Публикации > Просмотр публикации
Татарстан живет по федеральной Конституции
"У Государственного Совета Татарстана не было никакого умысла уклоняться от решений судебных органов", – заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС Николаю Сорокину председатель республиканского парламента Фарид Мухаметшин.
Как уже сообщалось, 31 января т.г. Верховный суд Татарстана оставил без удовлетворения заявление заместителя Генерального прокурора РФ об установлении факта уклонения Государственного Совета республики от исполнения судебных решений. Речь идет о неправомерном, с точки зрения заявителя, воспроизведении в новой редакции Конституции РТ норм и положений, ранее признанных судебными решениями не соответствующими федеральным законам, недействующими и не подлежащими применению.
– Мы считаем, что совершенно правомерно воспроизвели в новой редакции Основного закона Татарстана положение об ограниченном суверенитете республики, который выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения. На это вполне однозначно указывается в статье 73 Конституции Российской Федерации", – сказал Председатель Государственного Совета РТ. – Более того, в своей позиции мы опираемся и на другие нормы Конституции РФ: о том, что "статус республики" определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ч.1 ст. 66); что республика в составе Федерации есть государство (ч.2 ст. 5); на положения о "суверенных" республиках в составе Российской Федерации (ч. 1 Заключительных и переходных положений раздела 2 Конституции РФ).
В этом смысле, – продолжил Ф. Мухаметшин, – правомочным выступает и наше стремление конституционно закрепить знание кандидатом на пост Президента Татарстана двух государственных языков – татарского и русского. Что, кстати, абсолютно не противоречит ч. 2 и 3 ст. 68 Конституции России: "Республики вправе устанавливать свои государственные языки"; "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Поэтому говорить о том, что наша позиция идет вразрез с конституционными нормами Российского государства в данном случае, на мой взгляд, не приходится.
На состоявшемся судебном заседании представители Госсовета внесли пять ходатайств с просьбой перенести рассмотрение заявления прокурора на более поздний срок и провести его с участием представителей Президента РТ, ученых-экспертов, либо вовсе прекратить судопроизводство, поскольку органы прокуратуры не имеют полномочий проверять в порядке надзора конституционные вопросы – это прерогатива Конституционного суда РФ. Однако судья отклонил все ходатайства, что свидетельствует, по мнению Председателя Госсовета Татарстана, о принципиальной позиции судьи.
Напомним, что вскоре после принятия Закона РТ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан" в апреле прошлого года в парламент республики поступил протест Генеральной прокуратуры РФ в лице заместителя Генерального прокурора. Этот протест, как полагается, был рассмотрен на сессии Государственного Совета РТ. Однако депутаты не смогли принять решения по протесту, не имея однозначного ответа на вопрос, который закономерно вытекает из сложившейся правовой ситуации: может ли суд общей юрисдикции рассматривать требования прокуратуры о признании противоречащими федеральному законодательству конституций и уставов субъектов Федерации? По мнению Ф. Мухаметшина, федеральная Конституция не дает суду такого права.
Председатель Госсовета республики напомнил, что подготовка и принятие новой редакции Конституции Татарстана проходила в атмосфере широкой гласности. Для разработки законопроекта была создана авторитетная Конституционная комиссия, куда входили известные юристы, ученые, политики, депутаты. Проект закона, вносящий изменения в действующую Конституцию, был опубликован, прошел обсуждение на сессиях местных Советов народных депутатов и в СМИ. Во время его рассмотрения имевшиеся от Прокурора РТ замечания и предложения были учтены в виде поправок. Поэтому, получив протест прокуратуры, депутаты образовали специальную рабочую комиссию, которая, тщательно проанализировав каждую из оспоренных статей Основного закона, рекомендовала парламенту республики обратиться с запросом в Конституционный суд России.
Верховный суд Татарстана счел доводы представителей Государственного Совета республики убедительными для того, чтобы оставить заявление заместителя Генерального прокурора РФ без удовлетворения. Итогом судебных слушаний, таким образом стало заключение о том, что татарстанский парламент нельзя обвинить в "недисциплинированности".
