Публикации > Просмотр публикации
Тюбетейка европейского покроя
Казань присматривается к западной федеративной модели
На разные лады и на четырех языках: английском, немецком, французском и русском - произносился термин "федерализм" на международной конференции в Казани. Около 120 участников конференции, посвященной конституционному статусу регионов в Российской Федерации и других европейских странах, обсуждали перспективы регионального развития и федеративных отношений, исторический опыт и политический вес различных территорий. Хозяева форума надеялись достучаться со своими проблемами до федерального центра, а представители Москвы "держали лицо" перед экспертами Совета Европы.
Казанская конференция собрала внушительный отряд участников - сенаторы и депутаты Госдумы, представители президентской администрации и органов власти регионов России и государств Содружества, ученые из 12 европейских стран. Хотя основным организатором форума выступил Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), татарстанские руководители не скрывали, что инициатива проведения этой конференции исходила от них.
- Мы ставили цель, чтобы путем дискуссии выработать подходы и подвигнуть федеральный центр от нынешней декоративной федерации, федерации на словах, к реальному федерализму, который существует во многих развитых европейских странах, - заявил журналистам председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.
Критический настрой уже в первый день конференции задал президент республики Минтимер Шаймиев.
- К сожалению, на российском политическом пространстве не утихают голоса, призывающие вернуться к унитарному устройству, ликвидировать республики, перекроить регионы по экономическому принципу, - заявил татарстанский лидер. - Я не сомневаюсь, что альтернативы федерализму не существует, но нужно приложить немало сил, чтобы до конца реализовать эту цель. Россия не может строиться по принципу "плавильного котла", а лишь по принципу "единства в многообразии".
Между тем, считает г-н Шаймиев, федерализм - это не просто форма государственного устройства, а особое мировоззрение, главной чертой которого является умение ценить уникальность и разнообразие народов и их культур. В связи с этим он выразил большое сожаление по поводу принятия Государственной думой РФ поправки к закону о языках, предписывающей пользоваться только кириллицей и противоречащей Европейской рамочной конвенции по защите национальных меньшинств.
- Европа должна жить в условиях разнообразия, - полагает президент палаты регионов КМРВЕ Джованни Ди Стази. - Децентрализация, регионализация, федеральная структура - это различные шаги на одном и том же пути. Основная задача и цель - сблизить граждан.
По словам заместителя руководителя администрации президента РФ Дмитрия Козака, возглавляющего комиссию по разграничению полномочий между уровнями власти, российские реформы в области федеративных отношений и местного самоуправления направлены на укрепление региональной демократии и расширение возможностей участия граждан в управлении государством. И сегодня крайне важно на деле реализовать конституционные принципы федерализма, которые во многом остаются декларацией, ибо не подкреплены пока должным образом правовыми рычагами.
В этой связи г-н Козак представил основные положения нового федерального закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ, вступившего в силу в начале июля. Публичные функции региональных властей предложено разделить на собственные и делегированные полномочия. Собственные - это те полномочия, в которых властные органы субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти. Федеральный центр не вправе вмешиваться в эти полномочия, принимать решения, влияющие на объемы ресурсов, которые необходимы для реализации этих полномочий. Делегированные - это те полномочия, которые законодательно регламентируются на федеральном уровне.
- Пока у нас почти все полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются делегированными, - признал замглавы президентской администрации. - Ключевое противоречие нашего российского федерализма - когда решение о публичных функциях власти принимает один уровень, а исполняет за счет собственных средств другой - наносит огромный ущерб федеративным отношениям.
Новый федеральный закон определил и суть договорных отношений между центром и регионами. Договоры заключаются в тех случаях, когда географическое положение, исторический путь, который прошел субъект Российской Федерации, предопределяет необходимость предоставления каких-то дополнительных функций, дополнительной степени свободы органам государственной власти этого субъекта. Не допускается передача договором полномочий отдельным регионам, если они могут быть переданы законодательно всем субъектам РФ. На вопрос профессора Парижского университета, эксперта Совета Европы Мишеля Лесажа по поводу договора с Чечней Козак ответил:
- Самая широкая автономия для Чеченской Республики означает только одно - максимальная децентрализация полномочия с федерального уровня на уровень региональный. Но в законных рамках.
