-Каким жильем?
- Либо в деревне Универсиады, либо в тех общежитиях, которые у нас уже были. Мы там проведем ремонтные работы и создадим хорошие условия для молодых специалистов, молодых ученых, аспирантов. Но на все это нужно время. Мы решим эту проблему. Вот для студентов решили - они сегодня платят за жилье 55 рублей в месяц...
- Это им подарок.
- Да, это подарок.
ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА ВОЗГЛАВИЛ ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ КФУ
- Вот говорили об универсиадской деревне, но есть же вопросы и по самому университету. Взять хотя бы второй высотный корпус, продуваемый всеми ветрами. Знаем его, потому что сами там учились... Но до сих пор ничего не поменялось. Были вроде гигантские планы к юбилею вуза, но многое не было реализовано.
- К сожалению, да, до сегодняшнего дня ничего не поменялось. Единственное, что мы хотим сделать – это каждому факультету предоставить отдельно стоящее здание. Финансовый факультет оттуда уже переехал, и институт дополнительного образования тоже переехал. При присоединении вузов многое будет возможно. Это первое.
Второе, конечно же, обе высотки - и здание физфака, и второй корпус требуют капитальной реконструкции. Цена вопроса немаленькая, более 600 миллионов рублей нужно на один корпус. И на сегодняшний день мы смотрим, какие у нас есть в наличии проекты и что мы сможем сделать. Этот вопрос рассмотрит и первый попечительский совет, который должен скоро собраться. Президент республики дал добро его возглавить.
- Вот так, да? А кто еще войдет? Генералы промышленности?
- Генералов промышленности мы тоже приглашаем войти в попечительский совет.
- Президент сильный ход сделал, если сам возглавил попечительский совет КФУ...
ЧТО БУДЕТ С УНИВЕРСИТЕТСКИМИ МУЗЕЯМИ?
- Ильшат Рафкатович, а это правда, что вы выселяете зоомузей из главного здания?
- Никто ничего не выселяет! Обсуждается вопрос об открытии всех наших музеев для доступа людей с улицы. Для казанцев, для туристов, для всех, кто приезжает в наш город. Сегодня, если мы хотим из Казани сделать культурный туристический центр, то такую возможность должны людям предоставить. Разговор идет именно о возможности доступа. Если министерство культуры РТ сумеет предоставить отдельно стоящие здания, то музеи будут переселены в эти здания вместе с кафедрами. То есть там будет музей, профильная кафедра, один-два учебных класса. Это делается для студентов, которые будут работать в этом музее и использовать музей, как базу учебной практики.
Мне сейчас задают вопрос работники музеев университета: а что, вы нас продаете? Отвечаю: вопрос о передаче кому-то иному в собственность ни разу не понимался. Просто эти музеи у нас заперты, закрыты. Когда в университете был председатель совета Федерации России Сергей Миронов, он посетил геофак. Так вот, даже в нашем музее геофака, хотя у него там огромные площади, все образцы не могут быть размещены, не умещаются. И мы попросили Татнефть первый этаж переоборудовать, сделать в музей вход с улицы. Там это выстраивается, там это получается. А вот в главном здание так не сделаешь - там в музей все идут через ректорскую зону, там доступа к нашим музеям с улицы нет.
- Но музей истории казанского университета не получится переселить!
-Музей истории университета останется у нас в главном здании. Потому что это музей истории университета. По музеям у нас сейчас вообще есть хорошие идеи - сделать, например, музей Завойского. Но вы знаете, где сподвижники этого дела предлагают открыть музей? В подвале главного здания. Я думаю, Завойский бы обиделся на это. Он же не в подвале работал, он же в главном здании работал. И вообще, надо, наверное, чтобы это был музей физики в целом. Чтобы вызвать у нашего подрастающего поколения интерес к естественным наукам.
- Идея хорошая: показать людям эти богатства, собранные в музеях университета.
- Конечно. Это можно сделать совместно с нашим министерством культуры, чтобы часть затрат взяло на себя оно.
- И мэрию надо подключить.
-Всех.
