Бизнес 
1.12.2010

Айнур Айдельдинов: «Мы хотим привести в Татарстан глобальных игроков»

В РЕСПУБЛИКЕ СОБИРАЮТСЯ ОПРОБОВАТЬ НОВЫЙ «ДВИГАТЕЛЬ» ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Недавняя поездка татарстанской делегации во главе с Рустамом Миннихановым в Калифорнию, возможно, даст импульс развитию венчурного бизнеса в республике. О некоторых деталях  пребывания в Кремниевой долине, а также о планах развития венчурной индустрии в РТ газете «БИЗНЕС Online» рассказал директор государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» (ИВФ) Айнур Айдельдинов.

НЕ НАДО ПРЕДСТАВЛЯТЬ БИЗНЕСМЕНА ВРАГОМ НАРОДА

- В прессе визит делегации Татарстана преподнесли как что-то случайное, чуть ли не как ответ на приезд в Россию Шварценеггера, - с ходу поделился наблюдением Айнур Айдельдинов. - Между тем, это результат трехлетней системной работы ИВФ.

- Айнур Тауфикович, может быть, работа эта не очень заметна?

- Не согласен. Мы создали механизм выявления инновационных проектов. За пять лет их прошло через фонд четыре тысячи, около двухсот из них мы пытаемся продвигать. Приоритет - финансирование проектов ранних стадий, то есть высоко рискованных. Часть из них мы довели до продукта, который теперь выводим на рынок. У ИВФ есть несколько очень перспективных проектов в области биотехнологий, машиностроения, приборостроения, IT-технологий, фармацевтики.

- Какими были цель и задачи визита в США делегации Татарстана?

- Первая задача - показать, как из идеи, заинтересовавшей венчурный фонд, может родиться компания, которая затем станет серьезным игроком рынка. Вторая - доказать, что двигатель венчурных инвестиций не ученый, не чиновник, а предприниматель. Мы посетили четыре инвестиционно-венчурных фонда, входящих в первую двадцатку Кремниевой долины по сумме инвестируемых денег, лучшим показателям возвратности взятых у инвестора финансов, по доходности. Основа этих фирм - люди, способные видеть потенциал определенного продукта, отбирающие его и создающие под него команду.  Например в компании NEA мы видели, что в процессе отбора проектов учавствуют и лауреат Нобелевской премии, и очень опытный менеджер из известной фирмы и т.д.  Каждый из этих фондов в неделю рассматривает по 50-100 проектов. И таких фондов в Америке – сотни!..

Ну, а цель визита - сформировать у участников инновационной инфраструктуры республики общее видение этой своеобразной экосистемы, чтобы и в Татарстане создать то же самое. И перенять опыт венчурного финансирования инновационных проектов не боятся ошибаться и быть готовым к тому, что часть инвестиций в высоко рискованные проекты можно просто потерять.

- Что для этого необходимо в первую очередь?

- Доверие государства и общества к предпринимателю, если хотите своеобразная культура предпринимательства. Здесь есть парадокс: подавляющее большинство денег в венчурной индустрии США – частные, государственные деньги участвуют , главным образом, в рамках Университетов, а в России только государственные. Отсюда и возникают проблемы: желание проконтролировать правильность использования этих средств разными органами, которые на самом деле не дают возможности развиваться отрасли должным образом. Здесь, на мой взгляд, должны быть выработаны инструменты и пороги доверия. Мы должны привыкнуть к мысли, что даже если бизнесмен что-то сделает неправильно, не надо представлять его врагом народа. И есть второй вариант: провести комплекс мер со стороны государства, результатом чего должно стать хлынувший поток частных денег в отрасль: совершенствование законодательства, гарантия защиты собственности, устранение бюрократических барьеров, судебная система одинаково должна радеть за интересы в первую очередь бизнеса, а потом государства и т.д. в этом случае предприниматели появятся и сами завалят заказами вузы, даже найдут им партнеров, поскольку они очень гибкие.

- Но так ли уже неоправданны опасения государства?

- Всегда будут те, кто захочет  воспользоваться и использовать государственные деньги не по назначению и это все равно станет известным фактом. А если правильно выстроить систему, эта категория предпринимателей быстро изживет себя. Это отрасль очень тесная, где все друг друга знают, как говорят в Кремниевой долине – это деревня, где без знакомства или рекомендации трудно сделать бизнес. Таким образом, если кто то с умыслом не по назначению использует средства, то они потеряют доверие  и возможность входа во все двери, а если деньги потеряны без умысла, по другим причинам это должно служить лишь накоплению опыта. У нас тоже в портфеле есть проекты, которые не достигли необходимых показателей, но мы знаем, по каким причинам, и учтем этот опыт. Тем не менее,  государство должно сделать первым шаги к установлению доверия и выработать систему. По своему опыту могу сказать, что в проектах, где присутствуют только государственные деньги чаще всего низко эффективны.

