Публикации > Просмотр публикации
Интересы Татарстана - это интересы его предприятий

О том, насколько успешно Татарстан продвигает продукцию своих предприятий за рубеж, каковы перспективы республики в этом плане, корреспондент “ВиД” беседует с министром торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафизом САЛИХОВЫМ.

- Хафиз Миргазямович, насколько серьезно могут пострадать интересы Татарстана как республики, экспортирующей сырье, в связи с последствиями военной операции в Ираке?

- Выстраивать прямую зависимость между повышением мировых цен на нефть и увеличением поступлений в республиканский бюджет не совсем верно. Налоговая нагрузка у нас построена таким образом, что доходы республиканского бюджета больше зависят от внутренней цены на нефть. Поясню подробнее: есть определенная оптимальная цена, $20-22 за баррель, при которой налоговые поступления в республиканский бюджет достигают максимума. Если же рост цен на внешнем рынке будет продолжаться, на приток средств в бюджет это уже не повлияет. Однако сложившаяся ситуация еще раз наглядно подтвердила: нужно сделать все, чтобы соотношение сырья и продукции высокого передела в общем объеме экспорта изменилось в пользу последней. И наше министерство ведет работу в этом направлении. Пока же в структуре татарстанского экспорта более 60% - сырая нефть, около 12% - нефтехимия, около 14% - продукция машиностроения.

В чем причина сложившейся структуры экспорта? Во-первых, сырьевая направленность татарстанского экспорта обусловлена структурой промышленности республики, в которой удельный вес нефтегазохимического комплекса превышает 50%. Во-вторых, и это основная сложность, российские товары высокого передела вообще и татарстанские в частности еще недостаточно конкурентоспособны. Простой пример: в 2002 году общероссийский экспорт на 57% формировался за счет энергоносителей и на 15% - за счет металлургической продукции. Машины и оборудование составили менее 8, а химическая продукция - менее 6%. Кроме того, нужно иметь в виду, что проблемы со сбытом могут возникнуть и у производителей качественного товара. За рубежом уже давно усвоили, что компания, которая желает успешно реализовать товар, всю стратегию своей работы должна строить на удовлетворении интересов потенциальных клиентов. Я уж не говорю о наличии развитых систем продаж и обслуживания, полнокровного рекламного бюджета. Пока для многих наших производителей эти понятные их иностранным конкурентам законы рынка будут оставаться китайской грамотой, рассчитывать на успех бессмысленно.

- Однако наши товары значительно дешевле...

- Предприятия, которые рассчитывают завоевать мировой рынок только более низкой, чем у других компаний, ценой, совершают роковую ошибку. Нужно четко понимать, что, к примеру, для автомобиля как продукции с высокой добавленной стоимостью главное не только его цена, но и его качество. Никто не бросится покупать “Оку” только потому, что она стоит $2 тысячи, а цена близкой по классу малолитражки именитых зарубежных производителей - в несколько раз больше. Потребитель и при равной цене всегда выберет лучшее качество и не будет покупать “нераскрученную” продукцию равного качества по более низкой цене. То есть в идеале товар должен обладать двумя основными признаками: быть качественным и быть “брендом”. Любую продукцию покупают так, как ее продают.

- Во всем мире государства оказывают своим товаропроизводителям определенную помощь. Как с этим обстоят дела у нас?

- На состоявшемся в Москве Международном “круглом столе” по проблемам поддержки промышленного экспорта, в котором я участвовал, много говорилось о том, что система государственного регулирования внешней торговли в России еще во многом осталась “советской” и приводит лишь к дестимулированию экспорта. Выход из этой ситуации предложил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, предложивший сделать перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы через границы как можно менее затратным. А для этого необходимо изменить три вида госрегулирования: валютное, налоговое и таможенное. В самом деле, о какой конкурентоспособности может идти речь, если вспомнить хотя бы то, какие у нас ставки по экспортным кредитам и какие установлены короткие сроки возврата валютной выручки. Помимо этого, отсутствует дифференциация налогообложения сырьевых и обрабатывающих отраслей. Даже взимается НДС с аванса от экспортной сделки. Конечно, большая часть этих проблем обусловлена федеральным законодательством и может решиться только на уровне Москвы, но и мы в состоянии кое-что сделать. В частности, вполне реально создать в республике структуру по страхованию экспортных кредитов, активнее поддерживать выставочно-ярмарочную деятельность наших предприятий, особенно малых.

