Публикации > Просмотр публикации
Вехи великой истории
Камиль Исхаков
Исхаков Камиль Шамильевич - председатель Казанского городского Совета народных депутатов, глава администрации Казани, народный депутат Республики Татарстан
В современной жизни с ее быстрыми переменами, многотрудными заботами людей о хлебе насущном, кажется, нет времени оглядываться назад, познавать прошлое. Руководство Казани, которому в отличие от предыдущих десятилетий приходится сейчас действовать гораздо самостоятельнее, конечно, занято прежде всего сегодняшним днем. Но чем больше груз ответственности за жизнь горожан, тем отчетливее сознаешь: не зная, кто мы, откуда и куда идем, не сделаешь теперешнюю жизнь лучше.
Любой уважающий себя народ должен хорошо знать свою историю. Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство — все это вехи великой истории Татарстана, его народа. Показательно, что памятники практически всех древнейших археологических культур, встречающихся в республике, находятся и непосредственно на территории современной Казани, где первые поселения людей появились более двух тысяч лет назад.
В нашем городе, насчитывающем миллион 200 тысяч жителей, проживают люди свыше ста национальностей, здесь мирно сосуществуют все крупнейшие религиозные конфессии мира. Сегодня возрождается историческая роль Казани как «восточных ворот» России.
Минувшие века оставили древнему городу много нерешенных вопросов, и сегодня мы проводим большую работу по возрождению национальной культуры, тщательному изучению и научному переосмыслению истории нашего народа, нашего города, стараясь сберечь и в полной мере использовать богатое духовное наследие и максимально сохранить уникальный исторический облик Казани, одновременно благоустраивая ее на современном уровне.
Совет народных депутатов Казани принял Программу изучения исторического наследия. Над ее реализацией мы работаем в тесном сотрудничестве с учеными многих стран мира, таких как Германия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Чехия, Венгрия, Австрия, Египет, Турция, Иран, Азербайджан, Узбекистан, Украина и, конечно, Россия. Благодаря им в Казани удалось провести ряд международных форумов.
Мы уверены, что глубокое изучение истории позволит Казани вновь занять подобающее место в мировой культуре. После распада Советского Союза наша гуманитарная наука стала активно развиваться не только в центре, но и в регионах. Исторически сложилось так, что Казань всегда являлась одним из крупнейших научных центров России. Начало расцвета наук принято связывать с открытием в 1804 году по указу императора Александра I Казанского университета, одного из старейших в стране. Ведущим направлением здесь было востоковедение. С изучением Востока напрямую связаны великие имена академика Френа, профессоров Фукса и Березина, Казем-Бека и Ковалевского. Именно университетские ученые впервые задались вопросами: как росла Казань? как она развивалась в течение многих столетий вплоть до наших дней?
Казань, возникновение которой, согласно новейшим открытиям археологов, относится к концу X — началу XI веков, своим зарождением обязана древнейшей мировой торговой магистрали — Великому шелковому пути, пересекавшемуся здесь с Северным пушным путем.
На рубеже IX—X веков, почти одновременно с Древней Русью и государствами Центральной Европы, на средневековой карте появляется Волжская Булгария, известная как «великое и могущественное царство с богатыми городами». Население ее состояло преимущественно из тюркоязычных племен, проникавших в Средневолжско-Нижнекамский регион неоднократными волнами почти на всем протяжении первого тысячелетия нашей эры, а также местных поволжских финнов и угров. Правивший в первой половине X века булгарский эмир Алмуш решил принять ислам в качестве государственной религии, и в 922 году к нему прибывает посольство Ибн Фадлана из Багдада. Этот великий путешественник в своих записках отмечает, что богатейшему Булгарскому царству часто приходилось обороняться от набегов северных соседей — викингов и славян, что привело к строительству мощной крепости на северной границе — на месте нахождения будущей Казани.