ИННОВАЦИЮ НЕ СДЕЛАТЬ ПО КОМАНДЕ ЧИНОВНИКА

- Раз уж речь зашла о доверии. Не кажется ли вам, что в Татарстане налицо серьезное недоверие к инвесторам со стороны авторов инноваций, то есть ученых. Когда при профессорах авиационного университета произносишь слова «технопарк» или «бизнес-инкубатор», они ухмыляются. Или мне кажется?

- Нельзя ответить однозначно на этот вопрос. Чаще всего каждый случай надо разбирать отдельно, потому что причины «отсутствия доверия» могут быть разными. У нас плохо продвигаются некоторые, на первый взгляд очень перспективные проекты, иногда просто потому, что не можем договориться с разработчиками. Это как раз та экосистема, которая должна развиваться естественно. Одновременно нельзя загонять ученых в технопарки силой. Как нельзя венчурный фонд силой заставлять брать определенные проекты. Это все равно что диктовать: так, этот парень женится вон на той девушке. Нормальные партнерские  отношения невозможны без определенной «химии». Нельзя сделать инновацию по команде. Так эта индустрия не работает…

Но не думаю, что ситуацию надо абсолютизировать. Идет нормальный процесс притирки, для успеха которого имеются все условия. Есть серьезные проекты в университетах? Есть. Есть проекты в технопарках? Посмотрите, как Химград только за год преобразился. Пройдемся по офисам технопарка «Идея». Они пустые? Нет. Не скажу, что и в нашем фонде нехватка проектов, а качество оно набирается.

- Да, но мне известны примеры татарстанских вполне инновационных предприятий среднего бизнеса, которые, в итоге, развивают свои проекты в других регионах  и даже странах…

- Да, такие есть, но это так и должно быть. Значит, они нашли своих партнеров. А  мы не претендуем на то, чтобы все проекты проходили через наш фонд. Более того, проекты фонда, технопарков должны подхватываться, обрастать новыми игроками. Нужно отметить, что в инновации нет географической привязки к местности совершенно не обязательно, что она должна быть реализована только там где родилась идея, так как рынок  регулирует востребованность  новых идей и они утекают туда, где эффективнее могут быть реализованы и где созданы наиболее благоприятные условия.

- Знаю, что фонд продвигает татарстанские инновационные продукты  в США…

- По результатам Казанской венчурной ярмарки, мы с американским Civilian and research and development foundation (Американский фонд гражданских исследованний) отобрали несколько проектов, с которыми провели презентационный тур по пяти штатам. Цель - посмотреть, какой наши проекты вызывают интерес, насколько соответствуют американскому уровню научного развития, могут ли быть востребованы рынком США, что автоматически означает успех во всем мире. Мы получили хороший опыт.

- И что он говорит о том, как Татарстану приобщиться к опыту мировому?

- одновременно с созданием естественных условий для появления среды - привести глобальных игроков сюда, то есть создать в республике экосистему, позволяющую реализовывать глобальные международные проекты.

Есть опыт Сингапура, Малайзии, Южной Кореи, Израиля. Инвестиции и высокие технологии туда пришли тоже не сразу и не сами собой. Эти страны начали с вложения государственных денег в американские инвестиционные фонды. В итоге американцы начали вкладываться в вышеперечисленные страны. Создание совместных фондов позволяет выстроить взаимовыгодные отношения и привлечь международный опыт в конкретный регион.

- Как это будет выглядеть организационно?

- Оптимальная форма - фонд фондов: вкладываться в американские фонды и создавать с ними фонды в Татарстане, и при этом раскручивать предприятия не только на территории республики. Привлечение опытной международной команды профессионалов, управляющих партнеров, имеющих авторитет в венчурной индустрии, позволит отобрать лучшие идеи и реализовывать их на международном уровне. Есть предложение создать координационный совет, которой будет состоять из авторитетных игроков венчурной индустрии.

«МАЛЕНЬКИЕ ВЕЩИ» ЗА БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

- А эти игроки готовы прийти сюда?

- Для бизнесмена и технологичной компании нет границ, они идут туда, где можно заработать. И если мы их убедим, что Татарстан – лучшее для этого место, они будут работать здесь.

