Публикации > Просмотр публикации
Ренат Ибрагимов: "Россия должна слышать голос всех своих народов!”

Я держу в руках видеокассету, на ней написано: «Знаменитый певец, отправляясь на гастроли в Италию, благодаря растяпе-импресарио попадает в круговорот невероятных приключений... Его ждут белоснежная яхта, роскошные красавицы, крутые мафиози, неподкупные полицейские, вилла в Неаполе и, конечно же, любовь... - фильм «Итальянский контракт», в главной роли певец Ренат Ибрагимов».

Ренат Ибрагимов? - спросит читатель. - Что-то очень знакомое... Ах, да!

Но, вспомнив о прекрасном артисте. напрасно будет крутить ручку радиоприемника и нажимать на кнопки телевизионного пульта: из какофонии современных музканалов он вряд ли услышит тот самый обаятельный, завораживающий голос... Впрочем, как не услышит и голоса многих других замечательных певцов и артистов, которые еще совсем недавно заставляли замирать сердца миллионов слушателей. Сегодня все эти Ибрагимовы, Магомаевы, Толкуновы, Ободзинские - «отстой» для «дуркующих» в музэфирах ви- и ди-джеев: другие юноши поют другие песни...

Впрочем, справедливости ради и сами они не очень стремятся светиться в нынешней пестро-разноцветной музтусовке, оберегая и свое имя и свой взгляд на искусство, записываются в студиях, дают живые концерты. Совсем недавно, попав на один такой концерт, который оказался юбилейным - 55 лет исполнилось Ренату Ибрагимову, - я был приятии удивлен количеством зрителей и VIP персон, приехавших на событие в концертный зал гостиницы «Космос». А когда смолкли последние овации, подумал: нет, не иссякла в людях потребность в высоком искусстве.

Сегодня в нашей гостиной народный артист Каракалпакской ССР, народный артист Татарстана, народный артист России, лауреат Государственной премии и международной премии «Пилар» Ренат ИБРАГИМОВ.



- Ренат Исламович, давайте вспомним вехи вашего артистическиго пути...

- В 1973 году я окончил Казанскую консерваторию по классу сольного пения и был принят солистом в Театр оперы и балета им. Джалиля (г. Казань). Здесь я спел ведущие партии классического репертуара - Яго в «Отелло» Д.Верди, Демона в одноименной опере А.Рубинштейна, Фигаро в «Свадьбе Фигаро» В.А.Моцарта, Игоря в «Князе Игоре» А.Бородина. В те же времена, не оставляя оперной сцены, стал выступать и в различных эстрадных концертах и конкурсах. Тогда же ко мне пришли успех и признание как эстрадного певца, я стал сотрудничать с классиками советской эстрады - А. Бабаджаняном, Ю. Саульским, О. Фельцманом, М. Фрадкиным, Р. Паулсом. Д. Тухмановым, А. Морозовым, Е. Мартыновым. Однако и здесь не забывал классику: пел романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского.

- Но все-таки вы, как и Магомаев, отдали предпочтение эстраде, почему?

- Свойство характера. Эстрада предполагает более активную и динамичную жизнь - это было по мне.

- Вы в последние годы, как, впрочем, многие другие певцы 70-х - 80-х, оказались невостребованным у современных воротил шоу-бизнеса... Вам не обидно?

- У меня лично обиды нет. Мне не стыдно за то. что я сделал в музыке. впрочем, я ведь и сейчас много записываюсь и выступаю.

Обидно, пожалуй, за многих настоящих профессионалов - музыкантов и исполнителей, которые уехали из страны, спились, погибли, как Валерий Ободзинский, Женя Мартынов. Сегодня таких профессионалов нет. Сегодня есть супер-аппаратура, которая позволяет даже безголосым певцам исправлять неверно взятую ноту... Обидно, кстати, и за наше молодое поколение, лишенное общения с большим эстрадным искусством.