Не позднее рубежа X—XI веков булгары начинают освоение территории Предкамья (по левобережью Волги к северу от Камы), возводят здесь города и крепости, а также ряд сельских поселений. Северные границы государства доходят до реки Казанки, где в качестве пограничного пункта возникает город Казань. Торговые места располагались, по всей вероятности, за пределами крепости, ближе к берегам Казанки. Правда, археологическое изучение посадской территории древней Казани только начинается, и у нас нет пока достаточных данных для характеристики этой части города. Можно предположить, что основное, но отнюдь не многочисленное население проживало именно здесь, занимаясь торговлей и в какой-то степени ремес-
лами, а высоко на горе, в крепости, служившей убежищем в моменты опасности, располагался небольшой военный гарнизон.
Казань в то время — торговая фактория с обширными международными связями, о чем свидетельствуют разнообразные археологические находки. Здесь бывали купцы из Венгрии, Киевской Руси, государств Средней Азии и арабского Востока. Уникальными можно считать несколько находок. Во-первых, это позолоченная накладка, подобные которой были распространены в Венгрии преимущественно до середины X века. Думается, что она попала в древнюю Казань не позднее конца X века, так как здесь ее использовали, вероятно, не по прямому назначению, а вторично, в качестве женского украшения. Во-вторых, часть серебряного арабского дирхема эпохи Саманидов, который, по заключению специалистов, чеканился в первой половине X века и находился в обращении до рубежа X—XI веков.
Поистине сенсационной оказалась чешская монета. Предварительное изучение этой уникальной находки было проведено А.С. Беляковым (Российский исторический музей, Москва) и профессором В.М. Потиным (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), а также специалистами из Германии. Они единодушно атрибутировали монету как чешскую и определили время ее чеканки в пределах конца X — начала XI веков. Подробным изучением монеты занималась в последнее время доктор Ярмила Хаскова, руководитель нумизматического отдела Национального музея Чехии в Праге, и пришла к заключению, что эту монету, чеканенную в 930—940 годах, следует рассматривать как старейшее чешское подражание раннебаварским монетам времен Конрада I. Однако в Казань она попала позднее, во второй половине X века, и использовалась в качестве женского украшения — подвески. Чешский денарий из Казанского Кремля пока остается уникальной находкой, неизвестной даже в самой Чехии.
В 20—30-е годы XIII века начинается новый этап в истории Казани. Монгольское нашествие и завоевание Волжской Булгарии привело к бегству населения из разрушенных центральных городов на северные окраины. Это превратило прежнюю небольшую крепость в устье реки Казансу — Казанки в административный центр северной части бывшего Булгарского царства, который с 1236 года вошел в состав нового государства — Золотой Орды (Улуса Джучи). Этот этап истории нашел свое отражение как в татарских легендах и преданиях, так и в письменных источниках. Дальнейшему росту Казани, превращению ее в крупный город способствовали разрушение и упадок древних булгарских городов, некоторые из которых стали восстанавливаться лишь в XIV веке. Именно поэтому с того периода во всех письменных памятниках Казань фигурирует как центр бунтарского региона — автономной области (улуса) Золотой Орды.
Судьба самой Орды также была полна катаклизмов. В 20—30-е годы хан Узбек объявляет ислам государственной религией. В этом просматривается влияние булгарского региона на духовно-культурное развитие Золотой Орды в целом. С середины XIV века начинается процесс распада Улуса Джучи, вследствие чего в конце XIV — первой половине XV веков происходила упорная борьба внутри тюрко-татарской аристократии за овладение Казанью, которая являлась центром всего сред-неволжского региона и была способна стать столицей будущего самостоятельного государства. Именно в этот период на основе булгар, кыпчаков и тюрки-зированных финнов складывается новый народ — татары Поволжья и Приуралья.
Друг за другом приходили и уходили князья-сепаратисты, окончательно власть в 1437—1438 годах захватил вытесненный из золотоордынской столицы хан Улуг-Мухамед. Его борьба с московским великим князем Василием Темным была успешной. Так произошло превращение Казанского края в самостоятельное ханство, и Казань становится столицей нового государства. Это по-прежнему важный центр международной торговли, ведущее место в которой занимала пушнина. Крупнейшие международные торговые ярмарки были визитной карточкой независимого государства. В городе процветали ремесла, сам облик Казани, ее своеобразная восточная архитектура изумляли западных путешественников, что нашло отражение в их книгах. Развитие духовной культуры отразилось в произведениях казанских поэтов Мухаммедьяра и Кул-Шарифа.
