 25% и нефтепродуктам – на 45%.
Налог с продаж
Сумма налога с продаж на 2003 г. в консолидированном бюджете прогнозируется в объеме 600 млн. рублей. Снижение против плана 2002 г. на 20% обусловлено тем, что в плане текущего года не был учтен переход на уплату вмененного налога предприятиями торговли и общепита. Кроме того, в текущем году федеральным законодательством сужена облагаемая налогом с продаж база за счет исключения расчетов между частными предпринимателями и юридическими лицами наличного оборота. Подробно на этом я остановился потому, что на парламентских слушаниях по поводу снижения объема налога с продаж поступил депутатский запрос. Между бюджетом республики и местными бюджетами налог распределяется по нормативам 40 и 60 процентов. Ставка налога, как и в текущем году, сохраняется на уровне 5% от суммы облагаемого розничного товарооборота и объема реализации платных услуг.
Налог на имущество
Налог на имущество формируется по двум видам налогов: налог на имущество предприятий и налог на имущество физических лиц. Налог на имущество предприятий исчисляется по ставке 2% от облагаемой стоимости имущества, 50% налога зачисляется в бюджет республики, а другая половина – в местные бюджеты. Налог на имущество физических лиц, прогнозируемый в сумме 110 млн. рублей, в полном объеме зачисляется в местные бюджеты, ставки этого налога устанавливаются органами местной власти.
Общая сумма налога на имущество на 2003 г. прогнозируется в объеме 2 млрд. 640 млн. рублей., из которых 1 млрд. 265 млн. рублей, или 48%, зачисляются в бюджет республики, а 52% – в местные бюджеты.
Объем поступлений в бюджет налога на имущество в 2003 г. прогнозируется в объеме 76% от плана 2002 г. По поводу такого снижения поступлений на парламентских слушаниях был задан вопрос. Основной причиной снижения поступления налога является то, что Госдумой России в первом чтении приняты изменения в порядке исчисления этого налога: из налогооблагаемой базы исключены оборотные активы, которые в общей стоимости имущества предприятий составляют, как правило, более 25%.
Платежи за пользование природными ресурсами
Объем поступлений в консолидированный бюджет республики платежей за пользование природными ресурсами на 2003 г. предусматривается в сумме 3 млрд. 124 млн. рублей. Основным платежом за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых (нефть), который в бюджет республики поступает по нормативу 20% от налоговой ставки. Налоговая ставка с учетом коэффициента динамики мировых цен на нефть для нашей республики на 2003 г. предусматривается в сумме 550 рублей за тонну нефти. Цена нефти для расчета принята в размере 20 долларов за 1 баррель. Платежи на добычу нефти прогнозируются в сумме 3 млрд. 4 млн. рублей. Остальная сумма платежей за пользование природными ресурсами в размере 120 млн. рублей в консолидированный бюджет республики поступит в виде платы за пользование водными объектами и лесным фондом.
В доходах бюджета 2003 г. значительно возрастет доля земельного налога. Если в 2002 г. этот показатель составил только 0,2%, то на 2003 г. прогнозируется в объеме 0,8%, т.е. в четыре раза больше. Рост поступлений в бюджет земельного налога ожидается, в первую очередь, за счет индексации в 1,8 раза.
В бюджет республики земельный налог, исчисляемый по землям городов и поселков, зачисляется в размере 50%, а по сельскохозяйственным угодьям – в размере 10%. Поступление земельного налога в консолидированный бюджет республики прогнозируется в сумме 2 млрд. 255 млн. рублей, из которых в соответствии с федеральным законодательством 1 млрд. 135 млн. рублей передается в Дорожный фонд – как компенсация его потерь от отмены налога на пользователей автомобильных дорог.
Расходы бюджета Республики Татарстан
Прогноз консолидированного бюджета на 2003 г. по расходам предусмотрен в сумме 50,6 млрд. рублей, что на 2,7 млрд. рублей, или на 5% меньше плана 2002 г. Из общей суммы расходы, проводимые за счет собственных доходов бюджета, составляют 29,9 млрд. рублей, Дорожного фонда – 3,3 млрд. рублей, целевых бюджетных фондов – 3,1 млрд. рублей, Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 г." и фонда компенсации – 12,1 млрд. рублей.
