Публикации > Просмотр публикации
Потенциал роста

История развития официальных представительств Республики Татарстан вступила в третий этап


Изначально они создавались с целью выполнения "посольских" функций в интересах суверенной республики. Исходя из этого, перед ними были поставлены такие задачи, как формирование привлекательного образа республики, благоприятного климата в отношениях между РТ и странами (регионами РФ) пребывания представительств для взаимного сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности общества, усиление государственного влияния на процессы развития национальной культуры, традиций и языка за пределами республики, помощь татарским общественным организациям, сбор и анализ информации обо всех сферах жизнедеятельности стран (регионов РФ) пребывания представительств, своевременная ее передача в соответствующие ведомства и руководству РТ.

На первом этапе координацией представительств занимался Департамент внешних связей РТ, и акцент в их деятельности был сделан на политическую, национальную и культурную составляющие, что позволило получить результат, близкий к ожидаемому.

Закономерен второй этап. С появлением обновленного Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ (оно стало сокоординатором) акцент в деятельности представительств был перенесен на торговые и экономические отношения между республикой и странами (регионами РФ) пребывания представительств. В этот период был создан ряд торгово-экономических представительств РТ и торговых домов "Татарстан".

На третьем этапе приходится работать в условиях, когда особое значение приобретают такие вопросы, как судьба республики в целом и сохранение единства татарской нации. При этом важно построить работу представительств таким образом, чтобы, с одной стороны, ни одна из сфер жизнедеятельности общества (торговля, экономика, политика, гуманитарные направления) не была упущена, а с другой стороны, в части гуманитарных направлений деятельность представительств была бы гармонично скоординирована с деятельностью Исполкома Всемирного конгресса татар и региональных национально-культурных автономий татар и других общественных организаций.

На протяжении последних нескольких лет в деле построения и развития института представительств встают и не находят полноценного ответа одни и те же вопросы: создание законодательной базы, выработка критериев оценки деятельности представительств, вопросы финансирования, построение взаимодействия с коммерческими и общественными национальными организациями, повышение эффективности деятельности национальных СМИ, использование "татарского" фактора в торговле, целесообразность и возможность совмещения должностей представителя РТ и председателя НКАТ региона, управление и координация деятельности представительств и др.

Рассмотрим некоторые из этих вопросов.

До сих пор представительства РТ создавались в России и за ее пределами исходя из двух основных факторов: экономическая целесообразность сотрудничества и количество проживающих в регионе (стране) татар.

Для повышения эффективности работы системы представительств процедура создания каждого нового представительства, вероятно, должна начинаться с научно-аналитической проработки вопроса с целью правильного выбора факторов времени и места открытия представительства. Другими словами, говоря о факторах, определяющих деятельность представительств, важно своевременно и грамотно ответить на вопрос: где, когда и какие целесообразно создавать представительства? Проведение соответствующего исследования позволило бы верно определить потребность республики в конкретном представительстве, оценить уровень затрат на его дальнейшее содержание и набор критериев для адекватной оценки результатов его деятельности.



Как оценивать деятельность представительств?

Результатом эффективной деятельности представительства целесообразно считать:

- факт заключения договоров и соглашений, обеспечивающих взаимоотношения на уровне государственных структур;

- объем инвестиций в экономику РТ;

- объем товарооборота;

- завоевание рынков для готовой продукции предприятий РТ;

- количественные характеристики творческих и гуманитарных контактов;

- количественные характеристики эффективности оказания помощи татарским общественным организациям в странах (регионах РФ) в реализации культурно-просветительских программ.

Однако оценка эффективности деятельности представительств только по таким количественным показателям по разным причинам не всегда адекватна истинному положению дел. Возможно, дополнительно следует применять испытанный метод - метод экспертных оценок. Как известно, данный метод представляет собой регулярный опрос по разработанному опросному листу специалистов и чиновников, координирующих деятельность представительств. Совокупность субъективных оценок в сочетании с количественными характеристиками близка к объективной величине, позволяющей достаточно достоверно оценивать уровень эффективности работы представительств.



