Публикации > Просмотр публикации
В центре внимания - регионы
С 10 по 13 июля в НКЦ "Казань" пройдет международная научно-практическая конференция "Конституционный статус регионов в Российской Федерации и других европейских стремах - роль региональных законодательных органов а усилении "единства в многообразии", организаторами которой выступают Конгресс местных и региональных властей Европы и Государственный Совет Республики Татарстан.
Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин является членом российской делегации в Конгрессе местных и региональных властей Европы. Наш корреспондент встретился с его помощником в Конгрессе - первым заместителем полномочного представителя РТ в Российской Федерации Михаилом Столяровым, доктором политических наук, известным экспертом в области федеративных отношений. Многие годы он проработал в различных структурах ЮНЕСКО.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материалы, которые дадут представление о деятельности Совета Европы, Конгрессе местных и региональных властей Европы и о работе представителен Татарстана ш этих международных организациях.
- Михаил Венедиктович, как воспринимается Республика Татарстан европейскими законодателями?
- Республика Татарстан достаточно активно участвует в работе Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), Отрадно отметить, что Россия наметила большие программы по сотрудничеству с Советом Европы. Одним из примеров этого сотрудничества стало осуществление в Татарстане проектов программы ТАСИС, которая реализуется в самых разных областях, способствуя демократическому развитию нашей страны.
Надо заметить, прежде Европа осторожно относилась к Татарстану, особенно в 90-е годы. Нас критиковали, в частности, за несоответствие Основного Закона Татарстана Конституции Российской Федерации, за то, что местное самоуправление в республике не в полной мере соответствует Европейской хартии о местном самоуправлении. Была критика в целом российской системы демократии и управления. Где-то она была обоснованной, в чем-то - не очень. Но, на мой взгляд, важно то, что сегодня Татарстан, и в составе российской делегации, и как самостоятельный субъект переговоров, вошел в систему европейских отношений в рамках Совета Европы.
Почти три года прошло с момента проведения Брюссельской конференции, которая была аналогом той, которая пройдетна этой неделе в Казани. В столице Бельгии законодатели обсуждали вопросы о роли и месте законодательных органов в региональном управлении. И уже тогда была выдвинута идея - очередной этап европейского собрания законодателей провести в Казани.
Это очень важная деталь, потому что со стороны федеральных властей на Татарстан сразу пошли волны критики, мол, вы что-то чрезмерно активно стали себя вести в Совете Европы, порой берете на себя большие функции, чуть ли не сами вышли с инициативой и буквально "затащили" европейских политиков в Казань. Говорю не голословно, потому что в свое время я был вызван в Министерство иностранных дел России, где был ознакомлен с соответствующим представлением. В нем упоминался факт передачи татарстанской Конституции на экспертизу Венецианской комиссии, работающей при Совете Европы.
Сам факт такой критики, на мой взгляд, не соответствует духу европейского сотрудничества, потому что когда мы говорим о Европе регионов, то имеем в виду межрегиональное сотрудничество, в том числе и трансграничное межрегиональное сотрудничество. Более того, мы не нарушаем закон о координации международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации. Все, что мы делали и делаем, в том числе в области внешнеэкономических и международных связей, в частности, принимая участие в работе Конгресса местных и региональных властей Европы, все это ведется в соответствии с законодательством. Для нас это принципиально важно, о чем я и не преминул сказать в МИДе. Естественно, мы должны информировать федеральные власти обо всех наших действиях - это цивилизованная норма. Тем не менее складывается впечатление, что кому-то очень не хочется, чтобы Республика Татарстан, как субъект Российской Федерации, имела в Европе имидж благополучного, сильного и демократического региона.
- Злопыхатели были и будут. Главное, что Татарстан нашел общий язык с федеральными структурами, активно работает в составе российской делегации в Совете Европы. Расскажите подробнее об этой работе.