Прогноз бюджета республики по расходам определен в объеме 39 млрд. рублей с ростом против плана 2002 г. на 3,5% в основном за счет централизации средств по субсидиям и капремонту жилищно-коммунального хозяйства.
Прогнозируемые объемы расходов консолидированного бюджета должны обеспечивать текущее финансирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений бюджетной сферы, оказания финансовой поддержки предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, малого предпринимательства, нижестоящим бюджетам, а также другие расходы бюджета.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В консолидированном бюджете республики на 2003 г. на содержание жилищно-коммунального хозяйства республики предусмотрены средства в сумме 4,6 млрд. рублей, что сохраняет плановый уровень 2002 г. С 2003 г. в рамках проведения преобразований в ЖКХ предполагается отменить перекрестное субсидирование тарифов на коммунальные услуги, привести уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствие с федеральными стандартами, постепенно отказаться от бюджетного субсидирования самой отрасли ЖКХ, заменив его адресными денежными компенсациями самих граждан, а также путем введения платы за жилье и коммунальные услуги, используемые отдельными категориями граждан сверх социальной нормы. Адресные компенсационные выплаты предусматривается зачислять на социальные счета граждан. Выплата жилищных субсидий будет производиться централизованно из бюджета республики специальной службой субсидий. На эти цели предусматривается выделить 2,1 млрд. рублей.
Транспорт
В прогнозе консолидированного бюджета республики на 2003 г. средства предприятиям транспорта на компенсацию выпадающих доходов, связанных с регулированием тарифов для населения на проезд в городском транспорте, в пригородном автомобильном, железнодорожном, речном и воздушном транспорте в пределах Республики Татарстан, предусмотрены 564 млн. рублей, в том числе в бюджете республики – 183 млн. рублей.
Сельское хозяйство
На развитие сельского хозяйства в прогнозе бюджета республики на 2003 г. предусматривается 2,2 млрд. рублей, в в.ч. за счет Федеральной целевой программы – 2,0 млрд. рублей, бюджета республики – 0,2 млрд. рублей. Средства бюджета республики планируется направить на содержание сельскохозяйственных бюджетных учреждений (госсемстанций, госконюшен, райсельхозпродуправлений). Средства федерального бюджета планируются использовать на восполнение и поддержание плодородия земель, развитие племенного дела и элитного семеноводства и обеспечение эффективного ведения сельскохозяйственного производства в республике.
Охрана окружающей среды
Расходы бюджета республики на охрану окружающей среды на 2003 г. предусматриваются в сумме 379 млн. рублей, в в.ч. за счет бюджета республики – 220 млн. рублей, федерального бюджета – 150 млн. рублей. Значительная часть выделяемых на охрану окружающей среды будет направлена на финансирование расходов, связанных с развитием лесного хозяйства (164 млн. рублей) и улучшением качества питьевой воды в регионах республики (150 млн. рублей).
Социально-культурная сфера
Правительство Республики Татарстан вопросам сохранения и дальнейшего развития учреждений социально-культурной сферы уделяет постоянное внимание и на этой основе обеспечивает все слои населения основными конституционными гарантиями в области образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения. Эти позиции в полной мере отражены в проекте бюджета республики. Расходы бюджета на социальную сферу из года в год возрастают как в суммовом выражении, так и по удельному весу. Если доля социальной сферы в общем объеме расходов бюджета за 2000 г. занимала только 52%, то в 2003 г. он составит 64%, а в суммовом выражении – 22,2 млрд. рублей, в в.ч. на образование – 10 млрд., здравоохранение, физическую культуру и спорт – 8,7 млрд., социальное обеспечение и социальную защиту – 2,1 млрд., культуру и искусство – 1,0 млрд. рублей. Кроме того, за счет ФЦП на текущие расходы, не включая капитальное строительство, будет направлено: учреждениям образования – 540 млн., культуры и социальной политики – по 100 млн. рублей, здравоохранения – 400 млн. рублей.
Из общей суммы средств, направляемых на образование, 9,8 млрд. рублей, или 93%, выделяются из местных бюджетов, а 0,7 млрд. рублей (7%) – из бюджета республики, на реализацию программы летнего отдыха детей и подростков - 99 млн., программы "Дети Татарстана" – 6 млн. рублей. На здравоохранение и физическую культуру предусматривается направить 9,1 млрд. рублей, из них 7,0 млрд. рублей – из бюджета республики.
