Публикации > Просмотр публикации
Алевтина КУДРЯВЦЕВА: "Информация нуждается в гармонизации"

Из досье «ИТ в РТ» Кудрявцева Алевтина Николаевна. Первый заместитель министра экономики и промышленности РТ. Курирует проблемы стратегии и развития экономики республики, инициатор введения системы индикативного управления. Директор Центра социально-экономических исследований. Окончила мехмат КГУ. Работала в ГНИПИ-ВТ. Профессиональное амплуа - системный аналитик. В Правительстве Татарстана работает 10 лет. Заслуженный экономист Республики Татарстан и Республики Бурятия.

- Алевтина Николаевна, не секрет, что женщины в правительстве — скорее исключение из правил. И если они и представлены в органах исполнительной власти, то сфера их деятельности, как правило, ограничивается социальными проблемами, здравоохранением, образованием...

Но вы - второй человек в ведомстве, являющемся ключевым, и стоите совсем рядом с капитанским мостиком линкора правительственного корпуса. Как Вам «воюется» с таким огромным количеством мужчин?

- А я чувствую себя среди них весьма комфортно. Мужское окружение позволяет вести разговор более конструктивно и жестко.

- Реализация президентской программы «Дети России» и поставка в школы Татарстана средств информатизации обеспечили высокую техническую оснащенность образовательных учреждений республики. Учителя информатики уже обучаются в учебном центре Microsoft на базе казанского АО «ICL-КПО ВС». Каким будет следующий шаг правительства?

- Этот шаг уже сделан. Принят документ «Основы государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи». Но не следует все упрощать. Как не следует, и заблуждаться при определении понятия «информатизация», которое зачастую ассоциируется лишь с обеспечением компьютерной, телекоммуникационной техникой и обучением персонала. Первым этапом в решении этой комплексной и глобальной задачи является достижение социумом достаточно высокого уровня информационной культуры. То есть, принятие необходимости применения вычислительной техники, преодоление психологического барьера на пути к владению компьютером. Наша программа призвана гармонизировать общегуманитарную информационную культуру с культурой общественных отношений, управленческой культурой. Итог - осознание сути и понимание всех составляющих того сложного процесса, который мы и называем «информатизация». Вкратце данное понятие можно определить циклом: рождение информации - ее доставка потребителям - обслуживание этого процесса.

Информация состоит из отдельных информационных ресурсов. Чтобы систематизировать их, необходимо прежде всего понять, во-первых, какие информационные ресурсы являются государственными, какие - нет, во-вторых, где рождается тот или иной ресурс, кто является его собственником, балансодержателем, в-третьих, каковы затраты на формирование этого ресурса, в - четвертых, кто его потенциальный потребитель. И главное - нужно разработать правила вовлечения информационных ресурсов в хозяйственный оборот. Ясно, что осуществить все это без наличия определенной инфраструктуры (телекоммуникации, производство техники и программного обеспечения, квалифицированный персонал) не представляется возможным. Можно привести такую аналогию. Предположим, мы должны регулярно доставлять грузы из пункта «А» в пункт «Б». Для этого требуются транспорт, дорога и... знание маршрута. Если прямой дороги нет, то мы выберем объездной путь, если и он отсутствует, то остается либо строить дорогу, либо выбрать иной вид транспорта. То есть, при отсутствии средств телекоммуникаций доставка информации невозможна. Это два взаимосвязанных процесса, и трудно сказать однозначно, какой из них первичен. Оба служат одной цели - удовлетворению информационных потребностей.

Спрос рождает предложение - этот постулат четко прослеживается в сфере информатизации. Еще несколько лет назад мало кто переживал из-за отсутствия возможностей пользоваться киберпочтой - Е-mail. Сейчас же все больше людей приобретают компьютеры, подключаются к Интернету. Соответственно, развивается производство необходимых товаров и услуг: сборка и продажа ПК, интернет-провайдинг и хостинг, телефонизация самых отдаленных районов.

Другое дело, что рынок услуг, в частности, телекоммуникационных, должен упреждать растущие информационные потребности. Это - залог бесперебойного и успешного развития процесса информатизации. Следующая составляющая - информационные технологии, которые (если вновь вернуться к нашей аналогии) позволяют построить маршрут движения грузов и оптимизировать грузовые потоки. То есть обеспечить быструю, бесперебойную доставку от источника к потребителю максимально большего количества достоверной информации с минимальными затратами.