-А что будет с ректорским домиком, где жил Николай Лобачевский? Уже столько лет в университете говорят, что в этом домике надо открыть музей Лобачевского. Он же был ректором, строителем университета 19 лет, гением, который своим открытием принес славу Казанскому университету…
- Вот мы как раз думаем, может быть, стоило бы сделать музей физики и математики в одном месте. Насколько целесообразно делить их и делать два музея? А в едином мы бы могли бы подготовить целые блоки, посвященные Завойскому, посвященные Лобачевскому, другим знаменитым казанским ученым - физикам и математикам. Это станет основой музея, а какие-то другие экспозиции будут постоянно меняться.
-Вот и отдайте под этот музей ректорский домик...
- Этого недостаточно. Там будет не музей, а склад вещей. И потом, мы не можем зажимать учебный процесс.
- Но музеи - это гордость университета.
- Да, конечно. Они гордостью и останутся.
БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРА: ЗА И ПРОТИВ
- Вопрос от читательницы Натальи: "Принесла ли западная система (бакалавриат и магистратура) свои плоды? Почему на Западе эту систему давно считают несовершенной, а мы ее внедряем?".
- Я не соглашусь с этой читательницей. По той простой причине, что если бы эту систему признали несовершенной, то от нее бы отказались. Если на сегодняшний день мы говорим о мобильности студентов, о признании наших дипломов и на Западе, то нам надо, чтобы, по крайней мере, программы у нас были схожи. Вот сегодня бакалавриат в Гессенском университете трехгодичный, а у нас - четырехгодичный. И мы не можем признать их диплом у нас. Тут все тянется одно за другим: учебная программа по магистратуре, по аспирантуре и так далее. Я считаю, что у выпускника нашего вуза должен быть универсальный документ, подтверждающий его квалификацию. Да, есть нарекания, но нарекания есть к любой системе, в том числе к балльно-рейтинговой системе.
-По этому поводу сразу несколько вопросов от читателей.
- Если касаться балльно-рейтинговой системы... Человечество всегда пыталось каким-то образом оценить количественными измерителями деятельность, особенно чиновников, глав администраций, губернаторов. Дать оценку. Причем, если просто собирать отзывы людей, то многие талантливые специалисты окажутся "непроходными". Потому что все зависит от того, кто голосует, насколько подготовлены люди, которые определяют качества человека, оценивают его. Вот говорят: я такой-то работодатель, ваш выпускник плохо подготовлен. Тогда я задаю вопрос: а вам какие выпускники нужны? Можете определить их параметры? Таких параметров, к сожалению, нет. Если сказать, что нужен специалист, который мое неконкурентоспособное предприятие сделает ведущим, тогда он должен сразу занять место директора этого предприятия...
И здесь такая же система. Придумали критерии оценки студентов. Мне кажется, что в балльно-рейтинговой системе все-таки поменьше субъективизма, поменьше отношения преподавателя - нравится ему студент или не нравится. Но раз такие вопросы по этой системе задают, мы должны попытаться внести в нее корректировки - с учетом мнения и преподавателей, и студентов, которые не очень довольны этой системой. Но сама ее основа должна быть сохранена, потому что разговор идет о текущей успеваемости. Мне тоже не очень нравится, когда студента оценивают по посещению занятий. Он может не ходить на занятия, но знать предмет, - мне, как преподавателю, какая разница? Правда, не посещая лекции, хорошо знать предмет не многим удается. А к тем, кому удается, вопрос: зачем ты вообще поступил учиться, экстерном бы сдал...
- Есть от читателей вопросы по ЕГЭ - ваше отношение к единому государственному экзамену?
- Если бы системы ЕГЭ не было, мало кто из обычных выпускников школ сегодня поступал бы в ведущие вузы страны. До ЕГЭ толпы родителей ходили на вступительных экзаменах рядом с вузами. Мы все родители, проходили эту процедуру. Сегодня все это ушло в историю. К слову, мы в казанском университете нынешним летом сразу опубликовали на сайте все результаты приема.
