Публикации > Просмотр публикации
Наш дом. Наша крепость

Кремль - гордость столицыТатарстана. В камне его сооружений мы находим следы всех эпох, труды многих поколений зодчих, напластования столетий. Издали, с просторов Волги, рисуется на фоне неба затейливый силуэт древней казанской цитадели, раскинувшейся на обрывистом берегу Казанки. Уже в X – начале XI веков здесь стояла небольшая, но мощная деревянная крепость Керман, которую волжские булгары, искусные строители, заменили в XII веке на каменную. Она была снесена в конце XIII столетия монголами и восстановлена новыми казанскими правителями, чингизидами Улуг-Мухаммедом и Махмутеком.

Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, стала одним из красивейших городов средневекового Поволжья. Здесь находились правительство и религиозные лидеры Казанского Юрта (татарское название Казанского ханства), а в северной части обведенная несколькими рядами стен на разных уровнях возвышалась Ханская цитадель Арк. С центральной площади Кермана, за высокими стенами и двухбашенными воротами Арка сверкали золотом купола белокаменного Хан-Сарая, окруженного деревянными галереями, павильонами, другами монументальными зданиями и хозяйственными постройками. На краю верхней террасы, в окружении высоких каменных надгробий и мавзолеев стояла Ханская мечеть, где хоронили казанских правителей и святых.

Неприступный Керман выдержал к тому времени не одну неприятельскую осаду, и из-под его стен не раз с позором уходили войска русского царя - пока он не воспользовался услугами предателей внутри самого казанского государства. Именно поэтому русские, с таким трудом захватив город, не стали переделывать крепость, а лишь немного расширили ее к югу, заменили часть деревянных стен на каменные, перестроили некоторые башни.

Русские не стали менять основы градостроительного замысла, гениально осуществленного когда-то безвестными булгарскими зодчими. Напротив, в течение последующих веков он сохранился почти в неизменности. Было дальнейшее развитие - но уже в новых формах. Не изменилась и внутренняя композиция Кермана, сохранилось местоположение дворца правителя и священных зданий, главных проездных ворот с расходящимися от них дорогами-улицами. Не изменился даже сакральный каркас крепости, ее главные мечети были переделаны в церкви.

Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных в средневековой Руси, вобрав в себя достижения градостроительного искусства татарских, русских и, возможно, западноевропейских зодчих.

Каждая эпоха оставила здесь свой след начиная от градостроительного замысла булгарских и золотоордынских зодчих до конкретных зданий ХVШ-ХХI вв.



СТЕНЫ И БАШНИ КРЕПОСТИ

Панорама Казанского Кремля
Археологические исследования показывают: фундаменты современных каменных стен Кремля на многих участках были заложены еще во времена Казанского ханства, а иногда и раньше. Внутри стен, выложенных псковскими мастерами, обнаруживаются стены древнего булгарского Кермана толщиной около двух метров, с лицевой кладкой из хорошо отесанных блоков. Не менее загадочно происхождение "ласточкиных хвостов", украшающих зубцы кремлевских стен. Эта форма была занесена итальянскими зодчими в Восточную Европу в XV веке и отразилась в архитектура Московского (XV в) и Тульского (1504 г) кремлей. Есть основания полагать, что в период наибольшего сближения Казанского ханства и Московского княжества "ласточкины хвосты" увенчали стены Кермана или Арка, а затем уже перекочевали и на стены русского Кремля.

Спасская проездная башня (татарское название, предположительно, Арча или Хан) построена псковскими мастерами на месте главного парадного въезда в Керман. Она сохраняет некоторые планировочные особенности татарской башни: следы Т-образного проезда, ликвидированного уже во второй половине XVI века при перепланировке крепости. Два кирпичных яруса, надстроенных в начале XVIII века, придали башне некоторые образные черты булгарского стиля, дополненные декоративными деталями исламского стиля - поясками мукарнас на парапете восьмерика. Образ башни символизировал древнее Булгарское царство под российской властью (башня в булгарском стиле, увенчанная двуглавым орлом).

Преображенская проездная башня (татарское название Тюмен), возможно, является перестроенной древней Тюменской башней, оставшейся еще от татарского Кермана. Белокаменная башня с прямым проездом была одной из самых мощных в крепости. В прошлом она называлась также Сергиевской. Деревянный шатер с дозорной вышкой, судя по средневековым ее изображениям, также сохранил черты татарской крепостной архитектуры. (Башня отреставрирована в 1980-е гг по проекту А. Мамлеевой ). Северная башня (археологические остатки нижнего яруса), квадратная в плане, сложенная из хорошо отесанных каменных блоков, выстроена в конце 15-16 вв. и реконструирована в конце 16-17вв. русскими. Впоследствии русская часть башни обветшала и развалилась. Вскрыта археологами в 1999-2000 гг.



ДРУГИЕ ЗДАНИЯ

Башня Сююмбике, признанный архитектурный символ Казани, широко известна далеко за пределами Татарстана. По сути дела, она признана всеми татарами мира как символ их Родины .Это эффектное сооружение находится на самой высокой точке Кремлевского холма (70 м над уровнем Казанки), сакрального центра старой части Казани. Башня является важнейшей доминантой этой древней цитадели и занимает лидирующее положение в северной панораме городского центра.

