Публикации > Просмотр публикации
Тихий вандализм
Появится ли храм и мечеть в парке Победы
Погромы, конфликты, войны чаще всего начинаются с ничтожного повода. Противостояние кубанских скинхедов и армян в апреле этого года вспыхнуло из-за того, что футболист-армянин из местной футбольной команды не забил гол. Осетино-ингушский конфликт начался на дискотеке. В Набережных Челнах все тоже началось вроде бы с мелочи: три старушки - активистки татарского национального движения и еще пять неустановленных человек разрушили строящуюся православную церковь...
Об этом случае "Известия" подробно писали ("Большинство стерпит", номер за 18 ноября 2002 года). Тогда казалось, что в результате грамотных действий местной городской власти конфликт исчерпан. Но на днях конфликт разгорелся с новой силой. Масла в огонь подлило решение городского суда, который, опираясь на генплан 1973 года, отменил постановление главы местной администрации о выделении земли под возведение храма святой Татьяны. Старушки и те, кто за ними стоит, празднуют победу. Они победили. Не мусульмане и не татары, а просто они. А мы проиграли. Не православные и не русские, а просто мы.
Почему Набережные Челны стали гнездом татарского национализма - загадка для многих, в том числе и для самих челнинцев. Притеснений вроде никаких. В Челнах 43 процента татар и 47 процентов русских, 4 православных храма и 12 мечетей. В республике в целом русских и татар примерно поровну, количество мечетей перевалило за тысячу, православных храмов - 146. Две недели назад журналисты из местной телекомпании попросили нашего корреспондента, который находился в Набережных Челнах в командировке, прокомментировать произошедшее. И очень удивились, когда узнали: в России у их города стойкая репутация националистического гнезда, многие даже не знают, что кроме националистов в Челнах есть КамАЗ.
Местные журналисты, власти, правоохранительные органы до сих пор были склонны рассматривать историю со старушками, разрушившими строящийся храм, как мелкий инцидент городского масштаба. Напомним предысторию. 1 октября нынешнего года в местное благочиние позвонил неизвестный и сообщил, что молодые люди ломают стены строящейся рядом с парком Победы церкви. На месте преступления правоохранительные органы застали лишь трех пенсионерок - Наилю Фазлыеву, Марзию Шакирову и Асию Зиннурову, которые не отрицали своей причастности к произошедшему. Городская прокуратура предъявила им обвинение по трем статьям - умышленное уничтожение чужого имущества, вандализм и возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. После "Норд-Оста" две из них даже были помещены в СИЗО, но вскоре отпущены. Интересный факт: решение о выборе Шакировой и Зиннуровой в качестве меры пресечения заключения под стражу вынес судья-татарин. А судья-русский, который решал аналогичный вопрос в отношении Фазлыевой, нашел эту меру чрезмерной.
Женщины сами подали несколько судебных исков - против городской администрации и против прокуратуры. Они обвиняют городские власти в нарушении генерального плана застройки Набережных Челнов. Действия прокуратуры суд признал обоснованными: уничтожение имущества - преступление независимо от того, на какой земле оно стоит. В следственной части городской прокуратуры "Известиям" сказали, что уже в конце декабря дело может быть передано в суд и грозит злоумышленницам от двух до четырех лет. Что же касается отвода земли под строительство храма, то судья Ильшат Абдуллин признал его незаконным и своим решением отменил постановление прежнего мэра.
Администрация Набережных Челнов намерена на текущей неделе обжаловать решение городского суда. Об этом вчера заявил "Известиям" исполняющий обязанности главы администрации Геннадий Емельянов. Секретарь Набережночелнинского благочиния Виталий Сидоренко тоже заявил о намерении оспаривать вердикт.
Муфтий Татарстана Гусман Исхаков прокомментировал инцидент по принципу "взять все и поделить":
- Моя позиция такова, если это парк Победы и там нет ни синагоги, ни мечети, то там не должно быть и храма. А если и строить чего-нибудь, то обязательно храмы всех трех конфессий.
Примерно в том же духе высказался и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Встречаясь накануне с лидерами местного общества русской культуры, он сделал такое заявление:
- Мы осуждаем вандализм в любом виде. Даже если считать, что решение о строительстве православного храма в челнинском парке Победы было ошибочным, сегодня надо искать достойный выход. Возможно, выход в том, чтобы построить в этом же парке и мечеть, тем самым обеспечить баланс интересов.
Осталось только убедить в этом самих старушек. Одна из них, Наиля Фазлыева, на этот счет высказала такое мнение:
- Зачем это? Представьте себе, на одной и той же площади будут и колокола звонить, и муэдзин кричать - вот уже и религиозный конфликт.
Нет, Наиля. Религиозный конфликт - это совсем другое.
