Публикации > Просмотр публикации
Пойдет ли школа в РОСТ?
Двойственность чувств (хотя и не из-за двоек в дневнике) испытываешь, предаваясь размышлениям о нынешней школе. С одной стороны, очень хорошо, что ей, родимой, удалось-таки уцелеть, несмотря на жуткие усилия авторов разрушительных реформ. Но ведь так напугали, аж слово "реформа" ныне боязно произносить. А посему мы, чиновники от образования, начиная с министра В.Филиппова, предпочитаем говорить о некоей ее модернизации.
Впрочем, это даже оптимистично, коль осталось что-то, что можно модернизировать. Есть крепкие школы и заметные в Татарстане и России учителя. Есть юные таланты, бесстрашно штурмующие олимпиады. Данияр Нургалеев из казанского лицея N 131 стал чемпионом мира по физике - теперь он студент Московского физтеха. Также без экзаменов нынче зачислен на прославленный химфак КГУ дважды чемпион мира по химии Игорь Седов из лицея N 5 того же Вахитовского района. Может быть, не зря некоторые эксперты довольно высоко оценивают отечественный стандарт образования?
Однако нельзя не видеть и другой стороны. Вернее, многих теневых сторон. Так как речь идет не об отдельных недостатках, а о суммарном воздействии негативных факторов. Выражается оно, как признал недавно на встрече с лучшими учителями страны Президент В.Путин, в простой, но страшной вещи: сегодня нагрузка на учеников "запредельна". Занимаясь целую смену в классе, они еще получают кучу заданий на дом. Эта потогонная система беспощадна к ребятишкам и буквально подрывает их здоровье, что наверняка аукнется в будущем.
Цифры поражают. Почти сто процентов школьников страдают гастритом и сколиозом. Резко прогрессируют близорукость, болезни глаз. По данным Госсанэпидслужбы, за последние пять лет на две трети возросла подверженность ребят болезням системы кровообращения, на треть успели ухудшиться показатели заболеваемости эндокринной и мочеполовой систем. Да и другие "бяки" слишком рано стали приставать к совсем еще незрелой поросли.
А за что боремся-то? Куда стремимся? В элитных учебных заведениях ответы на эти вопросы понятны. Иная ситуация в обычных школах с рядовым контингентом. Кстати, несколько лет назад таковых было обследовано целых две тысячи. И в итоге обнаружилась неутешительная картина: 50 процентов учащихся не усваивают даже половины учебных программ по физике, химии, биологии.
Как повысить эффективность учебного процесса? С точки зрения сторонников беспрерывной зубрежки, надо еще больше требовать от школяров. И тогда какой-нибудь семиклассник должен в классе и дома напряженно работать даже не по 10 часов в день, как сейчас, а по 12-14 часов. Вот он, безумный запредел!
...И куда от этого деться? Ведь на дворе XXI век! Динамика научно-технического прогресса такова, что каждые семь лет объем знаний удваивается, при этом качественно меняясь. К тому же у нас в стране, шутка ли, произошла смена общественно-политического строя: новая история, другая эстетика, иные взгляды. Нельзя же, чтобы учебная система работала, как прежде, словно фабрика, где куклам наполняют головы опилками. Школа должна растить и воспитывать творца. Но существующие программы и учебно-методические комплекты, по утверждению специалистов, для этого непригодны. Они создавались для других условий. Нужны принципиально новые, широкомасштабные разработки, ориентированные на цели образования "жителя информационного общества".
Сравнение школы с фабрикой не случайно. Это знак эпохи, и он красноречиво объясняет как общепризнанные успехи советской школы, так и сложности ее преобразования сегодня. До боли знакомо: фиксированная технология (как на конвейере), строгая нормативная регламентация (шаг влево, шаг вправо...), единые инструменты и приемы (делай, как я). Это - образовательная парадигма индустриальной эпохи, обеспечившая немалые успехи и достижения цивилизации. Именно так было создано (заметьте: во всех странах!) массовое образование в условиях ограниченного доступа к информации.
Что тут сказать - теперича не то, что давеча. Ключи ко всему богатству знаний, накопленных человечеством, вручены каждому. Свободный доступ к информации является неотъемлемым правом любого гражданина. Это право, действительно, уже не только декларируется, но и обеспечивается, в том числе операторами телекоммуникационных сетей, интернет-провайдерами, всей инфраструктурой глобальной мировой Сети.