Какими должны быть структура представительства и его финансирование?

Говоря о структуре представительства, важно отметить тот факт, что сегодня она жестко зафиксирована рамками штатного расписания. А, возможно, она должна быть более гибкой и динамичной, способной легко меняться в зависимости от того, какие задачи ставит перед представительством республика в конкретный период времени.

Сегодня существуют три схемы финансирования представительств. Особенности каждого из них изложены в таблице.

Тип финансированияСтепень управляемости из центраПроблематика
Бюджетное финансирование
Полное управление
100% нагрузка на бюджет

Смешанное финансирование (бюджетное с элементами внебюджетного) Полное управление
Требуется особо тщательное юридическое сопровождение деятельности представительства, так как представительства являются государственными учреждениями, а их сотрудники - государственными служащими

Самофинансирование Низкая степень управляемости
Существует опасность превращения представительства или в коммерческую компанию с вытеснением государственного интереса, или в общественную организацию, которая для своего существования изыскивает финансовые средства у спонсоров, т.е. имеет тенденцию к потере независимости от коммерческих и финансовых структур




В последние годы появилась тенденция создания торгово-экономических представительств на условиях самофинансирования. Однако изначально торгово-экономическое представительство -это инструмент Кабинета Министров РТ, с помощью которого он проводит свою экономическую политику на конкретной территории в конкретном регионе в интересах республики. Не закладываем ли мы противоречия, нацеливая создаваемую структуру на выполнение государственных задач на условиях самофинансирования?

С другой стороны, создаваемые торговые дома "Татарстан", которые открыты во многих регионах России и представляют собой коммерческие структуры, уже в своем названии несут представительские функции.

Почему до настоящего времени республика не получила от работы торговых домов "Татарстан" ожидаемого эффекта? Возможно, ситуация могла бы резко измениться, если бы в работу торговых домов был заложен государственный интерес, например, через участие органа, управляющего государственным имуществом. Это повысило бы статус и доверие партнеров к торговым домам, позволило бы рассматривать их в ряду представительств РТ как одну из их разновидностей, работающих на условиях самофинансирования.

В то же время подход нашего Постпредства РТ к развитию торговых отношений между регионами мог бы быть рассмотрен как один из возможных вариантов построения взаимоотношений с предприятиями РТ.

Постпредство РТ в Свердловской области способствовало созданию, а в последующем развитию фирменных торговых представительств (торговых домов). Так, в Свердловской области за последние 5 лет созданы следующие торговые представительства:

- Торговый дом "Красный Восток",

- Представительство ЗАО "Татнефть-Урал",

- Акцизный склад ГУП РТ "ПО Татспиртпром".

Имеют своих дилеров ОАО "КамАЗ", ОАО "Хитон", ОАО "Мелита", ОАО "Чистопольский часовой завод", ОАО "Позис" и др.

В качестве положительного примера можно привести показатели товарооборота за 2002 год некоторых фирменных торговых представительств:

- ЗАО "Татнефть-Урал" - 700 млн. рублей,

- Торговый дом "Красный Восток" - 2,2 млн. долларов.

Предприятиям, которые не имеют своих представительств в Свердловской области, мы предлагаем направлять к нам на 1-2 недели специалистов-маркетологов. В Постпредстве РТ им предоставляется рабочее место, обеспеченное компьютером, телефонной связью, факсом, электронной почтой, базой данных предприятий Свердловской области и т.д.

Также Постпредство РТ предоставляет возможность не только посетить интересующие предприятия, но и провести на территории Постпредства РТ презентацию своего предприятия и подписать необходимые документы.