- Просчитывалось ли, какие перемены возможны в экономике Татарстана, когда Россия вступит в ВТО?

- Региональный аспект вступления в ВТО, к сожалению, изучен недостаточно. Поэтому большинство республик и областей, отталкиваясь от общефедерального прогноза и учитывая особенности своих экономик, проводят собственный анализ. По мнению российских экспертов, отрицательное воздействие, которое может оказать грядущее изменение таможенной политики, лишь очень незначительно повлияет как на макроэкономическую динамику, так и на динамику отдельных отраслей. А в случае принятия при вступлении в ВТО уровня связывания пошлин, что предложили российские переговорщики, на начальном этапе возможен даже дополнительный рост ВВП (примерно 0,6%).

Расчеты, проведенные непосредственно для Татарстана, говорят о том, что у нас за счет роста импортозамещения этот показатель возможен на уровне 0,16%. Количество рабочих мест увеличится на 1900. А вот на экспорте, и российском, и татарстанском (структуры их аналогичны), присоединение к ВТО скажется в гораздо меньшей степени. Во-первых, топливо и сырье, составляющие в их общем объеме две трети, не подвержены на мировых рынках серьезным ограничениям. Во-вторых, для оставшейся трети, на которую распространяются льготы ВТО, торгово-политическая ситуация не изменится. О причинах мы уже говорили ранее. В то же время внешние условия торговли для экспортоориентированных промышленных регионов России должны улучшиться. Мы также ожидаем оживления инвестиционной деятельности в республике. На нашем рынке уже работают такие компании, как “Tomson”, “Alstom”, “BASF”, “Volvo”, “Skania”, “Pratt and Witney”. Очевидно, что им станет гораздо проще работать, когда в силу вступят единые для всех международные правила игры. В то же время мы не склонны идеализировать ситуацию. Татарстанским предприятиям надо будет подтвердить свой статус равноправного партнера, что можно сделать, только повысив конкурентоспособность продукции. А это подразумевает сертификацию и стандартизацию по международным требованиям, более эффективный менеджмент, знание международного законодательства. Серьезные проблемы, по нашим прогнозам, возможны в пищевой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной и авиационной промышленности.

В ходе анкетирования 150 республиканских предприятий, которое мы проводили в рамках подготовки к вступлению страны в ВТО, многие из них отметили, что их продукция станет конкурентоспособной только при поддержке государства. Речь, в первую очередь, идет о предоставлении актуальной информации, помощи в организации зарубежных контактов и прямом лоббировании интересов отечественных товаропроизводителей. Ничего страшного в этом нет: в большинстве стран - это нормальная практика. Кстати, проводимая нашим министерством аналитическая работа по проблематике ВТО получила высокую оценку в Минэкономразвития России и даже рекомендована к изучению в ряде регионов.

- И в России, и в Татарстане дела с привлечением иностранных инвестиций пока складываются далеко не блестяще. Можно ли переломить ситуацию?

- Проблемы действительно есть. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в прошлом году в экономику России, составил $19 млрд. 78 млн., прямых из них - только 4 млрд, причем более 50 процентов последних направлено в сферу розничной торговли. В конце года накопленный иностранный капитал в отечественной экономике составил $42, 9 млрд., а в Татарстане - около $1,1 млрд. Если брать удельные (на душу населения) значения накопленных прямых инвестиций, то, по данным ЕБРР, они у нас на порядок ниже, чем в Чехии, Венгрии, Эстонии и Латвии. По сути дела, это значит, что иностранные компании практически не участвуют в экономике России. Сходная ситуация и у нас в республике. Хотя общий объем иностранных инвестиций в 2002 году превысил $640 млн., прямых из них, по статистическим данным, всего 2,5 млн. Несмотря на то, что по итогам первого квартала 2003 года объем прямых иностранных инвестиций составил свыше $20 миллионов США. В республику приходят крупные торговые операторы, такие как “Метро Кэш энд Кэрри”, “ИКЕА”, “Рамстор” и другие. Этого все равно недостаточно для республики с большим инвестиционным потенциалом. Естественно, оставить все как есть невозможно. Что делать?

