Публикации > Просмотр публикации
Чем силен Татарстан?

Тем, что в республике разработана четкая система управления на всех уровнях

На сегодняшний день задача выравнивания субъектов решается так: отобрать у сильных, отдать слабым. Однако более продуктивен другой вариант — использование своих сильных сторон регионами-реципиентами, поиск внутренних резервов, опора на накопленный опыт.

В предлагаемом президентом законопроекте о разграничении функций между центром и регионами основной упор сделан на обеспечение согласованности и системности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Проблема действительно архиважная. Можно сказать, давно наболевшая.

Современная российская система бюджетных отношений между центром и регионами основана на распределении трансфертов, а не на укреплении собственной доходной базы федеративных субъектов. В этой ситуации территории не заинтересованы в наращивании собственных доходов, преодолении зависимости от государства. Выгодней даже увеличить расходную часть бюджета с расчетом на помощь центра.

Такая ситуация сложилась под воздействием стихийного становления России как федеративного государства, когда решения принимались исходя из политической конъюнктуры, а не научно обоснованных представлений о ведении региональной политики.

Сегодня региональные органы власти лишены возможности предпринимать ответственные финансовые и социально-экономические шаги на своих территориях. Централизация доходов на федеральном уровне подрывает устойчивость и стабильность уровней региональных. Предпринимаемые меры успешных регионов, где власти благодаря действенным механизмам комплексного развития сумели обеспечить весомые социальные и экономические показатели жизни населения, не встречают поддержки центра, который путем сокращения их доходной базы сводит все усилия на нет.

Мотивация Минфина РФ в данном случае: выравнивание регионов, необходимость выплаты внешнего долга государства. Такая политика приводит в первую очередь к ослаблению регионов-доноров и вырабатывает устойчивую привычку надеяться на помощь извне. Что же касается регионов-реципиентов, то критерии оказания им финансовой поддержки остаются размытыми, каждый субъект ищет свои пути построения бюджетных отношений. Претенденты на получение государственной помощи должны четко знать критерии принятия решения о ее предоставлении и иметь возможность контролировать ее использование на всех уровнях.

Регионам Российской Федерации нужны выверенные стратегические цели, долгосрочные ориентиры развития. В качестве методологической основы для этого существующий международный опыт указывает на так называемую “индикативную систему управления”.

Эффективность введения в республике системы индикативного управления красноречиво подтверждается цифрами: число самодостаточных предприятий увеличилось с 4 до 19, валовой региональный продукт в 2001 году составил 110,9 процента по отношению к 2000 году и превысил среднероссийские показатели на четверть.

В целом ряде стран, во Франции, в Японии, в том числе и у нас, в Татарстане, индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств государственного макрорегулирования.

Причины того, что Татарстан сегодня по многим позициям опережает другие субъекты РФ, коренятся не в особых отношениях с федеральным центром, а в прагматичности, рационализме и научной обоснованности политики, проводимой в республике.

В чем суть индикативного управления социально-экономическим развитием? Термин “индикативный” является фактически антонимом понятия “директивный”, означая косвенные, а не прямые методы осуществления экономической политики. По существу, применение комплекса индикаторов — способ косвенно формировать адекватную социально-экономическую среду. В качестве основных индикаторов при оценке деятельности органов управления приняты уровень жизни, уровень обеспеченности расходов на содержание отраслей социальной сферы собственными доходами, величина средней заработной платы, инфраструктурная обеспеченность.

С начала постсоветских преобразований в Татарстане выступали за формирование нового уклада федеративных отношений, определяемых не доминантой центральной власти, а разумным распределением полномочий между центром и субъектами. В 1994 году удалось подписать Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с комплектом соглашений в качестве приложений к нему.

Установив “правила игры” с центром, в республике получили возможность спроектировать целостную систему управления. Была разработана и внедрена республиканская система потребительских бюджетов, ранжированная по четырем группам: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, рациональный бюджет и бюджет высокого достатка. Методики расчетов составлены таким образом, что позволяют анализировать динамику доходов 11 социально-демографических групп населения и оценивать уровень их жизни. Разработав определенный алгоритм действий и научившись оценивать уровень жизни населения в целом, граждан и их семей, удалось от частного перейти к общему.