- Кто же лишил их этого? Кто виноват?

- Думаю, что наше правительство, не сумевшее или не захотевшее понять, что необходимо как-то остановить вал музыкальной бессмыслицы и туфты, обрушившийся на страну. Так постепенно шоу-бизнес и связанные с ним журналы, газеты, муз-каналы целенаправленно выращивали для себя из молодого поколения нового потребителя. Это им удалось. Сегодняшние тинейджеры практически не могут слышать ни гармонии, ни мелодии, ни осмысленного текста.

- Концертов у вас стало меньше... Чем же, Ренат, вы занимались?

- Я работал над голосом, строил музыкальный центр в Казани, создавал театр песни в Москве, снимал кино.

- Кино?

- Да, Как продюсер и исполнитель главной роли в фильме «Итальянский контракт». Правда, к тому времени, когда я его выпустил, в стране под напором американских боевиков и приватизации кинотеатров рухнул российский кинопрокат и показать фильм мне удалось лишь на нескольких кинофестивалях. Правда, выпустил фильм на видео. Актерский опыт у меня был. к тому же работать с такими партнерами, как Ольга Кабо и Леонид Броневой, плохо нельзя.

- Поговорим, Ренат, о другом. Например, о| том, почему Волгу в Татарстане называют Идель.

- Это более древнее ее название. Волгой Идель позднее называли славяне. Название пошло от слова «булгары» - именно так назывались предки современных татар, которые проживали на берегах Идели. Кстати, «Театр песни Рената Ибрагимова», который я создал в Москве, так и называется - «Идель».

- Кто ваши зрители и слушатели?

- У нас большая интернациональная программа, хотя здания у нас пока нет и мы работаем на арендованной площадке. Открытие в Москве первого музыкального татарского театра даст возможность и москвичам и гостям столицы знакомиться с самобытной национальной культурой, ее лучшими представителями. Кстати, вы знаете, какая самая большая по численности нация в России после русских?

- Москвичи бы вам ответили, что это азербайджанцы.

- Нет. Татары.

- Откуда вообще пошли татары?

- Я уже говорил о булгарах. Словом «татары», вернее, «тартары» - означающем «тьма» - европейцы называли огромное многонациональное войско во времена Золотой орды. В этом войске были русские, булгары, чуваши, народы Кавказа. Тогда, к слову, Русь была мощным богатым государством. Мало кто знает, что именно при хане Батые на Руси было построено самое большое количество монастырей. Мона стыр - татарское слово сочетание, оно означало крепость для отставных одиноких воинов. Строились монастыри за счет государства, они наделялись землями и освобождались от налогов.

- А вот в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» татары рушат храм...

- В том же фильме, вы помните, храмы и строят. Но вы говорите о жестокой княжеской междоусобице. Там же, кстати, люди одного из русских князей ослепляют строителей храма. У татар и русских много общего в истории. Вот, скажем, кто такая героиня русских сказок Баба Яга?

- Нехорошая старая женщина.

- Бабай-ага - татарское обращение к пожилому уважаемому человеку. Скажем, когда в средние века приезжал сборщик налога (дайн), а налог равнялся 10% и назывался «десятиной», или же когда брали каждого десятого ребенка в профессиональную действующую армию (причем ребенка любой национальности), то какая-нибудь мама могла сказать очень расшалившемуся малышу, что за ним придет этот самый Бабай-ага... Это были чиновники-налоговики своего времени. Сегодня, однако, налоговики берут побольше.

- Я был недавно в Татарстане. Там строится много мечетей. Это что, ислам наступает?

- До революции 17-го года в Поволжье было по одному мулле (учителю) на 10 человек, было много мечетей, сейчас идет их восстановление.

- Татарстан не отделится от России?

- Да вы что! Татарстан неотделим от России. Как это Россия отделится от России?..

