Публикации > Просмотр публикации
Откуда пошло название "Казань"
Версия историка Е.Кутузова об этимологии слова "Казань" - не более чем гипотеза, одна из десятков, а может, и сотен. Однако нужно отдать должное автору - он скрупулезно проанализировал наиболее популярные объяснения названия столицы Татарстана и обосновал свое собственное. Кому-то оно, возможно, покажется странным и фантастичным, но в логике и аргументации автору не откажешь.
Географические названия бывают понятными и непонятными. Но и те, что непонятны, - это не бессмысленный набор звуков, а какое-то конкретное обозначение. На географические термины действуют такие же законы эрозии, как и на элементы географического ландшафта.
Что означает название "Казань"? Ответ ищут несколько столетий. Выдвинуто несколько версий. Кратко их перечислим. Одна версия производит Казань от слова "казан" в смысле либо котел, либо котловина как деталь рельефа. По другой версии, название происходит от народа хазар, в таком случае Казань переводят как "Хазарский город". Есть версия, что название Казань произошло от личного имени Хасан. Наконец, название производят от булгарского "каш-ан" - "начало границы", так как Казань в XII веке была крепостью на северной границе Булгарии. По разным причинам все эти версии вызывают сомнения. Надо искать дальше.
Первым этимологию названия города дал А.Курбский в XVI веке. В своих записках он указал, что Казань стоит на реке Казанке, отсюда и название города. Это самое обоснованное толкование, от названий рек часто происходят названия стоящих на них городов. Все знают, что город Москва стоит на Москве-реке, Смоленск - на реке Смолке, Вильнюс - на реке Вили, а Кабул - на реке Кабул. Действительно, если названия реки и города на ее берегах совпадают, нет основания искать название города в чем-то другом.
Но это не половина ответа на вопрос, а еще меньше. Знать, что название города Москва от Москвы-реки - слабое утешение. А что же значит слово "Москва", если это не город, а река? То же самое с рекой Казанкой (Казан). Попробуй сейчас разобраться, что значит это название! Сколько веков, а то и тысяч лет оно существует, как его искажали разные народы, жившие в этих местах?
И все-таки попытаемся найти концы. Для начала выскажем предположение, что слово "казан" сложное и состоит из двух частей: "каз" и "ан". Есть ли названия, похожие на любое из этих слов?
Есть слово "Казахстан". Отбросим "стан", получим "казах" - название тюркоязычного народа, живущего в этой стране. Слово "казах" сопоставляют со словом "казак" и переводят, как "вольный", то есть человек, не подчиняющийся никому, ни от кого не зависящий. Но никто не уверен, что это толкование правильное. Посмотрим "Краткий топонимический словарь" (В.А.Никонов, М., 1996), там указано: "Этимология этнонима "вольное" предположительна". В самом деле, если казакам такое толкование еще подходит, то странно, если предки казахов соотносили себя, в сущности, с анархистами, ведь в течение всей обозримой истории они имели патриархально-родовую организацию, старейшин, ханов.
Был еще один тюркский народ с похожим названием - хазары. Звук "х" в начале слова произносим мы, а сами себя они называли "козар" или "казар". Память об этом осталась и сейчас в незатейливой игре. Более тысячи лет назад мамы пугали непослушных детей "идет козара рогатая", то есть хазарские воины в рогатых шлемах. Сейчас мамы говорят: "идет коза рогатая, идет коза бодатая..."
Как же истолковать этноним "козар"? Это слово тоже сложное: "коз/ар". Со второй частью все ясно. Уже давно обращено внимание учеными на то, что названия многих тюркских народов оканчивается на "ар": татар, булгар, авар, сувар и т.д. В этом окончании "ар" видят искаженное "арья".
Это те самые арьи, которые 3,5 тыс. лет назад завоевали Индию. Перед этим и после этого они господствовали в Великой Степи, занимались, в частности, кочевым скотоводством, как и сменившие их тюрки. Еще их называют индоевропейцами индоиранской ветви, из их числа были киммерийцы, скифы, сарматы. Было время, когда индоиранцы заполняли степь от Древнего Китая до Дуная и Карпат. Новые хозяева Великой Степи - тюрки ассимилировали индоиранцев в первые века н.э. Но при этом тюрки переняли многие элементы культуры и языка индоиранцев. В том числе осталось слово "арья" в усеченном виде в названиях многих тюркских народов.