УНИВЕРСИТЕТ УЧИТ МЫСЛИТЬ
- Больной и болезненный для многих вопрос о трудоустройстве молодых специалистов прислал Ринат Зарипов. Он пишет: "Так называемая "реформа образования" нанесла тяжелый урон самой системе образования: ухудшилось качество образования, университеты пооткрывали непрофильные платные факультеты и специальности, расцвела коррупция, учебные заведения превратились в машины по выколачиванию денег со студентов и их родителей. Студентов обучают, выпроваживают в неизвестность и забывают о них. Получается, что обучили, как могли, - дальше выкручивайтесь сами. В советские времена была замечательная система распределения выпускников с обязательной трехлетней отработкой. Причем у того, кто лучше учился, возможность выбора места работы была больше. КАИ как-то пытается наладить работу по трудоустройству своих студентов - проводит республиканский форум, стремится наладить контакты с предприятиями. Так должны ли вузы взять на себя ответственность за дальнейшую профессиональную судьбу выпускников в первые три года после обучения? Понятно, что у нас "рыночная" экономика, но ведь и университетский диплом уже не так престижен, как раньше. Ведется ли в КФУ какая-нибудь статистика, связанная с выпускниками, например, сколько их трудоустроились по специальности, в каких регионах они работают, насколько востребована та или иная специальность, какие отзывы об уровне подготовленности? Считаете ли вы необходимым решение проблемы с трудоустройством выпускников? Каким образом можно решить эту проблему? Поможет ли в решении этого вопроса новый статус КФУ?".
- На этот длинный вопрос могу ответить коротко: у нас есть сайт центра содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников. Там много информации, этот центр связан с аналогичным центром трудоустройства по городу, с другими нашими вузами.
(Справка: Web: www.ksu.ru/umu/cst; группа ВКонтакте: http://vkontakte.ru/club6006023)
- Вы не считаете, что пора вводить такое же правило, какое действовало раньше: если за госденьги учишься, потом три года отработай по распределению?
-Нет.
-То есть пусть государство тратит деньги, например, на журналиста, на физика, а он потом пойдет в магазин торговать электроникой.
- Но это будет лучший продавец электроники!
- А другой талантливый парень или девушка, которые могли бы попасть в вуз, не попали...
- Знаете, все определяет стоимость. Вот порой говорят: почему талантливые люди, ученые не идут в школу преподавать? Все очень просто: начните в школе нормально платить - и завтра туда пойдут доценты и профессора. Дайте определенный мотивационный фактор: создайте условия, дайте квартиру, начните хорошо платить... Но ограничивать человека в выборе мы не можем. Этого нигде в мире нет. Не будет и у нас. От этого мы уже ушли. Зато сколько времени и сколько энергии наше поколение тратило, когда нас обязывали три года где-то отработать. Жену в один конец страны направляли, мужа в другой.
- Не обязательно ехать на край света. Речь о другом, - что ты должен отработать по полученной профессии. Скажем, учителем в Казани, в Елабуге или в Бавлах… Учителем! Если государство потратило на твое обучение деньги, будь добр, поработай учителем. А если ты вдруг обнаружил, что учителю мало платят, ну, никто не виноват. В 18 лет, когда поступаешь в вуз, надо уже соображать, сколько учитель получает.
-Вот мы обсуждали эту тему с ректором МГУ. Известно, что МГУ дает очень хорошее математическое образование, Казанский университет, кстати, тоже. Немало математиков работают в банках - программистами, руководителями отделений… С моей точки зрения, в этом ничего плохого нет. Эти специалисты - лучшие среди тех, кто работают в банковской системе, они занимаются внедрением многих новых технологий. Ну, давайте генерального директора КАМАЗа, который закончил физфак и не работает физиком, начнем упрекать в том, что он возглавляет одну из ведущих автомобильных компаний страны...