- Конгресс местных и региональных властей состоит из двух палат Палаты местных властей и Палаты регионов. Председатель Госсовета РТ работает во второй. Поскольку все члены делегации должны быть представлены в различных комитетах, Ф.Мухаметшин входит в состав Комитета по культуре и образованию Это очень интересная структура, которая глубоко вникает в суть проблем и решает вопросы, связанные с диалогом в области культуры и образования. Фарид Хайруллович уже дважды выступал на заседаниях комитета и к октябрю готовит третий доклад. Что также говорит о большом внимании Европы к положению дел в Республике Татарстан.
- Этот интерес во многом связан с предстоящим 1000-летним юбилеем Казани, подготовка и проведению которого был посвящен и один из докладов Ф.Мухаметшина?
- Он касался еще и итогов проведения в Казани конференции общеевропейской Ассоциации исторических городов, в создании которой Республика Татарстан и город Казань сыграли очень важную роль. Столица республики стала соучредителем ассоциации.
Нам очень важно привлечь внимание к предстоящему в 2005 году событию, тем более что оргкомитет по проведению 1000-летия Казани возглавляет Президент Российской Федерации. Без сомнения - это событие значимо и для Татарстана, и для России, и для Европы. Поскольку идет диалог межкультурный, а если смотреть чуть-чуть шире, то можно говорить о межцивилиэационном диалоге. И не случайно ЮНЕСКО этот год объявила диалогом цивилизаций. Ведь помимо того, что мы - Европа, мы - еще и Евразия.
На конференцию приезжает целая группа политиков и экспертов, в том числе и для участия в очередном этапе программы "Великий Волжский путь". Этот проект интересен Европе, ее представители очень активно принимают в нем участие. В прошлом году свое приветствие прислал генеральный секретарь Совета Европы господин Вальтер Швиммер. Надеемся, что и в этом году получим поддержку.
- Насколько для нас важны темы, которые обсуждаются в Совете Европы?
- Нам нужна поддержка Европы. Мы очень активно участвовали в работе Комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, которую возглавляет заместитель руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Козак. И также активно участвовали в ее обсуждении в Страсбурге, на Конгрессе местных и региональных властей Европы. Ф.Мухамвтшин принял участие в заседании специальной рабочей группы Совета Европы, в рамках которой эксперты этой международной организации рассмотрели предварительные итоги работы комиссии Д.Козака. Речь идет о двух законах, касающихся общих принципов организации госвласти в субъектах и местного самоуправления в Российской Федерации. Европейские политики живо интересовались ходом реформ российского законодательства, а также некоторыми проблемами развития федеративных отношений в России.
Фактически была проведена международная экспертиза проектов законов, которые разработала комиссия Д.Козака, А поскольку нам эти проблемы совсем не безразличны, то мы, конечно же, придавали большое значение возможности участвовать в этой работе, встречаться с европейскими экспертами, наблюдать за их оценками, делать свои выводы, спорить. Все это тоже является частью того большого и важного международного диалога, который проходит в рамках Совета Европы и в котором Республика Татарстан стала равноправным партнером.
- Кого и что нам ждать на предстоящей конференции от представителей Совета Европы?
- Ожидается прибытие около 30 человек - крупнейших политиков, очень серьезных экспертов, которые достаточно долго и плодотворно работают с Россией, представителей международных организаций, хорошо знающих все европейские конвенции и те международно-правовые инструменты, которыми регулируются межрегиональные отношения и различные законодательства субъектов.
На конференции будет представлена целая палитра точек зрения на развитие федеративных отношений. Австрия, Германия, Бельгия, Швейцария, Испания - у каждой страны свой опыт, который нам, конечно, не нужен в полном объеме. Будучи профессором Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и читая лекции о федерализме, я постоянно сталкиваюсь с разными подходами.
- Нужен нам зарубежный опыт или нет?