Научить подрастающее поколение жить и работать в быстро изменяющейся среде обитания - важнейшая из задач школы. Вот тут к месту вспомнить о модернизации: существующие методы и формы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут составляющие нового содержания обучения.
Недавно в Казани прошла конференция по интенсификации учебного процесса. Кто-то воскликнет: помилуйте, о какой интенсификации может идти речь, если дети и так выбиваются из последних сил! Тем не менее, говорить об этом надо, и надо делать все, чтобы обучение стало более эффективным. Как ни парадоксально звучит, только тогда, не опуская высокой интеллектуальной планки и обеспечивая нормальное усвоение самых трудных программ, удастся сохранить силы и здоровье подростков, сделать их развитие более успешным и гармоничным.
Давайте послушаем знаменитого Билла Гейтса: "Компьютеры, и в особенности Интернет, предлагают множество разных видов образования. Есть около 50 теорий, описывающих разные индивидуальные стили обучения. Сильно упрощая, они сводятся к тому, что некоторые лучше воспринимают материал зрительно, некоторые на слух, некоторые - решая задачи и т.д. Большинство из нас учится, используя комбинации этих методов. С помощью компьютера информация может быть представлена в самых разных формах".
Далее автор книги "Бизнес со скоростью мысли" продолжает: "Компьютерные технологии могут изменить способы обучения с традиционного - учителя, рассказывающего что-то у доски, на те, что в большей степени используют естественное любопытство человека. Вопросами перехода от дидактического обучения к экспериментальному занимались еще в 1899 году Джон Леви и другие реформаторы образования. Но настоящие возможности для этого появились только сейчас, вместе с виртуальным пространством".
Реальные контуры такого, можно сказать - нереального пространства обозначились в нашей республике после того, как школы получили от Правительства Татарстана 9 тысяч новейших компьютеров. Одновременно осуществлялись поставки этой техники за счет федерального бюджета, а также местных источников финансирования. В общей сложности региональная система образования получила к настоящему времени около 15 тысяч компьютеров и стала первой в России, где все до единой школы оснащены компьютерными классами.
Теперь многое нам видится в новом свете. А вчерашние проблемы кажутся детскими болезнями. Слов нет, значение информатики как таковой очень велико. Однако в последнее время стало очевидным, что нет никакого смысла изучать компьютер как предмет: он должен стать для ученика тетрадью, учебником и библиотекой, с его помощью должны изучаться все возможные школьные предметы. Примерно то же самое можно сказать и об учителе - необходимо в совершенстве овладеть универсальным средством обучения, практически использовать удивительное многообразие материалов, включая мультимедийные, способствовать превращению "закрытой" школы в "открытую". Главное состоит в том, чтобы научить детей учиться и чтобы это осталось у них на всю жизнь.
Вообще-то ни один и ни тысяча умных машин не делают школу открытой. Эта открытость возникает только при их взаимосвязи. То есть нужны коммуникации. А обеспечить надежное сообщение между школами, хоть в городе, хоть в деревне, очень непросто. Впрочем, на периферии задача усложняется многократно, становится почти неразрешимой. Здесь уместно, по-моему, повторить слова министра В.Филиппова, приведенные в прошлой публикации:
- Большая проблема - подсоединение сельских школ к Интернету. В Сеть можно выйти тремя путями. Первый - с помощью оптико-волоконного провода. Это очень дорогостоящий процесс. Второй - подключиться через модем. Это тоже практически невозможно, потому что на всю сельскую школу, как правило, приходится один телефон. Третий путь вообще нереальный - с помощью спутникового телефона, который работает и в тайге, и в пустыне и стоит, естественно, безумных денег. Но надо принимать какое-то решение. Президент В.Путин одобрил нашу идею - это трансляция в одну сторону со спутника сигналов на компьютерные тарелки-приставки. Таким образом мы будем транслировать в каждую сельскую школу электронные образовательные программы.
Чтобы прояснить ситуацию в нашем регионе, достаточно привести один факт: даже в миллионной Казани с ее оптико-волоконными наворотами 94 процента школ располагают одним-единственным телефоном, и бедная Казанская ГТС уверяет, что "нет технической возможности" установить второй...
