Публикации > Просмотр публикации
Национальная сокровищница Республики Татарстан

Национальный музей Республики Татарстан - один из старейших в России, в настоящее время это крупнейшее музейное объединение страны.

Для посетителей он был открыт 5 апреля 1895 года, в здании Гостиного двора по улице Воскресенской, где размещается и в настоящее время.

Гостиный двор в Казани представляет собой памятник архитектуры XVIII в., известный горожанам под названием "Бегемот". Впервые он упоминается в письменных источниках за 1729 год.

В 1800 - 1815 годах здание было повреждено во время Пугачёвского бунта, новое было построено по проекту архитектора Ф.Е.Емельянова и сохранилось до нашего времени. После пожара 1847 года оно было реконструировано архитекторами Ф.Крампом и И.П.Бессоновым.

По ходатайству ученых и общественности северо-западная часть Гостиного двора в 1891-1895 годах была отдана под Казанский городской научно-промышленный музей. Его фасады и интерьеры переоборудованы под музей архитектором И.Н.Колмаковым, торговые лавки и галереи стали музейными залами. По размерам своих экспозиционных площадей Казанский музей становится одним из крупнейших в Поволжье в конце XIX - начале XX века.

Значительную роль в его создании сыграли ученые Казанского университета: профессора А.А.Штукенберг, Н.П.Загоскин, Н.А.Осокин, Н.Ф.Высоцкий, казанские купцы и промышленники, интеллигенция во главе с городским головой С.В.Дьяченко. По идее своих создателей, музей в Казани должен был иметь целью "распространение сведений о природе, жителях, народном хозяйстве, истории и археологии восточной полосы России", т.е. изначально задумывался как комплексный краеведческий.

С первых дней своего существования это было общедоступное учреждение, играющее значительную роль в просвещении различных слоев населения. С помощью музейной экспозиции они приобщались здесь к мировому культурному достоянию, к собранным в музейных хранилищах ценностям.

Неоценимо значение Казанского музея в развитии краеведения и патриотическом воспитании молодежи, в объединении усилий ученых и краеведов-любителей.

В течение длительного времени наш музей был инициатором и организатором краеведческих экспедиций, результатом которых стали в 1920-е-1930-е годы труды ученых П.М.Дульского, Н.Е.Корнилова, Н.И.Воробьева, М.Г.Худякова, Н.Ф.Калинина и других.

Здесь издавался в 1920-е годы единственный в то время в России музейный журнал "Казанский музейный вестник".

Директором музея был в те годы выдающийся музейный деятель с мировым именем Б.Ф.Адлер, сделавший свое учреждение крупнейшим музейным центром советской России. Именно тогда к сотрудничеству привлекаются такие маститые ученые и деятели культуры, как академик С.Ольденбург, Ю.Бахрушин, И.Грабарь и многие другие.

За свою более чем вековую историю в музее удалось достичь выдающихся результатов в научной, собирательской, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Опубликованы сотни научных монографий и тысячи статей сотрудников музея, в том числе таких ученых, как П.И.Кротов и Н.Ф.Катанов, М.Е.Евсевьев и Е.Г.Бушканец.

Огромный вклад в развитие нашего учреждения внес замечательный музейный деятель, директор госмузея в 1941-1977 годы В.М.Дьяконов, награжденный орденом Октябрьской Революции, заслуженный работник культуры ТАССР и РСФСР.

За время своего существования насколько раз менялось название музея, он был Казанским городским научно-промышленным музеем (с 1895 г.), Казанским губернским музеем (с 1918г.), Центральным музеем Татарской республики (с 1921 г.), Центральным музеем ТАССР (с 1922 г.), Государственным музеем ТАССР (с 1944 г.), государственным объединенным музеем ТАССР (с 1981 г.), Государственным музеем Республики Татарстан (с 1995 г.), Национальным музеем Республики Татарстан (с 2001 г.).

Музей был и остается центром сохранения культурного наследия республики Татарстан и страны в целом. Здесь проводится огромная работа по сбору памятников истории и культуры, их атрибуции, изучению, хранению, реставрации, введению в научный оборот.

В его фондах ежегодно работают тысячи ученых и любителей истории, коллекции экспонируются на многочисленных выставках.

Фонды музея как отдельное подразделение существуют с 1935 года, до этого экспонаты находились в распоряжении научных отделов, которые наряду с фондовой занимались и экспозиционной работой.

