Публикации > Просмотр публикации
Фарид Мухаметшин: "Мы готовы пройти этот непростой путь"

Вчера в парламенте республики состоялась пресс-конференция Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина. Следующая официальная встреча с ним состоится, скорее всего, уже осенью, ведь с сегодняшнего дня у народных избранников - летние каникулы.

Открывая встречу с журналистами, Фарид Мухаметшин поблагодарил парламентских корреспондентов за тесное сотрудничество в течение прошедшего полугодия, а завершая ее, предложил выпить по бокалу шампанского.

Вопреки всем скептикам, предрекавшим Госсовету недееспособность, сказал спикер парламента, народные избранники сработали в полном объеме. Уверен, что судебные процессы, которые идут вот уже четыре года, не повлияют на плодотворный ход работы Госсовета и в будущем. Мы взяли на себя очень большую миссию по вопросам развития федерализма, межбюджетных отношений, провели немало конференций, последняя из них была международной. Это знаковое событие для сторонников построения правовой демократической России. Оценки, которые выставили международные эксперты уровню проведения этой конференции, прозвучавших докладов, представительства участников, весьма высоки. В целом она получила большое одобрение в Европе.

Осень обещает быть очень горячей. В первую очередь в связи с выборами в Госдуму. Наше желание - чтобы в новом парламенте России преобладали здоровые силы, в том числе и от Татарстана. Впереди много законодательной работы - это изменение законов о парламенте республики, о выборах и другие. Могу твердо сказать, что, конечно же, мы не собираемся вступать с этими законами в противоречие с федеральным законодательством. Половина парламента будет избрана по партийным спискам. Вопросы, связанные с количеством депутатов, суммой залога, с другими специфическими моментами, мы, конечно, постараемся предусмотреть в рамках федеральных законов о партиях, об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти, референдуме, а также с учетом закона о разграничении полномочий между федеральной властью, субъектами и муниципальными образованиями.

Вопрос: Фарид Хайруллович! На прошедшей международной конференции, посвященной вопросам конституционного статуса регионов в Российской Федерации и других европейских странах, вы в своем заключении выстроили в одну цепочку демократию, местное управление и федерализм. Но те позиции, которые высказывались вами и другими участниками конференции, не совсем адекватно воспринимаются московской стороной. Вы ожидали иную реакцию или были готовы к ней? Иначе говоря, почему федеральный центр не хочет выстраивать эту цепочку?

Ответ: Мы были готовы к тому, что дискуссии будут очень острыми. Сама повестка дня уже вызывала споры, пожелание смягчить ее. Важно, что на конференции присутствовали представители федерального центра, и я не услышал особо резких высказываний от них против такого правового подхода к построению федерализма в России. И главное, если вы с карандашом в руке прочитали итоговый документ, то могли понять, что мы основополагающие моменты из доклада Президента Шаймиева, моих выступлений и высказываний моих коллег-татарстанцев смогли там реализовать. Впервые над подобным документом работала трехсторонняя комиссия - представители Совета Европы, федерального центра и Татарстана.

Вопрос: Я выскажу мнение многих журналистов: последние заседания Комитета парламентского контроля все больше начинают напоминать фарс. В связи с этим вопрос: будет ли выставлен на обсуждение в ближайшее время законопроект о Счетной палате? И в каком виде?

Ответ: Задержка этого законопроекта связана с тем, что мы не можем найти с исполнительной властью компромисса в ряде вопросов. Счетная палата, как независимый орган, формируется парламентом республики. А исполнительная власть вышла с предложением председателя этой палаты назначать самой. Тогда получается, что исполнительная власть, разработавшая и направившая бюджетное послание парламенту, сама же определяет аудитора и проводит независимый аудит. Так не должно быть. Я считаю, что самостоятельная Счетная палата республике нужна, и мы такой закон примем. Она начнет действовать с нового депутатского созыва. А пока будет действовать Комитет парламентского контроля. Но независимо от наличия Счетной палаты у любого парламента должен быть свой контрольный орган за реализацией доходной и расходной частей бюджета. Так что комитет также может остаться. Правда, с усеченными функциями - только для контролирования за расходованием бюджетных средств. Что касается проверки деятельности организаций, учреждений, коммерческих структур, акционерных обществ, то все они передаются Счетной палате. Так будет больше порядка в расходовании налогов нашего населения.

Вопрос: Весь этот год идет под знаком судебных разбирательств, связанных с Конституцией Татарстана. Как скоро будет поставлена точка в этом процессе?

Ответ: Трудно мне однозначно ответить... Меняющееся федеральное законодательство, наверное, еще потребует внесения изменений в Конституцию РТ. Но, согласитесь, это же не Коран, который написали в каком-то веке, и с тех пор он незыблем. По большому счету осталось еще несколько вопросов, которые федеральный центр считает не до конца отрегулированными. Это в первую очередь решение Конституционного Суда по вопросу ограниченного суверенитета, на котором мы твердо стоим и стоять будем, ибо убеждены, что любой субъект имеет суверенитет, которым он поделился с федеральным центром. Он имеет право на ограниченный, в рамках делегированных ему полномочий, суверенитет. Возьмем Чеченскую республику. Она провела референдум и приняла Конституцию, в которой также зафиксирована норма ограниченного суверенитета. Так что двойных подходов и стандартов в одной федерации быть не должно.

