Публикации > Просмотр публикации
Диагональ власти

Конституционный суд скорректировал генеральную линию Кремля

Сенсационное решение принял Конституционный суд РФ, рассматривавший право прокуратуры вносить в суды общей юрисдикции иски о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству, а также право этих судов рассматривать такие иски. КС запретил судам общей юрисдикции рассматривать подобные вопросы и постановил, что такое право имеет только КС. Это означает, что федеральному центру теперь будет гораздо труднее бороться с региональным законотворчеством. Более того, пересмотру могут быть подвергнуты принятые ранее решения.

Депутаты госсобрания Башкортостана и госсовета Татарстана, а также Верховный суд Татарстана обратились в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности ряда положений Гражданско-процессуального кодекса РСФСР и РФ и федерального закона «О прокуратуре РФ», согласно которым прокурор или его заместитель могут вносить в суды общей юрисдикции гражданские иски о признании конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному законодательству, а суды общей юрисдикции - рассматривать такие иски. По мнению заявителей, проверку положений конституций и уставов субъектов федерации на их соответствие федеральному законодательству может проводить только КС РФ.

То, что с подобным запросом в КС обратились именно татарские и башкирские депутаты, объясняется тем, что именно. Татарстан и Башкортостан на протяжении последних трех лет активнее других регионов отстаивали в спорах с федеральным центром право на самобытность своих конституций. В итоге Москва вынудила обе республики принять новые основные законы, однако и это не удовлетворило прокуратуру. В частности, она оспаривала сначала 52 пункта уже новой татарстанской конституции, а потом хоть и сократила список своих претензий, но он по-прежнему весьма внушителен: прокуратура в Верховном суде Татарстана требует признать несоответствующими федеральному законодательству 19 положений и еще 18 - недействительными.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, КС согласился с заявителями, признав оспариваемые нормы ГПК и закона «О прокуратуре» не соответствующими Основному закону. При этом КС пояснил, что из этого решения не следует необходимость пересмотра ранее вынесенных судами общей юрисдикции решений по делам об оспаривании положений конституций и уставов субъектов федерации. В то же время судьи не исключили возможности обращения с запросами в КС о легитимности решений, принятых ранее судами общей юрисдикции.

Представитель Верховного суда Татарстана Роман Гафаров заявил корреспонденту „Ъ": «Мы на 100% удовлетворены принятым решением». По мнению председателя госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина «ситуация по протесту прокуратуры может существенно измениться, правовые коллизии вокруг исков Генпрокуратуры РФ должны получить новый виток». А зампред комитета по законодательству, госстроительству и судебно-правовым вопросам госсобрания Башкортостана Фаниль Таепов заявил: «Можно только поблагодарить КС за понимание и справедливую позицию».

Между тем такое решение - серьезный удар по позициям федерального центра. Во-первых, регионы теперь могут оспорить в КС все ранее вынесенные судами общей юрисдикции решения (в подавляйющем большинстве случаев они удовлетворяли претензии прокуратуры), касающиеся их основных законов, и это относится не только к Татарстану и Башкортостану, а ко всем субъектам РФ. Во-вторых, монополизация Конституционным судом права рассматривать легитимность региональных конституций и уставов значительно замедлит рассмотрение новых дел. «Конституционный суд теперь захлебнется в делах», - заявил по окончании рассмотрения дела представитель Госдумы в КС Сергей Попов. По его мнению, практика рассмотрения дел о законности республиканских уставов и конституций «меняется кардинально»: «Процедура существенно замедляется - если в Верховном суде дела, как правило, рассматриваются в течение месяца, то в КС они лежат по году!».

Однако дело даже не только в этом. Приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным еще в 2000 году было провозглашен Владимиром Путиным одним из главных приоритетов его внутренней политики. С того времени по всей стране были: изменены или отменены более 4 тыс. правовых актов. Конечно, далеко не все из них менялись по решению судов - большинство регионов предпочитали не спорить с центром и сами безропотно меняли законодательство по представлению прокуратуры или Министерства юстиции. Однако именно конституции или уставы субъектов РФ являются основными законообразующими документами, и их пересмотр может автоматически поплечь за собой ревизию всей нормативной базы регионов. И если власти регионов наберутся смелости и рискнут апеллировать к КС, это может свести на нет усилия Кремля по коррекции регионального законодательства. Впрочем, представители федерального центра не стали делать трагедии из решения КС. - Сергей Новиков, пресс-секретарь полпреда президента в Приволжском федеральном округе (на территории которого находятся и Татарстан, и Башкортостан), заявил корреспонденту, «Ъ», что в решении КС «нет ничего страшного». «Основной массив законодательства уже приведен в соответствие с федеральным. Раньше дела считались на тысячи, сейчас - на десятки. Необходимость обращаться в КС не затормозит этот процесс, поскольку у него нет ограничения срока действия. Зато решения будут весомее», - объяснил он позицию полпредства.

Газета "Коммерсант", 22 июля 2003 г.