Публикации > Просмотр публикации
Новый акцент в работе
Комитет парламентского контроля (далее - Комитет) осуществлял свою деятельность в 2002 году в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, посланием Президента РТ Государственному Совету РТ, Законом РТ "О Комитете парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан", другими законодательными и нормативно-правовыми актами.
В рамках предоставленных полномочий главные усилия Комитет сосредоточил на контроле за ходом выполнения Республиканского бюджета РТ, законодательства Республики Татарстан, целевых республиканских программ, поступлением в Республиканский бюджет средств, получаемых от распоряжения государственным имуществом, а также на выполнении поручений Государственного Совета РТ.
В практику контрольной деятельности Комитета внедрены новые подходы, формы и методы. Отойдя от традиционных бухгалтерских проверок, в ходе которых отмечались лишь многочисленные мелкие нарушения, Комитет перешел на проведение контрольных мероприятий, позволяющих выявлять системность нарушений финансовой дисциплины, причины и условия, способствующие этим нарушениям, и требующих их устранения, определять эффективность и экономичность расходования бюджетных средств. В этой связи акцент в работе сделан на проверку не отдельных предприятий и организаций, а в целом отрасли. В 2002 году проверены министерства здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия, транспорта и дорожного хозяйства, социальной защиты, культуры, экологии и природных ресурсов.
Комитет усилил внимание к выполнению ранее принятых своих постановлений. По данному направлению проведено 6 контрольных проверок.
В соответствии с поручением Государственного Совета РТ Комитетом парламентского контроля впервые была проведена внешняя проверка отчетов об исполнении республиканских бюджетов РТ за 2000 и 2001 годы.
При осуществлении контрольной деятельности Комитет тесно работал с постоянными комиссиями Государственного Совета РТ, Контрольным управлением Президента РТ, другими контрольными и правоохранительными органами. Большая часть проверок проведена и рассмотрена с участием их представителей.
Комитет начал практиковать рассмотрение результатов проверок непосредственно в проверяемых организациях. В декабре 2002 года проведено выездное заседание Комитета в городе Лениногорске по результатам проверки этого района с участием Председателя Государственного Совета РТ и председателей постоянных комиссий Госсовета РТ.
Активизировалась работа по повышению профессионального уровня сотрудников Комитета. Часть сотрудников принимала участие в семинарах в других регионах России. Проведены занятия с участием специалистов ведущих аудиторских фирм. По этим вопросам налажено сотрудничество Комитета со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов РФ.
Всего в 2002 году 26 контрольными мероприятиями Комитета было охвачено 294 объекта республиканского и местного уровней (города, районы, министерства, ведомства, финансовые организации, предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, агропромышленного комплекса, учреждения культуры и здравоохранения).
В ходе проверок выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 46,0 млн.рублей и нерациональное - 1109 млн. 312 тыс.рублей.
15 материалов проверок рассмотрены на заседаниях Комитета, 1 - на заседании Президиума Кабинета Министров РТ с участием членов Комитета и его сотрудников.
По результатам всех проверок материалы направлены в соответствующие инстанции: 10 информаций - Государственному Совету РТ, 10 - Президенту РТ, 10 - Кабинету Министров РТ, 41 - постановление, письмо и предложение - министерствам, госкомитетам и ведомствам, главам администраций, руководителям предприятий и организаций, 2 обращения - в органы прокуратуры.
Действенные меры по материалам проверок Комитета принял Кабинет Министров РТ. Им принято 15 постановлений и издано 4 распоряжения, направленных на устранение причин и условий, способствующих финансовым нарушениям, на укрепление бюджетно-финансовой дисциплины, совершенствование нормативно-правовой базы. Материалы проверок Комитета рассмотрены также во всех проверенных министерствах и ведомствах с последующим изданием соответствующих приказов.
В целом проведенная работа позволила обеспечить возврат в республиканский бюджет 128,7 млн.рублей и имущества в государственную собственность на сумму 469,4 млн.рублей.
Значительное место в деятельности Комитета занимает работа с письмами, заявлениями и обращениями граждан. За 2002 год их рассмотрено 281. Около 80 процентов обратившихся являются пенсионерами, участниками и инвалидами Великой Отечественной войны. 212 обращений решены положительно, по 27 отказано в связи с тем, что по ним уже имелись решения судебных органов, 4 заявления направлены в органы прокуратуры. Выполнение части обращений находится на контроле.
