Публикации > Просмотр публикации
Региональная культурная политика в Российской Федерации

Тезисы выступления Председателя Государственного Совета Республики Татарстан (Российская Федерация) г-на Ф.Х. Мухаметшина на заседании Весенней сессии Конгресса местных и региональных властей Европы (Палаты Регионов)

Человечество вступило в третье тысячелетие своего развития. И на всем протяжении многовековой истории разных стран и народов культура всегда выступала ключевым фактором человеческой жизни. Именно эта сложнейшая совокупность нравственных и духовных ценностей и традиций, идеалов и обычаев людей, в конечном счете, и обеспечивала устойчивость развития социальных организмов - государств, наций, народов. Отсюда вполне закономерно то внимание, которое международное сообщество уделяет феномену культуры как стабилизационному механизму в развитии человека и человечества.

Сейчас никому не надо доказывать, что культура уже фактически стала важнейшей сферой экономической деятельности, определяющей характеристикой интенсивно развивающихся регионов мира. Вместе с тем, столь же очевидно и то, что культура как духовная основа жизни начинает испытывать на себе воздействие серьезных кризисных явлений. Экономический прагматизм, вытеснение гуманитарной составляющей из общественной жизни постепенно превращаются в парадигму повседневной социальной практики и политики. Волны насилия, международного терроризма, криминализации многих сегментов общества выступают, - как это ни прискорбно признавать, - компонентами образа жизни людей и, как следствие, в окружающем нас мире становится все меньше добра и человечности, а стало быть, - и самой культуры. Не избежала этой проблемы и Российская Федерация, которая, преодолевая завалы тоталитаризма, сегодня формирует свою новую демократическую идентичность.

В этих условиях, важнейшая задача, стоящая перед мировым сообществом, - это конструирование нового типа мировоззренческой культуры в международных отношениях, которая воспитает новые поколения в духе национальной и религиозной терпимости, взаимопонимания между народами. Эта задача актуальная для всех государств и в особенности для тех регионов, где происходят вооруженные столкновения или тлеют локальные конфликты.

Проблема социокультурной адаптации к реалиям третьего тысячелетия имеет для настоящего и будущего Российской Федерации также первостепенное значение. Речь идет как об органичном сочетании и развитии историко-культурных традиций, так и о творческом обновлении ее духовной составляющей. По мнению российских исследователей, в современных условиях развитие многонациональной культуры России может пойти по трем основным направлениям. Во-первых, - это сохранение культурного и политического консерватизма, ориентация исключительно на ценности традиционализма, развитие духовности на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории, - которые, в конечном счете, ведут к очередному огосударствления культуры.

Есть второй путь, который выступает своеобразным следствием интеграции Российской Федерации в мировую систему хозяйствования. В этом случае происходит "вестернизация" культуры, когда культурная жизнь общества строится на основе принципов коммерческой саморегуляции. Поэтому роль государства в этом случае сводится к сохранению самобытности национальной культуры и смягчению возможных негативных последствий коммерциализации сферы культуры.

Хочу напомнить высокой аудитории, что с данной проблемой наша страна столкнулась еще в начале 90-х годов прошлого века. Отождествление в сознании общества продукции массовой культуры с эталонами духовных ценностей развитых стран, с одной стороны, и агрессивная культурная экспансия Запада, с другой, - привели в первые постперестроечные годы к широкому распространению у россиян своеобразного комплекса неполноценности и "отрицательной культурной идентичности", как одного из феноменов догоняющего развития.

Однако по нашему глубокому убеждению, Россия может и должна интегрироваться в систему общечеловеческих ценностей как равноправный участник мировых процессов, используя накопленный богатейший культурный потенциал страны. Только плодотворный синтез общемировых гуманитарных ценностей с конкретно-историческими, культурными феноменами отдельных регионов или стран и может дать желаемый результат. Этот третий путь, безусловно, самый трудоемкий и освоить его значительно сложнее, нежели первые два. Но именно в его утверждении и состоит предназначение России. Его поддержка на местном, региональном и национальном уровнях и во всех звеньях гражданского общества особенно важна для такой полиэтнической и поликонфессиональной страны, как Российская Федерация.

Потребности России в закреплении данного подхода на уровне государственной культурной политики обусловлены ее нынешним переходным состоянием. Они тесно связаны с необходимостью предупреждать и гасить межэтническую, межконфессиональную и социальную напряженность, формировать правовое государство и гражданскую политическую культуру, решая одновременно и задачи повышения жизненного уровня населения. Эти проблемы присущи не только Российской Федерации, они характерны для всех стран с переходным типом экономики.

С другой стороны, утверждение общечеловеческих нравственных и культурных ценностей значимо для нас в той же мере, как и для большинства государств с демократическим режимом правления. Их утверждение во всех слоях общества есть необходимый ответ на глобальные вызовы цивилизационного развития, проявления отчуждения личности от институтов демократии, на пропагандируемый культ жестокости и насилия, на проявления экстремизма, находящего свое выражение в наиболее одиозных формах терроризма, агрессивного национализма и деятельности тоталитарных сект.

Для нас, представителей Российской Федерации, понятие "многонациональная культура" - это не просто определенное словосочетание. Это овеществленная российская культура и историческое наследие, связанные с жизнедеятельностью десятков народов нашей страны. Потеря хотя бы одной из национальных культур - русской или татарской, башкирской или чувашской, дагестанской или марийской, - может обернуться для нее утратой уникального своеобразия и накопленного веками духовного богатства.