- Ренат, вы живой монумент советской эстрады. Все помнят ваше имя. Вы верите, что ваша слава вернется? Ведь сегодня вновь мода на музыкальное ретро.

- Вы напомнили мне недавний случай, произошедший со мной на кинофестивале в Анапе. Одна зрительница, услышав мое имя на концерте, нашла меня после выступления и спросила:

«А правда, что вы сын того самого Рената Ибрагимова?» Я удивленно посмотрел на нее, и она, смутившись, добавила: «Ой, извините, вы, конечно же, внук!» Вот вам и ретро. Впрочем, я не гонюсь за модой.

- Однако вы в своем театре работаете над мюзиклом «Шурале». Это дань моде? Сегодня все ставят мюзиклы - «Норд-Ост», «Нотр-Дам», «Чикаго», «42-я улица», «Метро».

- Мюзиклами я увлекся еще лет 15-20 назад. «Шурале» -спектакль на основе народного татарского эпоса. Из-за нехватки свободного времени посмотрел лишь «Норд-Ост» и «Метро». «Норд-Ост», пожалуй, будет посильнее иного бродвейского мюзикла, «Метро» послабее.

- Когда, по-вашему, мы сможем увидеть «Шурале» или ваш театр, скажем, по телевидению?

- Когда, видимо, телевидение перестанет навязывать однотипную музпродукцию, когда оно позволит людям выбирать, что им нравится, когда в телеэкране перестанет из года в год крутиться одна и та же семейная тусовка из десятка одних и тех же артистов. Мы много работаем, побывали уже в Америке, в Нью-Йорке и Чикаго. Я верю в наш успех.

- Вот Газманова часто «крутят». Его, видимо, очень Лужков любит. Когда же мэр Москвы полюбит театр «Идель»?

- Лужков при встречах со мной даже иногда по-татарски несколько фраз говорит...

- Он что же, татарин?

- Вряд ли. Может, что-то отдаленное есть. Как, впрочем, у всех русских.

- А с Путиным не общались?

- С Владимиром Владимировичем общались на приеме в Кремле. Он обещал приехать в наш театр, так что ждем...

- Самым веселым из президентов, кажется, был у нас Борис Николаевич Ельцин - в Германии оркестром дирижировал. Не встречались?

- Ну как же! Пели, обнявшие!., «Из-за острова на стрежень».

- А с Шаймиевым?

- Президент Татарстана больше любит слушать. Мы с ним давние знакомцы. Когда он еще в министерства мелиорации и строительства работал. Даже помогал мне дачу строить под Казанью.

- Ренат, что бы вы сделали в первую очередь, окажись на месте министра культуры?

- Попытался бы выстроить внятную государственную политику в сфере культуры. Чтобы, скажем, вернулся телеканал «Общественное российское телевидение», но только чтобы действительно соответствовал своему назначению, чтобы в нем присутствовали и были представлены темы, интересующие широкие слои многонационального населения России.

Налоги ведь государству платят и башкиры, и татары, и чуваши, а мы видим в основном одесский юмор или Игоря Крутого в окружении его тусовки. А вы никогда не задумывались как журналист над тем, что многие межнациональные трения в России могут иметь место в том числе и потому, что в средствах массовой информации нет никакой национальной политики? Зачастую Россия не видит и не слышит народы, ее, собственно, населяющие!

- Есть ли у вас какое-нибудь хобби?

- Обожаю русскую баню!

- А что из национальной кухни особенно любите?

- Вареники.

-(?)

- Не удивляйтесь, я ведь родился во Львове, в семье военного.

- Так вы, Ренат, выходит, «западэньський»?

- Выходит, что я западэньський татарин...

- Ну, приехали...

- Да у нас в России ведь так все перемешалось.

- Это точно. Ну что же, успехов вам, Ренат, и удачи.

- Спасибо. До встречи.



С Ренатом ИБРАГИМОВЫМ беседовал Геннадии РОГОВ


Журнал "Журналист", N1, 2003 г.