Публикации > Просмотр публикации
КАМАЗ строили представители всех народов СССР

«Как Магнитка и ДнепроГЭС, Уралмаш и Братская ГЭС, освоение целинных земель, КАМАЗ по праву войдет в летопись выдающихся свершений советского народа» - эти слова генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева были произнесены, когда 16 февраля 1976 года с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошел первый камский грузовик. «КАМАЗ строила вся страна», - так говорили об этом событии в СССР.

К середине 60-х годов прошлого века экономике СССР стало не хватать парка грузовых автомобилей. Необходимо было выпустить новый современный грузовик грузоподъемностью от 8 до 20 тонн. Ни одному из действующих автомобильных заводов страны такая задача была не под силу. В августе 1969 года Совет Министров СССР принял Постановление о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в городе Набережные Челны. 13 декабря того же года был вынут первый ковш земли на площадке строительства Камского автозавода. В декабре 1969-го началось сооружение ударными темпами комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей и дизельных двигателей, объявленное всесоюзной стройкой. Через семь лет его первая очередь была принята в эксплуатацию. К 1980 году в Набережных Челнах было выпущено более 200 тысяч грузовых автомобилей восьми модификаций.

Все, кто приезжал по комсомольской путевке и по зову сердца на строительство КАМАЗа и Набережных Челнов, вспоминают, что тогда, в семидесятые годы прошлого века, это был Советский Союз в миниатюре. Украинцы, армяне, чуваши, чеченцы, узбеки, марийцы, удмурты, грузины, башкиры, азербайджанцы, литовцы… Все были объединены одной главной целью - построить лучший в мире автогигант. В первые годы строительства, утверждают первопроходцы, работа была очень тяжелой, особенно весной и осенью. Сильный ветер, дождь, грязь, распутица, а нужно под открытым небом рыть траншеи, выносить строительный мусор. И хотя по комсомольским путевкам приезжали шоферы, отделочники, плиточники, в основном, как тогда шутили, все работали водителями БСЛ - Большой Строительной Лопаты. И лозунг был один на всех: «Бери больше - кидай дальше!»

- Даже табасаранцы, которых и в Дагестане-то можно по пальцам пересчитать, были у меня в многонациональном стройотряде, - вспоминает Владимир Кудряшов, который с августа 1973 по июль 1974 года возглавлял Всесоюзный строительный отряд «Дружба» имени 50-летия ВЛКСМ. - Отряд создавался под эгидой ЦК КПСС, в отличие от обычного, студенческого, его «собирали по крохам» со всего Советского Союза: по нескольку человек от каждой союзной республики и от каждой автономии и области России. Всего в «Дружбе» было 1900 человек 86 национальностей. Это и шахтеры с Украины, и хлопкоробы из Средней Азией, и румыны с гуцулами из Молдавии, и малочисленные народы Севера. Но межнациональной розни не было никогда!

И это несмотря на то, что в отряде оказался представитель подпольной молодежной фашистской организации (сейчас она легализована) - русский парень из Эстонии. Как-то раз его задержали за хулиганство, посадили за барьер, а он сидел и что-то все время напевал. И вдруг один из членов нашей Боевой комсомольской дружины (БКД) как ударит его в лицо! Мы ничего не поняли, а он нам объяснил: «Так этот прибалт фашистский гимн поет»! Больше подобных фактов не повторялось.

Наоборот, представители разных национальностей обогащали друг друга. И если в первый приезд на КАМАЗ их расселяли в общежитиях строго по признаку землячества, то потом они сами просили их «перемешивать», настолько дружно общались друг с другом. К тому же стало доброй традицией устраивать вечера украинской песни или грузинского танца.

- Все, кто приезжал на Всесоюзную ударную стройку, были очень активны, радостны, - признается Кудряшов. - Такое ощущение с того времени осталось, что жили и работали с удовольствием.

Наталья ВЯТКИНА
"Наш дом - Татарстан" N 2, июнь 2010


Смотрите также:

Публикации