Публикации > Просмотр публикации
Идет "Бычок", качается

В Москве возобновились мало афишируемые переговоры между руководством акционерных обществ «ЗИЛ» и «КамАЗ», на которых, по сведениям «Известий», обсуждается возможность переноса из российской столицы в Набережные Челны производства грузовиков «Бычок».

Первый намек о возможном переезде московского «бычка» на берега Камы сделал глава Татарстана Минтимер Шаймиев на встрече с руководством акционерного общества «Нижнекамскшина» в декабре прошлого года. Узнав от шинников о разработке новой продукции для зиловского «Бычка», он сообщил: «Не исключено, что он у нас будет - мы работаем над тем, чтобы весь московский завод сюда переехал».

Осведомленные источники «Известий» в промышленных структурах Татарстана считают, что переброска ЗИЛа в республику может устроить московское правительство как основного акционера завода. Мэр Москвы Юрий Лужков давно заявляет, что промышленные объекты необходимо выводить из города. Автозавод примыкает к Третьему транспортному кольцу и может освободить 350 гектаров практически «золотой» земли, которая с экономической точки зрения используется неэффективно. За прошлый год АМО «ЗИЛ» выпустил всего 12 228 грузовиков.

Известно, что два года назад московский градоначальник предлагал «разводить» у себя «Бычков» украинской стороне и вроде бы даже договорился со своим харьковским коллегой. Но дальше протокола о намерениях дело не двинулось. В ноябре прошлого года разместить конвейер по производству «Бычков» в городе Елгаве предложили Латвии. Латышская сторона пока думает. И вот возник вариант развернуть производство ЗИЛа в Татарстане, которому г-н Лужков давно симпатизирует.

- Тема представляет взаимный интерес, и она обсуждается, - заявил «Известиям» замминистра экономики и промышленности республики Сергей Мухин. - Есть протоколы о намерениях. Возможно, сотрудничество будет поэтапным: сначала производство компонентов и узлов и только затем перенос зиловского производства на КамАЗ.

На КамАЗе осторожно и уклончиво сообщают, что «вопрос находится в стадии проработки». Положительный ответ на него позволит частично загрузить простаивающие производственные площади. Да и дополнительно появится несколько тысяч рабочих мест. Но кто возьмет на себя издержки, если понадобится перевозить в Челны московское оборудование или приспосабливать под «Бычка» производственные линии КамАЗа?

В Москве же уверены, что камазовцы больше заинтересованы в зиловских технологиях и оборудовании, в которые столичное правительство вложило немало средств. «Там мечтают заполучить наш «Бычок», но это еще не значит, что завод отдадут Татарстану, - заметил «Известиям» начальник управления машиностроения столичного департамента науки и промышленной политики Дмитрий Павлов. - ЗИЛ, конечно, не прямой, но все же конкурент КамАЗа, где пока не выпускают технику, аналогичную московской. Для того чтобы освоить заново такое производство, нужно очень много денег. А их нет. Поэтому проще взять готовую конструкцию и параллельно «сожрать» конкурента».

Руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Пантелеев более категоричен: «Ни об имущественном комплексе, ни о перебазировании производства речь не идет». По словам глава департамента, оба автозавода «строились по колхозному принципу»: на них созданы производства для выпуска почти всей номенклатуры. Поэтому, считает г-н Пантелеев, два предприятия могут найти точки соприкосновения в плане выпуска комплектующих и модификации машин. Он отметил, что на «КамАЗе» лучше организована сеть автообслуживания и сбыта, там более мощное литейное производство. К плюсам «ЗИЛа» столичный министр отнес штамповочное производство, конструкторскую часть, испытательную базу.

В департаменте считают, что в Москве должна остаться только «чистая» сборка. Изготовление же комплектующих и вредный литейный цех, работающий сейчас на ЗИЛе, можно и нужно выводить из города. Хоть в те же Набережные Челны. О том, куда будут устроены рабочие с выведенных производств, столичные чиновники пока не говорят.

Видимо, ясность в судьбе московского завода появится 23 мая. На эту дату в АМО «ЗИЛ» назначено годовое собрание акционеров.

Олег Сотников, газета "Известия - Татарстан", 21 марта 2003 г.