В те далекие времена, во II тыс. до н.э., лесная зона Восточной Европы постоянно подвергалась нашествиям волн древних индоевропейцев. С запада из Приднестровья шли фатьяновцы, с юга проникали скифы, сарматы, носители абашевской культуры. Они оседали в лесостепной и лесной зонах, постепенно ассимилируясь местным финно-угорским населением - дьяковцами и ананьевцами. Память об этом сохранилась в многочисленных этнических названиях индоевропейского происхождения среди финно-угорских народов Восточной Европы: мордва, марийцы, удмурты, исчезнувшие мурома, меря... Во всех перечисленных названиях присутствует корень "мор", "мур", "мар", "мер". Объяснение этим корням тоже давно предложено. У древних праиндоевропейцев, от которых пошли все индоевропейские языки от Индии до Ирландии, было слово "mon" - мужчина, "mer" - молодой мужчина. Отсюда произошло персидское слово "мард" - "муж", в смысле "настоящий мужчина", "воин" - вспомним Мардония, полководца царя Дария из фильма "300 спартанцев". В немецком языке есть слово "манн" - одновременно "человек" и "мужчина", отсюда название германцы - "герр - ман" - "великие мужи". В латинском языке слово превратилось в "максим" - "большой", "масса", "множество чего-либо", в термин "махина", "максимальный", в имя Максим. В русском языке слово "муж" в древности означало "настоящий мужчина".
У древних индоевропейцев, как у современных немцев, многочисленные варианты этого слова означали "народ", "люди". От них оно перешло в названия финно-угорских народов Восточной Европы. Проникло оно и в тюркские языки, например, в названия половцев - "куманы", то есть "кум-маны" - "песочные люди".
Но и слово "арья" - ариец тоже осталось широко представленным в лесной зоне Восточной Европы. Принято считать, что название части мордвы - эрзя происходит от искаженного "арья". Удмуртов еще несколько веков назад называли "арами", "арскими людьми". Об этом же слове напоминают названия городов Арзамас, Ардатов, Арск.
Даже при беглом взгляде на карту легко прийти к выводу, что миграции "арьев" не могли миновать Татарстан. Разумеется, они оседали на территории нынешней республики, археологи находят в Татарстане памятники и фатьяновской, и абашевской культур. Не здесь ли искать истоки названия реки Казанки?
Видимо, когда древние булгары пришли на Среднюю Волгу, они застали здесь финно-угорский народ, в названии которого тоже были представлены указанные выше корни. Может быть, это было похоже на "мишар". То есть "ар" - арьи, "миш" - люди, народ. Здесь мы покушаемся на авторитеты, так как в науке есть мнение, что "мишар" связано со словом "мадьяр" - венгр. Есть еще название местности "мешера" на Средней Оке, оно звучит слишком похоже на "мишар", но трудно представить себе венгров в Рязанской области. Кстати, в связи с вышесказанным было бы интересно разобраться в происхождении названия реки Меши.
Совершив такой длинный экскурс в историю, вернемся снова к этнониму "казах". Не следует ли поискать его происхождение в индоиранском прошлом Казахстана? Известно, что более двух тысяч лет назад на его территории обитали массагеты. Есть попытка объяснить это название из "мас/сак/ты" - большая сакская орда. Трактовка взята из книг Л.Н.Гумилева. Но возможен и другой вариант.
Первая часть скорее означает уже известное нам слово "люди", "народ" и похоже на слово масса. Далее - "сак". Сарматы себя называли "саками", "шаками". Индоарийское племя "шакья", кстати, известно в Древней Индии, из него происходит не кто иной, как сам Будда по прозвищу "Шакьямуни". Вторая часть этого слова явно состоит в родстве с Мардонией, Максимом, Германом и республикой Марий Эл. Первая часть напоминает, что арьи пришли в Индию с далекого севера. Сак - что же значит этот корень?
Опуская длинные промежуточные рассуждения, выдадим сразу итог: саки - значит "степные". До сих пор в иных тюркских языках и в русском тоже существует слово "сакма", в значении "дорога степи", "путь по примятой траве". Видимо, у древних сарматов это слово значило "степная трасса", а возможно, "степь-матушка".
Выходит, мас/сак - "степные люди". Но поскольку все обитатели степи были степняками, для различения добавлялось в нужных случаях название племени, в данном случае - "геты". Нас оно сейчас не интересует, а вот слово "массак" рассмотрим.
