Публикации > Просмотр публикации
У Сорочьих Гор не глуши мотор!

Дороги Татарстана... В центре Казани, на улице Баумана, которая стала у нас пешеходной зоной, как Старый Арбат в Москве, находится симво-лический «нулевой километр». Отсюда начинаются дороги во все стороны света, есть и надписи: «До Москвы - 722 км, до Нью-Йорка - 8033 км..».

Раньше естественной преградой при движении из Европы в Азию здесь была могучая Волга. Дороги были ненадежные, вот почему в 1767 году императрица Екатерина II при-была в Казань на четырех галерах вместе с двухтысячной царской свитой. Вот что она писала тогда из Казани в Париж философу Вольтеру: «Теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою. Можно очень найти общие начала, но подробности: и какие подробности! Это почти то же, что сотворить, устроить, сохранить целый мир! Отселе выехать нельзя; столько разных объ-ектов, достойных взгляду, идей же на десять лет здесь собрать можно. Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы...»

С тех пор в Казани жили, учились и работали Гаврила Державин и Лев Толстой, Николай Лобачевский и Иван Шишкин, Максим Горький и Федор Шаляпин, Владимир Ульянов (Ленин) и Муса Джалиль... Появи-лись новые достопримечательности. Современный Татарстан - это не только Казанский кремль, включенный ЮНЕСКО в реестр сокровищниц мира, стольный град Булгар или крепость Свияжск. Это широко извест-ный автомобиль КамАЗ, который делают в Набережных Челнах, это авиалайнер Ту-214, который собирают в Казани, это мощнейшие производственные комплексы «Татнефть», «Нефтехим» и другие.

Но вот совсем недавно на карте республики среди «стольких разных объектов» о которых писала Екатерина II еще 250 лет назад, появился гигант европейского масштаба, красавец мост через Каму в районе Сорочьих Гор (в 108 километрах к юго-востоку от Казани). Длина его вместе с подходами через Архаровку и Курлянку почти 14 километров, а общая стоимость почти полмиллиарда долларов.

Когда 17 октября 2002 года, в День работников дорожного хозяйства, состоялосъ торжественное открытие нового автомобильного моста через Каму, то участники вспоминали, что это второе по значимости искусственное сооружение в транспортном комплексе Татарстана. Первый железнодорожный мост через Волгу был построен лишь в 1913 году, пуск его был при-урочен к 300-летию дома Романовых, и потому он стал называться Романовским, соединив Казань с Москвой.

Что касается моста через Каму, то он открыл прямую дорогу из Казани в Закамье, «приблизил» к столице Татарстана 15 закамских районов и открыл кратчайший путъ на Самару, Оренбург, Уфу, сократив дорогу на Челябинск на целых 120 километров! Мост стал главным пусковым объектом минувшего года в системе Росавтодора, конкретным вкладом в реализацию целевой федеральной программы «Модернизация транспортной системы России», рассчитанной до 2010 года.

Присутствовавшие на митинге министр транспорта РФ Сергей Франк, руководители Росавтодора, представители других министерств и ведомств отмечали общероссийский, федеральный масштаб нового сооружения. Камский мост относится к так называемым «вековым» объектам, сооружение которого стало возможным лишь на основе консолидации усилий руководства Республики Татарстан и федерального центра, прежде всего служб Росавтодора.

С тех пор прошло уже более полугода. Отбуксировали из-под Сорочьих Гор речные паромы. Теперь они за ненадобностью работают на других переправах. Местным дорожникам из поселка Алексеевское уже не надо каждую зиму намывать из мощных брандспойтов ледовую колею, по которой могли бы пройти караваны тяжелогруженых КамАЗов.

Мост работает, набирает мощность, его уже прославляют поэты. Один из них сочинил такое немудреное четверостишие: "У Сорочьих Гор / Не глуши мотор!/ Там, где был затор, / Мост открыл простор".

П ерейдем теперь к проблемам, которые стоят перед дорожниками Татарстана. Отмечу, что наша республика находится на пересечении двух меҗдународных транспортных коридоров: "Север - Юг и "Запад - Восток". Вот почему основные транспортные магистрали Татарстана имеют не только республиканское, но и федеральное значение. Это предъявляет к ним дополнительные требования по совершенствованию технических параметров, обеспечению безопасности перевозок, охране окружающей среды и развитию инфраструктуры.

Напомню, что дорожная сеть республики составляет сегодня более 15 тысяч километров, в том числе 10 572 км - это дороги с ас-фальтобетонным покрытием. Имеется 1099 мостов общей протяженностью более 48 тысяч погонных метров. Плотность дорожной сети - 188 км на тысячу квадратных км, что вшестеро выше среднероссййского показателя (31 км).Хотя мы отстаем от Чувашии, зато превосходим такой высокоразвитый регион, как Самарская область (139 км). За последние десять лет приросг автодорог общего пользования с асфальтобетонным покрытием составил у нас 4782 км.