На социальное обеспечение и социальную защиту предусматривается направить 2,2 млрд. рублей. Эти средства будут использованы на содержание социальных учреждений, на расходы, связанные с повышением жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, многодетных семей, ветеранов и инвалидов. Реализация программы адресной социальной защиты и занятости населения, Федерального закона "О ветеранах" в части предоставления льгот по проезду на транспорте и услугам ЖКХ, изготовление протезов, выплаты матерям, награжденным республиканской медалью «Ана даны – Материнская слава» и другие расходы.
Расходы консолидированного бюджета по учреждениям и мероприятиям культуры и искусства на 2003 г. предусматриваются в сумме 1,1 млрд. рублей, в в.ч. по бюджету республики – 0,5 млрд. рублей. Основная часть этих средств будет использована на содержание сети учреждений культуры и искусства (библиотеки, музеи, театрально-зрелищные учреждения), на реализацию мероприятий по реставрации архитектурно-исторических объектов республики, в первую очередь Казанского Кремля.
О целевых бюджетных фондах
На 2003 г. в бюджете республики предусматривается консолидировать 8 целевых бюджетных фондов: экологический, жилищный, дорожный, газификации, безопасности дорожного движения, Республиканская больничная касса, НИОКР и поддержки малого предпринимательства. Общая сумма бюджетов указанных фондов проектируется в объеме 12,1 млрд. рублей.
Заканчивая свое выступление по проекту бюджета на 2003 г., хочу поблагодарить всех народных депутатов, принявших участие в обсуждении проекта бюджета на заседаниях постоянных комиссий и парламентских слушаниях Государственного Совета республики.
Прошу уважаемых народных депутатов принять в первом чтении представленный Президентом бюджет Республики Татарстан на 2003 г. по доходам в сумме 36 млрд. 645 млн. 125 тыс.рублей, по расходам – в сумме 39 млрд. 9 млн. 82 тыс.рублей с предельным размером дефицита в сумме 2 млрд. 363 млн. 957 тыс.рублей.
О проекте бюджета Республики Татарстан на 2003 г.
Выступление министра финансов Республики Татарстан
Радика Рауфовича ГАЙЗАТУЛЛИНА
на сессии Государственного Совета Республики Татарстан 28 ноября 2002 г.
На ваше рассмотрение представляется бюджетное послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету на 2003 г.
Формирование проекта бюджета республики на предстоящий 2003 г. Правительством осуществлялось, как и в предыдущие годы, в тесном контакте с постоянными комиссиями Государственного Совета, подразделениями Министерства финансов Российской Федерации, непосредственно с народными депутатами, главами администраций районов и городов, руководителями всех министерств, местных финансовых, налоговых и казначейских органов республики в условиях продолжающихся изменений в налоговом законодательстве, реализации мероприятий, предусмотренных для Татарстана в Федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 г.".
В ходе формирования проекта бюджета были проведены индивидуальные совещания с руководителями и ведущими специалистами всех отраслевых министерств и ведомств, получающих бюджетные ассигнования и имеющих развернутую сеть подведомственных учреждений. Возможности бюджета по доходам сопоставлялись с ведомственными расходными запросами.
При формировании доходной части бюджета республики учитывались не только предстоящие изменения в налоговом законодательстве, но и показатели социально-экономического развития республики, как достигнутые в текущем году, так и прогнозируемые на предстоящий год, а также ход исполнения бюджета текущего года.
Как свидетельствуют отчетные данные, исполнение бюджета текущего г. происходит более напряженно, чем в предыдущие годы. Доходная часть консолидированного бюджета за 10 месяцев исполнена только на 102%, что позволило покрыть дефицит бюджета только на 29%.
Расчеты по прогнозу доходов за 2003 г., произведенные Министерством финансов, свидетельствуют, что произойдет дальнейшее снижение доли налоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет республики. В 2003 г. эта доля прогнозируется только в объеме 46 процентов.
Снижение доли налогов произойдет по причине предусматриваемых изменений в федеральном налоговом законодательстве. Будет отменен налог на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств. Вместо этого предусматривается ввести новый вид платежей – транспортный налог. Потери консолидированного бюджета от указанных изменений в налоговом законодательстве, по нашим расчетам, составят более 3,6 млрд. рублей. В компенсацию этих потерь федеральный центр предусматривает передать дополнительно налог на прибыль по ставке 1,5%, полностью долю федерального бюджета по земельному налогу, увеличив при этом ставку этого налога в 1,8 раза.
