Публикации > Просмотр публикации
Ящик вдоль и поперек

Что нас заставляет каждый день нажимать на кнопку телевизора и сидеть перед ним порой несколько часов подряд, переключая с канала на канал, в ущерб прогулке на свежем воздухе, общению с близкими, возможности почитать хорошую книжку...

Да мало ли дел можно было бы сделать, освободившись от этой зависимости! Да, да - зависимости. Психологи утверждают, что с некоторых пор просмотр телепередач стал первичной необходимостью для человека.

"Изумительное чудовище"

По данным социологических исследований, в 55 процентах семей телевизор работает, даже если его никто не смотрит в этот момент, а в 47 процентах, то есть почти в каждой второй семье, имеется два телевизора.

Этот божок занимает в квартире красный угол. Ежедневно вокруг него, как на молебен, собираются семьями и внимают его проповедям. Голубой экран диктует, во что нам одеваться, что есть, как себя вести, на какие ценности ориентироваться. Сейчас уже трудно представить себе, как же люди жили и чем они занимались до 50-х годов XX столетия, до появления этого "изумительного чудовища", по меткому определению артиста Михаила Козакова.

По порядку номеров - рассчитайсь!

Дважды в год GFK ВЦИОМ Медиа, фирма, занимающаяся социологией медиасредств, проводит подсчет телевизионных рейтингов. Последние исследования в Казани проводились в конце прошлого, 2002 года. Заказчиками этих исследований являются рекламные агентства и телеканалы. Телеканалами движет не тщеславие. С развитием телерынка рекламные отделы на каждом ТВ стали развиваться в полноценные рекламные агентства, которые предлагают своим клиентам комплекс услуг, начиная с маркетинговых исследований и заканчивая полным циклом медиапланирования. Только за прошедший год рекламный рынок, например в Москве, вырос почти в два раза. Растут вложения в рекламу и в регионах. Высокий рейтинг канала является приманкой для рекламодателей и залогом финансовой стабильности.

Реклама является хлебом насущным для народившихся в последнее десятилетие коммерческих каналов. Они зависят от этих средств гораздо сильнее, чем государственные, в руках которых сосредоточены 65 процентов средств рынка телерекламы (речь идет, прежде всего, об общероссийском ТV-рынке).

Тем более интересно, что в Казани вторую позицию после лидирующего ОРТ (32,1 процента) занимает коммерческая телекомпания "Эфир" (21,1). Почему "Эфир" уступает ОРТ - понятно. Гораздо интереснее, как "Эфир" обскакал не только местные каналы, но и статусный РТР?

Конкурировать можно двумя способами: либо делать то же, что и остальные, но лучше, либо заниматься развитием одного направления, сосредоточив на нем все силы.

Популярность "Эфира", по мнению его гендиректора Андрея Григорьева, объясняется независимостью и нацеленностью на широкую аудиторию. Информировать и развлекать - вот два главных концептуальных постулата этого канала. К слову, 87 процентов людей считают телевизор основным источником информации.

В рейтинге новостных программ эфировский "Город" (33,4 процента) опередил даже "Время" производства ОРТ (25,9). Причем третью позицию на пьедестале занимает тоже эфировская "Республика" (19,5). Не секрет, что людей в первую очередь интересует происходящее в непосредственной близости от них, то есть местные новости. Вместе с тем оправдывают себя и средства, щедро вложенные каналом в производство новостей. В казанской новостной службе "Эфира" работают около ста человек, и это, не считая республиканских корпунктов. На сегодняшний день ни одна другая телекомпания в Казани не может себе позволить потратить столько средств на содержание штата и техническое оснащение. Еще одна составляющая успеха заключается в кадровом ресурсе. Ведущие сотрудники "Эфира" прошли стажировку в американских телекомпаниях и досконально изучили стандарты американских новостей, коих и придерживаются.

По узкой, но надежной тропинке развлекаловки движется СТС (15,1 процента), который видит в качестве объекта молодежную аудиторию. Занимаемая им третья позиция в рейтинге каналов подтверждает востребованность избранного ими профильного направления.

РТР (11,8 процента) уступает СТС четыре процента. Этот канал в сознании обывателя всегда был производным от Первого канала. Концепции их мало чем отличаются. Приблизительно одинаковый по телеингредиентам коктейль тематических программ. Что устаревает на ОРТ, плавно перетекает на РТР. Попыталось РТР переплюнуть "старшего брата", закрутило проект "Стань звездой", так "брат" тоже не дремлет. Получите "Фабрику звезд". Но все-таки по инициации идей Первый канал опередить трудно. Точнее, по средствам, которыми он располагает на закупку лицензированных проектов, начиная с "Последнего героя" и заканчивая целым сонмом игрищ.