Интересные суждения высказал Томас Маркерт, заместитель секретаря Венецианской комиссии - консультативного органа Совета Европы, который состоит из независимых экспертов в области конституционного права.
- Федерации функционируют только тогда, когда есть стимул для сотрудничества, - заявил г-н Маркерт. - Если каждый субъект преследует только свои интересы за счет других субъектов, то федеральная система не будет работать. Очень важно, чтобы и субъекты, и федеральный уровень сотрудничали между собой.
Между тем, как считает председатель сенатского Комитета по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков, за последние три года существенно усилилось федеральное вмешательство центра в дела регионов.
- В России складывается система, которую я условно назвал бы унитарным федерализмом, - заявил г-н Казаков. - Россия становится все больше государством, где баланс федеральной и региональной власти все больше и больше смещается в сторону центра. Нужно поддерживать регионы, которые эффективно работают. К сожалению, этих регионов мало, и политически их поддерживать сегодня невыгодно.
С Казаковым не согласился председатель совета Ассамблеи народов России, член Совета федерации Рамазан Абдулатипов, который под смех собравшихся произнес:
- Я не знаю, что такое унитарный федерализм. Скорее всего это федерализм нетрадиционной ориентации.
Казань присматривается к западной федеративной модели
На разные лады и на четырех языках: английском, немецком, французском и русском - произносился термин "федерализм" на международной конференции в Казани. Около 120 участников конференции, посвященной конституционному статусу регионов в Российской Федерации и других европейских странах, обсуждали перспективы регионального развития и федеративных отношений, исторический опыт и политический вес различных территорий. Хозяева форума надеялись достучаться со своими проблемами до федерального центра, а представители Москвы "держали лицо" перед экспертами Совета Европы.
Казанская конференция собрала внушительный отряд участников - сенаторы и депутаты Госдумы, представители президентской администрации и органов власти регионов России и государств Содружества, ученые из 12 европейских стран. Хотя основным организатором форума выступил Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), татарстанские руководители не скрывали, что инициатива проведения этой конференции исходила от них.
- Мы ставили цель, чтобы путем дискуссии выработать подходы и подвигнуть федеральный центр от нынешней декоративной федерации, федерации на словах, к реальному федерализму, который существует во многих развитых европейских странах, - заявил журналистам председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.
Критический настрой уже в первый день конференции задал президент республики Минтимер Шаймиев.
- К сожалению, на российском политическом пространстве не утихают голоса, призывающие вернуться к унитарному устройству, ликвидировать республики, перекроить регионы по экономическому принципу, - заявил татарстанский лидер. - Я не сомневаюсь, что альтернативы федерализму не существует, но нужно приложить немало сил, чтобы до конца реализовать эту цель. Россия не может строиться по принципу "плавильного котла", а лишь по принципу "единства в многообразии".
Между тем, считает г-н Шаймиев, федерализм - это не просто форма государственного устройства, а особое мировоззрение, главной чертой которого является умение ценить уникальность и разнообразие народов и их культур. В связи с этим он выразил большое сожаление по поводу принятия Государственной думой РФ поправки к закону о языках, предписывающей пользоваться только кириллицей и противоречащей Европейской рамочной конвенции по защите национальных меньшинств.
- Европа должна жить в условиях разнообразия, - полагает президент палаты регионов КМРВЕ Джованни Ди Стази. - Децентрализация, регионализация, федеральная структура - это различные шаги на одном и том же пути. Основная задача и цель - сблизить граждан.
По словам заместителя руководителя администрации президента РФ Дмитрия Козака, возглавляющего комиссию по разграничению полномочий между уровнями власти, российские реформы в области федеративных отношений и местного самоуправления направлены на укрепление региональной демократии и расширение возможностей участия граждан в управлении государством. И сегодня крайне важно на деле реализовать конституционные принципы федерализма, которые во многом остаются декларацией, ибо не подкреплены пока должным образом правовыми рычагами.