- Кто-то пытается полностью отрицать: мол, мы сами с усами, у России свой исторический путь, свои особенности. Другие, наоборот, хватаются за все подряд. Думаю, здесь нужна золотая середина, чтобы, скажем, взять на вооружение в Испании решение вопросов асимметричного бюджетного федерализма. Это исключительно важный элемент. Или посмотреть, как в Швейцарии решаются проблемы разрешения коллизий законодательства разных уровней власти. У них очень грамотная методология, которую, надеюсь, мы будем обсуждать в ходе конференции. Когда возникает противоречие между Швейцарией и законом кантонов, федеральный центр делает представление, чтобы кантон привел свой закон в соответствие. Но, допустим, кантон настаивает на своей правоте, считая свою позицию обоснованной... У нас, к сожалению, такую коллизию разрешают просто - через колено: тот прав, у кого больше прав. А закона о преодолении коллизии в законодательных отношениях нет, он уже лет шесть как застыл на уровне проекта.
Швейцарский опыт исключительно интересен. Там решают просто. Если обе стороны настаивают на своем и их интересы не стыкуются, тогда закон требует, чтобы конфедерация не устанавливала конкретные позиции по всем положениям этого вопроса, а только установила рамочный закон. Но в этом случае при воем своеобразии кантон обязан вписаться в представленные рамки. И конституционный суд не позволит выйти за эти рамки. В России же подобные вопросы решаются в одностороннем порядке и, как правило, всегда в пользу центра. Тем самым теряется смысл федерации, основной лозунг которой - "Единство в многообразии". 176 народов и национальностей проживают в России, и все голосовали за Конституцию, преамбула которой гласит; "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле..."
Есть очень интересный опыт в Германии, ее модель федерализма в чем-то нам близка. Но, опять же повторюсь, возможен лишь селективный отбор этого опыта.
В этом смысле я возлагаю очень большие надежды на предстоящий форум. Сотрудничество с Советом Европы, в том числе и совместное проведение конференции в Казани, нам поможет прояснить ряд моментов в зарубежном опыте федеративных отношений. Надеюсь, что состоится диалог политиков и экспертов по наиболее актуальным проблемам федеративного развития, роли и месте законодательных органов. Я думаю, это очень важный диалог и он будет результативным.
С 10 по 13 июля в НКЦ "Казань" пройдет международная научно-практическая конференция "Конституционный статус регионов в Российской Федерации и других европейских стремах - роль региональных законодательных органов а усилении "единства в многообразии", организаторами которой выступают Конгресс местных и региональных властей Европы и Государственный Совет Республики Татарстан.
Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин является членом российской делегации в Конгрессе местных и региональных властей Европы. Наш корреспондент встретился с его помощником в Конгрессе - первым заместителем полномочного представителя РТ в Российской Федерации Михаилом Столяровым, доктором политических наук, известным экспертом в области федеративных отношений. Многие годы он проработал в различных структурах ЮНЕСКО.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию материалы, которые дадут представление о деятельности Совета Европы, Конгрессе местных и региональных властей Европы и о работе представителен Татарстана ш этих международных организациях.
- Михаил Венедиктович, как воспринимается Республика Татарстан европейскими законодателями?
- Республика Татарстан достаточно активно участвует в работе Конгресса местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), Отрадно отметить, что Россия наметила большие программы по сотрудничеству с Советом Европы. Одним из примеров этого сотрудничества стало осуществление в Татарстане проектов программы ТАСИС, которая реализуется в самых разных областях, способствуя демократическому развитию нашей страны.
Надо заметить, прежде Европа осторожно относилась к Татарстану, особенно в 90-е годы. Нас критиковали, в частности, за несоответствие Основного Закона Татарстана Конституции Российской Федерации, за то, что местное самоуправление в республике не в полной мере соответствует Европейской хартии о местном самоуправлении. Была критика в целом российской системы демократии и управления. Где-то она была обоснованной, в чем-то - не очень. Но, на мой взгляд, важно то, что сегодня Татарстан, и в составе российской делегации, и как самостоятельный субъект переговоров, вошел в систему европейских отношений в рамках Совета Европы.
Почти три года прошло с момента проведения Брюссельской конференции, которая была аналогом той, которая пройдетна этой неделе в Казани. В столице Бельгии законодатели обсуждали вопросы о роли и месте законодательных органов в региональном управлении. И уже тогда была выдвинута идея - очередной этап европейского собрания законодателей провести в Казани.