Основу фондов Казанского городского музея составили богатейшая коллекция (более 40 000 ед.хран.) собирателя, архитектора и историка А.Ф.Лихачева, а также экспонаты Казанской научно-промышленной выставки 1890 года. В дальнейшем они пополнялись за счет пожертвований, даров и приобретений у коллекционеров, антикваров, на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде и т.д.

А.Ф.Лихачев
В 1920-е-1930-е годы собрание музея увеличилось за счет реквизиций у местного дворянства и купечества, церквей и монастырей, а также в результате организованных музеем совместно с другими краеведческими организациями экспедиций.

В годы Великой Отечественной войны в фонды поступают военные трофеи и техника. В середине 1950-х годов в связи со строительством Куйбышевской ГЭС развернулось археологическое обследование площадей, попадающих в зону затопления водохранилища, и музей обогатился интересными археологическими коллекциями.

В 1970-е—1980-е годы собирались образцы продукции местных промышленных предприятий, поступали этнографические коллекции из Академии наук (ИЯЛИ).

За последнее десятилетие пополнение фондов активизировалось, в среднем за год они увеличиваются на 5-10 тысяч единиц хранения. Этому в немалой степени способствовали организуемые музеем ежегодные археологические, этнографические, археографические и историко-бытовыеэкспедиции..

В настоящее время наши фонды насчитывают 734 303 единицы хранения, из которых 562 241 ед.хран. основного, и 172 062 - научно-вспомогательного фондов. Здесь представлена вся краеведческая тематика, а также памятники истории и культуры мировых цивилизаций Востока и Запада.

Крупнейшим по численности является археологический фонд, в котором собраны памятники древней истории и культуры Татарстана, начиная с первобытных находок палеолита, мезолита, неолита, эпохи раннего железа, болгарские, золотоордынские материалы, предметы, относящиеся к временам Казанского ханства.

Представлены в музее предметы древнеегипетской, древнегреческой культур.

Большой интерес представляет нумизматический фонд, в котором имеются представительные коллекции античных, восточных и русских монет. Особо следует выделить крупнейшую коллекцию болгарских и золотоордынских монет, медалей и памятных знаков.

Фонд оружия не так велик, но интересен, наибольший интерес представляют так называемые "каролингские мечи" X в., затинная пищаль XVI в., оружие с фитильными, колесцовыми, ударно-кремевыми замками отечественного, европейского и восточного происхождения.

Кувшин. Волжская Булгария. IX-XII вв. Национальный музей РТ
Фонд драгоценных металлов представляет собой коллекцию золотых и серебряных украшений болгарского и золотоордынского периодов, украшения казанских татар, серебряную посуду, предметы утвари и т.п.

Этнографический фонд состоит в основном из памятников, характеризующих культуру народов региона: финно-угорских, тюркских и славянских.

Его основу составляют предметы быта и орудия труда, одежда, головные уборы, обувь, предметы религиозного культа, музыкальные инструменты татар, русских, чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов и башкир. Имеются немногочисленные, но интересные памятники других народов России: якут, казахов, украинцев, народов Кавказа.

Фонд вещевых материалов представляет собой наиболее известные крупногабаритные предметы, ставшие символами казанской экспозиции: карету Екатерины II, английскую гаубицу, самолет ПО-2, трактор "Фордзон", одну из первых машин Горьковского автозавода.

Среди экспонатов представлены также мебель, предметы быта, одежда, сувениры XVIII-XX вв., в том числе личные вещи поэта Г.Р.Державина, химика М.А.Бутлерова, врача А.В.Вишневского и многих других. Особый интерес представляет сектор фарфора, где имеются китайские, немецкие, французские, английские изделия, российский фарфор XVIII - XX веков.

Предметы из коллекции экзотических птиц. Национальный музей РТ
Несмотря на то, что часть художественной музейной коллекции была передана для создания Музея изобразительных искусств республики в 1967 году, оставшиеся предметы достаточно интересны. Это живописные полотна, графика, скульптура, относящиеся в основном к культуре и истории Казани и Татарстана. Не менее представителен наш фотофонд: фотографии, открытки, а также негативы, в основном имеющие краеведческую направленность.

