Публикации > Просмотр публикации
Сплачивать регионы надо не силой, а выгодой

Политическая жизнь полна контрастов. Скажем, пока в Чечне готовили и проводили референдум по Конституции, в Татарстане исподволь зрела сенсация – роспуск парламента. Вроде бы уже забылись попытки назвать эту республику «мятежной территорией».

Взаимоотношения Москвы и Казани сохраняют вполне цивилизованные формы. А тут такая, можно сказать пощечина российскому федерализму. Или же, если посмотреть иначе, ничего особенного и не происходит. Просто в стране укрепляется вертикаль власти и наводится порядок исполнении федеральных законов.

Свое мнение об этом сегодня высказывает Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин.

- Фарид Хайруллович, начнем с факта: Татарстан, как и Чечня в свое время не подписал Федеративный договор. Разве нельзя усмотреть в этом некое стремление к дестабилизации государственного устройства России?

- Действительно, под Федеративным договором, который тогда был спущен сверху, наша подпись отсутствует. Но после трех лет подготовки был подписан другой, идущий снизу, от конкретной действительности, двусторонний договор. В этом документе мы впервые заявили, что добровольно объединяемся с Российской Федерацией. Ключевым в договоре стал принцип разграничения предметов ведения и взаимного делегирования полномочий.

- Словом, проглотили столько суверенитета, сколько смогли?

- Вы напрасно иронизируете. Мы взяли на себя такую ношу ответственности, какая нам под силу.

- Вы были премьером правительства и уже многие годы возглавляете парламент. Удалось ли республике сделать основательный шаг вперед на этот документ?

- Поначалу это скорее был шанс "загреметь под фанфары". В начале 1990-х годов в республике упала нефтедобыча. Химия оказалась без сырья. "Оборонка" зашла в тупик. Полыхнул пожар на "КамАЗе". Тут у любого опустятся руки. А надо было действовать. И достигнутый в тот период Татарстаном уровень самостоятельности нам помог в этом. Вместе с российским руководством была определена формула межбюджетных отношений. Чтобы дать возможность решать свои проблемы собственными силами. Так и было сказано: зарабатывайте сами.

По большому счету, федеральный бюджет ничего не терял. Татарстан, выкарабкиваясь из патовой ситуации, как был, так и остался донором российской экономики. Хотя сколько обидных слов, вплоть до огульной критики и обвинений во всех смертных грехах, было брошено в адрес Президента РТ М. Шаймиева и его команды. Теперь это позади, время все расставило по местам. Сегодня никто не может ни отрицать, ни игнорировать вклад нашей республики в общегосударственную казну.

- Помнится, Татарстан называли "островком коммунизма"...

- И никто не верил, что на самом-то деле это мыс Доброй Надежды.

- За счет нефти?

- Отнюдь нет. Я уже сказал о провале в этой отрасли. Но, к чести нефтяников, они преодолели отставание. Сейчас "Татнефть" на коне. За ней следом - целый "табун" малых нефтяных компаний. Нижнекамск обзаводится мощнейшим нефтеперерабатывающим производством. Казанцы подняли в небо пассажирский лайнер Ту-214. Мостовой переход длиной 14 километров шагнул через Каму. КамАЗ опять становится победителем мировых ралли. Да и во многих других направлениях жизни и деятельности республика продвигается вперед.

- А вот у законодательного органа, кажется, результаты куда скромнее. Прокуратура завалила Государственный Совет республики протестами. Ранее принятые законы отменяются один за другим. И вот - перспектива досрочного роспуска Госсовета. Это реально?

- Главная реальность состоит в том, что наш парламент принял новую редакцию Конституции Татарстана. В ней отражены основные положения уже упоминавшегося договора между Казанью и Москвой. Татарстан стал равноправным субъектом РФ. В настоящее время ведется диалог по поводу внесения изменений и дополнений в двусторонний договор с целью его пролонгации. Именно переговоры, стыковка интересов и поиск согласия являют вам живой федерализм в реальных условиях. Нельзя допустить, чтобы по нему прокатился железный каток унитаризма, нивелируя и утюжа региональные и национальные особенности.

- Но прокуратура усматривает, что и новая редакция Конституция Татарстана не безгрешна.

- Действующий Основной Закон РТ, равно как и действующая Конституция Российской Федерации, не вечные скрижали, а документы переходного периода, отражающие все сложности и противоречия текущего момента. Всякого рода коллизии возникают ведь не на бумаге, а в жизни. В нашей стране сильны пережитки имперского мышления и тоталитарной идеологии. Без федерализма и вне его у России нет демократического будущего. На этом пути Татарстан, выдвигая многочисленные инициативы, выступает как впередсмотрящий. А возникающие коллизии между различными уровнями власти в России порождены не федерализмом как формой государственного устройства, они вытекают из несовершенства федеративных отношений, прежде всего в сфере законодательного разделения полномочий. В решении этой сложной задачи государственного реформирования большую роль играет созданная при Президенте России комиссия, которую возглавляет Д. Козак.

- Договор России и Татарстана как бы перебрасывает мост между двумя конституциями, объединяет их в единое целое - это ваше выражение прозвучало несколько лет назад. Сегодня прокурорское око видит в таком подходе серьезный изъян - уклонение парламента субъекта Федерации от обязанности соблюдать Конституцию РФ. Вы уверены в своей правоте?