Чтобы убедить, придется потрудиться. В мире широко распространена система инвестирования по принципу «бизнес-ангелов». Что это значит? Например, в США бизнесмен может сходу инвестировать, скажем, 500 тысяч долларов. У нас богатые люди в большинстве случаев, во-первых, не доверяют свои деньги никому, во-вторых, попросту не умеют управлять ими. Это тоже культура – вкладывать в инновационный бизнес. Чтобы ее создать, государство должно лучше защищать интересы предпринимателей. С этим у нас пока сложности

- Ближайшие шаги вашего фонда?

- Первый. Создание фонда с международным участием по всем правилам венчурных фондов, находящихся вне юрисдикции Российской Федерации.

Второй. Трансферт технологий в республику. У нас такой опыт есть. В свое время мы привели сюда несколько компаний из других регионов, разместили в технопарках, дали им деньги. Сегодня они прилично развернулись. В республике есть огромный потенциал, который может быть востребован международными компаниями, которые реализуют инновационные проекты. В рамках поездки мы договорились с одной такой уверенно растущей IT-компанией из Америки. Есть еще ряд заинтересовавшихся.

Другая сторона вопроса в том, что эти компании наберут местный  персонал, который, поработав, увидит, как все это делается, и начнет создавать свой бизнес. Надеюсь, успешный. Нам очень нужна история успеха, в которую бы люди поверили.

- Не слишком ли оптимистично вы смотрите на местный потенциал?

- На первые конкурсы лучших инновационных идей для Татарстана приходило 500 заявок, в этом году – 1500! Качество материалов стало гораздо выше. Интерес проснулся, хотя бы потому, что люди видят, что деньги идут в эту область. Это говорит о высокой заинтересованности разработчиков в коммерциализации своих идей.

- Правильно понимать, что упор, - во всяком случае, пока, - делается на сферу  IT-технологий?

- Статистика показывает, что у промышленных предприятий максимальная рентабельность – 15-20 процентов. А интеллектуальная собственность может давать до 1000 процентов. Нам надо учиться создавать интеллектуальный бизнес – продавать «маленькие вещи» за большие деньги.

 

Справка

Государственная некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" создана Правительством Республики Татарстан  17 ноября 2004 года в целях реализации Республиканской программы развития инновационной деятельности в РТ на 2004-2010 годы.

Миссия Фонда - повышение инновационного потенциала Республики Татарстан, развитие наукоемких производств и внедрение новых прогрессивных технологий, формирование новых для республики подходов в развитии инновационной деятельности, поддержка инноваций, создание условий для развития системы венчурного финансирования, совершенствование системы поддержки наукоемкого малого и среднего бизнеса.

Задачи Фонда:

* поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий;

* участие в формировании рынка научно-технической продукции;

* развитие приоритетных отраслей экономики Республики Татарстан;

* поддержка субъектов среднего и малого предпринимательства Республики Татарстан;

Направления деятельности Фонда:

* Участие в реализации инвестиционных и инновационных проектов, в том числе на ранних, наиболее рискованных стадиях развития;

* Предоставление научным коллективам грантов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поддержка фундаментальных научных исследований;

* Организация и проведение республиканских и федеральных конкурсов научных исследований, имеющих коммерческую перспективу;

* Создание и развитие бизнес-инкубаторов, технопарков и иных элементов инновационной инфраструктуры Республики Татарстан;

* Подготовка и освоение производства технологически новых видов продукции;

* Продвижение инновационных проектов, продукции республиканских предприятий и организаций на рынок, в том числе и международный;

* Повышение имиджа и инвестиционной привлекательности Татарстана посредством участия в региональных, федеральных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Фондом созданы 19 представительств  на базе научных, учебных учреждений, а также  промышленных и финансовых организаций Татарстана, а также Ульяновской области и Удмуртской Республики.

 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарии
  • Анонимно
    1.12.2010 00:00

    Полное непонимание как функционируют такие технологические центры в Европе, в США. И это, видимо, связано с тем, что, во первых, двигателем процесса у нас является чиновник, который к науке, технике и технологиям имеет мало отношения. Почти все они окончили КФЭИ или юрфак, истфак КГУ. Хотя в последний вояж Минниханов взял с собой, хотя может быть его взяли на деньги выделенные университетам, ректоров трех университетов. Может они станут двигателями процесса превращения Казани в центр инноваций. Но, к сожалению, этого скорее всего не случиться. Так как, во вторых, у всех на уме только бабки. Разговор только о деньгах. И это продолжается в разных вариациях уже почти двадцать лет. Если кто помнит была такая организация фонд НИОКР, которая собирала деньги с предприятий, затем вот этот венчурный фонд. Все крутиться вокруг денег, но не вокруг дела. Выделят деньги, а потом те же чиновники, сегодня к ним прибавились и чиновники от науки, успешно их проматывают на поездки, на какие сомнительные проекты, в которых больше бизнеса, чем науки, а во многих проектах и вовсе нет науки, одни деньги. Так способ взять безвозмездную ссуду у государства, чтобы развить свой бизнес.Контроля ведь нет со стороны государства. Точнее нет научного мониторинга за всеми этими проектами.