Однако острое идеологическое и военное противостояние с Московским государством закончилось поражением и завоеванием Казани Иваном Грозным. Взятие города, по свидетельствам князя Андрея Курбского, Генриха фон Штадена и других очевидцев, сопровождалось страшной резней, практически полным разрушением и
разорением. Это привело Казань к упадку, она стала центром наместничества.
Возрождаться Казань начинает лишь в XVII веке, к этому времени она уже занимает первое место в России по численности населения. Казань по существу становится «восточными воротами» разраставшейся России, городом мусульмано-христианских контактов, соперничества и взаимодействия. Отсюда Русская православная церковь ведет миссионерскую деятельность вплоть до Центральной Азии, Сибири и Китая. Одновременно крепнет мусульманское сопротивление, вылившееся впоследствии в мощное реформаторское и просветительское движение. Появляется множество новых архитектурных памятников. Реформы Петра I делают наш город центром огромной Казанской губернии. В последующие века Казань неуклонно растет и развивается, несмотря на то, что неоднократные опустошительные пожары и различные смуты, от Пугачевской осады до Октябрьской революции, разоряют город и наносят большой ущерб его культуре и памятникам.
В советский период в Казани развертывается промышленное строительство. При эвакуации предприятий военно-промышленного комплекса в годы Великой Отечественной войны город получил импульс к однобокому индустриальному развитию. За счет эвакуированных из западных областей СССР резко увеличивается население, что приводит к еще большему этническому разнообразию. К сожалению, в ходе реконструкций 1930—1970-х годов были снесены многие архитектурные памятники, в том числе культовые и светские сооружения, придававшие Казани своеобразный европейско-азиатский облик. Однако уцелело историческое ядро Казани, где сохранились такие шедевры архитектуры, как Петропавловский собор, мечети Марджани, Апанаева, Бурнаева, а также административные, общественные и жилые здания XVIII — начала XX веков.
Но, конечно, сердцем исторического города является Казанский Кремль — его современные башни и стены XVI века, уникальная «падающая» башня Сююмбике, Благовещенский собор, губернаторский дворец. Реставрации и восстановлению этого старейшего городского комплекса уделяется огромное внимание: по реконструкции Казанского Кремля изданы указы Президента Российской Федерации и Президента Татарстана. Архитектура памятника всегда восхищала гостей столицы республики. Сегодня здесь воссоздается Соборная мечеть Кул-Шариф. В Благовещенском соборе бережно реставрируют чудом сохранившиеся росписи XVI—XVIII веков. Со временем на территории Кремля планируется открытие археологических музеев под открытым небом, где каждый желающий сможет увидеть подлинную каменную мостовую золотоордынского периода, остатки мощных древних каменных укреплений, восстановленные бревенчатые улицы со срубными домами времен Казанского ханства, где улицы были покрыты хвойной, а полы в домах — березовой корой.
В историческом центре города развернулись большие работы по реконструкции улицы Баумана, бывшей Большой Проломной, известной со времен Ивана Грозного. При этом мы неукоснительно придерживаемся политики восстановления утраченного, стараясь не потерять те исторически сложившиеся черты, которые придают древнему городу неповторимый колорит. Сегодня в Казани насчитывается более 750 памятников архитектуры, истории и культуры, все они находятся под охраной государства. Для их сохранения мы создали экономическую модель возрождения исторического центра: образованные здесь префектуры «Казанский Посад» и «Старо-Татарская слобода» часть налогов на своей территории собирают и направляют на развитие исторической территории. Этим целям служит также республиканская Программа ликвидации ветхого жилья, которое расположено как раз в исторической части города. На ее реализацию, по указу Президента Татарстана, направляется один процент от нефтяных доходов республики, благодаря чему более четырех тысяч семей казанцев уже переехало из трущоб в современные благоустроенные квартиры.
