Публикации > Просмотр публикации
Преемница Великого Булгара
Азгар Мухамадиев
Мухамадиев Азгар Гатауллович - член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнографии Казанского государственного университета
Первые поселения на месте древней Казани возникли еще в железном веке, то есть две с половиной тысячи лет тому назад. Однако в этот период такие поселения были крайне бессистемными. Они располагались на всех обширных просторах Средней полосы.
Совершенно новым и уникальным явлением для Поволжья, Подонья, Северного Кавказа и Крыма было появление очень ранней для всей Восточной Европы довольно высокой государственной цивилизации, созданной родственными булгарам племенами хазар. Хазарское государство просуществовало с VII по X век. В период своего расцвета оно являлось одной из трех мировых держав раннего средневековья наряду с Ираном и Византией. Впоследствии с возникновением мощного и молодого Арабского халифата в результате столкновения с ним в 737 году хазары официально приняли ислам. Об этом свидетельствует, в частности, массовая чеканка в столичном городе Итиле на Волге дирхемов, основанных на арабской графике. Однако хазары отличались большой веротерпимостью. В городах наряду с мусульманскими стояли и христианские, и иудейские храмы. Где-то в IX веке верхушка Хазарского государства для того, чтобы не быть зависимой как от халифа, так и от византийского императора — духовного главы христиан, — принимает иудаизм, хотя он ни на кочевьях, где преобладал традиционный тенгризм, ни в городах, где всемогущим являлось мусульманское купечество, не получил широкого распространения.
Сохранилось письмо хазарского кагана, написанное на древнееврейском языке в 60-х годах X века и адресованное сановнику кордовского халифа Абду-рахмана еврею Шафруту ибн-Хасдаю, который упорно интересовался состоянием дел в «иудейском» государстве.
«Я живу у реки Итил... — писал в ответ каган, — у этой реки расположены многочисленные народы: буртас, булгар, сувар, арису, цирмис (марийцы. — А.М.), славиюн...» По его словам, они живут на открытой местности в укрепленных стенами городах. «Все они мне служат и платят мне дань...» — продолжает он. Именно в недрах раннефеодального хазарского государства Казань из родоплеменного поселения постепенно превращается в укрепленное поселение городского типа.
В различных районах огромного Хазарского государства от Крыма на западе и до границ Хорезма на востоке, от Северного Кавказа на юге и до бескрайних лесов Средней полосы появляются многочисленные белокаменные городища и поселения. Для лесостепной полосы типичны группы поселений, сосредоточенных вокруг городищ. Городища представляли собой крепости на высоких прибрежных мысах. Обычно они сооружались на местах более ранних поселений или городищ.
Каган Иосиф приводит в письме названия некоторых городов. Хотя установить их местонахождение или сопоставлять с названиями современных городов довольно сложно, но имеются среди перечисленных и знакомые имена — Керц как Керчь в Крыму, ранняя столица хазар Семендер на Кавказе, Саркел на Дону, а также Алу-биха, то есть Елабужское городище. Упоминание Елабуги (по-татарски Алабуга), видимо, не случайно. Если важный торговый путь по Волге охраняла Казань, то таким форпостом по Каме являлась Елабуга. Они как бы друг друга дополняли. Елабуга служила местом обитания, как и Казань, древних ананьинцев (VIII—III века до нашей эры). Судя по обнаруженному культурному слою и многочисленным находкам, здесь более интенсивно жизнь начинается во время обитания именьков-цев (IV—VII века нашей эры), то есть в хазарский период. Родственные булгарам и впоследствии растворившиеся среди них именьковцы были письменным народом, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на художественно выполненных сосудах из драгоценных металлов VI—VIII веков, обнаруженных только в Поволжье и При-уралье. Именьковцы, говоря в общих чертах, жили от Правобережья Камы в районе Казани до Кара-Итиля в районе Уфы и до Жигулей на Волге. Некоторые достаточно крупные именьков-ские поселения VI—VIII веков, такие, например, как Щербетское на Волге с мощным культурным слоем и брон-золитейными мастерскими, где изготавливались слитки — металлические деньги, напоминают уже настоящие раннефеодальные города.
Систематические находки хазарской и раннебулгарской керамики в древнейшей части Казани — кремле показывают, что город здесь возник как небольшой, но укрепленный форпост. Именно здесь скрещивались интересы хазар и норманнов, рыскавших по всей Восточной Европе в поисках легкой добычи. Ибн-Русте писал на стыке IX—X веков, что хазары, опасаясь враждебных племен, «окапываются рвами», то есть строят крепости. Каган Иосиф в своем упомянутом письме сообщает, что он охраняет Волгу от русов (норманнов. — АМ): «Я воюю с ними. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну мусульман до Багдада».
Следует вспомнить о не состоявшемся 800-летии города, или о 1177 годе как дате возникновения Казани, поскольку не все знают, что она оказалась не совсем удачной. Из 279 списков летописи «Казанской истории», этого весьма сомнительного источника XVI века, из которого взята эта дата, лишь в одном списке современным редактором славянская буква «е» ошибочно принята за цифру и вставлена несуществующая дата - 1177 (И.Г. Добродомов, В.А. Кучкин. Этимология и старые географические объекты. В кн.: Топонимика на службе географии. М., 1979. С. 160).