Университет учит людей мыслить. Он не только дает людям конкретное базовое образование - он учит мыслить, добывать знания. В этом его большое отличие от многих отраслевых вузов, которые конкретно "заточены" на ту или иную профессию. Поэтому люди с университетским образованием сегодня представлены везде, они занимают ведущие позиции в государственных структурах, в общественных организациях…
Елена Чернобровкина
Фото Ильи Лавриненко
Ильшат Гафуров: "Удивило, что в университете долго принимаются решения". Часть 1-я
По мнению ректора КФУ основная цель - зарабатывать деньги. Так ведь все классические универы давно так живут: набирают на внебюджет балласт и тянут его до 5 курса, сдают помещения и т.д. Зачем вообще нужны ФУ-ы, если наука в них не будет финансироваться?
Какие противоречия... "Нужно ученых научить зарабатывать" и тут же про создание мотивационного стимула в школах. А в КФУ не нужно создать мотивационные стимулы? Такое впечатление, что ППС все время должны искать грантовые возможности. А как же учебная нагрузка, отнимающая львиную часть времени? У нас же на РАНовскя система, нужно занятия проводить, консультации, экзамены принимать. А когда гранты писать? Ночью? А спать? Во время приема экзамена?
первый мой комментарий модератором чем-т не понравился. Попытаюсь второй сказать то же самое другими словами.Смысл моей реплики - мы должны сами себе зарабатывать посредством грантов. А как же учебная работа? Когда писать гранты? Ночью? А спать когда - во время приема экзамена? У нас же не система РАН, когда кроме науки ничем больше заниматься не требуется. Нужно проводить занятия и готовиться к ним. Как же все успеть-то?
ФУ должен зарабатывать деньги. Сомнений нет. Все возможности для этого имеются. Но вопрос в другом. Как именно он будет это делать? Торговать семечками комильфо... Продвижение образовательных услуг, научные разработки, инновационные предприятия, оказание услуг сторонним организациям путем продажи научно-прикладных исследований и разработок. Вопрос номер два. Кто бенефициар? Не секрет что любой крупный ВУЗ просто рай для всевозможных прилипал. Помимо банального воровства бюджетных денег есть ведь еще и присвоение результатов деятельности в свой карман. Деньги от продажи компетенций ПФУ должны идти на развитие науки и образования а не в конкретные карманы прилипал.Вспомните пример КГФЭИ. Кучу всякой ерунды насоздавали в смежных сферах. И МБА (продажа степеней районным понторезам) и альтернативные аспирантуры (в чистом виде агентства по продаже откосов от армии) и многое многое... Кто от этого выигрывает? В чьем кармане все это оседает?
ВУЗ зарабатывает деньги? Как это на практике выглядит? Допустим какой-нибудь профессор выиграл грант. Очевидно, непосредственными исполнителями являются сотрудники кафедры, аспиранты профессора. Но везде его имя. Естественно, профессор должен делиться грантом с исполнителями, иначе другой грант за него никто писать и оформлять не будет, а будут работать с другим профессором. Но это наверное, мелочи. Исполнителям по 1000-3000 р. Для самого профессора чуть больше. Так от ВУЗа выступаешь же, будь добр делись всевозможными проректорами и ректором! Еще оставь самому. Тут аппетиты могут быть разными. А что останется "на развитие науки"? Сколько для этого нужно? Большие деньги, чтобы всем хватило и осталось на развитие никто не даст просто так. А услолвий, возможностей и желания делать все не просто так нет. Или еще: условно говоря фирма заказывает исследование ВУЗу, за это платит, кафедра рада. Группа ученых делает это иссследование на выделенные деньги, если получится из исследования оформить кандидатскую (а ее, наверное можно продать) - еще лучше. Понятно, что кто платит, тот заказывает музыку. В данном случае фирма заказывает нужные ей результаты исследования. Эти результаты уважаемый профессор использует для лоббирования интересов фирмы в различных совещениях, конференциях,заседаниях. А фирма тоже в нужных местах опирается на "результаты научного исследования" авторитетного ВУЗа, проведенный авторитетным ученым. Все в малине. Но только не наука. Я не знаю, что делать.
видел как Гафуров в субботу 25-го возвращался из Москвы (Шереметьево) в Казань бизнес классом... это такие бюджеты сейчас у вузов?
