Публикации > Просмотр публикации
Мигранты: обуза или подспорье?
- Должен сразу сказать, что упомянутая вами квота установлена на год и по нашим предложениям, так же, как по предложениям с мест устанавливались квоты для других регионов. При этом важно понимать, что реально мы можем принять не три тысячи иностранцев, а много больше: согласно Закону РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание без учета квоты получают иностранные граждане, родившиеся в РСФСР; признанные нетрудоспособными и имеющие сына или дочь - граждан РФ; имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации. Под эту квоту не попадают также иностранцы, состоящие в браке с гражданами РФ.
Что же касается "квотируемых", то для входящих в эту категорию в первую очередь облегчается их правовое положение. Получившие разрешение на временное проживание согласно квоте уже не должны получать у нас разрешение на работу, такое право им предоставляется автоматически, они лишь обязаны раз в год проходить переучет, а по истечении трех лет могут это разрешение продлить.
- Привлекает, думаю, стабильность - политическая и экономическая. До недавнего времени абсолютным большинством мигрантов являлись вынужденные переселенцы - граждане Российской Федерации. Они были вынуждены покинуть обжитые места из-за языковых, национальных, конфессиональных притеснений. Сейчас основная причина - экономическая. Сегодня в республике около 6 тысяч человек имеют статус вынужденного переселенца, преимущественно это русские и татары, представителей иных национальностей - 11 процентов. Селятся они главным образом в городах.
Хотя есть места компактного поселения в сельской местности, например, в Высокогорском, Тюлячинском районах.
Почти 50 процентов таких приезжих имеют высшее и среднее специальное образование. Среди них немало ученых, высококвалифицированных специалистов. 56 процентов - это люди трудоспособного возраста, более 32 процентов - подростки и дети, остальные - пожилые, нетрудоспособные.
- Они обладают всеми правами граждан Российской Федерации, в том числе, например, на образование, медицинскую помощь. Дополнительно им могут быть предоставлены беспроцентная ссуда на приобретение жилья сроком до десяти лет, а также безвозмездные субсидии для этой же цели. Естественно, если реализуются какие-то республиканские программы, например, по газификации, дома вынужденных переселенцев стороной не обходят. Но льгот этот статус не дает. Хотя если вынужденные переселенцы имеют право на льготы на основании российских нормативных документов, они их получают. Это участники Великой Отечественной войны, чернобыльцы, многодетные семьи.
- Эти люди едут к нам на заработки. Вообще не нужно видеть в миграции из дальнего зарубежья только негативные стороны. Возьмем хотя бы такой пример. Если в предприятие вложены инвестиции из-за рубежа, его руководитель может привлекать к работе до 50 процентов иностранцев. Но он обязан принять и такое же количество граждан РФ. Еще один немаловажный момент. Законом установлено, что за каждого иностранца работодатель ежегодно вносит в бюджет республики по три тысячи рублей плюс тысячу вносит сам работник. Эти дополнительные доходы могут быть направлены на развитие социальной сферы. К тому же с их зарплаты удерживаются налоги.
- ...А также и полное бесправие таких мигрантов. Тот, кто привлекает их к работе, не заботится о надлежащих условиях труда, зарплату дает невысокую, о каких-то социальных гарантиях и речи не идет. Легализация мигрантов нужна, прежде всего, им самим.
Сейчас Правительство России вынесло распоряжение о миграционных картах. Их отсутствие у иностранных граждан будет означать, что они - нелегалы. Отсюда и все вытекающие последствия.
- Она должна быть частью политики государственной. Нужно пересмотреть свое отношение к мигрантам: это не обуза для государства, а серьезная ресурсная база. В России назревает демографический кризис: смертность давно уже превысила рождаемость, экономика страны испытывает дефицит трудовых ресурсов... Правильно построенная миграционная политика поможет смягчить эту проблему. Можно, конечно, говорить, что и своим-то работы не хватает, но в реальности количество вакансий на биржах труда значительно больше числа желающих устроиться на работу.
Миграционную политику необходимо сделать осмысленной, контролируемой и прозрачной. Введение квоты на временное проживание - реальный шаг на пути к этому.
Три тысячи человек официальных мигрантов (иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на временное проживание) - такую квоту для Татарстана на 2003 год установило Правительство России.