Вместе с тем, передаваемые в бюджет республики федеральная доля по двум налогам и вновь вводимый транспортный налог по объему значительно ниже объема потерь и в итоге некомпенсируемая сумма потерь консолидированного бюджета от отмены налога на пользователей автодорог составит более 1,5 млрд. рублей.
В 2003 г. Центр предусматривает сохранение за федеральным бюджетом стабильно поступающих налогов – НДС, акцизов, таможенных платежей, основной части налога на добычу полезных ископаемых таких, как нефть и газ. Субъектам Российской Федерации в подавляющей доле передаются рискованные доходные источники, такие, как налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, хорошо поступающие только при рентабельной работе предприятий и стабильной выплате высокой заработной платы.
Для установления объективных параметров доходной части бюджета предстоящего года нами была проведена определенная работа со всеми крупными налогоплательщиками. Аналогичная работа с региональными налогоплательщиками была проведена на местах совместными комиссиями финансовых, экономических и налоговых органов республики. Встречи с представителями местных регионов во главе с главами администраций районов и городов республики по вопросам разногласий по прогнозным показателям местных бюджетов и нормативам отчислений по налогам на прибыль, на доходы физических лиц и на имущество предприятий были проведены в три этапа. В ходе этих встреч были в основном устранены все имевшиеся разногласия в отношениях между бюджетом республики и бюджетами районов и городов. В процессе доработки проекта бюджета были проанализированы все высказанные администрациями районов и городов и народными депутатами предложения и по мере возможности учтены в показателях бюджета.
Обстоятельному рассмотрению проект бюджета подвергся с 13 по 18 ноября на заседаниях в постоянных комиссиях Государственного Совета и 25 ноября на парламентских слушаниях. На этих заседаниях народными депутатами был высказан ряд рекомендаций и предложений по вопросам обеспечения качественного исполнения доходов и расходов бюджета в предстоящем году.
Говоря об особенностях и принципах, примененных при формировании бюджета предстоящего года, необходимо подчеркнуть, что проект закона о бюджете и приложения к нему составлены строго в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с этим значительно увеличилось число приложений к закону, что, в свою очередь, усилило прозрачность параметров бюджета. В приложениях определены конкретные источники финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан, подробно распределены расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов по функциональной и ведомственной структурам. Полностью распределены по разделам, районам и городам средства Федеральной целевой программы, включая ассигнования на сельское хозяйство. Объемы финансовой помощи местным бюджетам в разрезе районов и городов приведены в трех формах в виде: дотации (775 млн.рублей), субвенции на заработную плату (2 млрд.333 млн. рублей) и финансовой поддержки регионам-донорам (1 млрд. 244 млн. рублей).
Характеризуя основные показатели проекта консолидированного бюджета на 2003 г., считаю необходимым подчеркнуть следующее.
В сравнении с планом 2002 г. объемные показатели бюджета на 2003 г. прогнозируются в меньших объемах. По доходам консолидированного бюджета это снижение составляет 3,9 млрд. рублей, или на 8% (2002 г. – 51,1 млрд. рублей, 2003 г. – 47,2 млрд. рублей). Снижение доходов более чем на 1,0 млрд. рублей обусловлено уменьшением объемов средств, выделяемых Республике Татарстан из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы.
Снижение доходной части целевых бюджетных фондов прогнозируется почти на 300 млн. рублей. В 2003 г. произойдет некоторое изменение структуры доходов консолидированного бюджета. В нем снизится доля местных бюджетов и возрастет доля бюджета республики, которая составит 77%, против 68% по плану на 2002 г., что обусловлено необходимостью централизации определенной части доходных источников в республиканском бюджете для обеспечения централизованного финансирования расходов, связанных с проведением жилищно-коммунальной реформы и необходимостью проведения в связи с этим дополнительных расходов по адресной социальной поддержке отдельных слоев населения. Исходя из этого объем бюджета Республики Татарстан на 2003 г. определился в сумме 36,6 млрд.рублей с ростом против 2002 г. на 3,4% (+ 1,2 млрд. рублей).
Перехожу к характеристике отдельных показателей проекта бюджета. Начну с наиболее значимых доходных источников.