Пробуют у нас и спутниковые технологии, хотя и не совсем удачно, например, для того чтобы из Новошешминска соединяться с Казанью...через Москву. К счастью, есть и более удачные попытки решить наболевшую проблему. Компания "БанКорп" внесла изящное техническое предложение, которое позволяет по одному проводу, сохраняя действующий телефон, беспрепятственно работать в Интернете. Как говорится, дешево и сердито.
А что дальше? Естественно, мы ухватились за эту соломинку. Была разработана по опыту Эстонии программа "Прыжок барса", которая вошла в большую "Программу развития образования в г.Казани с 2000 по 2005 год". Развивается наш информационно-диагностический центр, получивший скоростной доступ в Интернет. Создаются электронная библиотека и виртуальная татарская гимназия. Казанские школы подсоединяются к новому информационному порталу с помощью выделенных линий. Кстати, тот же "БанКорп" обеспечил выход в мировую паутину райцентра Актаныш, где в нынешнем году проходил республиканский августовский педсовет.
Как видно, все более реальными становятся перспективы воплощения в жизнь проекта создания Региональной образовательной сети Татарстана (РОСТ). Этот проект сопоставим для нашего региона по своим масштабам с другими известными международными проектами, но...
Если знаменитый "Интел" по программе "Обучение для будущего" инвестирует в республику 45 тысяч долларов для организации центра обучения учителей, то информационно-финансовая корпорация "БанКорп" предоставила для реализации проекта РОСТ телекоммуникационное оборудование более чем на 100 тысяч долларов. При этом подключение школ осуществляется практически бесплатно, а при эксплуатации отсутствует абонентская плата.
Важен также и следующий момент: в региональной сети, где школы соединены с оператором по выделенным линиям, местный обмен информацией (не через спутник же!) может быть организован без дополнительной оплаты. Создание такой среды для общения и педагогов, и детей, и родителей означает фактически рождение школы нового типа - сетевой школы, обладающей огромным творческим потенциалом.
Школа-сеть способна увлечь самых инертных учеников благодаря интерактивному характеру обучения, индивидуальному подходу к каждому школьнику, чего сегодняшняя школа никак обеспечить не способна. Интерактивный электронный курс хорош тем, что он занимается именно с тобой, заставляя быть постоянно включенным в процесс обучения, с ним не отсидишься на "камчатке", пережидая, пока отличник Петров отвечает у доски. Постоянное включение в процесс обучения повышает его эффективность вдвое, а то и втрое.
Качественное преобразование школьной системы Татарстана предполагает как интенсивное использование образовательных ресурсов Интернета, так и интенсивное использование собственной информационной базы с применением новейших технических средств и высокоскоростной передачи информации в целях предоставления широкого спектра образовательных услуг. Развертывание региональной сети с доступом к ней в любой точке позволяет решить проблему равного доступа к образованию, включая малокомплектные школы в деревнях.
Я убежден, что даже в глухомани образование может быть элитным. Что касается национальных ресурсов, то ими могут воспользоваться не только жители республики, но и все, кто в России или за ее пределами имеет желание изучать татарский язык, татарскую историю, татарскую культуру.
И все-таки пойдет ли школа в РОСТ? Судя по темпам развития связи, в том числе на селе, это вполне реально. Значит, школа-сеть может возникнуть, если операторы связи, в конце концов, найдут общий язык. И много еще разных "если", которые порождает переломное время. Среди этих условий главное - приоритетность образования. Как говорил Герберт Уэллс, цивилизация - это гонка между образованием и катастрофой.
"Общество должно быть заинтересовано в том, - подчеркивает Президент Татарстана М.Шаймиев, - чтобы в стране развивалось информационное образование, и принимать непосредственное участие в реформировании учебно-воспитательного процесса. Лишь тогда мы можем говорить о его подлинном человеческом измерении".
Чему учить и как учить? - об этом задумался журналист Е.Лисин после встречи с министром образования России В.Филипповым. Статья с таким заголовком увидела свет в номере от 10.10.02. Сегодня - продолжение разговора. Настоящая публикация, порожденная инициативой казанской компании "БанКорп" - крупного провайдера интернет-услуг - по созданию региональной образовательной сети, затрагивает глубинные пласты поднятой темы.