Для начала надо четко понять, для чего нам собственно нужны иностранные инвестиции. Они нас интересуют прежде всего как механизм внедрения более эффективной методики управления, новых технологий, открытости и многого другого, что нужно для успешного бизнеса. Кроме того, это дополнение к тем внутренним источникам инвестиций, которые есть в России. Мы не ставим иностранные инвестиции во главу угла, а исходим из того, что и российские, и иностранные инвесторы должны иметь равные права. Иностранцы не будут вкладывать деньги в нашу экономику, пока мы сами не начнем это делать, они не ставят своей целью развитие российской экономики. Главная задача инвестора - сохранить свои сбережения, а при возможности приумножить их. Вот когда мы сможем продемонстрировать всему миру, что наша промышленность - самое лучшее для этого место, тогда все нормализуется с инвестициями. Есть еще проблема качественной подготовки бизнес-проектов, предполагающих иностранные инвестиции. Выход - в более тесном сотрудничестве с предприятиями реального сектора экономики, в том числе - малым бизнесом, как той средой, где зарождаются инновационные технологии.

Однако, как я уже упоминал, не все можно решить на уровне республики. В некоторых случаях необходимо вмешательство федерального правительства. К таким вопросам относится, к примеру, налоговая реформа, которая уже давно назрела. И надо сказать, что правительство России сейчас активно работает в этом направлении.

- Мы постоянно слышим о посещении татарстанскими правительственными делегациями стран ближнего и дальнего зарубежья и о визитах иностранных делегаций в нашу республику. А есть ли отдача от этих контактов?

- Отдача, безусловно, есть. Приведу несколько примеров. После визита нашей делегации во главе с Премьер-министром РТ в Беларусь получил практическое воплощение совместный проект в области машиностроения. В октябре 2002 года заключен контракт между ПО “ЕлАЗ” и “Минским тракторным заводом” по сборке тракторов “Беларусь” на мощностях ЕлАЗа. На данный момент уже собрано более 200 единиц техники. В текущем году планируется довести этот показатель до 1000 единиц. Новый импульс двустороннему сотрудничеству дали посещения официальными делегациями Татарстана Швеции. Наметились реальные совместные проекты ОАО “КамАЗ” с компаниями “Volvo” и “Skania”. Сейчас идут переговоры. Долгосрочный контракт на поставку фарфоровой посуды заключили компания “Икеа” и “Бугульминский фарфоровый завод”. По итогам визита в Казань Лодзинского воеводы разработана большая программа сотрудничества с этим регионом Польши на 2003-2004 годы, включающая совместные проекты в области автомобилестроения, легкой промышленности, переработки сельхозпродукции, а также в банковской и финансовой сферах. Развитие торговых отношений с Румынией ознаменовалось открытием Торгового дома “Татарстан-Констанца” в декабре минувшего года. Через него начата реализация ряда конкурентоспособных татарстанских товаров, среди которых холодильники “ПОЗИС”.

Таким образом, торгово-экономические контакты нашей республики как с ближним, так и с дальним зарубежьем гораздо более продуктивны, чем это может показаться на первый взгляд. С их помощью идет лоббирование интересов татарстанских предприятий на официальном уровне, как и принято везде в мире. Кроме того, предприятия, входящие в состав делегаций, получают своеобразные “политические” гарантии. И наконец, происходит оптимизация отношений “государство - бизнес”. А это и есть самые главные итоги. Ведь интересы Татарстана - это, в первую очередь, интересы конкретных предприятий.

Газета "Время и Деньги", 14 мая 2003 г.