Налог на прибыль
Сниженная с 1 января 2002 г. ставка налога на прибыль (с 35% до 24%) будет действовать и в 2003 г. Для зачисления в консолидированный бюджет на 2003 г. ставка налога на прибыль за счет федеральной доли увеличена в размере 1,5%, она составит в целом 18%, из них в обязательном порядке по ставке 2 процента зачисляются в местные бюджеты.
В налогооблагаемой базе по прибыли, сумма которой с учетом налоговых льгот определена в размере 42,3 млрд. рублей, учтен рост земельного налога, отмена дорожных налогов и снижение прибыли в связи с порядком отнесения расходов на затраты. Исходя из этого, прогнозируемая сумма поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет составит 7 млрд. 364 млн. рублей, в т.ч. в бюджет республики - 6 млрд. 549 млн. рублей.
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц, взимаемый по ставке 13%, согласно российскому законодательству полностью зачисляется в бюджеты субъектов Федерации и является регулирующим налогом. В большинство бюджетов районов и городов он будет зачислен в размере 90%, а в 11 регионах – от 3 до 88 процентов.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет республики на 2003 оценивается в сумме 9 млрд. 25 млн. рублей, или с ростом против плана текущего года на 13 процентов. Из общей суммы в бюджет республики предусмотрено зачислить 3 млрд. 68 млн. рублей, что составляет 33% от всей суммы поступлений.
Акцизы
Поступление акцизов в бюджет Республики Татарстан на 2003 г. прогнозируется в объеме 2 млрд. 650 млн. рублей, или с ростом против плана 2002 г. в 1,3 раза. Из общей суммы акцизов 870 млн. рублей являются источником доходов Дорожного фонда. Всю сумму поступающих акцизов предусмотрено зачислять в бюджет республики. В полном объеме в бюджет республики будут зачисляться акцизы на пиво, вино, коньяк и другие алкогольные напитки. В размере 60% зачисляются акцизы на нефтепродукты, акцизы на спирт, водку и ликеро-водочные изделия – в размере 50%.
В 2003 г. ставки акцизов по сравнению с действующими в 2002 г. будут проиндексированы по алкогольной продукции на 15%, пиву – на 25% и нефтепродуктам – на 45%.
Налог с продаж
Сумма налога с продаж на 2003 г. в консолидированном бюджете прогнозируется в объеме 600 млн. рублей. Снижение против плана 2002 г. на 20% обусловлено тем, что в плане текущего года не был учтен переход на уплату вмененного налога предприятиями торговли и общепита. Кроме того, в текущем году федеральным законодательством сужена облагаемая налогом с продаж база за счет исключения расчетов между частными предпринимателями и юридическими лицами наличного оборота. Подробно на этом я остановился потому, что на парламентских слушаниях по поводу снижения объема налога с продаж поступил депутатский запрос. Между бюджетом республики и местными бюджетами налог распределяется по нормативам 40 и 60 процентов. Ставка налога, как и в текущем году, сохраняется на уровне 5% от суммы облагаемого розничного товарооборота и объема реализации платных услуг.
Налог на имущество
Налог на имущество формируется по двум видам налогов: налог на имущество предприятий и налог на имущество физических лиц. Налог на имущество предприятий исчисляется по ставке 2% от облагаемой стоимости имущества, 50% налога зачисляется в бюджет республики, а другая половина – в местные бюджеты. Налог на имущество физических лиц, прогнозируемый в сумме 110 млн. рублей, в полном объеме зачисляется в местные бюджеты, ставки этого налога устанавливаются органами местной власти.
Общая сумма налога на имущество на 2003 г. прогнозируется в объеме 2 млрд. 640 млн. рублей., из которых 1 млрд. 265 млн. рублей, или 48%, зачисляются в бюджет республики, а 52% – в местные бюджеты.
Объем поступлений в бюджет налога на имущество в 2003 г. прогнозируется в объеме 76% от плана 2002 г. По поводу такого снижения поступлений на парламентских слушаниях был задан вопрос. Основной причиной снижения поступления налога является то, что Госдумой России в первом чтении приняты изменения в порядке исчисления этого налога: из налогооблагаемой базы исключены оборотные активы, которые в общей стоимости имущества предприятий составляют, как правило, более 25%.