Размышлениями по этому поводу делится директор городского информационно-диагностического центра Казанского управления образования Мударис Кавиевич Каюмов.
Размышлениями по этому поводу делится директор городского информационно-диагностического центра Казанского управления образования Мударис Кавиевич Каюмов.
Это страшное слово "реформа"
Двойственность чувств (хотя и не из-за двоек в дневнике) испытываешь, предаваясь размышлениям о нынешней школе. С одной стороны, очень хорошо, что ей, родимой, удалось-таки уцелеть, несмотря на жуткие усилия авторов разрушительных реформ. Но ведь так напугали, аж слово "реформа" ныне боязно произносить. А посему мы, чиновники от образования, начиная с министра В.Филиппова, предпочитаем говорить о некоей ее модернизации.
Впрочем, это даже оптимистично, коль осталось что-то, что можно модернизировать. Есть крепкие школы и заметные в Татарстане и России учителя. Есть юные таланты, бесстрашно штурмующие олимпиады. Данияр Нургалеев из казанского лицея N 131 стал чемпионом мира по физике - теперь он студент Московского физтеха. Также без экзаменов нынче зачислен на прославленный химфак КГУ дважды чемпион мира по химии Игорь Седов из лицея N 5 того же Вахитовского района. Может быть, не зря некоторые эксперты довольно высоко оценивают отечественный стандарт образования?
Однако нельзя не видеть и другой стороны. Вернее, многих теневых сторон. Так как речь идет не об отдельных недостатках, а о суммарном воздействии негативных факторов. Выражается оно, как признал недавно на встрече с лучшими учителями страны Президент В.Путин, в простой, но страшной вещи: сегодня нагрузка на учеников "запредельна". Занимаясь целую смену в классе, они еще получают кучу заданий на дом. Эта потогонная система беспощадна к ребятишкам и буквально подрывает их здоровье, что наверняка аукнется в будущем.
Цифры поражают. Почти сто процентов школьников страдают гастритом и сколиозом. Резко прогрессируют близорукость, болезни глаз. По данным Госсанэпидслужбы, за последние пять лет на две трети возросла подверженность ребят болезням системы кровообращения, на треть успели ухудшиться показатели заболеваемости эндокринной и мочеполовой систем. Да и другие "бяки" слишком рано стали приставать к совсем еще незрелой поросли.
А за что боремся-то? Куда стремимся? В элитных учебных заведениях ответы на эти вопросы понятны. Иная ситуация в обычных школах с рядовым контингентом. Кстати, несколько лет назад таковых было обследовано целых две тысячи. И в итоге обнаружилась неутешительная картина: 50 процентов учащихся не усваивают даже половины учебных программ по физике, химии, биологии.
Как повысить эффективность учебного процесса? С точки зрения сторонников беспрерывной зубрежки, надо еще больше требовать от школяров. И тогда какой-нибудь семиклассник должен в классе и дома напряженно работать даже не по 10 часов в день, как сейчас, а по 12-14 часов. Вот он, безумный запредел!
Что же делать?
...И куда от этого деться? Ведь на дворе XXI век! Динамика научно-технического прогресса такова, что каждые семь лет объем знаний удваивается, при этом качественно меняясь. К тому же у нас в стране, шутка ли, произошла смена общественно-политического строя: новая история, другая эстетика, иные взгляды. Нельзя же, чтобы учебная система работала, как прежде, словно фабрика, где куклам наполняют головы опилками. Школа должна растить и воспитывать творца. Но существующие программы и учебно-методические комплекты, по утверждению специалистов, для этого непригодны. Они создавались для других условий. Нужны принципиально новые, широкомасштабные разработки, ориентированные на цели образования "жителя информационного общества".
Сравнение школы с фабрикой не случайно. Это знак эпохи, и он красноречиво объясняет как общепризнанные успехи советской школы, так и сложности ее преобразования сегодня. До боли знакомо: фиксированная технология (как на конвейере), строгая нормативная регламентация (шаг влево, шаг вправо...), единые инструменты и приемы (делай, как я). Это - образовательная парадигма индустриальной эпохи, обеспечившая немалые успехи и достижения цивилизации. Именно так было создано (заметьте: во всех странах!) массовое образование в условиях ограниченного доступа к информации.