Фонд редкой книги содержит собираемые многие десятилетия памятники книгопечатания ХVI-ХХ вв., в том числе рукописные, старопечатные книги, представляющие особую ценность, историко-документальные, публицистические материалы, справочники, редкие издания, книги с автографами и экслибрисами.

Специально созданный сектор архивов деятелей татарской культуры хранит документы и личные вещи выдающихся представителей Татарстана: писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, религиозных и общественных деятелей.

Фонд естественных материалов представляет собой геолого-минералогическую, палеонтологическую, ботаническую и зоологическую коллекции, здесь имеются таксидермические композиции как краеведческие, так и представляющие природу всей планеты.

В целом фонды Национального музея Республики Татарстан характеризуются:

- комплексным характером (представленыматериалы самого широкого спектра знаний: поприроде, истории, культуре, науке и технике);

- краеведческой направленностью (собраны крупнейшие и единственные в мире по полноте коллекции, характеризующие болгарскую историю и культуру, татарский народ, уникальные материалы по культуре чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, истории Поволжско-Уральского региона);богатством археологической и этнографической частей собрания. Это присуще многим собраниям Казани. Исторически сложилось так, что наибольшее внимание местные собиратели, профессионалы и любители уделяли именно археологии и этнографии.

Чудесный мир старинного альбома. XIX в.
Серьезное испытание пришлось пережить нашим сотрудникам в 1987 году, когда в здании рядом с музеем случился пожар. Только благодаря героическим усилиям музейщиков удалось спасти экспонаты от гибели, не пострадал ни один музейный предмет.

Уже многие годы у музея нет постоянной экспозиции, но мы ищем и находим новые формы своей работы.

Несмотря на сложную ситуацию со зданием, все службы головного музея по-прежнему располагаются в Гостином дворе. Удалось отремонтировать помещения для выставочной работы на пл. 1-го Мая и на ул. Профсоюзной, кроме того, для этой же цели используются выставочные залы наших филиалов.

За сто с лишним лет своего существования музей стал не только богатейшим хранилищем культурного наследия, но и просветительским, музееведческим и научным центром республики.

Только за последние несколько лет нашими экспозиционерами созданы выставки: "1100-летие принятия ислама", "Казань и казанцы в конце XIX века", "Страницы истории татарской литературы", "Окно в природу", "Контрасты времени", "Волшебный мир фарфора", "Декоративно-прикладное искусство казанских татар", "Из истории Волжской Болгарии", "Изге китап", "Старый музей", "Первый флаг республики", "Неизвестная страна", "Казань в годы Великой Отечественной войны", "Сокровища Татарстана: реликвии Национального музея", "Фестиваль музеев Республики Татарстан", "Коллекционеры старой Казани", "Искусство ислама" и многие другие.

Создаются передвижные выставки, популяризирующие наши коллекции, знакомящие с историей и культурой региона и позволяющие экспозиционерам совершенствовать навыки своей работы. Такие выставки в будущем станут основой нашей постоянной экспозиции, ее разделов и фрагментов.

Кувшин XVI в. Изготовлен придворным мастером Казанского хана Мухаммеда Эмина Насиром.
Музей помогает другим регионам Татарстана организовать новые музеи и экспозиции. Так, за последнее время созданы были: музей-усадьба им. Каюма Насыри в д. Ачасыры (Зеленодольский район), музей Гаяза Исхаки в д. Яуширма (Чистопольский район), музей М.Магдеева в Арском районе, музей Ш.Марджани в Атнинском районе, и многие другие. Организуются выставки и за пределами республики, например, в 1999 году одна из них-"Сокровища Татарстана" -экспонировалась в московском Государственном историческом музее.

Планомерно осуществляется методическое руководство филиалами нашего объединения, в которое входят в основном краеведческие, литературные, искусствоведческие, этнографические и мемориальные музеи. Из них 27 посвящены деятелям татарской культуры, но имеются и мемориалы Е.А.Боратынского, А.М.Горького, Б.Пастернака, К.Васильева, Я.Гашека, Я.Купалы, И.Яковлева.

Особое место занимает так называемая казанская зона, в которую на основе единой дирекции,бухгалтерии,централизованного решения кадровых, хозяйственных,транспортных вопросов входят музеи Г.Тукая,А.М.Горького, М.Джалиля,Ш.Камала, Н.Жиганова, Е.А.Боратынского, К.Насыри и других.