При переходе из языка в язык в словах часто заменяются звуки, особенно похожие. Звук "к" легко превращается в "х", как мы уже видели на примере хазар, "с" может перейти в "з" и т.д. Вполне возможно, что в тюркском языке корень "мас" стал произноситься - "каз", а "сак" - "сах". Кстати, есть версия, что самоназвание якутов - "саха" тоже происходит от "сак".
Итак, "казах" - "каз/сах" - значит "степные люди". Есть определенная смысловая перекличка со значением "вольный человек", значение же слова ни в коем случае не сводится к нему. "Хазар", стало быть, становится "каз/ар" - "народ арьев".
Теперь можно снова вернуться на берега реки Казан/ки/. Наш длинный экскурс в историю приносит плоды - имя реки уже более понятно. Название, как уже сказано, делится на две части: "каз/ан". Первая часть понятна - это тюркизированное слово "люди, народ, человеки". Около 3 тыс. лет назад оно звучало примерно как "мас". Осталось понять вторую часть.
Обратим внимание, что с Казанкой очень сильно связаны названия на "ар", что, как мы уже знаем, происходит от слова "арьи". Перечислим: Арское поле, Арская дорога, поселок Арск. Все это располагается вдоль течения реки. Можно было бы предположить связь этих названий с удмуртами, которых, напомню, когда-то назвали "арами", но ведь Удмуртия на север от Татарстана, а Казанка течет с востока на запад, и все перечисленные названия связаны с ее южным берегом.
Логично предположить, что когда-то на берегах Казанки обитало индоевропейское племя, которое называлось "масары" - "арийские мужи/люди". В топонимике существует закон: если географическое название связано с этнонимом, то это свидетельство окраины расселения какого-либо этноса. Не может быть названия "Русский брод", например, в Тульской области, так же, как деревни "Татарская", скажем, в Балтасинском районе.
Значит, если название читается как "Река арийских людей", из этого следует, что где-то близко была граница арийцев с финно-угорским населением, которое с течением времени полностью ассимилировало пришлых арийцев. Осталось название реки (возможно, оно звучало "Марсар"). Потом пришли тюрки-булгары и "мас" передали в "каз" (как с казахами и хазарами), а вторая часть постепенно, в течение веков превратилось в формат "ан".
Кое-кто может возразить, что здесь явная натяжка. Понятно, что звуки "к" и "х" легко переходят друг в друга, так же, как "с" и "ш", но на чем основано утверждение, что "м" переходит в "к"?
Поэтому надо уточнить, что древние слова звучали не совсем так, как мы пишем. В языке праиндоевропейцев большинство согласных произносилось с придыханием, и они звучали как бы "разбавленные" звуком "х". Эта особенность хорошо сохранилась в древнеиндийском языке. Сравним: "бхага" - русское "бог", "бхарата" - русское "брат", "Синдху" - русское "Инд" (река). Такое звучание согласных было и в древнеперсидском и, насколько можно судить, - в скифском языках. Поэтому "степные люди" - "массак" звучало примерно "мхассхак". Мы здесь сломали бы язык, но древние индоевропейцы считали, что все нормально - так и надо говорить. Поэтому для инородных языков переход "мх" в "к" был не слишком труден, и вполне возможно, что такая замена произошла уже в угро-финских языках. На эту мысль наводит такой факт.
В языке луговых марийцев есть слово "каса" - жених, парень, в языке горных марийцев есть слово "касе" в том же значении. Есть основания полагать, что это уже знакомое нам "мас" - "мужи", в близком значении. Если это так, то уже угро-финны превратили реку "масар" в "касар". А пришли тюрки-булгары и непонятное для них слово переосмыслили в похожее и понятное "казан". Это часто бывает с географическими названиями. Так река "Амазулу" стала "Амазонкой", славянский "Бранибор" стал немецким "Бранденбургом", китайский "Далянь" стал русским "Порт Дальний" и т.д.
Таким образом, название "Казанка" следует понимать как сильно искаженное "река арийских людей/мужей". Следовательно, название реки очень древнее, восходит к бронзовому веку, ко II тыс. до н.э.
Прошло более двух тысяч лет, и на берегах реки возник город с таким же названием. То есть название столицы Татарстана следует понимать как "город на реке, где жили арийские мужи". Можно сказать "Арийский город", но это уже будет вольный перевод.