Что тут сказать - теперича не то, что давеча. Ключи ко всему богатству знаний, накопленных человечеством, вручены каждому. Свободный доступ к информации является неотъемлемым правом любого гражданина. Это право, действительно, уже не только декларируется, но и обеспечивается, в том числе операторами телекоммуникационных сетей, интернет-провайдерами, всей инфраструктурой глобальной мировой Сети.
Научить подрастающее поколение жить и работать в быстро изменяющейся среде обитания - важнейшая из задач школы. Вот тут к месту вспомнить о модернизации: существующие методы и формы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут составляющие нового содержания обучения.
Недавно в Казани прошла конференция по интенсификации учебного процесса. Кто-то воскликнет: помилуйте, о какой интенсификации может идти речь, если дети и так выбиваются из последних сил! Тем не менее, говорить об этом надо, и надо делать все, чтобы обучение стало более эффективным. Как ни парадоксально звучит, только тогда, не опуская высокой интеллектуальной планки и обеспечивая нормальное усвоение самых трудных программ, удастся сохранить силы и здоровье подростков, сделать их развитие более успешным и гармоничным.
Давайте послушаем знаменитого Билла Гейтса: "Компьютеры, и в особенности Интернет, предлагают множество разных видов образования. Есть около 50 теорий, описывающих разные индивидуальные стили обучения. Сильно упрощая, они сводятся к тому, что некоторые лучше воспринимают материал зрительно, некоторые на слух, некоторые - решая задачи и т.д. Большинство из нас учится, используя комбинации этих методов. С помощью компьютера информация может быть представлена в самых разных формах".
Далее автор книги "Бизнес со скоростью мысли" продолжает: "Компьютерные технологии могут изменить способы обучения с традиционного - учителя, рассказывающего что-то у доски, на те, что в большей степени используют естественное любопытство человека. Вопросами перехода от дидактического обучения к экспериментальному занимались еще в 1899 году Джон Леви и другие реформаторы образования. Но настоящие возможности для этого появились только сейчас, вместе с виртуальным пространством".
Методы виртуальные, возможности реальные
Реальные контуры такого, можно сказать - нереального пространства обозначились в нашей республике после того, как школы получили от Правительства Татарстана 9 тысяч новейших компьютеров. Одновременно осуществлялись поставки этой техники за счет федерального бюджета, а также местных источников финансирования. В общей сложности региональная система образования получила к настоящему времени около 15 тысяч компьютеров и стала первой в России, где все до единой школы оснащены компьютерными классами.
Теперь многое нам видится в новом свете. А вчерашние проблемы кажутся детскими болезнями. Слов нет, значение информатики как таковой очень велико. Однако в последнее время стало очевидным, что нет никакого смысла изучать компьютер как предмет: он должен стать для ученика тетрадью, учебником и библиотекой, с его помощью должны изучаться все возможные школьные предметы. Примерно то же самое можно сказать и об учителе - необходимо в совершенстве овладеть универсальным средством обучения, практически использовать удивительное многообразие материалов, включая мультимедийные, способствовать превращению "закрытой" школы в "открытую". Главное состоит в том, чтобы научить детей учиться и чтобы это осталось у них на всю жизнь.
Вообще-то ни один и ни тысяча умных машин не делают школу открытой. Эта открытость возникает только при их взаимосвязи. То есть нужны коммуникации. А обеспечить надежное сообщение между школами, хоть в городе, хоть в деревне, очень непросто. Впрочем, на периферии задача усложняется многократно, становится почти неразрешимой. Здесь уместно, по-моему, повторить слова министра В.Филиппова, приведенные в прошлой публикации:
- Большая проблема - подсоединение сельских школ к Интернету. В Сеть можно выйти тремя путями. Первый - с помощью оптико-волоконного провода. Это очень дорогостоящий процесс. Второй - подключиться через модем. Это тоже практически невозможно, потому что на всю сельскую школу, как правило, приходится один телефон. Третий путь вообще нереальный - с помощью спутникового телефона, который работает и в тайге, и в пустыне и стоит, естественно, безумных денег. Но надо принимать какое-то решение. Президент В.Путин одобрил нашу идею - это трансляция в одну сторону со спутника сигналов на компьютерные тарелки-приставки. Таким образом мы будем транслировать в каждую сельскую школу электронные образовательные программы.