В качестве примера эффективности такого подхода можно привести работу с предприятием ОАО "Нижнекамскнефтехим". Специалисты данного предприятия с помощью Постпредства РТ очень серьезно работали в период подготовки выставки к Дням РТ в Свердловской области в Екатеринбурге в 2002 году (несколько месяцев). В результате за 1 квартал 2003 года ОАО "Нижнекамскнефтехим" увеличило закупки продукции из Свердловской области в 11 раз, поставки продукции в Свердловскую область - в 3,5 раза, по сравнению с 1 кварталом 2002 года.

В рамках этой работы, естественно, можно определить стратегию поведения предприятия на данном рынке. В дальнейшем Постпредство РТ, как правило, поддерживает предприятие до тех пор, пока оно нуждается в его услугах.

Возможно ли совмещение должностей представителя РТ и председателя национально-культурной автономии татар (НКАТ) или общественной организации, представляющей татар страны (региона РФ) пребывания представителя РТ? Если возможно, то целесообразно ли? Правовую оценку данной проблемы должны дать юристы. Что касается целесообразности такого совмещения, то если постпред РТ (представляющий интересы республики) возьмет на себя ответственность за решение проблем татар страны (региона РФ), надо ответить на следующие вопросы:

- как не оказаться постпреду РТ в зависимости от руководства региона его пребывания?

- как не быть втянутым в политические события региона (выборные кампании и т.д.)?

- целесообразно ли нести официальному представителю РТ ответственность за активистов-татар, участвующих в митингах или входящих в конфликт с местной властью, жестко выставляя свои требования по решению национальных вопросов и т.д.?



Управление и координация деятельности системы представительств.

При всей важности перечисленных выше вопросов это самый актуальный на сегодняшний день вопрос.

Так как представительство ведет работу по многим направлениям, то по части координации ответ очевиден:

- по политическим вопросам деятельность представительства координирует Департамент внешних связей Президента РТ;

- по вопросам межпарламентских отношений - Госсовет РТ;

- по вопросам торговли и кооперации - Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ;

- в сфере науки - Академия наук РТ;

- в сфере экономической и промышленной политики - Министерство экономики и промышленности РТ;

- в сфере гуманитарных программ - министерства культуры, образования, по делам молодежи и спорту;

- в сфере СМИ - Агентство Республики Татарстан по массовой коммуникации "Татмедиа" и т.д.

Кто должен управлять деятельностью представительств? Ситуация, при которой существует много координаторов, приводит к рассогласованности системы управления и снижению эффективности деятельности представительств. Наиболее тесно представительства сегодня связаны, безусловно, с Департаментом внешних связей и Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ (указами Президента РТ координация деятельности представительств возложена только на Департамент внешних связей РТ и Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ). При этом остальные вопросы (особенно все более актуализирующиеся гуманитарные вопросы) несколько "провисают", так как другие министерства и ведомства прямой координации деятельности представительств не осуществляют.

В соответствии с положениями о полномочных и постоянных представительствах РТ, представительства подчиняются напрямую Президенту РТ. Построение работы по такой схеме невозможно, так как Президент лично в силу объективных причин не может ежедневно заниматься управлением представительствами.

В связи с этим возникает вопрос - может быть, это должен быть единый государственный орган, занимающийся только представительствами РТ и имеющий свой информационно-аналитический аппарат?

Встает также вопрос - какой у этого государственного органа должен быть статус, позволяющий координировать деятельность министерств и ведомств РТ в части работы с представительствами?

Современная действительность и потребность дальнейшего развития (что характерно для систем любого уровня) требуют внесения своевременных коррекций в систему управления институтом представительств.

Обновленная модель управления системой представительств позволит вывести эффективность и результативность их деятельности на новый качественный уровень.

При условии успешного решения этих задач можно будет говорить о начале нового этапа в истории развития института представительств - этапа интеграции возможностей отдельных представительств, который таит в себе мощный потенциал роста всех сфер жизнедеятельности Татарстана.



Равиль БИКБОВ,
постоянный представитель Республики Татарстан по Уральскому региону.

Журнал Татарстан, №8, 2003 г.