"У Государственного Совета Татарстана не было никакого умысла уклоняться от решений судебных органов", – заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС Николаю Сорокину председатель республиканского парламента Фарид Мухаметшин.
Как уже сообщалось, 31 января т.г. Верховный суд Татарстана оставил без удовлетворения заявление заместителя Генерального прокурора РФ об установлении факта уклонения Государственного Совета республики от исполнения судебных решений. Речь идет о неправомерном, с точки зрения заявителя, воспроизведении в новой редакции Конституции РТ норм и положений, ранее признанных судебными решениями не соответствующими федеральным законам, недействующими и не подлежащими применению.
– Мы считаем, что совершенно правомерно воспроизвели в новой редакции Основного закона Татарстана положение об ограниченном суверенитете республики, который выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения. На это вполне однозначно указывается в статье 73 Конституции Российской Федерации", – сказал Председатель Государственного Совета РТ. – Более того, в своей позиции мы опираемся и на другие нормы Конституции РФ: о том, что "статус республики" определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ч.1 ст. 66); что республика в составе Федерации есть государство (ч.2 ст. 5); на положения о "суверенных" республиках в составе Российской Федерации (ч. 1 Заключительных и переходных положений раздела 2 Конституции РФ).
В этом смысле, – продолжил Ф. Мухаметшин, – правомочным выступает и наше стремление конституционно закрепить знание кандидатом на пост Президента Татарстана двух государственных языков – татарского и русского. Что, кстати, абсолютно не противоречит ч. 2 и 3 ст. 68 Конституции России: "Республики вправе устанавливать свои государственные языки"; "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Поэтому говорить о том, что наша позиция идет вразрез с конституционными нормами Российского государства в данном случае, на мой взгляд, не приходится.
На состоявшемся судебном заседании представители Госсовета внесли пять ходатайств с просьбой перенести рассмотрение заявления прокурора на более поздний срок и провести его с участием представителей Президента РТ, ученых-экспертов, либо вовсе прекратить судопроизводство, поскольку органы прокуратуры не имеют полномочий проверять в порядке надзора конституционные вопросы – это прерогатива Конституционного суда РФ. Однако судья отклонил все ходатайства, что свидетельствует, по мнению Председателя Госсовета Татарстана, о принципиальной позиции судьи.
Напомним, что вскоре после принятия Закона РТ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан" в апреле прошлого года в парламент республики поступил протест Генеральной прокуратуры РФ в лице заместителя Генерального прокурора. Этот протест, как полагается, был рассмотрен на сессии Государственного Совета РТ. Однако депутаты не смогли принять решения по протесту, не имея однозначного ответа на вопрос, который закономерно вытекает из сложившейся правовой ситуации: может ли суд общей юрисдикции рассматривать требования прокуратуры о признании противоречащими федеральному законодательству конституций и уставов субъектов Федерации? По мнению Ф. Мухаметшина, федеральная Конституция не дает суду такого права.
Председатель Госсовета республики напомнил, что подготовка и принятие новой редакции Конституции Татарстана проходила в атмосфере широкой гласности. Для разработки законопроекта была создана авторитетная Конституционная комиссия, куда входили известные юристы, ученые, политики, депутаты. Проект закона, вносящий изменения в действующую Конституцию, был опубликован, прошел обсуждение на сессиях местных Советов народных депутатов и в СМИ. Во время его рассмотрения имевшиеся от Прокурора РТ замечания и предложения были учтены в виде поправок. Поэтому, получив протест прокуратуры, депутаты образовали специальную рабочую комиссию, которая, тщательно проанализировав каждую из оспоренных статей Основного закона, рекомендовала парламенту республики обратиться с запросом в Конституционный суд России.
Верховный суд Татарстана счел доводы представителей Государственного Совета республики убедительными для того, чтобы оставить заявление заместителя Генерального прокурора РФ без удовлетворения. Итогом судебных слушаний, таким образом стало заключение о том, что татарстанский парламент нельзя обвинить в "недисциплинированности".
Пресс-центр Государственного Совета Республики Татарстан, 5 февраля 2003 г.