Кроме того, сотрудниками Комитета в 2002 году была проведена проверка состояния работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления Агрызского и Кукморского районов. Проверкой были охвачены аппарат администрации, районные Советы народных депутатов, ряд местных Советов самоуправления, предприятий и организаций. В июне этот вопрос был рассмотрен на заседании Комитета, и по нему принято соответствующее постановление.
Впервые Комитетом в мае 2002 года была проведена "прямая связь" с населением по телефону.
Вся работа Комитета проводилась гласно, с широким участием представителей средств массовой информации. Оперативно, достаточно остро и объективно освещались материалы проверок Комитета в газетах "Ватаным Татарстан", "Республика Татарстан", "Известия Татарстана", "Время и деньги", "Вечерняя Казань", "Аргументы и факты" и других, а также телеканалами "Татарстан", "ТНВ", "Эфир", "Вариант", "СТС-Казань", республиканским радио.
Приоритетными направлениями работы Комитета на 2003 год определены: осуществление внешней проверки отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2002 год, подготовка заключения Комитета на проект закона РТ "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2004 год", проведение контрольных мероприятий, позволяющих выявить эффективность использования бюджетных средств.
Будет продолжена практика охвата контрольными мероприятиями отрасли в целом. Запланированы проверки эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на развитие речного и железнодорожного транспорта, предприятий легкой промышленности, торговли и внешнеэкономического сотрудничества, птицеводческой отрасли, ветеринарного дела, приоритетных направлений науки, физической культуры и спорта; на улучшение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В центре внимания Комитета будут и такие вопросы, как формирование доходной части бюджета, анализ полноты поступлений в бюджет средств, получаемых от распоряжения государственным имуществом, прохождение бюджетных средств через банки и другие.
В целях улучшения контрольной деятельности, анализа формирования доходной части бюджета республики и эффективности расходования бюджетных средств Комитет начал активно работать по созданию единой информационной системы с заинтересованными контрольными и финансовыми органами Республики Татарстан.
Зямил ЯГУДИН
Председатель Комитета парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан
Комитет парламентского контроля (далее - Комитет) осуществлял свою деятельность в 2002 году в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, посланием Президента РТ Государственному Совету РТ, Законом РТ "О Комитете парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан", другими законодательными и нормативно-правовыми актами.
В рамках предоставленных полномочий главные усилия Комитет сосредоточил на контроле за ходом выполнения Республиканского бюджета РТ, законодательства Республики Татарстан, целевых республиканских программ, поступлением в Республиканский бюджет средств, получаемых от распоряжения государственным имуществом, а также на выполнении поручений Государственного Совета РТ.
В практику контрольной деятельности Комитета внедрены новые подходы, формы и методы. Отойдя от традиционных бухгалтерских проверок, в ходе которых отмечались лишь многочисленные мелкие нарушения, Комитет перешел на проведение контрольных мероприятий, позволяющих выявлять системность нарушений финансовой дисциплины, причины и условия, способствующие этим нарушениям, и требующих их устранения, определять эффективность и экономичность расходования бюджетных средств. В этой связи акцент в работе сделан на проверку не отдельных предприятий и организаций, а в целом отрасли. В 2002 году проверены министерства здравоохранения, сельского хозяйства и продовольствия, транспорта и дорожного хозяйства, социальной защиты, культуры, экологии и природных ресурсов.
Комитет усилил внимание к выполнению ранее принятых своих постановлений. По данному направлению проведено 6 контрольных проверок.
В соответствии с поручением Государственного Совета РТ Комитетом парламентского контроля впервые была проведена внешняя проверка отчетов об исполнении республиканских бюджетов РТ за 2000 и 2001 годы.
При осуществлении контрольной деятельности Комитет тесно работал с постоянными комиссиями Государственного Совета РТ, Контрольным управлением Президента РТ, другими контрольными и правоохранительными органами. Большая часть проверок проведена и рассмотрена с участием их представителей.
Комитет начал практиковать рассмотрение результатов проверок непосредственно в проверяемых организациях. В декабре 2002 года проведено выездное заседание Комитета в городе Лениногорске по результатам проверки этого района с участием Председателя Государственного Совета РТ и председателей постоянных комиссий Госсовета РТ.