Версия историка Е.Кутузова об этимологии слова "Казань" - не более чем гипотеза, одна из десятков, а может, и сотен. Однако нужно отдать должное автору - он скрупулезно проанализировал наиболее популярные объяснения названия столицы Татарстана и обосновал свое собственное. Кому-то оно, возможно, покажется странным и фантастичным, но в логике и аргументации автору не откажешь.
Географические названия бывают понятными и непонятными. Но и те, что непонятны, - это не бессмысленный набор звуков, а какое-то конкретное обозначение. На географические термины действуют такие же законы эрозии, как и на элементы географического ландшафта.
Что означает название "Казань"? Ответ ищут несколько столетий. Выдвинуто несколько версий. Кратко их перечислим. Одна версия производит Казань от слова "казан" в смысле либо котел, либо котловина как деталь рельефа. По другой версии, название происходит от народа хазар, в таком случае Казань переводят как "Хазарский город". Есть версия, что название Казань произошло от личного имени Хасан. Наконец, название производят от булгарского "каш-ан" - "начало границы", так как Казань в XII веке была крепостью на северной границе Булгарии. По разным причинам все эти версии вызывают сомнения. Надо искать дальше.
Первым этимологию названия города дал А.Курбский в XVI веке. В своих записках он указал, что Казань стоит на реке Казанке, отсюда и название города. Это самое обоснованное толкование, от названий рек часто происходят названия стоящих на них городов. Все знают, что город Москва стоит на Москве-реке, Смоленск - на реке Смолке, Вильнюс - на реке Вили, а Кабул - на реке Кабул. Действительно, если названия реки и города на ее берегах совпадают, нет основания искать название города в чем-то другом.
Но это не половина ответа на вопрос, а еще меньше. Знать, что название города Москва от Москвы-реки - слабое утешение. А что же значит слово "Москва", если это не город, а река? То же самое с рекой Казанкой (Казан). Попробуй сейчас разобраться, что значит это название! Сколько веков, а то и тысяч лет оно существует, как его искажали разные народы, жившие в этих местах?
И все-таки попытаемся найти концы. Для начала выскажем предположение, что слово "казан" сложное и состоит из двух частей: "каз" и "ан". Есть ли названия, похожие на любое из этих слов?
Есть слово "Казахстан". Отбросим "стан", получим "казах" - название тюркоязычного народа, живущего в этой стране. Слово "казах" сопоставляют со словом "казак" и переводят, как "вольный", то есть человек, не подчиняющийся никому, ни от кого не зависящий. Но никто не уверен, что это толкование правильное. Посмотрим "Краткий топонимический словарь" (В.А.Никонов, М., 1996), там указано: "Этимология этнонима "вольное" предположительна". В самом деле, если казакам такое толкование еще подходит, то странно, если предки казахов соотносили себя, в сущности, с анархистами, ведь в течение всей обозримой истории они имели патриархально-родовую организацию, старейшин, ханов.
Был еще один тюркский народ с похожим названием - хазары. Звук "х" в начале слова произносим мы, а сами себя они называли "козар" или "казар". Память об этом осталась и сейчас в незатейливой игре. Более тысячи лет назад мамы пугали непослушных детей "идет козара рогатая", то есть хазарские воины в рогатых шлемах. Сейчас мамы говорят: "идет коза рогатая, идет коза бодатая..."
Как же истолковать этноним "козар"? Это слово тоже сложное: "коз/ар". Со второй частью все ясно. Уже давно обращено внимание учеными на то, что названия многих тюркских народов оканчивается на "ар": татар, булгар, авар, сувар и т.д. В этом окончании "ар" видят искаженное "арья".
Это те самые арьи, которые 3,5 тыс. лет назад завоевали Индию. Перед этим и после этого они господствовали в Великой Степи, занимались, в частности, кочевым скотоводством, как и сменившие их тюрки. Еще их называют индоевропейцами индоиранской ветви, из их числа были киммерийцы, скифы, сарматы. Было время, когда индоиранцы заполняли степь от Древнего Китая до Дуная и Карпат. Новые хозяева Великой Степи - тюрки ассимилировали индоиранцев в первые века н.э. Но при этом тюрки переняли многие элементы культуры и языка индоиранцев. В том числе осталось слово "арья" в усеченном виде в названиях многих тюркских народов.