- Абсолютно уверен. И вообще считаю, что для сохранения мира и согласия в регионе все дела нужно делать предупредительно, с тактом, без нагнетания напряженности. Примерно 50 процентов из полутора сотен законов, принятых Госсоветом нынешнего созыва, направлены на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Это естественный процесс, не следует его драматизировать. Достаточно сказать, что по ряду законодательных актов Татарстан заметно опережал Россию, что было отмечено Президентом В. Путиным во время пребывания в Казани.

Что и говорить: важная и нужная работа законодателей! Но она должна быть не односторонней и однобокой, а двухсторонней и согласованной. Порой, к сожалению, нам навязываются вчерашние мерки, отсталые стандарты. Возьмем земельное законодательство. Татарстан провозгласил частную собственность на землю еще в начале 1990-х годов и принял в 1998 году свой Земельный кодекс, намного раньше российского. Нам что, считать себя виноватыми за поспешность? На самом деле наш парламент совершил законодательный прорыв общефедерального значения, который позволил ускорить инвентаризацию всех земель и обеспечить создание земельного кадастра. Только благодаря кадастру земля в реальности становится товаром, а платежи земельного налога превращаются в значительную часть местных бюджетов.

Да, нас критикуют и при случае стараются, попросту говоря, поставить на место. За тот же, к слову сказать, подход к местному самоуправлению. Забывая, что татарстанская модель применяется в двадцати регионах. Мы отстаиваем свою позицию в отношении экологических платежей и получили в этом судебную поддержку. Нам непонятно, почему возникла чехарда с дорожными фондами, из-за которой республика вынуждена резко сокращать прокладку дорог и сооружение мостов. Совершенно непонятно, что плохого обнаружила высшая судебная инстанция в законе о свободной экономической зоне "Алабуга". В свое время Конституционный Суд РФ признал "ошибочным" референдум, проведенный республикой в поддержку ее статуса. А ныне, правда, совершенно в иных, не сравнимых с нашими по драматичности условиях, проведен аналогичный референдум в Чечне. Я это говорю к тому, что Госсоветом РТ были приняты и принимаются важнейшие законодательные акты, обеспечивающие межнациональное согласие, социально-экономическое развитие республики, и во многом они носят прогрессивный, опережающий характер. Впереди нас ждут выборы в Государственную Думу, мы на базе новой редакции Конституции РТ работаем над новым законом, по будущему парламенту РТ, так что впереди большая и насыщенная деятельность у представительного органа власти Татарстана.

- Читатели нашего журнала имели возможность подробно ознакомиться с работой парламента Татарстана. Зададимся вопросом: чем, по сути, столь примечателен и насколько востребован его многолетний опыт? Пригодился ли он вам при написании и защите докторской диссертации? Какова ее тема?

- Дословно - "Федеративные отношения как фактор социально-политического развития республики - субъекта Российской Федерации". В ней я пытаюсь доказать, что в стране, столь богатой ресурсами, большинство регионов должны быть бездотационными. А пока наоборот.

- Как быть? Что делать?

- В первую очередь не допускать бюджетных перекосов. По крайней мере, должны соблюдаться основополагающие принципы Бюджетного кодекса. Понятно, что они нарушаются не от хорошей жизни - на то есть объективные причины. Вот и получается, что от нехорошей жизни мы идем к жизни плохой.

- Это чувствуется в Татарстане?

- Это чувствуется везде. Регионы-доноры теряют экономические стимулы. Регионы-реципиенты впадают в иждивенчество. Игнорируя Бюджетный кодекс, центр демонстрирует пренебрежение к основополагающим законам Федерации.

- А вертикаль власти?

- Да, государству необходим стержень, необходимо общее регулирование. Но вертикаль - в столице, а Россия - это горизонтальные связи огромного пространства. Государственное могущество опирается на сильные регионы. А они скрепляются между собой не силой, но выгодой.

- Вы подразумеваете под этим экономическую основу федеративных отношений?

- Связка "центр - регионы" сами понимаете, это одно. Но ведь не менее важны многообразные связи регионов между собой. Централизация и перераспределение средств через федеральный бюджет далеко не всегда целесообразны. Дотации зачастую просто "проедаются", а надо, чтобы финансовые вливания работали, чтобы шел инвестиционный процесс. Бесспорно, большое значение имеют федеральные программы. Но они, по-моему, не отвергают межрегиональную кооперацию, совместные проекты, я бы сказал, дотирование одних регионов другими через инвестиции в производство и другие сферы. Это сложение сил и возможностей ради выравнивания социально-экономического развития территорий. А в целом - укрепление Федерации и увеличение материального и духовного потенциала России.

- Фарид Хайруллович, эти же проблемы "синтеза", хотя и в несколько иных аспектах, недавно были рассмотрены в ваших выступлениях с европейской трибуны - в Конгрессе местных и региональных властей Европы, который заседал в Страсбурге. Каков же резонанс?

- Нормальный. Деловой. Заинтересованный. В итоге принято решение о подготовке под эгидой Совета Европы международной конференции, которая пройдет в Казани в июле. Тема этого форума - "Конституционный статус регионов в Российской Федерации и других европейских странах: роль региональных законодательных органов в укреплении "единства в многообразии". В рамках планируемого, мероприятия, должен быть проведен "круглый стол" по теме "Федерализм как инструмент ослабления конфликтов".

Беседу вел Альянс Сабиров.

Журнал "Российская Федерация сегодня", №11, 2003 г.