Драматична история Казани. В своем развитии она прошла несколько этапов. В последний период татарская культура и язык находились в пренебрежении. Но сегодня, на наш взгляд, наступил период возрождения татарской культуры, при этом развиваются и русская культура, и культуры других проживающих в Казани народов, что является результатом взвешенной политики руководства республики и реализации Закона «О языках народов Республики Татарстан», закрепившего равноправие двух государственных языков — татарского и русского при социальной, экономической и юридической защите всех языков независимо
от статуса. В 1992 году была создана Ассоциация национально-культурных обществ, в которой представлены свыше двадцати наиболее крупных национальных общин, в том числе чувашская, марийская, азербайджанская, украинская, армянская, немецкая, еврейская и другие, семь из них имеют или готовятся получить статус национально-культурных автономий.
Президент и правительство Татарстана последовательно проводят политику веротерпимости и взаимного уважения представителей различных религиозных конфессий. В Казани, как и во всей республике, не бывает конфликтов на религиозной почве. В нашем городе мирно сосуществуют представители всех основных мировых конфессий: ислама, христианства (в том числе православие, католичество, протестантизм), иудаизма. Все конфессии имеют культовые здания и учебные заведения. Верующим передано множество конфискованных в коммунистические времена храмов. Немецкой общине передана восстановленная ныне кирха, еврейской — синагога. Даже православные-староверы имеют свои церкви в Казани.
В условиях острых национальных и религиозных конфликтов как на территории бывшего Советского Союза, так и за рубежом у нас есть шанс доказать всему миру, что разные народы могут жить и сосуществовать в мире и согласии, плодотворном культурном взаимодействии. Казань является членом-наблюдателем Всемирной ассоциации исторических городов, имеет договоры о партнерских отношениях с Брауншвейгом (ФРГ), Брайном и Колледж-Стейшном (США), Эскишехиром (Турция), провинцией Аль-Мануфия (Египет), Ташкентом, Бишкеком, Назранью и Астраханью. Как мэр города я являюсь членом международного Совета Всемирной ассоциации породненных городов, избран председателем Палаты исторических городов России.
Руководство Казани и Республики Татарстан прилагает немало усилий к тому, чтобы повысить роль нашего города как центра культуры, науки и образования. И мы выражаем надежду, что Казань станет значительным городом России и Европы, гостеприимным и открытым всему лучшему, что есть в современном мире.
Камиль Исхаков
Исхаков Камиль Шамильевич - председатель Казанского городского Совета народных депутатов, глава администрации Казани, народный депутат Республики Татарстан
В современной жизни с ее быстрыми переменами, многотрудными заботами людей о хлебе насущном, кажется, нет времени оглядываться назад, познавать прошлое. Руководство Казани, которому в отличие от предыдущих десятилетий приходится сейчас действовать гораздо самостоятельнее, конечно, занято прежде всего сегодняшним днем. Но чем больше груз ответственности за жизнь горожан, тем отчетливее сознаешь: не зная, кто мы, откуда и куда идем, не сделаешь теперешнюю жизнь лучше.
В нашем городе, насчитывающем миллион 200 тысяч жителей, проживают люди свыше ста национальностей, здесь мирно сосуществуют все крупнейшие религиозные конфессии мира. Сегодня возрождается историческая роль Казани как «восточных ворот» России.
Минувшие века оставили древнему городу много нерешенных вопросов, и сегодня мы проводим большую работу по возрождению национальной культуры, тщательному изучению и научному переосмыслению истории нашего народа, нашего города, стараясь сберечь и в полной мере использовать богатое духовное наследие и максимально сохранить уникальный исторический облик Казани, одновременно благоустраивая ее на современном уровне.
Совет народных депутатов Казани принял Программу изучения исторического наследия. Над ее реализацией мы работаем в тесном сотрудничестве с учеными многих стран мира, таких как Германия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Чехия, Венгрия, Австрия, Египет, Турция, Иран, Азербайджан, Узбекистан, Украина и, конечно, Россия. Благодаря им в Казани удалось провести ряд международных форумов.