I. Хочу возразить ректору по поводу того, что КГУ должен зарабатывать деньги. И кстати, написав КГУ, я хочу все же выразить свое мнение по поводу постоянных переименований вузов, изменений его статуса. Пусть будет одно название, как бренд на века. Пусть будет просто Казанский университет. Скажите уже поздно, но время покажет. А мое возражение сводится к тому, что классические университеты не должны становится машинами по зарабатыванию денег. Это не ее функция. Как они финансируются – это другой вопрос. В первую очередь классический университет – это организация по подготовке высокообразованной элиты для республики, для страны, а это сложно оценить деньгами. Это также организация по генерации новых знаний. Во всем мире университеты были созданы именно для этих двух целей. А зарабатывают деньги вокруг университета совершенно другие организации. Поэтому у нас в России и возникает парадокс, когда на выставке показывают приборы сконструированные и созданные в таком университете, который хочет заработать деньги, а желающих производить такой прибор среди промышленников нет. Пока какой-нибудь начальник не прикрикнет на зависимую от нее корпорацию, чтобы внедрил у себя его производство, никому этот прибор не нужен. Так было и в Советском Союзе, видимо, так будет и сейчас. Конечно, никто не против, чтобы те исследования, которые стали прорывными, могли получать деньги от промышленников, которым стало интересно и они задумались о будущем. Что же они будут производить завтра? Но вся эта цепочка возникает только тогда, когда университет соберет вокруг себя тех исследователей, кто даст ему имя, даст гарантию, что он умеет генерировать знания. Не зря же постоянные ссылки на Завойского, который открыл в 1944 году в КГУ ЭПР, а Лобачевский придумал свою геометрию, отличную от евклидовой. Этим и славиться университет. Славиться новыми открытиями и известными на весь мир именами. Но с тех пор прошло очень много лет, а есть ли что-то похожее? Нет, даже близкое к этим открытиям. Развитие науки имеет что-то общее с выращиванием редких и очень ценных пород растений. Нужно знать, что посадить, знать, что будет расти на вашем участке. Затем очень долго ухаживать, укрывая от холодных ветров или от испепеляющей жары, подкармливать, убирать сорняки, которые норовят рядом вырасти и регулярно поливать водой. Долгое время у нас что-то не получалось с развитием науки, лучше все же шли дела с развитием спорта, хотя бы на уровне строительства спортивных сооружений.
II. Ситуация изменилась в последние годы. Посыпался денежный дождь, выделили деньги на развитие двух национально-исследовательских университетов и одного федерального в Казани. И опять, сравнивая развитие науки с выращиванием растений, такой поток можно сравнить с ливнем, который может больше навредить, чем насытить растения влагой. Вот передо мной перечень проектов по научно-исследовательским работам в КГУ. Почти двадцать лет прошло с тех пор, как знакомился с таким списком, и что изменилось. А почти нечего. И если честно измениться и не могло. Те же научные сотрудники, те же научные темы, которыми они занимаются долгие двадцать-тридцать лет. При скудном финансировании, при отсутствии приборов и оборудования ничего другого и не могло быть. Все эти научные разработки делались почти на голом энтузиазме. Те кто мог уехали работать на Запад, те, кто остался, совершают постоянные круизы туда же. И вдруг принимается решение о переводе КГУ в новый статус и выделение больших денег для его развития. И к чему это ведет? Старые темы, на которые тратились мизерные деньги и которые привыкли уже так работать, не могут их освоить. Новых нет. Начинается другая проблема, как истратить деньги, чтобы они не пропали, долго просили, а когда пришли, не знают на что потратить. Начинают с потолка брать все, что может пригодится. И еще один парадокс. На фоне избытка денег на покупку оборудования, нищенские зарплаты преподавателей и аспирантов. Ведь главным генератором знаний является не физический прибор, а голова того, кто будет работать над новыми идеями. Многие открытия делались и делаются умелой постановкой вопроса, а не дорогими приборами. Вот разговор о грантах. Так принято во всем мире. Но у нас есть очень большое отличие