В этой связи г-н Козак представил основные положения нового федерального закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ, вступившего в силу в начале июля. Публичные функции региональных властей предложено разделить на собственные и делегированные полномочия. Собственные - это те полномочия, в которых властные органы субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти. Федеральный центр не вправе вмешиваться в эти полномочия, принимать решения, влияющие на объемы ресурсов, которые необходимы для реализации этих полномочий. Делегированные - это те полномочия, которые законодательно регламентируются на федеральном уровне.
- Пока у нас почти все полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются делегированными, - признал замглавы президентской администрации. - Ключевое противоречие нашего российского федерализма - когда решение о публичных функциях власти принимает один уровень, а исполняет за счет собственных средств другой - наносит огромный ущерб федеративным отношениям.
Новый федеральный закон определил и суть договорных отношений между центром и регионами. Договоры заключаются в тех случаях, когда географическое положение, исторический путь, который прошел субъект Российской Федерации, предопределяет необходимость предоставления каких-то дополнительных функций, дополнительной степени свободы органам государственной власти этого субъекта. Не допускается передача договором полномочий отдельным регионам, если они могут быть переданы законодательно всем субъектам РФ. На вопрос профессора Парижского университета, эксперта Совета Европы Мишеля Лесажа по поводу договора с Чечней Козак ответил:
- Самая широкая автономия для Чеченской Республики означает только одно - максимальная децентрализация полномочия с федерального уровня на уровень региональный. Но в законных рамках.
Интересные суждения высказал Томас Маркерт, заместитель секретаря Венецианской комиссии - консультативного органа Совета Европы, который состоит из независимых экспертов в области конституционного права.
- Федерации функционируют только тогда, когда есть стимул для сотрудничества, - заявил г-н Маркерт. - Если каждый субъект преследует только свои интересы за счет других субъектов, то федеральная система не будет работать. Очень важно, чтобы и субъекты, и федеральный уровень сотрудничали между собой.
Между тем, как считает председатель сенатского Комитета по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков, за последние три года существенно усилилось федеральное вмешательство центра в дела регионов.
- В России складывается система, которую я условно назвал бы унитарным федерализмом, - заявил г-н Казаков. - Россия становится все больше государством, где баланс федеральной и региональной власти все больше и больше смещается в сторону центра. Нужно поддерживать регионы, которые эффективно работают. К сожалению, этих регионов мало, и политически их поддерживать сегодня невыгодно.
С Казаковым не согласился председатель совета Ассамблеи народов России, член Совета федерации Рамазан Абдулатипов, который под смех собравшихся произнес:
- Я не знаю, что такое унитарный федерализм. Скорее всего это федерализм нетрадиционной ориентации.
Справка "Известий"
Совет Европы (СЕ) - межправительственная организация, основанная 5 мая 1949 года. Включает 45 государств-членов. Российская Федерация стала членом Совета Европы в 1996 году. В Совете Европы действует Конгресс местных и региональных властей - консультативный орган, призванный обеспечивать участие местных и региональных властей в процессе объединения Европы. Конгресс оказывает поддержку центрально- и восточно-европейским странам в выработке законодательной базы на основе принципов Европейской хартии о местном самоуправлении и проекта Хартии о региональном самоуправлении.
Совет Европы (СЕ) - межправительственная организация, основанная 5 мая 1949 года. Включает 45 государств-членов. Российская Федерация стала членом Совета Европы в 1996 году. В Совете Европы действует Конгресс местных и региональных властей - консультативный орган, призванный обеспечивать участие местных и региональных властей в процессе объединения Европы. Конгресс оказывает поддержку центрально- и восточно-европейским странам в выработке законодательной базы на основе принципов Европейской хартии о местном самоуправлении и проекта Хартии о региональном самоуправлении.
Газета "Известия", 15 июля 2003 г.