Разумеется, квоты установлены соответствующим постановлением и для других регионов - чтобы упорядочить поток мигрантов и их распределение по территории страны. Что это значит и как строится работа с мигрантами в нашей республике?
Об этом рассказывает заместитель руководителя Управления по делам миграции МВД РТ Алексей Ефимов.
- Должен сразу сказать, что упомянутая вами квота установлена на год и по нашим предложениям, так же, как по предложениям с мест устанавливались квоты для других регионов. При этом важно понимать, что реально мы можем принять не три тысячи иностранцев, а много больше: согласно Закону РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание без учета квоты получают иностранные граждане, родившиеся в РСФСР; признанные нетрудоспособными и имеющие сына или дочь - граждан РФ; имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации. Под эту квоту не попадают также иностранцы, состоящие в браке с гражданами РФ.
Что же касается "квотируемых", то для входящих в эту категорию в первую очередь облегчается их правовое положение. Получившие разрешение на временное проживание согласно квоте уже не должны получать у нас разрешение на работу, такое право им предоставляется автоматически, они лишь обязаны раз в год проходить переучет, а по истечении трех лет могут это разрешение продлить.
- Привлекает, думаю, стабильность - политическая и экономическая. До недавнего времени абсолютным большинством мигрантов являлись вынужденные переселенцы - граждане Российской Федерации. Они были вынуждены покинуть обжитые места из-за языковых, национальных, конфессиональных притеснений. Сейчас основная причина - экономическая. Сегодня в республике около 6 тысяч человек имеют статус вынужденного переселенца, преимущественно это русские и татары, представителей иных национальностей - 11 процентов. Селятся они главным образом в городах.
Хотя есть места компактного поселения в сельской местности, например, в Высокогорском, Тюлячинском районах.
Почти 50 процентов таких приезжих имеют высшее и среднее специальное образование. Среди них немало ученых, высококвалифицированных специалистов. 56 процентов - это люди трудоспособного возраста, более 32 процентов - подростки и дети, остальные - пожилые, нетрудоспособные.
- Они обладают всеми правами граждан Российской Федерации, в том числе, например, на образование, медицинскую помощь. Дополнительно им могут быть предоставлены беспроцентная ссуда на приобретение жилья сроком до десяти лет, а также безвозмездные субсидии для этой же цели. Естественно, если реализуются какие-то республиканские программы, например, по газификации, дома вынужденных переселенцев стороной не обходят. Но льгот этот статус не дает. Хотя если вынужденные переселенцы имеют право на льготы на основании российских нормативных документов, они их получают. Это участники Великой Отечественной войны, чернобыльцы, многодетные семьи.
- Эти люди едут к нам на заработки. Вообще не нужно видеть в миграции из дальнего зарубежья только негативные стороны. Возьмем хотя бы такой пример. Если в предприятие вложены инвестиции из-за рубежа, его руководитель может привлекать к работе до 50 процентов иностранцев. Но он обязан принять и такое же количество граждан РФ. Еще один немаловажный момент. Законом установлено, что за каждого иностранца работодатель ежегодно вносит в бюджет республики по три тысячи рублей плюс тысячу вносит сам работник. Эти дополнительные доходы могут быть направлены на развитие социальной сферы. К тому же с их зарплаты удерживаются налоги.
- ...А также и полное бесправие таких мигрантов. Тот, кто привлекает их к работе, не заботится о надлежащих условиях труда, зарплату дает невысокую, о каких-то социальных гарантиях и речи не идет. Легализация мигрантов нужна, прежде всего, им самим.
Сейчас Правительство России вынесло распоряжение о миграционных картах. Их отсутствие у иностранных граждан будет означать, что они - нелегалы. Отсюда и все вытекающие последствия.
- Она должна быть частью политики государственной. Нужно пересмотреть свое отношение к мигрантам: это не обуза для государства, а серьезная ресурсная база. В России назревает демографический кризис: смертность давно уже превысила рождаемость, экономика страны испытывает дефицит трудовых ресурсов... Правильно построенная миграционная политика поможет смягчить эту проблему. Можно, конечно, говорить, что и своим-то работы не хватает, но в реальности количество вакансий на биржах труда значительно больше числа желающих устроиться на работу.
Миграционную политику необходимо сделать осмысленной, контролируемой и прозрачной. Введение квоты на временное проживание - реальный шаг на пути к этому.
Наиля Мазитова, Газета "Время и Деньги", 18 декабря 2002 г.