В минувший понедельник в Казани высадился внушительный музыкальный десант - симфонический оркестр Мариинского театра во главе с маэстро Валерием Гергиевым, наша великая землячка композитор София Губайдулина и одна из известнейших скрипачек мира Анне-Софи Муттер. Поводом приезда стали два концерта в Государственном Большом концертном зале РТ имени С.Сайдашева, один из них был благотворительным. Музыканты приехали в Казань по приглашению Президента РТ Рустама Минниханова.
Губайдулина одобрила нового главного дирижера
Концерты предварила пресс-конференция в Министерстве культуры РТ. Среди множества вопросов, которые задавали журналисты Софии Азгатовне, был и тот, что коснулся дел в Государственном симфоническом оркестре РТ, его недавно возглавил новый главный дирижер и художественный руководитель Александр Сладковский.
- Я могу только радоваться этому событию - молодой и талантливый человек взял на себя сложную задачу, верю, что он ее решит. С этим назначением у меня связаны ожидание и надежды, это еще одно важное событие в музыкальной жизни республики, думаю, что оркестр и дирижер будут работать плодотворно, - ответила Губайдулина.
Можно предположить, что София Азгатовна будет следить за тем, как работает оркестр с новым руководством, ведь, по ее словам, она считает Казань "одним из самых культурных городов мира, который имеет не только настоящее, но и будущее", и композитор гордится тем, что ее родной город вышел на международную арену. А признак действительно столичной культурной жизни - хороший симфонический оркестр.
София Губайдулина отвечала на вопросы журналистов долго и обстоятельно, она говорила о том, что внешние события ее мало интересуют, для нее важнее концентрация духа. Для нее важнее одиночество. Искусство - это абстракция, то есть обобщение множества идей в одной вещи.
Губайдулина, несмотря на возраст, а в будущем году ей исполнится 80 лет, очень востребованный композитор. У нее множество заказов, их столько, что она не со всеми может справиться. Сейчас у нее в работе концерт для 12 виолончелей, сочинения для оркестров в Амстердаме и Кливленде. Ей приносят радость встречи с талантливыми музыкантами. Ведь для того, чтобы возникло искусство, нужны исполнители, влюбленные в музыку. "Они выполняют за меня половину моей работы", - поделилась композитор. В последние годы судьба дарит ей такие встречи.
Присутствующий на пресс-конференции Валерий Гергиев был краток. Ответив всего на два вопроса, он поспешил на репетицию оркестра, который в это время уже рассаживался в БКЗ. Маэстро так редко посещает Казань, а происходящее в Мариинском театре так интересно публике, что корреспондент "ВиД" спросил Валерия Абисаловича о том, будут ли продолжаться опыты оперных постановок современных российских авторов, ведь два последних спектакля театра из этого цикла - "Очарованный странник" и "Мистерия апостола Павла" в постановке Алексея Степанюка можно назвать очень успешными.
- Спектакли, о которых вы спрашиваете, - это часть нашей философии, часть того, что должен делать крупный театр - такой, как наш, то есть театр с хорошей международной репутацией. Постановки опер, написанных недавно, а в случае с "Очарованным странником" Щедрина это произведение двадцать первого века, а "Мистерия апостола Павла" Каретникова тоже создана несколько десятилетий назад, такие сочинения должны ставиться. Обе эти оперы до нас нигде не шли. Они очень сложные - и для хора, и для солистов. Мне очень приятно, что вам понравились эти постановки, мне тоже нравится все, что в них сделано. И очень приятно, что эти оперы идут на сцене нашего нового концертного зала, наш зал - один из лучших в мире, возникших за последние десятилетия. Акустические свойства его великолепны. Надеюсь, что нашему примеру в пропаганде современной оперной музыки последуют многие в России, - ответил Валерий Гергиев.
Загадки, загадки…
Вечерний концерт, как, впрочем, и благотворительный, прошел при аншлаге. Программа его была достаточно сложной и, на мой взгляд, информационно перенасыщенной. После нежного Рихарда Штрауса прозвучал Концерт для скрипки и оркестра Софии Губайдулиной, в котором солировала одна из самых востребованных скрипачек мира Анне-Софи Муттер - ей, кстати, этот концерт и посвящен. Премьера сочинения состоялась три года назад на фестивале в Люцерне, где Муттер выступила с Берлинским симфоническим оркестром. Далее Муттер уже исполняла это сочинение Губайдулиной с оркестрами, которыми управлял Гергиев. "Мелос Губайдулиной получает абсолютную неповторимость в красочном и чувственном вибрато Анне-Софи Муттер", - написали об этом альянсе музыкальные критики. С этим может полностью согласиться казанская публика. Недаром с этой скрипачкой, обладательницей нескольких престижных музыкальных премий, среди которых многочисленные "Грэмми", так много и охотно работал Герберт фон Караян.
Этот концерт Губайдулиной загадочен - так же, как, впрочем, и вся ее музыка. В него нужно не вслушиваться - вплывать. Он - размышление о сущности времени, о том, что мы живем сегодня, и том, как все рано или поздно уходит в вечность.
Второе отделение было отдано Симфонии№4 Густава Малера, которая так же, по мнению исследователей, является одной из самых загадочных в творчестве великого композитора. Его простота и детскость - кажущиеся.
"Здесь - безоблачность иного, более возвышенного, чуждого нам мира, в нем есть нечто пугающее и страшное для нас. В последней части ("Мы вкушаем небесные радости") ребенок, который в своей детской наивности принадлежит все же этому высшему миру, объясняет, как все задумано", - поясняет один из исследователей творчества композитора.
Малер в трактовке Валерия Гергиева прозвучал акварельно легко и философски одновременно.
Один из старейших симфонических оркестров России, входящий в число двадцати лучших оркестров мира, а по рейтингу "The Financial Times" - в число десяти величайших оркестров мира, продемонстрировал отличную игру. Маэстро Гергиев, правда, выглядел немного усталым, но это и понятно при его плотном гастрольном графике. Движение в регионы - одно из приоритетных направлений деятельности этого коллектива, а не случайная акция. И это очень важно для поднятия общей музыкальной культуры в провинции. Выступать в Казани музыкантам было легко, у нас есть свой отличный коллектив - ГСО РТ, открывающий юбилейный сезон 8 октября, то есть наша публика приучена и любит серьезную музыку. Наш оркестр не намерен соперничать с оркестром Мариинского театра - в смысле материальной оснащенности мы, увы, выступаем пока в разных весовых категориях. Но на открытие сезона ГСО РТ практически уже нет билетов… Как вам такой поворот сюжета?