Вопросы гражданства, знания Президентом РТ двух государственных языков - они тоже найдут свое разрешение. Мы в толкованиях, которые подготовили, разъясняем, что здесь антагонистических противоречий нет. После обращения в суды общей юрисдикции заместителя генерального прокурора России Звягинцева мы провели большую работу с Конституционным Судом Российской Федерации. Кстати, сегодня будет объявлено решение Конституционного Суда РФ по обращению Госсовета РТ о том, кто должен рассматривать конституционные статусные вопросы субъектов РФ. Я надеюсь, что будет положительное решение.

Вопрос: Госпожа Хакамада, с которой вы имели встречу, сказала, отвечая на вопросы татарстанских журналистов, что бюджетного федерализма не существует. Раз он не существует, зачем мы о нем говорим?

Ответ: Я разделяю ее подходы и неоднократно говорил, что в федеративном государстве и бюджетный закон должен подстраиваться под те полномочия, которые имеет субъект. Я очень надеюсь, что с принятием федерального закона о разграничении полномочий, который принят по предложению комиссии Козака, мы сможем отрегулировать бюджетные полномочия. Если наши мандаты не будут подкреплены финансированием, то это будет очень большая подстава субъектам перед их населением. Думаю, что субъекты этого не потерпят. Мы будем добиваться, чтобы местное самоуправление имело твердую налоговую базу для реализации своих полномочий, как и субъекты России. Я передал Ирине Хакамаде свои предложения по бюджетному федерализму. Суть их в том, что субъекты-доноры не должны свыше 50 процентов налогов просто так - для проедания - передавать в федеральный центр. Такого рода бюджетное выравнивание приведет Россию к тупику. Мы предложили такой вариант: дайте нам возможность построить в любом субъекте-реципиенте РФ новый объект налогообложения. Скажем, завод по производству высоколиквидной продукции, который предоставит многим рабочие места, будь то в Марийской республике, Пензенской области или где еще. Но уже на следующий год, когда мы введем этот завод, на сумму новых налогов, которые образовались бы в этом субъекте-реципиенте, он бы меньше просил дотаций у федерального центра. И так, шаг за шагом, мы подготовили программу на ближайшие пять лет. Вспомните, когда начинали нынешний бюджетный год, было восемнадцать субъектов-доноров, а сейчас нас осталось только восемь. Наша программа позволит довести количество таких субъектов до тридцати. Выгодно нам, выгодно субъекту-реципиенту, выгодно и федеральному центру. Уже через пять-десять лет можно реально улучшить экономику и усилить налоговую базу всей России, в том числе и бедных регионов. А пока регионы-доноры сжимаются, понимая, что вкладывать сегодня сто рублей в развитие своей налоговой базы при том, что семьдесят из них отберет федеральный центр, крайне невыгодно.

Вопрос: Хакамада этими предложениями заинтересовалась?

Ответ: Да. И собирается использовать их от имени своей партии, Союза правых сил. Я не возражаю, если это пойдет во благо России.

Вопрос: Известно, что Татарстан стал пионером по внедрению местного самоуправления на низшем звене. Сейчас готовится федеральный закон о местном самоуправлении. Ваше мнение о нем?

Ответ: Законопроект идет тяжело. Но мы его поддержали в целом в надежде на то, что вместе с законом будут изменены Налоговый и Бюджетный кодексы РФ. Без этого закон принимать не стоит, ибо он обречен на смерть. Внутри закона есть много моментов, вызывающих неприятие. В нем все расписано от "а" до "я". Но неужели непонятно, что у каждого субъекта есть своя специфика? Скажем, к чему может привести такое ограничение: можно организовать местное самоуправление, только если на территории проживает не менее тысячи человек. А много ли в России больших сел? По последней переписи семнадцать тысяч деревень исчезли с лица земли! И все же считаю, что с некоторыми поправками осенью этот закон будет принят. Мы уже три года в своем бюджетном законе налоги записываем за местным самоуправлением. Если мы и далее будем всем и вся управлять из Москвы или Казани, мы обречены на инертность и аполитичность населения. Надо подключать народ к руководству своей жизнью и бытом, пусть сам на местах решает судьбу собранных налогов.

Вопрос: Сомнительно, что Татарстан в одиночку отстоит свой двусторонний договор с федеральным центром. Какие регионы готовы нас поддержать?

Ответ: Работа над договором не прекращалась ни на минуту - двусторонние комиссии, консультации, заключения на подготовленные Татарстаном варианты со стороны центра... Все это происходило неоднократно. Мы будем работать над ним и дальше. Но сейчас федеральный центр высказал предложение - работу не форсировать до подписания договора с Чеченской республикой. Мы согласились с таким подходом и не претендуем на то, чтобы подписать свой договор раньше чеченского. Речь о договоре, который установит четкие юридические отношения между федеральным центром и Татарстаном. Конечно, не без дополнительных полномочий Татарстана. Этот договор должен принять форму закона, пройдя через парламент России, обе ее палаты, и стать обязательным для обеих сторон. Мы готовы пройти этот непростой путь.

Что касается последователей... Сегодня у центра есть подписанный договор с Саха-Якутией. Готовит договор Башкортостан. Не исключаю, что и другие субъекты могут встать на этот легитимный путь, несмотря на то, что принят федеральный закон о разграничении полномочий.

Раиса Щербакова

Газета "Республика Татарстан", 19 июля 2003 г.