За исключением музея АМ.Горького, музейные коллекции хранятся и приобретаются в единые фонды. Дирекция объединения координирует научную, экспозиционно-выставочную, рекламно-издательскую и культурно-образовательную деятельность организаций казанской зоны.

Практически во всех населенных пунктах Татарстана работают музеи, всего в республике их более четырехсот, в том числе государственных, и более 300 ведомственных: школьных, вузовских, на предприятиях, в министерствах.

Национальный музей не просто констатирует состояние дел в каждом музее, но и оказывает им методическую помощь, обучает, по мере возможности содействует повышению статуса каждого музея, обеспечению сохранности их коллекций.

Как республиканский методический центр мы организуем и проводим стажировки музейных работников не только республики, но и всего Поволжья, студенческую практику для казанских вузов по специальности "музееведение". Проделана немалая работа по координации музейной деятельности в Татарстане, созданы и действуют Совет директоров, Совет объединения, Ученый совет, постоянно проводятся семинары, конференции и деловые встречи.

В настоящее время традиционные формы нашей работы (экскурсии, лекции, тематические вечера и встречи) дополняются новыми методами привлечения посетителей: ролевыми играми, компьютерными программами, музейно-педагогическими занятиями и семинарами. Действует целая сеть кружков и клубов, завоевавших признание всех жителей республики: клубы "Хранитель древностей", "Шарык", "Интеллигент: XX век", "Музейные диалоги", клуб-лекторий "Краеведческая среда", кружки "Археологический", "Юный эколог", "Вышивка и изготовление татарских тюбетеек", патриотический клуб "Витязь".

Часы Г.Р. Державина
Научные сотрудники музея организуют и проводят экскурсии по выставкам, выезжают в трудовые коллективы, школы. Одна из особенностей нашей культурно-образовательной деятельности уникальный опыт проведения экскурсий самой разнообразной тематики, например, "Казань в легендах и преданиях", "Казань мусульманская","Село Кырлай родина Тукая","Раифский Богородицкий мужской монастырь" и многие другие. Такая форма пропаганды духовного наследия является вместе с тем весомым вкладом в развитие туризма в Татарстане.

В настоящее время одна из самых насущных потребностей Национального музея- завершение реконструкции здания и создание новой постоянной экспозиции, которую уже давно с нетерпением ждут жители Казани, вспоминающие "музей своего детства".

Коллектив в течение длительного времени работает над созданием научной документации новой экспозиции. В 1995 году был принят рабочий вариант ее сценария, автором которой стал один из ведущих музееведов России, кандидат исторических наук В.Ю.Дукельский (Москва). Основные позиции этого документа актуальны и сегодня: создать на базе Национального музея Республики Татарстан национального музейного центра, в котором определение "национальный" предполагает широту статуса. Тогда же были созданы художественные эскизы музейного комплекса в мастерской Е.Розенблюма (Москва).

Б.Урманче. Татарка с ведром. 1930-е гг. Глина, цветная полива.
Несколько лет велась кропотливая работа по созданию научной документации разделов предполагаемой экспозиции: "Музей татарской книги", "Человек и природа", "История Татарстана: XXвек". Совместно с ведущими учеными Казани сотрудники музея Л.Г.Краева, Л.В.Милашевская, В.Н.Нуруллин и другие создали продуманные и научно аргументированные методические документы. Однако из-за затянувшейся реконструкции здания музея они по сей день остались невостребованными. За прошедшие годы проекты и документы неоднократно дорабатывались.

И сегодня, в связи с изменившейся общекультурной ситуацией и музейным строительством последнего десятилетия, появилась необходимость в пересмотре некоторых положений. Авторским коллективом специалистов музея в 2000 году создана новая концепция, утвержденная Кабинетом министров республики. Ее ведущая идея - создание в Гостином дворе основной экспозиции Национального музея, отражающей особенности природы, истории и культуры Татарстана.

Сейчас наши специалисты трудятся над художественным проектом и монтажными листами разделов будущей экспозиции. В первую очередь предполагается открыть раздел, посвященный истории Татарстана. Уникальные фонды музея позволят показать особенности древней и средневековой истории края в ХУ1-Х1Х веках, истории нашей республики в XX веке.

Г.С.Муханов
Научно-популярный иллюстрированный журнал "Музеи России", 9 выпуск