Башня Сююмбике возникла как один из элементов большой реконструкции оборонительных сооружений Казанского Кремля в первой половине XVIII века, как монументальный въезд в комплекс Оберкомендантского (губернаторского) дворца. Современное татарское название - минарет Сююмбике - это калька с ее русского названия, появившегося в краеведческой литературе в первой половине XIX века и не употреблявшегося татарами вплоть до последних десятилетий. Татарское же название башни -"Хан манарасы" (Ханский минарет) или "Хан мэчете манарасы" (минарет Ханской мечети) отражает феномен народной памяти о местоположении Ханской мечети и ее минарета, разрушенных русскими воинами во второй половине XVI века. Следы сооружений и в действительности были обнаружены на этом месте археологами в 1976-77 и 2000 гг.

Декоративное решение башни Сююмбике выполнено в духе московской школы. Однако на ее фасадах и в силуэте присутствуют и мотивы казанско-татарской традиции. В их числе минаретоподобное завершение, наличие приставных, декоративных, ничего не несущих трехчетвертных колонн, сталактитовые капители, ячеистые конюли над раскреповками в углах второго яруса. Башня символизирует своей архитектурой имперскую идею (татарская башня, увенчанная двуглавым орлом).

Бывший губернаторский дворец, резиденция Президента Татарстана
Вот лишь несколько ярких примеров архитектуры сооружений Казанского Кремля, иллюстрирующих многовековой принцип историчности, соблюдавшийся здесь во все времена. Именно этим принципом руководствуются сегодня архитекторы и реставраторы, работающие в Кремле. Они тщательно изучают биогра-фию и своеобразные черты каждого памятника и стремятся воссоздать его сложную историю на фасадах, не упрощая художественного образа, сохраняя прежний авторский замысел. Поэтому мы видим в формах и деталях реставрируемого Пушечного двора, резиденции Президента Татарстана черты русского барокко, романтизма и мотивы татарского декоративного искусства, образы древнего герба Казани Зиланта и герб современного Татарстана.

Впервые за многие столетия появляются на поверхности земли и бережно музеефицируются свидетельства, казалось бы, навсегда исчезнувшего прошлого казанской крепости. Буквально у нас на глазах усилиями археологов и реставраторов возродилась древняя крепостная Северная башня ханского Кермана XV века на высоком берегу Казанки и Пятигранная башня XV века напротив входа на стадион. На площади перед Губернаторским дворцом музеефицированы остатки одного из каменных сооружений Арка (Ханского двора). Археологами исследован древнейший земляной вал X-XI вв., остатки каменной крепости XII века, укрепления на рву Тазик, древние мостовые и деревянные здания, фундаменты огромной мечети близ Благовещенского собора. Интересные каменные сооружения обнаружены внутри некоторых зданий Пушечного двора, в том числе и загадочные подземные сводчатые галереи. Все это будет музеефицировано и открыто для туристов к 1000-летию Казани.

Появляются и новые сооружения. Ярким примером воплощения многовековой традиции Казанского Кремля в современных формах становится мечеть Кул Шариф. Это будет главная мечеть Казани, Татарстана и татарской диаспоры. Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собой мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной. Основные идеи: возрождение государственности, мемориальность, память о защитниках Отечества.

Купольное здание с четырьмя минаретами по углам - центр всей композиции - символически воссоздает разрушенную много веков назад мечеть Аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского ислама.

В многоминаретности нашла свое отражение и легенда о восьмибашенной мечети XVI века в казанском Кермане, упомянутая Шигабуддином Марджани. Архитекторы придали главному куполу здания формы, ассоциирующиеся с образом Казанской шапки - короны казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате. Переплетающиеся конструкции стрельчатых арок подчеркивают родство с каркасной конструкцией юрты - древнего жилища и древних передвижных мечетей кочевых тюрок. Умело вплетены в архитектуру здания мотивы тюльпана - древнебулгарского знака возрождения и процветания.

Отдельно следует сказать и о будущих музеях. Сегодня задуман и проектируется целый ряд музеев и музейно-мемориальных комплексов Кремля. В их числе: музейно-мемориальный комплекс "История государственности Татарстана и татарского народа" (здание бывшей Дворцовой церкви, башня Сююмбике, музеефицированные археологические остатки Ханской мечети, дюрбе и Ханского дворца, Президентский дворец, проектируемый мавзолей казанских ханов), музей гарнизона Казанского Кремля и производства оружия (Пушечный двор), музей истории Казанского Кремля (южный корпус Пушечного двора), музей археологии Татарстана (подвалы бывшего Преображенского собора, церковь Николы Ратного), музей исламской культуры Поволжья (мечеть Кул Шариф), музей культур православных народов Поволжья (Благовещенский собор), картинная галерея (Юнкерское училище), музей природы Татарстана (Юнкерское училище), музей истории ювелирного искусства Татарстана (западный корпус Пушечного двора).

Многие из них предполагается открыть к 1000-летнему юбилею нашей столицы.

Архитектурные ансамбли, как правило, создаются веками, шлифуясь и дополняясь идеями многих поколений зодчих. К первоначальному замыслу вновь и вновь добавляются современные элементы, вехи своей эпохи. Неудачные же решения отбрасываются, остаются все более совершенные формы и все более отточенный силуэт.

Полноценный ансамбль - это плод коллективных усилий многих зодчих, и живет он долгой жизнью, несоизмеримой с нашими представлениями о времени. Расцвет Кремля как архитектурного ансамбля еще впереди, в будущем. Наша же задача сегодня - сделать так, чтобы он состоялся.

Нияз Халит
Журнал Татарстан, №8, 2003 г.