В те далекие времена, во II тыс. до н.э., лесная зона Восточной Европы постоянно подвергалась нашествиям волн древних индоевропейцев. С запада из Приднестровья шли фатьяновцы, с юга проникали скифы, сарматы, носители абашевской культуры. Они оседали в лесостепной и лесной зонах, постепенно ассимилируясь местным финно-угорским населением - дьяковцами и ананьевцами. Память об этом сохранилась в многочисленных этнических названиях индоевропейского происхождения среди финно-угорских народов Восточной Европы: мордва, марийцы, удмурты, исчезнувшие мурома, меря... Во всех перечисленных названиях присутствует корень "мор", "мур", "мар", "мер". Объяснение этим корням тоже давно предложено. У древних праиндоевропейцев, от которых пошли все индоевропейские языки от Индии до Ирландии, было слово "mon" - мужчина, "mer" - молодой мужчина. Отсюда произошло персидское слово "мард" - "муж", в смысле "настоящий мужчина", "воин" - вспомним Мардония, полководца царя Дария из фильма "300 спартанцев". В немецком языке есть слово "манн" - одновременно "человек" и "мужчина", отсюда название германцы - "герр - ман" - "великие мужи". В латинском языке слово превратилось в "максим" - "большой", "масса", "множество чего-либо", в термин "махина", "максимальный", в имя Максим. В русском языке слово "муж" в древности означало "настоящий мужчина".
У древних индоевропейцев, как у современных немцев, многочисленные варианты этого слова означали "народ", "люди". От них оно перешло в названия финно-угорских народов Восточной Европы. Проникло оно и в тюркские языки, например, в названия половцев - "куманы", то есть "кум-маны" - "песочные люди".
Но и слово "арья" - ариец тоже осталось широко представленным в лесной зоне Восточной Европы. Принято считать, что название части мордвы - эрзя происходит от искаженного "арья". Удмуртов еще несколько веков назад называли "арами", "арскими людьми". Об этом же слове напоминают названия городов Арзамас, Ардатов, Арск.
Даже при беглом взгляде на карту легко прийти к выводу, что миграции "арьев" не могли миновать Татарстан. Разумеется, они оседали на территории нынешней республики, археологи находят в Татарстане памятники и фатьяновской, и абашевской культур. Не здесь ли искать истоки названия реки Казанки?
Видимо, когда древние булгары пришли на Среднюю Волгу, они застали здесь финно-угорский народ, в названии которого тоже были представлены указанные выше корни. Может быть, это было похоже на "мишар". То есть "ар" - арьи, "миш" - люди, народ. Здесь мы покушаемся на авторитеты, так как в науке есть мнение, что "мишар" связано со словом "мадьяр" - венгр. Есть еще название местности "мешера" на Средней Оке, оно звучит слишком похоже на "мишар", но трудно представить себе венгров в Рязанской области. Кстати, в связи с вышесказанным было бы интересно разобраться в происхождении названия реки Меши.
Совершив такой длинный экскурс в историю, вернемся снова к этнониму "казах". Не следует ли поискать его происхождение в индоиранском прошлом Казахстана? Известно, что более двух тысяч лет назад на его территории обитали массагеты. Есть попытка объяснить это название из "мас/сак/ты" - большая сакская орда. Трактовка взята из книг Л.Н.Гумилева. Но возможен и другой вариант.
Первая часть скорее означает уже известное нам слово "люди", "народ" и похоже на слово масса. Далее - "сак". Сарматы себя называли "саками", "шаками". Индоарийское племя "шакья", кстати, известно в Древней Индии, из него происходит не кто иной, как сам Будда по прозвищу "Шакьямуни". Вторая часть этого слова явно состоит в родстве с Мардонией, Максимом, Германом и республикой Марий Эл. Первая часть напоминает, что арьи пришли в Индию с далекого севера. Сак - что же значит этот корень?
Опуская длинные промежуточные рассуждения, выдадим сразу итог: саки - значит "степные". До сих пор в иных тюркских языках и в русском тоже существует слово "сакма", в значении "дорога степи", "путь по примятой траве". Видимо, у древних сарматов это слово значило "степная трасса", а возможно, "степь-матушка".
Выходит, мас/сак - "степные люди". Но поскольку все обитатели степи были степняками, для различения добавлялось в нужных случаях название племени, в данном случае - "геты". Нас оно сейчас не интересует, а вот слово "массак" рассмотрим.