Если с крупными кусками рейтингового пирога все понятно, то по мере их мельчания разобраться становится все сложнее. Перепрыгивание каналов с одной частоты на другую рождает путаницу не только в головах зрителей, но и при подсчете рейтингов. Достаточно высокая цифра - 7,7 процента - позиционирует ГТРК "Татарстан" как относительно успешную компанию. Надо признать, что этот телеканал имеет невысокий, но очень стабильный показатель аудитории. ГТРК может гордиться своим, проверенным годами зрителем. Но то, что в прайм-тайм ГТРК частично транслирует продукцию отпочковавшегося ТНВ, придает неоднозначность достигнутому результату.

В свою очередь, ТНВ имеет только 1,4 процента. Похоже, татароязычные зрители немного заблудились после разделения этих каналов.

Гендиректор ТНВ Ильшат Аминов считает, что в исследованиях ВЦИОМ Медиа велик момент случайности, поскольку их результаты основываются на дневниковых записях. Более точными считаются показания так называемых пиплметров - приборов, устанавливаемых на телевизор, с помощью которых фиксируется пребывание зрителя на определенном канале в каждую единицу времени. Тем не менее важность рейтинга как отправной точки в построении нового канала и осмыслении верности намеченных направлений для него неоспорима. Поэтому сейчас фонд общественного мнения готовит для ТНВ телерейтинг по республике. Исследование, заказанное ТНВ, охватывает крупные города, несколько городов, имеющих население до 100 тысяч, и несколько разных деревень в разных точках республики. Оно ставит своей целью оценить положение ТНВ на телерынке в республике, а не только в столице. При этом результат ТНВ в исследовании ВЦИОМ Аминов считает достойным для канала, который к этому времени работал лишь два месяца.

- То, что нас заметили, уже хорошо, - говорит он.

Трансляция "Культуры" в прайм-тайм вообще прекращается на территории Казани. "Вариант" (3,3 процента), вещающий на частоте REN ТV, тихо-мирно набирает аудиторию телесериалами.

НТВ имеет чуть больше ТНВ -1,7 процента. Скорее всего, сказываются проблемы с приемом канала на большей части Казани.

В итоге лидируют компании, не жалеющие денег, четко представляющие свою аудиторию и сумевшие нащупать свой путь продвижения на региональном рынке.

Любит-не-любит

Популярность отдельных передач имеет значение не меньшее, чем рейтинг канала в целом. Реклама - серьезная барышня. Цель рекламного агентства – не просто закидать телеэкран объявлениями и роликами, а определить целевую аудиторию потребителя того или иного вида товара или услуг, разработать наиболее точную стратегию их продвижения на рынке.

Вместе с тем исследование дает интересную и показательную картину предпочтений общества. Что люди смотрят? Помимо новостей, о которых речь шла выше, в первую очередь - кино и телесериалы. И тут тройку лидеров составляют ОРТ (17 процентов), РТР (15,06) и СТС (13,3). Только центральные каналы могут позволить себе потратить огромные деньги на показ новых крупнобюджетных блок-бастеров. Нечего беспокоиться и СТС, имеющему раскрученный брэнд "Кино в 21.00".

Мыльные оперы держат у экранов всех, но в большей степени женщин и подростков. Наиболее популярными прошедшей осенью были "Семейные узы" ОРТ (20,3 процента) и "Бригада" (19,8). Интересно, но если женщины и подростки являются поклонниками мультсериала "Бэтман" на СТС, то мужчины с теми же подростками предпочитают "Принцессу Сиси" на REN TV.

Как ни странно, но среди игровых шоу ОРТ пальму первенства держит бородатое "Поле чудес" (28,3 процента). Все-таки вера в чудеса и надежда на свалившийся с неба приз неистребимы в россиянах. Не противореча этому утверждению, следующей по популярности игрой является "Кто хочет стать миллионером?" (20,5). Высок рейтинг передачи "Жди меня" (22,4). Разумеется, основной аудиторией этих программ являются женщины. А вот мужчины интересуются не только спортом и новостями, но и сериалом "Доисторический мир" на телеканале "Культура", а также подвигами "Горца".

Тинейджеры, похоже, торчат на СТС. Сорвав "Большой куш", сидя в "Кресле" в окружении "Гарема", они с упоением смотрят "Зачарованных" и "Королеву джунглей". Но их также интересуют "Диалоги о животных" на РТР и, как ни странно, "Семнадцать мгновений весны".

Из эфировской продукции по-прежнему большую популярностью имеет "Прямая связь" (19 процентов). Возможность в интерактивном режиме пообщаться с чиновниками актуальна для казанцев. Не теряет привлекательности и утренняя "Проснись и пой". На ТРТ рейтинговыми являются новостная программа 'Татарстан" и "Точка опоры", а на ТНВ - Татарстан хэбэрлэрэ", "Мужское дело" и "Видео-спорт".

В общем, восхищаясь или возмущаясь, телевизор смотрят почти все и почти каждый день. Те же социологи утверждают, что не смотрят телевизор никогда лишь 2 процента населения страны.

Газета "Восточный экспресс", 28 января 2003 г.