Платежи за пользование природными ресурсами
Объем поступлений в консолидированный бюджет республики платежей за пользование природными ресурсами на 2003 г. предусматривается в сумме 3 млрд. 124 млн. рублей. Основным платежом за природные ресурсы является налог на добычу полезных ископаемых (нефть), который в бюджет республики поступает по нормативу 20% от налоговой ставки. Налоговая ставка с учетом коэффициента динамики мировых цен на нефть для нашей республики на 2003 г. предусматривается в сумме 550 рублей за тонну нефти. Цена нефти для расчета принята в размере 20 долларов за 1 баррель. Платежи на добычу нефти прогнозируются в сумме 3 млрд. 4 млн. рублей. Остальная сумма платежей за пользование природными ресурсами в размере 120 млн. рублей в консолидированный бюджет республики поступит в виде платы за пользование водными объектами и лесным фондом.
В доходах бюджета 2003 г. значительно возрастет доля земельного налога. Если в 2002 г. этот показатель составил только 0,2%, то на 2003 г. прогнозируется в объеме 0,8%, т.е. в четыре раза больше. Рост поступлений в бюджет земельного налога ожидается, в первую очередь, за счет индексации в 1,8 раза.
В бюджет республики земельный налог, исчисляемый по землям городов и поселков, зачисляется в размере 50%, а по сельскохозяйственным угодьям – в размере 10%. Поступление земельного налога в консолидированный бюджет республики прогнозируется в сумме 2 млрд. 255 млн. рублей, из которых в соответствии с федеральным законодательством 1 млрд. 135 млн. рублей передается в Дорожный фонд – как компенсация его потерь от отмены налога на пользователей автомобильных дорог.
Расходы бюджета Республики Татарстан
Прогноз консолидированного бюджета на 2003 г. по расходам предусмотрен в сумме 50,6 млрд. рублей, что на 2,7 млрд. рублей, или на 5% меньше плана 2002 г. Из общей суммы расходы, проводимые за счет собственных доходов бюджета, составляют 29,9 млрд. рублей, Дорожного фонда – 3,3 млрд. рублей, целевых бюджетных фондов – 3,1 млрд. рублей, Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 г." и фонда компенсации – 12,1 млрд. рублей.
Прогноз бюджета республики по расходам определен в объеме 39 млрд. рублей с ростом против плана 2002 г. на 3,5% в основном за счет централизации средств по субсидиям и капремонту жилищно-коммунального хозяйства.
Прогнозируемые объемы расходов консолидированного бюджета должны обеспечивать текущее финансирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений бюджетной сферы, оказания финансовой поддержки предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, малого предпринимательства, нижестоящим бюджетам, а также другие расходы бюджета.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В консолидированном бюджете республики на 2003 г. на содержание жилищно-коммунального хозяйства республики предусмотрены средства в сумме 4,6 млрд. рублей, что сохраняет плановый уровень 2002 г. С 2003 г. в рамках проведения преобразований в ЖКХ предполагается отменить перекрестное субсидирование тарифов на коммунальные услуги, привести уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствие с федеральными стандартами, постепенно отказаться от бюджетного субсидирования самой отрасли ЖКХ, заменив его адресными денежными компенсациями самих граждан, а также путем введения платы за жилье и коммунальные услуги, используемые отдельными категориями граждан сверх социальной нормы. Адресные компенсационные выплаты предусматривается зачислять на социальные счета граждан. Выплата жилищных субсидий будет производиться централизованно из бюджета республики специальной службой субсидий. На эти цели предусматривается выделить 2,1 млрд. рублей.
Транспорт
В прогнозе консолидированного бюджета республики на 2003 г. средства предприятиям транспорта на компенсацию выпадающих доходов, связанных с регулированием тарифов для населения на проезд в городском транспорте, в пригородном автомобильном, железнодорожном, речном и воздушном транспорте в пределах Республики Татарстан, предусмотрены 564 млн. рублей, в том числе в бюджете республики – 183 млн. рублей.
Сельское хозяйство
На развитие сельского хозяйства в прогнозе бюджета республики на 2003 г. предусматривается 2,2 млрд. рублей, в в.ч. за счет Федеральной целевой программы – 2,0 млрд. рублей, бюджета республики – 0,2 млрд. рублей. Средства бюджета республики планируется направить на содержание сельскохозяйственных бюджетных учреждений (госсемстанций, госконюшен, райсельхозпродуправлений). Средства федерального бюджета планируются использовать на восполнение и поддержание плодородия земель, развитие племенного дела и элитного семеноводства и обеспечение эффективного ведения сельскохозяйственного производства в республике.