Чтобы прояснить ситуацию в нашем регионе, достаточно привести один факт: даже в миллионной Казани с ее оптико-волоконными наворотами 94 процента школ располагают одним-единственным телефоном, и бедная Казанская ГТС уверяет, что "нет технической возможности" установить второй...
Дешево и... изящно
Пробуют у нас и спутниковые технологии, хотя и не совсем удачно, например, для того чтобы из Новошешминска соединяться с Казанью...через Москву. К счастью, есть и более удачные попытки решить наболевшую проблему. Компания "БанКорп" внесла изящное техническое предложение, которое позволяет по одному проводу, сохраняя действующий телефон, беспрепятственно работать в Интернете. Как говорится, дешево и сердито.
А что дальше? Естественно, мы ухватились за эту соломинку. Была разработана по опыту Эстонии программа "Прыжок барса", которая вошла в большую "Программу развития образования в г.Казани с 2000 по 2005 год". Развивается наш информационно-диагностический центр, получивший скоростной доступ в Интернет. Создаются электронная библиотека и виртуальная татарская гимназия. Казанские школы подсоединяются к новому информационному порталу с помощью выделенных линий. Кстати, тот же "БанКорп" обеспечил выход в мировую паутину райцентра Актаныш, где в нынешнем году проходил республиканский августовский педсовет.
Как видно, все более реальными становятся перспективы воплощения в жизнь проекта создания Региональной образовательной сети Татарстана (РОСТ). Этот проект сопоставим для нашего региона по своим масштабам с другими известными международными проектами, но...
Если знаменитый "Интел" по программе "Обучение для будущего" инвестирует в республику 45 тысяч долларов для организации центра обучения учителей, то информационно-финансовая корпорация "БанКорп" предоставила для реализации проекта РОСТ телекоммуникационное оборудование более чем на 100 тысяч долларов. При этом подключение школ осуществляется практически бесплатно, а при эксплуатации отсутствует абонентская плата.
Важен также и следующий момент: в региональной сети, где школы соединены с оператором по выделенным линиям, местный обмен информацией (не через спутник же!) может быть организован без дополнительной оплаты. Создание такой среды для общения и педагогов, и детей, и родителей означает фактически рождение школы нового типа - сетевой школы, обладающей огромным творческим потенциалом.
Школа-сеть способна увлечь самых инертных учеников благодаря интерактивному характеру обучения, индивидуальному подходу к каждому школьнику, чего сегодняшняя школа никак обеспечить не способна. Интерактивный электронный курс хорош тем, что он занимается именно с тобой, заставляя быть постоянно включенным в процесс обучения, с ним не отсидишься на "камчатке", пережидая, пока отличник Петров отвечает у доски. Постоянное включение в процесс обучения повышает его эффективность вдвое, а то и втрое.
Качественное преобразование школьной системы Татарстана предполагает как интенсивное использование образовательных ресурсов Интернета, так и интенсивное использование собственной информационной базы с применением новейших технических средств и высокоскоростной передачи информации в целях предоставления широкого спектра образовательных услуг. Развертывание региональной сети с доступом к ней в любой точке позволяет решить проблему равного доступа к образованию, включая малокомплектные школы в деревнях.
Я убежден, что даже в глухомани образование может быть элитным. Что касается национальных ресурсов, то ими могут воспользоваться не только жители республики, но и все, кто в России или за ее пределами имеет желание изучать татарский язык, татарскую историю, татарскую культуру.
И все-таки пойдет ли школа в РОСТ? Судя по темпам развития связи, в том числе на селе, это вполне реально. Значит, школа-сеть может возникнуть, если операторы связи, в конце концов, найдут общий язык. И много еще разных "если", которые порождает переломное время. Среди этих условий главное - приоритетность образования. Как говорил Герберт Уэллс, цивилизация - это гонка между образованием и катастрофой.
"Общество должно быть заинтересовано в том, - подчеркивает Президент Татарстана М.Шаймиев, - чтобы в стране развивалось информационное образование, и принимать непосредственное участие в реформировании учебно-воспитательного процесса. Лишь тогда мы можем говорить о его подлинном человеческом измерении".
Оригинал статьи см. по адресу www.rt-online.ru/numbers/education/?ID=5952.
Записал Альянс Сабиров, газета "Республика Татарстан", 12 декабря 2002 г.