Активизировалась работа по повышению профессионального уровня сотрудников Комитета. Часть сотрудников принимала участие в семинарах в других регионах России. Проведены занятия с участием специалистов ведущих аудиторских фирм. По этим вопросам налажено сотрудничество Комитета со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов РФ.
Всего в 2002 году 26 контрольными мероприятиями Комитета было охвачено 294 объекта республиканского и местного уровней (города, районы, министерства, ведомства, финансовые организации, предприятия промышленности, строительства, транспорта, связи, агропромышленного комплекса, учреждения культуры и здравоохранения).
В ходе проверок выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 46,0 млн.рублей и нерациональное - 1109 млн. 312 тыс.рублей.
15 материалов проверок рассмотрены на заседаниях Комитета, 1 - на заседании Президиума Кабинета Министров РТ с участием членов Комитета и его сотрудников.
По результатам всех проверок материалы направлены в соответствующие инстанции: 10 информаций - Государственному Совету РТ, 10 - Президенту РТ, 10 - Кабинету Министров РТ, 41 - постановление, письмо и предложение - министерствам, госкомитетам и ведомствам, главам администраций, руководителям предприятий и организаций, 2 обращения - в органы прокуратуры.
Действенные меры по материалам проверок Комитета принял Кабинет Министров РТ. Им принято 15 постановлений и издано 4 распоряжения, направленных на устранение причин и условий, способствующих финансовым нарушениям, на укрепление бюджетно-финансовой дисциплины, совершенствование нормативно-правовой базы. Материалы проверок Комитета рассмотрены также во всех проверенных министерствах и ведомствах с последующим изданием соответствующих приказов.
В целом проведенная работа позволила обеспечить возврат в республиканский бюджет 128,7 млн.рублей и имущества в государственную собственность на сумму 469,4 млн.рублей.
Значительное место в деятельности Комитета занимает работа с письмами, заявлениями и обращениями граждан. За 2002 год их рассмотрено 281. Около 80 процентов обратившихся являются пенсионерами, участниками и инвалидами Великой Отечественной войны. 212 обращений решены положительно, по 27 отказано в связи с тем, что по ним уже имелись решения судебных органов, 4 заявления направлены в органы прокуратуры. Выполнение части обращений находится на контроле.
Кроме того, сотрудниками Комитета в 2002 году была проведена проверка состояния работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления Агрызского и Кукморского районов. Проверкой были охвачены аппарат администрации, районные Советы народных депутатов, ряд местных Советов самоуправления, предприятий и организаций. В июне этот вопрос был рассмотрен на заседании Комитета, и по нему принято соответствующее постановление.
Впервые Комитетом в мае 2002 года была проведена "прямая связь" с населением по телефону.
Вся работа Комитета проводилась гласно, с широким участием представителей средств массовой информации. Оперативно, достаточно остро и объективно освещались материалы проверок Комитета в газетах "Ватаным Татарстан", "Республика Татарстан", "Известия Татарстана", "Время и деньги", "Вечерняя Казань", "Аргументы и факты" и других, а также телеканалами "Татарстан", "ТНВ", "Эфир", "Вариант", "СТС-Казань", республиканским радио.
Приоритетными направлениями работы Комитета на 2003 год определены: осуществление внешней проверки отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2002 год, подготовка заключения Комитета на проект закона РТ "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2004 год", проведение контрольных мероприятий, позволяющих выявить эффективность использования бюджетных средств.
Будет продолжена практика охвата контрольными мероприятиями отрасли в целом. Запланированы проверки эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на развитие речного и железнодорожного транспорта, предприятий легкой промышленности, торговли и внешнеэкономического сотрудничества, птицеводческой отрасли, ветеринарного дела, приоритетных направлений науки, физической культуры и спорта; на улучшение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В центре внимания Комитета будут и такие вопросы, как формирование доходной части бюджета, анализ полноты поступлений в бюджет средств, получаемых от распоряжения государственным имуществом, прохождение бюджетных средств через банки и другие.
В целях улучшения контрольной деятельности, анализа формирования доходной части бюджета республики и эффективности расходования бюджетных средств Комитет начал активно работать по созданию единой информационной системы с заинтересованными контрольными и финансовыми органами Республики Татарстан.
Зямил ЯГУДИН
Председатель Комитета парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан
Газета "Республика Татарстан", 12 марта 2003 г.