  • Анонимно
    1.12.2010 00:00

    Правельно ученые не доверяют. Чернобородкин хорошо комет дал. А интервью похоже на интервью Муратова Д.Г. и Кримова - топов технопарка Идея. Потратили 2 миллиарда. И в ус не дуют. Это же рисковые проекты, что вы от нас хотите? Вся надежда на Минниханова - он человек конкретный. Два раза бла-бла-бла ему не скажешь.

  • Анонимно
    1.12.2010 00:00

    а я считаю что они правильной дорогой идут. Что значит везде близнес??Наука что не должна приносить деньги? если вся экосистема будет работать как в долине, то цель как раз генерирование денег, что есть главной мотиватор так для инвесторов, которые сюда будут приходить, так и для ученых, которые будут знать что их разработки обеспечат им старость...

  • Анонимно
    1.12.2010 00:00

    Нормальная политика папуассов - вообще отдайте в доверительное управление республику, и кстати толк будет всем.

  • Анонимно
    1.12.2010 00:00

    Капиталисту. Если они идут правильной дорогой, то к чему мы и они пришли? А идут то они уже почти двадцать лет по этой дороге. Итог таков: экономика вместо того, чтобы стать инновационной стала сырьевой, наука почти развалилась, т.е. даже фундамента для этой экономики уже нет, люди с мозгами уезжают и больше уже сюда не приезжают, т.е. человеческий потенциал тоже исчезает. А деньги делают не на инновациях, а банальной распродаже природных ресурсов и продуктов их первичной переработке. Капиталисту еще раз хочу напомнить, что слово "бизнес" переводится как дело, и в этом деле (инновации) деньги не самая важная ее часть. А вот как развивать другую ее существенную часть, здесь и возникают проблемы.

  • Анонимно
    1.12.2010 00:00

    Подскажите пожалуйста, гже можно ознакомиться с балансом ф1 и отчетом о прибылях и убытках данного фонда ф2, а также с расшифровками по статейно? Если фонд государственный, значит сосет деньги из бюджета из моего кармана тоже. Ребяты из фонда нахватались по верхам и поняли что можно на чужом горбу в рай. Конкретный вопрос фонду сколько за 6 лет реализовали проектов, сколько прибыли получили от них и вообще деятельность свою и свои командировки вы окупаете. Думаю что нет, поэтому всех разогнать, а нормальные изобретатели с финансовыми предложениями фондов из силиконовой долины сами разберуться, для этого такие посредники дорогие посредники не нужны. Они что нас за дураков считают??

  • Анонимно
    1.12.2010 00:00

    Разработки не обеспечат старость, это можно студентам рассказывать,но не нужно, обманывать безнравственно. Господа начальники в конечном итоге все себе присвоят. Или например: Григорий Перельман все правильно рассчитал, если бы взял миллион, то тем самым погубил бы себя и свою мать. Ограбили бы и убили за эти деньги.

  • Анонимно
    2.12.2010 00:00

    Господа, что там делал Ильшат Гафуров? Что он может и кого может привести в РТ? Когда у нас начнут ценить специалистов, а не клановых выдвиженцев, только тогда "глобальные" игроки придут в Россию.

  • Анонимно
    2.12.2010 00:00

    Мы сами с USAми, Никто не указ.Докажем делами,Мозги есть у нас.Осталось за малым,Нужна экосреда.Проектов наваломПолучим тогда.Привычно браваду Выдаёт венчурист. Идёт бизнес к спаду,Его путь тернист.

  • Анонимно
    2.12.2010 00:00

    Теряет он стимул,Просвета уж нет.Опять его кинул,Родной Кабинет.

  • Анонимно
    3.12.2010 00:00

    Поддерживаю работу фонда направленную на внедрение зарубежного опыта на территории нашей республики. Видны реальные действия по модернизации страны, направленные на то что бы страна ушла от сырьевого базиса экономики. Эта работа видна и в нашем случае, когда наша группа ученных и разработчиков из КГТУ им.А.Н.Туполева, благодаря финансовой и консалтинговой поддержке фондом смогла реализовать свою идею и как результат создать малое научное предприятие «Плазматех» с производством высоко технологического оборудования. Таким образом, проводимая работа важна и необходима, без этой работы и поддержки многие перспективные разработки наших ученных так и будут оставаться лишь в теории в лабораториях университетов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.