Публикации > Просмотр публикации
У России можно поучиться строить мусульманское государство
Итак, вы оказались ответственными за недавно освобожденное полицейское государство, мусульманское население которого десятилетиями изнемогало под гнетом социалистических головорезов. Эйфория от свободы быстро улетучивается. После окончания советской эры Москва в одной исламской провинции в центре России год названием Татарстан построила то, чего мы, похоже, хотим получить в Ираке — покладистое, светское, миролюбивое, многокультурное общество, которое в чем-то может служить примером для соседей. Как ни невероятно это звучит, мы можем здесь кое-чему поучиться. Разумеется, Татарстан - это далеко не Ирак. Самая заметная разница состоит в том, что мусульмане составляют здесь только половину населения. Господствующим языком является русский, одеваются люди по западному, а межнациональные браки - обычное депо. Но есть и существенное сходство.
Для многих татар как и для многих иракцев, ислам является лишь одной из составляющих многообразного национального самосознания. Татары, как и иракцы, видели как их лидеров уничтожали, мечети закрывали, а веру подавляли во имя революции. И тем и другим первый глоток свободы вскружил голову. Какое-то время в кошмарных снах России Татарстан представлялся центром восстания исламистов. Но этого не случилось.
Первое, что Москва, как теперь выясняется, сделала правильно, - оставила Татарстан под контролем лидера, который хорошо знал местный пейзаж. Татары получили в качестве нового босса не отставного генерала и не вернувшегося из изгнания демократа, а своего многолетнего партийного лидера Минтимера Шаймиева.
Второе, что Москва сделала правильно, - обеспечила людям возможность нормальной жизни. Нервничающие российские официальные лица закачивали в регион субсидии и поощряли иностранные инвестиции для предотвращения недовольства, которое может перерасти в бунт. Самый поучительный и самый удивительный успех Москвы - решение проблемы религии. Это, мягко говоря никогда не было сильной стороной Кремля. Российская традиция здесь - вмешиваться во все выбирать фаворитов, прочих изолировать и выживать или арестовывать, или, как в случае Чечни, бомбить. Прекрасный рецепт, чтобы получить ненависть и беспорядки. В Татарстане российские власти, в конце концов, избрали на редкость гибкий подход. Они дали возможность исламу процветать - в определенных рамках. Они позволили открыть тысячу мечетей. Государство наняло турецкие фирмы, чтобы заново отстроить огромную мечеть в белокаменных стенах Казанского кремля, разрушенную еще Иваном Грозным. Они позволили издавать мусульманские газеты и дали лицензии исламским религиозным школам. Сейчас, по меркам коммунистических времен и даже по меркам большинства арабских государств. Татарстан является зоной религиозной терпимости.
Итак, вы оказались ответственными за недавно освобожденное полицейское государство, мусульманское население которого десятилетиями изнемогало под гнетом социалистических головорезов. Эйфория от свободы быстро улетучивается. После окончания советской эры Москва в одной исламской провинции в центре России год названием Татарстан построила то, чего мы, похоже, хотим получить в Ираке — покладистое, светское, миролюбивое, многокультурное общество, которое в чем-то может служить примером для соседей. Как ни невероятно это звучит, мы можем здесь кое-чему поучиться. Разумеется, Татарстан - это далеко не Ирак. Самая заметная разница состоит в том, что мусульмане составляют здесь только половину населения. Господствующим языком является русский, одеваются люди по западному, а межнациональные браки - обычное депо. Но есть и существенное сходство.
Для многих татар как и для многих иракцев, ислам является лишь одной из составляющих многообразного национального самосознания. Татары, как и иракцы, видели как их лидеров уничтожали, мечети закрывали, а веру подавляли во имя революции. И тем и другим первый глоток свободы вскружил голову. Какое-то время в кошмарных снах России Татарстан представлялся центром восстания исламистов. Но этого не случилось.
Первое, что Москва, как теперь выясняется, сделала правильно, - оставила Татарстан под контролем лидера, который хорошо знал местный пейзаж. Татары получили в качестве нового босса не отставного генерала и не вернувшегося из изгнания демократа, а своего многолетнего партийного лидера Минтимера Шаймиева.
Второе, что Москва сделала правильно, - обеспечила людям возможность нормальной жизни. Нервничающие российские официальные лица закачивали в регион субсидии и поощряли иностранные инвестиции для предотвращения недовольства, которое может перерасти в бунт. Самый поучительный и самый удивительный успех Москвы - решение проблемы религии. Это, мягко говоря никогда не было сильной стороной Кремля. Российская традиция здесь - вмешиваться во все выбирать фаворитов, прочих изолировать и выживать или арестовывать, или, как в случае Чечни, бомбить. Прекрасный рецепт, чтобы получить ненависть и беспорядки. В Татарстане российские власти, в конце концов, избрали на редкость гибкий подход. Они дали возможность исламу процветать - в определенных рамках. Они позволили открыть тысячу мечетей. Государство наняло турецкие фирмы, чтобы заново отстроить огромную мечеть в белокаменных стенах Казанского кремля, разрушенную еще Иваном Грозным. Они позволили издавать мусульманские газеты и дали лицензии исламским религиозным школам. Сейчас, по меркам коммунистических времен и даже по меркам большинства арабских государств. Татарстан является зоной религиозной терпимости.
Оригинал статьи опубликован в газете "The New York Times" 4 мая 2003 г.
Журнал "Коммерсант-Власть" № 18
Журнал "Коммерсант-Власть" № 18