При переходе из языка в язык в словах часто заменяются звуки, особенно похожие. Звук "к" легко превращается в "х", как мы уже видели на примере хазар, "с" может перейти в "з" и т.д. Вполне возможно, что в тюркском языке корень "мас" стал произноситься - "каз", а "сак" - "сах". Кстати, есть версия, что самоназвание якутов - "саха" тоже происходит от "сак".
Итак, "казах" - "каз/сах" - значит "степные люди". Есть определенная смысловая перекличка со значением "вольный человек", значение же слова ни в коем случае не сводится к нему. "Хазар", стало быть, становится "каз/ар" - "народ арьев".
Теперь можно снова вернуться на берега реки Казан/ки/. Наш длинный экскурс в историю приносит плоды - имя реки уже более понятно. Название, как уже сказано, делится на две части: "каз/ан". Первая часть понятна - это тюркизированное слово "люди, народ, человеки". Около 3 тыс. лет назад оно звучало примерно как "мас". Осталось понять вторую часть.
Обратим внимание, что с Казанкой очень сильно связаны названия на "ар", что, как мы уже знаем, происходит от слова "арьи". Перечислим: Арское поле, Арская дорога, поселок Арск. Все это располагается вдоль течения реки. Можно было бы предположить связь этих названий с удмуртами, которых, напомню, когда-то назвали "арами", но ведь Удмуртия на север от Татарстана, а Казанка течет с востока на запад, и все перечисленные названия связаны с ее южным берегом.
Логично предположить, что когда-то на берегах Казанки обитало индоевропейское племя, которое называлось "масары" - "арийские мужи/люди". В топонимике существует закон: если географическое название связано с этнонимом, то это свидетельство окраины расселения какого-либо этноса. Не может быть названия "Русский брод", например, в Тульской области, так же, как деревни "Татарская", скажем, в Балтасинском районе.
Значит, если название читается как "Река арийских людей", из этого следует, что где-то близко была граница арийцев с финно-угорским населением, которое с течением времени полностью ассимилировало пришлых арийцев. Осталось название реки (возможно, оно звучало "Марсар"). Потом пришли тюрки-булгары и "мас" передали в "каз" (как с казахами и хазарами), а вторая часть постепенно, в течение веков превратилось в формат "ан".
Кое-кто может возразить, что здесь явная натяжка. Понятно, что звуки "к" и "х" легко переходят друг в друга, так же, как "с" и "ш", но на чем основано утверждение, что "м" переходит в "к"?
Поэтому надо уточнить, что древние слова звучали не совсем так, как мы пишем. В языке праиндоевропейцев большинство согласных произносилось с придыханием, и они звучали как бы "разбавленные" звуком "х". Эта особенность хорошо сохранилась в древнеиндийском языке. Сравним: "бхага" - русское "бог", "бхарата" - русское "брат", "Синдху" - русское "Инд" (река). Такое звучание согласных было и в древнеперсидском и, насколько можно судить, - в скифском языках. Поэтому "степные люди" - "массак" звучало примерно "мхассхак". Мы здесь сломали бы язык, но древние индоевропейцы считали, что все нормально - так и надо говорить. Поэтому для инородных языков переход "мх" в "к" был не слишком труден, и вполне возможно, что такая замена произошла уже в угро-финских языках. На эту мысль наводит такой факт.
В языке луговых марийцев есть слово "каса" - жених, парень, в языке горных марийцев есть слово "касе" в том же значении. Есть основания полагать, что это уже знакомое нам "мас" - "мужи", в близком значении. Если это так, то уже угро-финны превратили реку "масар" в "касар". А пришли тюрки-булгары и непонятное для них слово переосмыслили в похожее и понятное "казан". Это часто бывает с географическими названиями. Так река "Амазулу" стала "Амазонкой", славянский "Бранибор" стал немецким "Бранденбургом", китайский "Далянь" стал русским "Порт Дальний" и т.д.
Таким образом, название "Казанка" следует понимать как сильно искаженное "река арийских людей/мужей". Следовательно, название реки очень древнее, восходит к бронзовому веку, ко II тыс. до н.э.
Прошло более двух тысяч лет, и на берегах реки возник город с таким же названием. То есть название столицы Татарстана следует понимать как "город на реке, где жили арийские мужи". Можно сказать "Арийский город", но это уже будет вольный перевод.
Газета "Республика Татарстан", 6 марта 2003 г.