Публикации > Просмотр публикации
Художественная школа ТАССР началась с Урманче

В сентябре 1926 года, окончив в Москве ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), будущий народный художник Татарстана и России, основоположник татарского изобразительного искусства Баки Урманче отдает много сил для возрождения и укрепления Казанской художественной школы (тогда техникума), куда устраивается работать завучем и преподавателем.

Он был четвертым ребенком, первым сыном и рос в счастливой семье имама деревенской мечети Идриса и мастерицы-вышивальщицы Махджубы Урманче в деревне Куль Черкене ныне Буинского района Татарстана. Вышивка и ткачество, рисование узоров, народные промыслы были неотъемлемыми занятиями в семье Урманче. Десяти лет Баки приехал в Казань с уже оформившимся желанием научиться хорошо рисовать. Но в медресе рисованию не учили, а двери художественной школы для татар были практически закрыты. Урманче много ездил по стране. В юности был шахтером Донбасса, рабочим Надеждинских заводов на Урале, в годы Первой мировой войны служил в Средней Азии. Лишь после Октябрьской революции, в 1918 году, работая в Глазове школьным инспектором, он получает первые уроки рисования в местной художественной студии.

Урманче стоял у истоков татарского профессионального изобразительного искусства. Это первый художник из татар, получивший высшее профессиональное образование в советском художественном вузе: сначала в Казанских свободных художественных мастерских, куда поступил в 1919 году, затем во ВХУТЕМАСе в Москве, на двух факультетах, скульптуре - в мастерской А. Голубкиной, и живописи - у А. Шевченко. В Казани художник не только преподавал, но и создавал собственные полотна, организовал художественно-керамические мастерские, делал иллюстрации, руководил секцией искусства в Доме татарской культуры. В 1929 году Урманче попал под первую волну сталинских репрессий и по обвинению в национализме с младшим братом Хади оказался в Соловецком лагере особого назначения. Вернулся один через 5 лет. В Казани прежней жизни уже не было, и художник переехал в Москву, со временем его приняли в Союз художников, посылали в творческие командировки на нефтепромыслы Башкирии, шахты Донбасса, его работы получили признание. В 1934 году он принял участие в Первой выставке молодых художников России.

В 1937-м Урманче стал членом Московского отделения Союза художников, с 1941 года жил и работал в Алма-Ате. Лучшие его работы того времени по живописи и графике созданы именно там: портреты Абая, Амангельды, Ауэзова, пейзажи, натюрморты. С 1952 года - Самарканд, Ташкент. После долгих лет скитаний по Подмосковью, Белому морю, Средней Азии Урманче удачно работал по оформлению Декады татарского искусства и литературы в Москве в 1958 году. Заложив начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте, 60-летний Урманче уехал на родину, в Казань.

Возвращение в родные места стало для него могучим импульсом творческого вдохновения. В Казани он создал основные скульптурные работы, портреты деятелей татарской культуры. В 1976 году в родных местах Тукая, в селе Кырлай, Урманче сотворил уникальный Тукаевский комплекс, в котором все - от здания музея до декоративного оформления - выполнено по его замыслу и проектам. Умер Баки Идрисович 6 августа 1990 года, прожив 93 года, в зените славы, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства.

Наиля БИЛАЛОВА
"Наш дом - Татарстан" N 2, июнь 2010


Смотрите также:

Публикации