Это очень важная деталь, потому что со стороны федеральных властей на Татарстан сразу пошли волны критики, мол, вы что-то чрезмерно активно стали себя вести в Совете Европы, порой берете на себя большие функции, чуть ли не сами вышли с инициативой и буквально "затащили" европейских политиков в Казань. Говорю не голословно, потому что в свое время я был вызван в Министерство иностранных дел России, где был ознакомлен с соответствующим представлением. В нем упоминался факт передачи татарстанской Конституции на экспертизу Венецианской комиссии, работающей при Совете Европы.
Сам факт такой критики, на мой взгляд, не соответствует духу европейского сотрудничества, потому что когда мы говорим о Европе регионов, то имеем в виду межрегиональное сотрудничество, в том числе и трансграничное межрегиональное сотрудничество. Более того, мы не нарушаем закон о координации международных и внешнеэкономических связей Российской Федерации. Все, что мы делали и делаем, в том числе в области внешнеэкономических и международных связей, в частности, принимая участие в работе Конгресса местных и региональных властей Европы, все это ведется в соответствии с законодательством. Для нас это принципиально важно, о чем я и не преминул сказать в МИДе. Естественно, мы должны информировать федеральные власти обо всех наших действиях - это цивилизованная норма. Тем не менее складывается впечатление, что кому-то очень не хочется, чтобы Республика Татарстан, как субъект Российской Федерации, имела в Европе имидж благополучного, сильного и демократического региона.
- Злопыхатели были и будут. Главное, что Татарстан нашел общий язык с федеральными структурами, активно работает в составе российской делегации в Совете Европы. Расскажите подробнее об этой работе.
- Конгресс местных и региональных властей состоит из двух палат Палаты местных властей и Палаты регионов. Председатель Госсовета РТ работает во второй. Поскольку все члены делегации должны быть представлены в различных комитетах, Ф.Мухаметшин входит в состав Комитета по культуре и образованию Это очень интересная структура, которая глубоко вникает в суть проблем и решает вопросы, связанные с диалогом в области культуры и образования. Фарид Хайруллович уже дважды выступал на заседаниях комитета и к октябрю готовит третий доклад. Что также говорит о большом внимании Европы к положению дел в Республике Татарстан.
- Этот интерес во многом связан с предстоящим 1000-летним юбилеем Казани, подготовка и проведению которого был посвящен и один из докладов Ф.Мухаметшина?
- Он касался еще и итогов проведения в Казани конференции общеевропейской Ассоциации исторических городов, в создании которой Республика Татарстан и город Казань сыграли очень важную роль. Столица республики стала соучредителем ассоциации.
Нам очень важно привлечь внимание к предстоящему в 2005 году событию, тем более что оргкомитет по проведению 1000-летия Казани возглавляет Президент Российской Федерации. Без сомнения - это событие значимо и для Татарстана, и для России, и для Европы. Поскольку идет диалог межкультурный, а если смотреть чуть-чуть шире, то можно говорить о межцивилиэационном диалоге. И не случайно ЮНЕСКО этот год объявила диалогом цивилизаций. Ведь помимо того, что мы - Европа, мы - еще и Евразия.
На конференцию приезжает целая группа политиков и экспертов, в том числе и для участия в очередном этапе программы "Великий Волжский путь". Этот проект интересен Европе, ее представители очень активно принимают в нем участие. В прошлом году свое приветствие прислал генеральный секретарь Совета Европы господин Вальтер Швиммер. Надеемся, что и в этом году получим поддержку.
- Насколько для нас важны темы, которые обсуждаются в Совете Европы?