Мы уверены, что глубокое изучение истории позволит Казани вновь занять подобающее место в мировой культуре. После распада Советского Союза наша гуманитарная наука стала активно развиваться не только в центре, но и в регионах. Исторически сложилось так, что Казань всегда являлась одним из крупнейших научных центров России. Начало расцвета наук принято связывать с открытием в 1804 году по указу императора Александра I Казанского университета, одного из старейших в стране. Ведущим направлением здесь было востоковедение. С изучением Востока напрямую связаны великие имена академика Френа, профессоров Фукса и Березина, Казем-Бека и Ковалевского. Именно университетские ученые впервые задались вопросами: как росла Казань? как она развивалась в течение многих столетий вплоть до наших дней?
Казань, возникновение которой, согласно новейшим открытиям археологов, относится к концу X — началу XI веков, своим зарождением обязана древнейшей мировой торговой магистрали — Великому шелковому пути, пересекавшемуся здесь с Северным пушным путем.
На рубеже IX—X веков, почти одновременно с Древней Русью и государствами Центральной Европы, на средневековой карте появляется Волжская Булгария, известная как «великое и могущественное царство с богатыми городами». Население ее состояло преимущественно из тюркоязычных племен, проникавших в Средневолжско-Нижнекамский регион неоднократными волнами почти на всем протяжении первого тысячелетия нашей эры, а также местных поволжских финнов и угров. Правивший в первой половине X века булгарский эмир Алмуш решил принять ислам в качестве государственной религии, и в 922 году к нему прибывает посольство Ибн Фадлана из Багдада. Этот великий путешественник в своих записках отмечает, что богатейшему Булгарскому царству часто приходилось обороняться от набегов северных соседей — викингов и славян, что привело к строительству мощной крепости на северной границе — на месте нахождения будущей Казани.
Не позднее рубежа X—XI веков булгары начинают освоение территории Предкамья (по левобережью Волги к северу от Камы), возводят здесь города и крепости, а также ряд сельских поселений. Северные границы государства доходят до реки Казанки, где в качестве пограничного пункта возникает город Казань. Торговые места располагались, по всей вероятности, за пределами крепости, ближе к берегам Казанки. Правда, археологическое изучение посадской территории древней Казани только начинается, и у нас нет пока достаточных данных для характеристики этой части города. Можно предположить, что основное, но отнюдь не многочисленное население проживало именно здесь, занимаясь торговлей и в какой-то степени ремес-
лами, а высоко на горе, в крепости, служившей убежищем в моменты опасности, располагался небольшой военный гарнизон.
Казань в то время — торговая фактория с обширными международными связями, о чем свидетельствуют разнообразные археологические находки. Здесь бывали купцы из Венгрии, Киевской Руси, государств Средней Азии и арабского Востока. Уникальными можно считать несколько находок. Во-первых, это позолоченная накладка, подобные которой были распространены в Венгрии преимущественно до середины X века. Думается, что она попала в древнюю Казань не позднее конца X века, так как здесь ее использовали, вероятно, не по прямому назначению, а вторично, в качестве женского украшения. Во-вторых, часть серебряного арабского дирхема эпохи Саманидов, который, по заключению специалистов, чеканился в первой половине X века и находился в обращении до рубежа X—XI веков.
Поистине сенсационной оказалась чешская монета. Предварительное изучение этой уникальной находки было проведено А.С. Беляковым (Российский исторический музей, Москва) и профессором В.М. Потиным (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), а также специалистами из Германии. Они единодушно атрибутировали монету как чешскую и определили время ее чеканки в пределах конца X — начала XI веков. Подробным изучением монеты занималась в последнее время доктор Ярмила Хаскова, руководитель нумизматического отдела Национального музея Чехии в Праге, и пришла к заключению, что эту монету, чеканенную в 930—940 годах, следует рассматривать как старейшее чешское подражание раннебаварским монетам времен Конрада I. Однако в Казань она попала позднее, во второй половине X века, и использовалась в качестве женского украшения — подвески. Чешский денарий из Казанского Кремля пока остается уникальной находкой, неизвестной даже в самой Чехии.