- Значит действия федерального и республиканского правительств по компьютерному вооружению системы образования являются лишь своего рода «атомом» в «молекулярном строении» организма под названием «информатизация». Тогда конкретизирую вопрос — каков следующий «атом» именно в этой сфере, чтобы «молекула» сложилась?

- Интернет и Интранет. Во время открытия выставки, приуроченной к старту федеральной программы «1000 предпринимательских кадров» Президент Татарстана Минтимер Шаймиев сказал, что к 2007 году все школы республики будут иметь доступ в Интернет. Смею вас заверить - эта программа (Президент назвал ее прорывной) будет выполнена. Однако для становления системы дистанционного обучения и образования не менее важно создать своего рода отраслевую (в данном случае образовательную) корпоративную сеть - Интранет. Внешне она полностью имитирует работу в Интернете, но дорогостоящий трафик отсутствует или (при «наполнении» этой сети извне) в десятки раз меньше. В итоге различия в качестве образования в городе и на селе существенно нивелируются.

Мы не должны забывать, что экономика будущего — это экономика знаний. К тому же система образования в нашей «Стратегии социально-экономического развития РТ» определена как самое приоритетное направление. И одним из наших пилотных проектов в данной области является создание на базе имущественного комплекса «Свияга» инновационного технопарка «Идея». Там будут организованы общественный центр бесплатного доступа в Интернет, центр целевой подготовки студентов и молодых ученых, предполагающий в том числе их участие в производственных процессах, электронная библиотека научных публикаций.

- По такой же схеме - я имею в виду Интранет - будет, по-видимому, развиваться и обмен информацией в региональной государственной сети?

- На начальном этапе мы специфицировали все государственные информационные ресурсы. Это и информация о деятельности хозяйствующих субъектов, о социально-экономическом положении наших районов, о положении отраслей экономики. У нас есть государственный информационный статистический ресурс, который уже в течение трех лет на уровне госзаказа формируется Госкомстатом. Этого нет ни в одном регионе России. И на таком же уровне мы должны определить спецификацию всех других информационных ресурсов. Ведь крайне важно иметь под рукой четко классифицированную информацию, например, о природных и людских ресурсах, транспортных коммуникациях. Такие кадастры необходимы в системе принятия управленческих решений.

- В начале разговора вы сказали о собственниках информации...

Нынешняя ситуация такова, что собственником, например, информации, хранящейся в Национальном архиве РТ, является Федеральный Центр. То же касается информации о природных ресурсах. То есть, может оказаться, что для того, чтобы получить доступ к некоторым данным, потребуется получить раз решение в Москве. Поэтому необходимо четко определить, какие информационные ресурсы являются федеральными, а какие - субъектными. Нами уже подготовлен соответствующий пакет документов.

- Алевтина Николаевна, в «старые-добрые» времена Казань была одной из всесоюзных столиц радиоэлектронной промышленности. Достаточно вспомнить такие институты и предприятия как ГНИИПИ ВТ, КНИИТИ ВТ, КПО ВС, ПО «Терминал», КНУЦ «Алгоритм». Там работали тысячи специалистов, получавших достойную зарплату и исправно плативших налоги. Однако политические ошибки, бурный рост и импорт новых технологий, отсутствие госзаказов высвободили колоссальные интеллектуальные ресурсы. Часть из них нашли работу в многочисленных конторках по сборке персоналок, другие поменяли профессию, третьи толкутся на вещевых рынках. Предполагаются ли какие-то действия к возрождению этой отрасли?

-Да, конечно. Ведь известно, что демонополизация полезна лишь тогда, когда укрупнение мешает развитию. Но если ситуация развивается уже с точностью до наоборот, и раздробление внутри отрасли достигло некоей критической массы, то необходимо запускать механизм интеграции.