Охрана окружающей среды
Расходы бюджета республики на охрану окружающей среды на 2003 г. предусматриваются в сумме 379 млн. рублей, в в.ч. за счет бюджета республики – 220 млн. рублей, федерального бюджета – 150 млн. рублей. Значительная часть выделяемых на охрану окружающей среды будет направлена на финансирование расходов, связанных с развитием лесного хозяйства (164 млн. рублей) и улучшением качества питьевой воды в регионах республики (150 млн. рублей).
Социально-культурная сфера
Правительство Республики Татарстан вопросам сохранения и дальнейшего развития учреждений социально-культурной сферы уделяет постоянное внимание и на этой основе обеспечивает все слои населения основными конституционными гарантиями в области образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения. Эти позиции в полной мере отражены в проекте бюджета республики. Расходы бюджета на социальную сферу из года в год возрастают как в суммовом выражении, так и по удельному весу. Если доля социальной сферы в общем объеме расходов бюджета за 2000 г. занимала только 52%, то в 2003 г. он составит 64%, а в суммовом выражении – 22,2 млрд. рублей, в в.ч. на образование – 10 млрд., здравоохранение, физическую культуру и спорт – 8,7 млрд., социальное обеспечение и социальную защиту – 2,1 млрд., культуру и искусство – 1,0 млрд. рублей. Кроме того, за счет ФЦП на текущие расходы, не включая капитальное строительство, будет направлено: учреждениям образования – 540 млн., культуры и социальной политики – по 100 млн. рублей, здравоохранения – 400 млн. рублей.
Из общей суммы средств, направляемых на образование, 9,8 млрд. рублей, или 93%, выделяются из местных бюджетов, а 0,7 млрд. рублей (7%) – из бюджета республики, на реализацию программы летнего отдыха детей и подростков - 99 млн., программы "Дети Татарстана" – 6 млн. рублей. На здравоохранение и физическую культуру предусматривается направить 9,1 млрд. рублей, из них 7,0 млрд. рублей – из бюджета республики.
На социальное обеспечение и социальную защиту предусматривается направить 2,2 млрд. рублей. Эти средства будут использованы на содержание социальных учреждений, на расходы, связанные с повышением жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, многодетных семей, ветеранов и инвалидов. Реализация программы адресной социальной защиты и занятости населения, Федерального закона "О ветеранах" в части предоставления льгот по проезду на транспорте и услугам ЖКХ, изготовление протезов, выплаты матерям, награжденным республиканской медалью «Ана даны – Материнская слава» и другие расходы.
Расходы консолидированного бюджета по учреждениям и мероприятиям культуры и искусства на 2003 г. предусматриваются в сумме 1,1 млрд. рублей, в в.ч. по бюджету республики – 0,5 млрд. рублей. Основная часть этих средств будет использована на содержание сети учреждений культуры и искусства (библиотеки, музеи, театрально-зрелищные учреждения), на реализацию мероприятий по реставрации архитектурно-исторических объектов республики, в первую очередь Казанского Кремля.
О целевых бюджетных фондах
На 2003 г. в бюджете республики предусматривается консолидировать 8 целевых бюджетных фондов: экологический, жилищный, дорожный, газификации, безопасности дорожного движения, Республиканская больничная касса, НИОКР и поддержки малого предпринимательства. Общая сумма бюджетов указанных фондов проектируется в объеме 12,1 млрд. рублей.
Заканчивая свое выступление по проекту бюджета на 2003 г., хочу поблагодарить всех народных депутатов, принявших участие в обсуждении проекта бюджета на заседаниях постоянных комиссий и парламентских слушаниях Государственного Совета республики.
Прошу уважаемых народных депутатов принять в первом чтении представленный Президентом бюджет Республики Татарстан на 2003 г. по доходам в сумме 36 млрд. 645 млн. 125 тыс.рублей, по расходам – в сумме 39 млрд. 9 млн. 82 тыс.рублей с предельным размером дефицита в сумме 2 млрд. 363 млн. 957 тыс.рублей.
Пресс-центр Госсовета РТ, 29 ноября 2002 г.