от тех грантов, которые получают исследователи там и у нас. У нас в принципе невозможно получить грант на исследования, которые не поддержаны крупными светилами в науке, теми же академиками. Но они поддерживают в основном только то, чем они занимаются. Замкнутый круг. Ничего прорывного в науке, занятыми этими людьми не происходит, но деньги по грантам так и продолжают течь на их исследования. Если не включать их или их учеников в гранты, получить деньги практически не возможно. Так и финансируются темы, которые давно пора закрыть, но кто же их закроет. Вот вопрос? Отмечу попутно, что фундаментальная наука по своей сути не может быть оценена его практическим применением ни через несколько лет, ни через десятилетия. На то она и фундаментальная. Если ориентироваться на то, что результаты прикладной науки можно будет использовать сразу же, а фундаментальной через несколько лет, то это дезориентация тех, кто выделяет деньги. Тогда финансирование фундаментальной науки и будет зависеть от того, когда же будет получена финансовая отдача от этого проекта. А это не только не правильно, но и вредно. Если бы так происходило, то человечество никогда бы не открыла ничего. Хочу только напомнить ректору, одну притчу о Резерфорде, которого в 1939 году журналисты спросили: «думает ли он о каком-то практическом применении его открытий в области атомной физики?» На что он ответил, что в ближайшее десятилетие он не видит, где можно было бы использовать знания в области атомной физики. Это сказал, по сути, отец атомной физики.
Сколково - это афера века. Главный аргумент в таком утверждении - процветающая в России коррупция. У России должен быть свой путь, не обязательно копировать кремниевую долину. Есть более насущные проблемы, не требующие фундаментальных научных изысканий, но без решения которых невозможно развиваться...
Дорогие тов. неравнодушные! Давайте попросим БИЗНЕС ОНЛАЙН ознакомить Гафурова с нашими комментариями. А то ведь вероятность того, что он сам почитает на сайте этого издания свою стенограмму приближается к вероятности встретить молекулу из печени барбарийкой утки в препарате "Оциллококцинум". Даже есл кто-то прочитает из ректората, эмоций будет ноль. Не было же эмоций по поводу первого отзыва относительно практики выдачи грантов на бредовые проекты - имеется ввиду проект "Липидный код геномной ДНК" - см. первую стенограмму и отзывы к ней. Уважаемый журналисты БИЗНЕС ОНЛАЙН - обратите на это внимание, при достаточной раскрутке будет хороший материал. Как раскрутить - проведите исследование методики экспертизы научных проектов, и каждый при этом поймет, что научная значимость - далеко не на первом месте
Не исследование ли результатов гамма-облучения сельхозпродукции, профинансированное Росатомом и Изотопом, в КФУ под руководством Силкиных Вы имеете в виду?)"Или еще: условно говоря фирма заказывает исследование ВУЗу, за это платит, кафедра рада. Группа ученых делает это иссследование на выделенные деньги, если получится из исследования оформить кандидатскую (а ее, наверное можно продать) - еще лучше. Понятно, что кто платит, тот заказывает музыку. В данном случае фирма заказывает нужные ей результаты исследования. Эти результаты уважаемый профессор использует для лоббирования интересов фирмы в различных совещениях, конференциях,заседаниях. А фирма тоже в нужных местах опирается на "результаты научного исследования" авторитетного ВУЗа, проведенный авторитетным ученым. Все в малине".
Ученые почему-то не признают нового ректора. Назначенный чиновник пытается превратить ученых в чиновников. Интересный эксперимент.
Так зарабатывайте ведь никто вам не мешает придумать такое чтоб за вашими ноу-хау бегали.Только вопрос в том что не можете.Кроме как сдавать плошади в аренду и брать "мзду" со студентов и коммерциализировали образование ничего не можете.Хотя у вас и зарплаты высокие и дополнительный "черный нал" водится, а придумать ничего не можете......А правильнее было бы чтобы фу занимались студентами и бесплатным образованием и наукой, а то бросились все в коммерцию а науки нет..
Нет, об этом я не знаю. Уже давно ушел из ВУЗа. Описал примерную схему. И ситуация с гамма-излучением вполне вписывается в эту схему.
а судьи кто?.....................