Появится ли храм и мечеть в парке Победы
Погромы, конфликты, войны чаще всего начинаются с ничтожного повода. Противостояние кубанских скинхедов и армян в апреле этого года вспыхнуло из-за того, что футболист-армянин из местной футбольной команды не забил гол. Осетино-ингушский конфликт начался на дискотеке. В Набережных Челнах все тоже началось вроде бы с мелочи: три старушки - активистки татарского национального движения и еще пять неустановленных человек разрушили строящуюся православную церковь...
Об этом случае "Известия" подробно писали ("Большинство стерпит", номер за 18 ноября 2002 года). Тогда казалось, что в результате грамотных действий местной городской власти конфликт исчерпан. Но на днях конфликт разгорелся с новой силой. Масла в огонь подлило решение городского суда, который, опираясь на генплан 1973 года, отменил постановление главы местной администрации о выделении земли под возведение храма святой Татьяны. Старушки и те, кто за ними стоит, празднуют победу. Они победили. Не мусульмане и не татары, а просто они. А мы проиграли. Не православные и не русские, а просто мы.
Почему Набережные Челны стали гнездом татарского национализма - загадка для многих, в том числе и для самих челнинцев. Притеснений вроде никаких. В Челнах 43 процента татар и 47 процентов русских, 4 православных храма и 12 мечетей. В республике в целом русских и татар примерно поровну, количество мечетей перевалило за тысячу, православных храмов - 146. Две недели назад журналисты из местной телекомпании попросили нашего корреспондента, который находился в Набережных Челнах в командировке, прокомментировать произошедшее. И очень удивились, когда узнали: в России у их города стойкая репутация националистического гнезда, многие даже не знают, что кроме националистов в Челнах есть КамАЗ.
Местные журналисты, власти, правоохранительные органы до сих пор были склонны рассматривать историю со старушками, разрушившими строящийся храм, как мелкий инцидент городского масштаба. Напомним предысторию. 1 октября нынешнего года в местное благочиние позвонил неизвестный и сообщил, что молодые люди ломают стены строящейся рядом с парком Победы церкви. На месте преступления правоохранительные органы застали лишь трех пенсионерок - Наилю Фазлыеву, Марзию Шакирову и Асию Зиннурову, которые не отрицали своей причастности к произошедшему. Городская прокуратура предъявила им обвинение по трем статьям - умышленное уничтожение чужого имущества, вандализм и возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. После "Норд-Оста" две из них даже были помещены в СИЗО, но вскоре отпущены. Интересный факт: решение о выборе Шакировой и Зиннуровой в качестве меры пресечения заключения под стражу вынес судья-татарин. А судья-русский, который решал аналогичный вопрос в отношении Фазлыевой, нашел эту меру чрезмерной.
Женщины сами подали несколько судебных исков - против городской администрации и против прокуратуры. Они обвиняют городские власти в нарушении генерального плана застройки Набережных Челнов. Действия прокуратуры суд признал обоснованными: уничтожение имущества - преступление независимо от того, на какой земле оно стоит. В следственной части городской прокуратуры "Известиям" сказали, что уже в конце декабря дело может быть передано в суд и грозит злоумышленницам от двух до четырех лет. Что же касается отвода земли под строительство храма, то судья Ильшат Абдуллин признал его незаконным и своим решением отменил постановление прежнего мэра.
Администрация Набережных Челнов намерена на текущей неделе обжаловать решение городского суда. Об этом вчера заявил "Известиям" исполняющий обязанности главы администрации Геннадий Емельянов. Секретарь Набережночелнинского благочиния Виталий Сидоренко тоже заявил о намерении оспаривать вердикт.
Муфтий Татарстана Гусман Исхаков прокомментировал инцидент по принципу "взять все и поделить":
- Моя позиция такова, если это парк Победы и там нет ни синагоги, ни мечети, то там не должно быть и храма. А если и строить чего-нибудь, то обязательно храмы всех трех конфессий.
Примерно в том же духе высказался и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Встречаясь накануне с лидерами местного общества русской культуры, он сделал такое заявление:
- Мы осуждаем вандализм в любом виде. Даже если считать, что решение о строительстве православного храма в челнинском парке Победы было ошибочным, сегодня надо искать достойный выход. Возможно, выход в том, чтобы построить в этом же парке и мечеть, тем самым обеспечить баланс интересов.
Осталось только убедить в этом самих старушек. Одна из них, Наиля Фазлыева, на этот счет высказала такое мнение:
- Зачем это? Представьте себе, на одной и той же площади будут и колокола звонить, и муэдзин кричать - вот уже и религиозный конфликт.
Нет, Наиля. Религиозный конфликт - это совсем другое.
Газета «Известия», 11 декабря 2002 г.