В 20—30-е годы XIII века начинается новый этап в истории Казани. Монгольское нашествие и завоевание Волжской Булгарии привело к бегству населения из разрушенных центральных городов на северные окраины. Это превратило прежнюю небольшую крепость в устье реки Казансу — Казанки в административный центр северной части бывшего Булгарского царства, который с 1236 года вошел в состав нового государства — Золотой Орды (Улуса Джучи). Этот этап истории нашел свое отражение как в татарских легендах и преданиях, так и в письменных источниках. Дальнейшему росту Казани, превращению ее в крупный город способствовали разрушение и упадок древних булгарских городов, некоторые из которых стали восстанавливаться лишь в XIV веке. Именно поэтому с того периода во всех письменных памятниках Казань фигурирует как центр бунтарского региона — автономной области (улуса) Золотой Орды.
Судьба самой Орды также была полна катаклизмов. В 20—30-е годы хан Узбек объявляет ислам государственной религией. В этом просматривается влияние булгарского региона на духовно-культурное развитие Золотой Орды в целом. С середины XIV века начинается процесс распада Улуса Джучи, вследствие чего в конце XIV — первой половине XV веков происходила упорная борьба внутри тюрко-татарской аристократии за овладение Казанью, которая являлась центром всего сред-неволжского региона и была способна стать столицей будущего самостоятельного государства. Именно в этот период на основе булгар, кыпчаков и тюрки-зированных финнов складывается новый народ — татары Поволжья и Приуралья.
Друг за другом приходили и уходили князья-сепаратисты, окончательно власть в 1437—1438 годах захватил вытесненный из золотоордынской столицы хан Улуг-Мухамед. Его борьба с московским великим князем Василием Темным была успешной. Так произошло превращение Казанского края в самостоятельное ханство, и Казань становится столицей нового государства. Это по-прежнему важный центр международной торговли, ведущее место в которой занимала пушнина. Крупнейшие международные торговые ярмарки были визитной карточкой независимого государства. В городе процветали ремесла, сам облик Казани, ее своеобразная восточная архитектура изумляли западных путешественников, что нашло отражение в их книгах. Развитие духовной культуры отразилось в произведениях казанских поэтов Мухаммедьяра и Кул-Шарифа.
Однако острое идеологическое и военное противостояние с Московским государством закончилось поражением и завоеванием Казани Иваном Грозным. Взятие города, по свидетельствам князя Андрея Курбского, Генриха фон Штадена и других очевидцев, сопровождалось страшной резней, практически полным разрушением и
разорением. Это привело Казань к упадку, она стала центром наместничества.
Возрождаться Казань начинает лишь в XVII веке, к этому времени она уже занимает первое место в России по численности населения. Казань по существу становится «восточными воротами» разраставшейся России, городом мусульмано-христианских контактов, соперничества и взаимодействия. Отсюда Русская православная церковь ведет миссионерскую деятельность вплоть до Центральной Азии, Сибири и Китая. Одновременно крепнет мусульманское сопротивление, вылившееся впоследствии в мощное реформаторское и просветительское движение. Появляется множество новых архитектурных памятников. Реформы Петра I делают наш город центром огромной Казанской губернии. В последующие века Казань неуклонно растет и развивается, несмотря на то, что неоднократные опустошительные пожары и различные смуты, от Пугачевской осады до Октябрьской революции, разоряют город и наносят большой ущерб его культуре и памятникам.
В советский период в Казани развертывается промышленное строительство. При эвакуации предприятий военно-промышленного комплекса в годы Великой Отечественной войны город получил импульс к однобокому индустриальному развитию. За счет эвакуированных из западных областей СССР резко увеличивается население, что приводит к еще большему этническому разнообразию. К сожалению, в ходе реконструкций 1930—1970-х годов были снесены многие архитектурные памятники, в том числе культовые и светские сооружения, придававшие Казани своеобразный европейско-азиатский облик. Однако уцелело историческое ядро Казани, где сохранились такие шедевры архитектуры, как Петропавловский собор, мечети Марджани, Апанаева, Бурнаева, а также административные, общественные и жилые здания XVIII — начала XX веков.