Так, сегодня на региональном рынке в области информационных технологий функционируют более 200 различных по размерам и специализации компаний. А в области системной интеграции работает только АО «ICL-КПО ВС», считающееся, кстати, сильнейшим среди аналогичных предприятий в России. Между тем, запросы предприятий таковы, что они нуждаются в комплексных стандартизированных поставках оборудования, программного обеспечения и систем управления производственными процессами. Это - потенциал, реализация которого создаст новые рабочие места, конкуренцию и, соответственно, будет способствовать развитию экономики в целом. В принятых Указом Президента РТ Основах государственной политики в области информатизации и связи разрозненность предприятий определена как проблема, одним из путей решения которой предлагается создание интегрированной компании.

- Указ Президента РТ от 7 марта 2003 года «Об основах государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи» третьим пунктом предусматривает образовать при вашем министерстве общественный координационный Совет по вопросам информатизации и связи. По каким критериям выбирались или назначались члены этого Совета?

- У нас существует кодификатор функций государственного управления, в соответствии с которым наше министерство определено центром ответственности за управление процессом информатизации. То есть, идеология, разработка программ и стратегий в этой области - наша прерогатива. А вот за всю аппаратную часть - «железо» - отвечает Министерство связи. Вот для координации действий и было принято решение пригласить в Совет специалистов - представителей всех известных нам операторов на рынке инфокоммуникационных услуг. Это - своего рода клуб делового общения, в ходе которого создаются капитал идей и банк решений. Причем, клуб открытый.

- ...Но работающий под чутким руководством Министерства экономики и промышленности?

- Со временем часть функций нашего ведомства будет распределена среди других структур. Впрочем, за исключением координации государственных информационных ресурсов. Но пока - да, мы единственная организация, которая реально способна взять на себя ответственность за выполнение принятой программы.

- На мой взгляд, ее самый интересный пункт номер 8, состоящий из 30 «наполеоновских» задач. Откуда средства? И откуда кадры?

- Что касается средств, то, как я уже говорила, коммерческих ресурсов в этой отрасли в республике достаточно много. Это сегодня - успешный и весьма перспективный бизнес.

Возьмем, к примеру, мобильную связь. Это - очень рентабельное производство. Но фирмы, работающие на этом рынке, параллельно выполняют и ряд государственных задач - региональные и межрегиональные телекоммуникации становятся мощнее и качественнее, телефонизируются самые отдаленные уголки республики. Наша задача - привлечь инвестиции в регион, и нам удается эту задачу решить.

- Идея «Электронного правительства» давно уже витает в обществе. Как вы думаете, а, может быть, оно и не нужно вовсе в России? А вдруг наши люди попросту не готовы к общению с властью в эдаком виртуальном мире? Да и сама власть не готова?..

- Не соглашусь с Вами. И «электронное правительство» нужно, и граждане вполне готовы. Более того - многое уже сделано для того, чтобы не просто вести диалог, но и непосредственно участвовать в государственных проектах. Достаточно привести в пример может быть и неказистый, но весьма информативный сайт нашего министерства, ЦЭСИ РТ, проект «tatcenter.ru», портал Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным вопросам. Все они посещаемы, а значит - необходимы. А система индикативного управления? Ведь такого мощного, универсального визуализированного инструмента мониторинга развития экономики нет больше ни в одном регионе. Все базы данных в этой системе выполнены в электронном виде, и она успешно функционирует.

...Знаете, с чего начинает свой рабочий день Премьер-министр? Он включает компьютер и знакомится с актуальной информацией по всем направлениям социально-экономической жизни республики. Более того, наши служащие с некоторых пор просят оснастить их компьютеры более мощными дисками. Комментарии, как говорится, излишни.

- А достаточно ли внимания уделяют проблемам информатизации наши местные общественно-политические СМИ? И если - нет, то как вы думаете, почему?

- Нет, не достаточно. Но причина, на мой взгляд, не в наших СМИ и не в наших журналистах. Просто нынешняя журналистика в целом, на мой взгляд, переживает кризис. Ей сегодня, увы, свойственны невысокий уровень профессиональной культуры, поверхностное освещение проблем. И еще, все-таки, отсутствие журналистов-экспертов, которые не боятся сложных тем. Профессионалов, с которыми специалисты в той или иной области могли бы общаться на равных, зная, что их специфический язык будет адекватно переведен на язык газетных или журнальных публикаций, язык радио- и телевизионных комментариев. Но эта проблема - явление временное...

Опубликовано в журнале "Информационные технологии" №1 , апрель 2003 г.