Проведение демократической политики в сфере культуры в таком многонациональном государстве как наше представляет собой сложную систему динамического взаимодействия государственной власти, гражданского общества и культуры, как объекта этой политики. Отношения между элементами этой системы должны выстраиваться на принципах гуманизма и толерантности, соблюдение которых - необходимое условие для успешного культурного развития и выработки нового типа государственной политики в этой сфере.

Важнейшее место в рамках этой политики занимает ее региональная составляющая, предметом непосредственного воздействия которой выступают национальные компоненты или субкультуры регионального уровня. При этом федеральный и региональный уровни власти в этом взаимодействии выступают не как оппоненты, а как равноправные партнеры, преследующие общую цель - создание условий для позитивной направленности культурных процессов, учитывающих интересы всех народов и этнических групп России.

Основой такого взаимодействия выступает сформированная в последнее десятилетие федеральная правовая база. Она включает положения о неотчуждаемости прав и свобод человека и народов, в том числе и в национально-культурной сфере; о гарантиях по сохранению и развитию национальных языков и культур; защите прав национальных меньшинств; праве на использование местного самоуправления в целях национально-культурного развития. Все эти нормы развиваются и конкретизируются в конституциях и в уставах субъектов Российской Федерации.

На рубеже двух столетий в регионах России интенсифицировался процесс роста самосознания граждан, этносов и национальностей. В практическую плоскость был поставлен вопрос о духовном возрождении народов, их национального достоинства и культуры. Реформа национального образования; новые подходы в журналистике, региональных СМИ и книгопечатании; обновление в деятельности национальных театров, музеев и библиотек - все это привело к невиданному росту интереса людей к своим историческим корням, национальным языкам, традициям и обычаям.

Возросшая ответственность субъектов Федерации к сохранению и развитию духовности народов, богатства национальных культур воспринимается нами как некий гуманистический акт общецивилизационного характера. Показателен в этом отношении пример Республики Татарстан.

Обретение республикой самостоятельности открыло возможности для решения накопившихся в социально-гуманитарной сфере проблем. В Татарстане начала формироваться принципиально новая языковая ситуация. Принятие республиканского закона о языках способствовало повышению статуса татарского языка как государственного, открыло реальные возможности для развития национального компонента образования. Сегодня в республике около 65% детей татар дошкольного возраста воспитываются на родном языке. 10 лет назад - их доля составляла лишь 11%. Все увереннее расширяется сфера обучения на татарском языке в средних и высших учебных заведениях.

Новые перспективы развития и полноценного использования языков были открыты также для коренных народов республики, - включая школьное образование в местах компактного проживания национальных меньшинств, в целом - культурно-просветительную работу. В настоящее время у нас действуют: 148 чувашско-русских и чувашско-татарских школ, 45 - удмуртских, 24 - марийских и 5 - мордовских школ. В 55 воскресных школах постигают свой родной язык и культуру дети 22 других национальностей. Особая роль в решении этой задачи принадлежит национально-культурным центрам, которых в настоящее время в Татарстане насчитывается более ста.

Здесь же следует подчеркнуть, что несмотря на трудности переходного периода, наш регион всегда ощущал поддержку федерального центра в сохранении и приумножении ценностей национальной культуры. Самый показательный пример - это традиционное проведение во многих регионах Российской Федерации национального праздника татарского народа Сабантуй, который отличается не только зрелищностью, но и чувством сопричастности огромных масс людей к происходящему действию.

Важнейшей приметой перемен в жизни Российской Федерации стало становление новой модели отношений между государством и религиозными организациями. Решением федеральных органов - в Казани учрежден Российский исламский университет, отвечающий высоким требованиям культурно-образовательного стандарта. В столице республики в рамках программы ЮНЕСКО продолжается комплексная реставрация Казанского Кремля, воссоздается мечеть Кул Шариф и реставрируется православный Благовещенский собор. К празднованию 1000-летия Казани идут реставрационные работы памятников культуры и архитектурного зодчества, проложены первые километры казанского метрополитена. И что особенно показательно, во всех этих знаковых для национальной республики деяниях самое непосредственной участие принимает Президент России В.В. Путин и федеральное Правительство.

Говоря о региональной культурной политике Российской Федерации, нельзя не сказать о национально-культурной автономии как форме самоорганизации этнических общностей в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Процесс создания в России структур национально-культурной автономии только начался, и сегодня трудно предугадать формы, которые он может приобрести в будущем. Тем более, что принятие Федерального закона "О национально-культурной автономии" у представителей некоторых народов России вызвало определенную настороженность. Они усмотрели в нем попытку завуалированным путем ликвидировать национальные республики.

Безусловно, в оценке настоящего и будущего этого института необходимо исходить из приоритета принципов и норм, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека. Никому нельзя отказывать в создании автономий, но нельзя их и навязывать. Важно другое, - чтобы каждый народ обладал всеми необходимыми правами и условиями для освоения того политического и культурно-экономического пространства, которое нужно для сохранения и развития его как этноса.

Уважаемые коллеги!

Конечно, за столь ограниченное время моего выступления очень трудно дать развернутую панораму многообразных процессов культурного строительства, которые в настоящее время идут в регионах Российской Федерации. Что вполне объяснимо. Однако представляется, что главное в нашей стране уже сделано - принципиально решен вопрос о создании политико-правовых основ будущего демократического общества, в котором социокультурная составляющая начинает предопределять характер принимаемых властных и управленческих решений, в том числе, что особенно важно, - и на уровне муниципальных образований.

Благодарю за внимание.

В заключение, я готов ответить на ваши вопросы.

Страсбург, 20 марта 2003 г.