Но, конечно, сердцем исторического города является Казанский Кремль — его современные башни и стены XVI века, уникальная «падающая» башня Сююмбике, Благовещенский собор, губернаторский дворец. Реставрации и восстановлению этого старейшего городского комплекса уделяется огромное внимание: по реконструкции Казанского Кремля изданы указы Президента Российской Федерации и Президента Татарстана. Архитектура памятника всегда восхищала гостей столицы республики. Сегодня здесь воссоздается Соборная мечеть Кул-Шариф. В Благовещенском соборе бережно реставрируют чудом сохранившиеся росписи XVI—XVIII веков. Со временем на территории Кремля планируется открытие археологических музеев под открытым небом, где каждый желающий сможет увидеть подлинную каменную мостовую золотоордынского периода, остатки мощных древних каменных укреплений, восстановленные бревенчатые улицы со срубными домами времен Казанского ханства, где улицы были покрыты хвойной, а полы в домах — березовой корой.
В историческом центре города развернулись большие работы по реконструкции улицы Баумана, бывшей Большой Проломной, известной со времен Ивана Грозного. При этом мы неукоснительно придерживаемся политики восстановления утраченного, стараясь не потерять те исторически сложившиеся черты, которые придают древнему городу неповторимый колорит. Сегодня в Казани насчитывается более 750 памятников архитектуры, истории и культуры, все они находятся под охраной государства. Для их сохранения мы создали экономическую модель возрождения исторического центра: образованные здесь префектуры «Казанский Посад» и «Старо-Татарская слобода» часть налогов на своей территории собирают и направляют на развитие исторической территории. Этим целям служит также республиканская Программа ликвидации ветхого жилья, которое расположено как раз в исторической части города. На ее реализацию, по указу Президента Татарстана, направляется один процент от нефтяных доходов республики, благодаря чему более четырех тысяч семей казанцев уже переехало из трущоб в современные благоустроенные квартиры.
Драматична история Казани. В своем развитии она прошла несколько этапов. В последний период татарская культура и язык находились в пренебрежении. Но сегодня, на наш взгляд, наступил период возрождения татарской культуры, при этом развиваются и русская культура, и культуры других проживающих в Казани народов, что является результатом взвешенной политики руководства республики и реализации Закона «О языках народов Республики Татарстан», закрепившего равноправие двух государственных языков — татарского и русского при социальной, экономической и юридической защите всех языков независимо
от статуса. В 1992 году была создана Ассоциация национально-культурных обществ, в которой представлены свыше двадцати наиболее крупных национальных общин, в том числе чувашская, марийская, азербайджанская, украинская, армянская, немецкая, еврейская и другие, семь из них имеют или готовятся получить статус национально-культурных автономий.
Президент и правительство Татарстана последовательно проводят политику веротерпимости и взаимного уважения представителей различных религиозных конфессий. В Казани, как и во всей республике, не бывает конфликтов на религиозной почве. В нашем городе мирно сосуществуют представители всех основных мировых конфессий: ислама, христианства (в том числе православие, католичество, протестантизм), иудаизма. Все конфессии имеют культовые здания и учебные заведения. Верующим передано множество конфискованных в коммунистические времена храмов. Немецкой общине передана восстановленная ныне кирха, еврейской — синагога. Даже православные-староверы имеют свои церкви в Казани.
В условиях острых национальных и религиозных конфликтов как на территории бывшего Советского Союза, так и за рубежом у нас есть шанс доказать всему миру, что разные народы могут жить и сосуществовать в мире и согласии, плодотворном культурном взаимодействии. Казань является членом-наблюдателем Всемирной ассоциации исторических городов, имеет договоры о партнерских отношениях с Брауншвейгом (ФРГ), Брайном и Колледж-Стейшном (США), Эскишехиром (Турция), провинцией Аль-Мануфия (Египет), Ташкентом, Бишкеком, Назранью и Астраханью. Как мэр города я являюсь членом международного Совета Всемирной ассоциации породненных городов, избран председателем Палаты исторических городов России.
Руководство Казани и Республики Татарстан прилагает немало усилий к тому, чтобы повысить роль нашего города как центра культуры, науки и образования. И мы выражаем надежду, что Казань станет значительным городом России и Европы, гостеприимным и открытым всему лучшему, что есть в современном мире.
Журнал "Казань"№5-6, 1999 г.