Государство, как известно, выступает в двух ипостасях — собственника и власти. В данном случае важна его вторая роль. Определив для себя, что такое государственное управление, в республике разработали многоуровневый кодификатор функций государственного управления и выделили соответствующие центры ответственности. Таким образом, имеются участники этого процесса, центры ответственности, установлены индикаторы оценки эффективности управления по функциям. Причем для каждого уровня — отдельная система индикаторов. Кроме того, было введено трехлетнее скользящее планирование.

Какие индикаторы используются и для чего это делается? Исходным моментом стало формулирование миссии, выполняемой государством: обеспечение социально-экономической безопасности или самодостаточности республики, ее территорий, хозяйствующих субъектов, населения в целом, граждан и их семей. Цель федеральной власти заключается в обеспечении нормативно определенного уровня жизни.

Понятия “показатель” и “индикатор” были разведены. Индикатор — это своеобразный вектор. Например, заработная плата, стоимость жизни, прожиточный минимум — показатели. А вот уровень жизни — индикатор. За основу был взят перечень индикаторов, рекомендованный Советом безопасности РФ. Для оценки экономической самодостаточности республики применяются 22 индикатора. Республика — совокупность территорий, для каждой из них установлены 11 индикаторов. Для хозяйствующих субъектов — 8.

Итак, разработана система индикаторов для всех уровней; органы государственного управления стали центрами ответственности за выполнение определенных функций. Каждому министру и главе администрации определен государственный заказ на управление. Например, деятельность Министерства труда и занятости Татарстана оценивается с учетом следующих индикаторов: доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума; соотношения доходов 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения; уровня жизни — доходы на душу населения к минимальному потребительскому бюджету на члена типовой семьи; уровня безработицы. Эффективность работы министерства устанавливается по степени реализации вмененной ему функции.

Для каждого района или города в качестве основных индикаторов определены уровни жизни, средней заработной платы, отставание выплаты заработной платы в среднем на одного работающего (на предприятиях с задолженностью по ее выплате). В итоге были получены четкие количественные параметры деятельности органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, выработан эффективный инструментарий, обеспечивающий прозрачность и предсказуемость принятия решений.

Наш опыт может быть использован в любом субъекте Российской Федерации с поправкой на имеющиеся ресурсные, экономические и геополитические потенциалы. Ведь в экономике каждого региона есть скрытые резервы — их нужно лишь найти и мобилизовать. И здесь ведущую роль играет менеджмент региона — кто и как управляет.

Простой пример. Татарстан и Марийская Республика. Одна река, одинаковые природные условия, те же дороги и люди. Но почему Марийская Республика несамодостаточна? Нерационально используются природные условия, нет надлежащего учета. Весь лес уходит за пределы республики и разрабатывается иными структурами. Не используются природные богатства — рыба, ягоды (брусника — уникальное средство от множества болезней). Не задействуются прекрасные места отдыха, минеральные источники. А в Татарстане все природные богатства используются в интересах региона.

На какой основе происходит перераспределение средств в привыкшие уже к дотациям слабые регионы? На основе личных симпатий. Никакой научной основы нет. Бюджет некоторых субъектов меньше той помощи, которую они получают. Кстати, Татарстан перечислит в 2003 году в федеральный бюджет 34 889 млн рублей.

Дотировать регионы нужно, но необходимо дать возможность донорам направлять средства на развитие налогооблагаемой базы отстающих, получая при этом свою долю прибыли.

Сильную Федерацию формируют сильные и самодостаточные субъекты. И опыт Республики Татарстан и ряда других субъектов убедительно доказал, что регион, получающий больше прав, способен нести и большую ответственность.

Ирина ЛАРОЧКИНА, член Совета Федерации от Госсовета Республики Татарстан


Журнал "Российская Федерация сегодня", №3, 2003 г.