Казалось 6ы, успехи в дорожной отрасли налицо, особенно если учесть, что работать приходится вусловиях постоянных финансовых дефицитов. Но предстоит еще многое сделать, чтобы сеть дорожных коммуникаций соответствовала социально-экономическому развитию республики. Ведь у нас из 3101 населенного пункта более поло вины, а именно 1747, не имеют подъездов с асфальтобетонным покрытием. Это значит, что сотни тысяч жителей из почти четырехмиллионного населения Татарстана не могут в распутицу воспользоваться своим конституционным правом на свободное передвижение. Наши дорожники напрягают силы, чтобы исправить положение, соединить села и поселки асфальтом, но средств не хватает. Например, в прошлом году мы освоили в дорожном хозяйстве 5185 млн рублей, но это лишь 98 процентов к уровню 2001 года. На нынешний год на дорожные работы законом о бюджете Республики Татарстан утверждена доходная часть в размере 2,8 млрд рублей плюс ожидается поступление из федерального бюджета в размере 951 млн рублей, которые будут направлены на содержание федеральной сети. Но уже сейчас идут разговоры о том, что возможно снижение поступлений, из Москвы на 70 или даже на 80 млн рублей. Это тем более печально, что расходная часть территориального дорожного бюджета утверждена в размере 3,3 млрд рублей, то есть с дефицитом в полмиллиарда.

Думаю, здесь уместно обратиться к руководству Росавтодора: давайте объединим усилия центральных дорожных служб и руководства регионов, чтобы «пробить» наконец принятие пакета «дорожных» законов в нашем парламенте, и прежде всего таких фундаментальных, как «0б автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», «О концессиях в дорожном хозяйстве», «О платных автодорогах», и ряда других.

Хочу отметить, что благодаря усилиям дорожных служб Татарстана, которые возглавляет вице-премьер Владимир Швецов, у нас сложились хорошие партнерские отношения с Росавтодором. Мы договорилсь, например, финансировать на паритетных началах строительство второй очереди моста через Каму. Совместно с Государственной службой дорожного хозяйства пристутшли к разработке технико-экономического обоснования для создания центра логистики «Мультимодульный грузовой терминал» в районе города Свияжска.

Еще пример. В прошлом году распоряжением Минтранса РФ было создано Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона с местонахождением в Казани. Сейчас оно уже получило контрольные полномочия над всеми федеральными автотрассами Волго-Вятского региона протяженностью 2157 км, в том числе 1037 км, прохо-дящих по территория Татарстана. Это опятьтаки результат взаимопонимания и совместной работы Росавтодора и правительства республики.

В заключение несколько слов о ближайших планах и перспективах, в том числе по улучшению качества содержания и ремонтов имеющейся сети. Упор сделан именно на добротность, потому что средств на новое строительство мало. Вот лишь одна цифра: запланированный прирост автодорог с асфальтобетонным покрытием составит в 2003 году всего 151 км, что в два раза меньше, чем было введено в 2002-м.

Наиболее интересна, на мой взгляд, мостовая программа нащих дорожников, в том числе по ремонту и содержанию малых искусственных сооружений. В минувшем году кроме Камского моста самым значимым пусковым объектом стал мост через реку Большой Черемшан у села Караульная Гора Нурлатского района, протяженность его 177 погонных метров. В нынешнем году планируется ввести 28 мостов общей протяженностью 1590 погонных метров, в том числе мост через реку Большой Черемшан на автодороге «Объезд Черемшан» протяженностью 114 погонных метров.

Если же говорить о трассах федерального значения, то тут продолжено проектирование моста через реку Вятка на автомагистрали М-7 «Волга», а также моста через реку Шешма на обходе села Ленино Новошешминского района на автодороге Казань - Оренбург.

И все же главное внимание будет уделено так называемым малым мостам, которых у нас большинство и которые находятся порой в полуаварийном состоянии. Примером может служить ситуация с мостом через реку Шешма у села Елохово Альметьевского района. Здесь дорожный рабочий случайно (!) обнаружил разрушение ригеля русловой опоры, после чего ввиду неминуемой аварии движение транспорта и маршрутных автобусов по мосту было категорически запрещено.

В деле дорожного строительства Татарстан выгодно отличается еще и тем, что у нас развита нефтепереработка, что важно для создания высококачественных битумов. Ведь известно, что без хороших битумов хорошую трассу не построишь. И тут хочу с гордостью отметить: республика опять подает пример.

Недавно на Нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе была пущена первая в России установка по производству так называемых неокисленных битумов повышенного качества. Стоит отметить, что за рубежом 80 процентов дорожных битумов выпускают именно по этой технологии, а у нас она появилась впервые. В республике с применением новых битумов уже уложены первые опытные участки верхних слоев покрытия шоссе в Бугульминском, Азнакаевском, Балтасинском и Кукморском районах. Татарстан стал опытной площадкой по внедрению битумов высокого качества. У нас были проведены семинары-совещания по этой тематике с участием ведущих специалистов Росавтодора, СоюздорНИИ, Центрдорконтроля и региональных дорожных служб.

Журнал "Российская Федерация сегодня", №12