- Нам нужна поддержка Европы. Мы очень активно участвовали в работе Комиссии по разграничению предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, которую возглавляет заместитель руководителя Администрации Президента РФ Дмитрий Козак. И также активно участвовали в ее обсуждении в Страсбурге, на Конгрессе местных и региональных властей Европы. Ф.Мухамвтшин принял участие в заседании специальной рабочей группы Совета Европы, в рамках которой эксперты этой международной организации рассмотрели предварительные итоги работы комиссии Д.Козака. Речь идет о двух законах, касающихся общих принципов организации госвласти в субъектах и местного самоуправления в Российской Федерации. Европейские политики живо интересовались ходом реформ российского законодательства, а также некоторыми проблемами развития федеративных отношений в России.
Фактически была проведена международная экспертиза проектов законов, которые разработала комиссия Д.Козака, А поскольку нам эти проблемы совсем не безразличны, то мы, конечно же, придавали большое значение возможности участвовать в этой работе, встречаться с европейскими экспертами, наблюдать за их оценками, делать свои выводы, спорить. Все это тоже является частью того большого и важного международного диалога, который проходит в рамках Совета Европы и в котором Республика Татарстан стала равноправным партнером.
- Кого и что нам ждать на предстоящей конференции от представителей Совета Европы?
- Ожидается прибытие около 30 человек - крупнейших политиков, очень серьезных экспертов, которые достаточно долго и плодотворно работают с Россией, представителей международных организаций, хорошо знающих все европейские конвенции и те международно-правовые инструменты, которыми регулируются межрегиональные отношения и различные законодательства субъектов.
На конференции будет представлена целая палитра точек зрения на развитие федеративных отношений. Австрия, Германия, Бельгия, Швейцария, Испания - у каждой страны свой опыт, который нам, конечно, не нужен в полном объеме. Будучи профессором Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и читая лекции о федерализме, я постоянно сталкиваюсь с разными подходами.
- Нужен нам зарубежный опыт или нет?
- Кто-то пытается полностью отрицать: мол, мы сами с усами, у России свой исторический путь, свои особенности. Другие, наоборот, хватаются за все подряд. Думаю, здесь нужна золотая середина, чтобы, скажем, взять на вооружение в Испании решение вопросов асимметричного бюджетного федерализма. Это исключительно важный элемент. Или посмотреть, как в Швейцарии решаются проблемы разрешения коллизий законодательства разных уровней власти. У них очень грамотная методология, которую, надеюсь, мы будем обсуждать в ходе конференции. Когда возникает противоречие между Швейцарией и законом кантонов, федеральный центр делает представление, чтобы кантон привел свой закон в соответствие. Но, допустим, кантон настаивает на своей правоте, считая свою позицию обоснованной... У нас, к сожалению, такую коллизию разрешают просто - через колено: тот прав, у кого больше прав. А закона о преодолении коллизии в законодательных отношениях нет, он уже лет шесть как застыл на уровне проекта.
Швейцарский опыт исключительно интересен. Там решают просто. Если обе стороны настаивают на своем и их интересы не стыкуются, тогда закон требует, чтобы конфедерация не устанавливала конкретные позиции по всем положениям этого вопроса, а только установила рамочный закон. Но в этом случае при воем своеобразии кантон обязан вписаться в представленные рамки. И конституционный суд не позволит выйти за эти рамки. В России же подобные вопросы решаются в одностороннем порядке и, как правило, всегда в пользу центра. Тем самым теряется смысл федерации, основной лозунг которой - "Единство в многообразии". 176 народов и национальностей проживают в России, и все голосовали за Конституцию, преамбула которой гласит; "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле..."
Есть очень интересный опыт в Германии, ее модель федерализма в чем-то нам близка. Но, опять же повторюсь, возможен лишь селективный отбор этого опыта.
В этом смысле я возлагаю очень большие надежды на предстоящий форум. Сотрудничество с Советом Европы, в том числе и совместное проведение конференции в Казани, нам поможет прояснить ряд моментов в зарубежном опыте федеративных отношений. Надеюсь, что состоится диалог политиков и экспертов по наиболее актуальным проблемам федеративного развития, роли и месте законодательных органов. Я думаю, это очень важный диалог и он будет результативным.
Газета "Республика Татарстан", 10 июля 2003 г.