Еще в трех других списках летописи встречается дата — 1172 год. Собственно, подобные даты возникновения городов являются довольно условными. Например, если говорить о возникновении Москвы, то, кроме 1147 года, имеются и другие даты. Но в случае с Казанью присутствуют некоторые противоречия. Дело в том, что автор «Казанской истории» в нескольких местах сознательно и весьма подробно расписывает построение города Казани позднее, в середине XIII века Саином, то есть Батый-ханом. «И много лет преидоше, до 300 лет, первого начала Казани от Саина царя», — пишет он. Или же сообщает, что «и от сего царя Саина прежде зача-ся Казань, и словяще юрт Саинов».
Здесь же автор летописи, как и во всей книге, явно тенденциозен. Археологические раскопки, проведенные летом 1995 года автором, показали, что Казань уже в домонгольский период имела мощные каменные крепостные стены.
В русских летописях встречаются и другие даты, которые условно можно взять за время возникновения Казани. Например, в Никоновской летописи, которая составлена также во второй половине XVI века, но является в отличие от «Казанской истории» более надежной и добротной работой, под 1157 годом при описании похода ростовчан на булгар упоминается Казань. Согласно этой условной дате — первого упоминания Казани — она лишь на десять лет моложе Москвы, и в 1957 году, если бы на это было дозволение, можно было отмечать 800-летие города. В Никоновской летописи имеются и другие, более поздние даты упоминания Казани. Но основным недостатком этих летописей является то, что они составлены позднее, а не во времена возникновения города, и не одна из них не знает древнего названия Казани.
Определенные трудности установления абсолютной даты возникновения города по письменным источникам заключаются в том, что современное его название «Казань» возникло сравнительно недавно. Судя по одним данным, последнее изменение названия города связано с именем правившего в Казани в 70-х годах XIV века эмира Хасана (Ха-сан, Касан, Казан), по другим — с перенесением имени Старой Казани.
В период своего многовекового существования город пережил периоды подъема и упадка и не раз менял свое название. Убедительным аргументом является то, что на десятках тысяч монет казанского монетного двора первой половины XV века, выпущенных в основном от имени золотоордынских ханов: Шадибека (1400—1407), Тимура (1411-1412), Джелал ад-Дина (1411-1412), Кубека (1413), Чокре (1412-1414), Дервиша (1414-1419), Кадер-вирди (1419) и даже на монетах первого суверенного султана Казани Гиазет-дина (1422—1445), следуя старой традиции, место чеканки обозначено не как «Казань», а как «Булгар» (но не «Булгар ал-Джедид», как ошибочно полагают некоторые). И это несмотря на то, что древний Булгар уже давно, с 70-х годов XIV века, потерял свое административное значение.
Гибель древнего Булгара связана со стремлением его правителя эмира Булаттимера (1361—1367) провести самостоятельную политику. Последние монеты Булгара чеканены Булаттимером. После него булгарский монетный двор перестал существовать. По указке ордынского хана он предпринял поход на Нижний Новгород, но поход оказался неудачным и послужил поводом для казни в 1367 году Булатгимера ханом Азазшейхом. Оставшийся беззащитным Булгар, как и другие татарские города, не имевшие городских стен (монгольские ханы запрешали строить укрепления вокруг городов), в течение ряда последующих лет пережил несколько погромов и пожаров, учиненных ушкуйниками — «джентльменами удачи», босяками и бандитами из московских и нижегородско-суздальских земель. Последний и самый разрушительный состоялся в 1369 году.
Судя по монетному материалу раскопок городища, проводившихся в 50-х годах, к 1370 году торгово-промышленная деятельность города Булгара действительно полностью потухла. Если при раскопках центральной части городища обнаружено около пятисот монет, обращавшихся до 70-х годов XIV века, то после указанного года они практически исчезают — обнаружено всего три монеты. Правда, встречаются монеты и более поздних периодов, но это уже связано с тем, что сохранившиеся древние памятники Булгара посещало не одно поколение паломников.
Следующим эмиром Булгара был Хасан, который перенес свою столицу в более спокойное место — в хорошо укрепленную крепость Казань.
Если внимательно просмотреть Никоновскую летопись, где чаще чем в других летописях упоминается Казань, видно, что речь идет не о древнем Булгаре, а именно об укрепленном городе, Булгаре—Казани. Под 1370 годом сообщается, например, о походе русских князей «на болгарского князя Асана, еже ныне глаголются казанцы». Далее под 1376 годом говорится о штурме города войсками московского князя. Осажденные стреляли со стен крепости: «а инии з града гром пущаху страшаще русские полкы».
Устрашенные «громом» москвичи вскоре заимствовали это грозное оружие у казанцев и уже во время осады Москвы Тохтамышем в 1382 году стреляли со стен кремля из «тюфяков», то есть пушек.
Выбор Хасана не был случайным. Город-крепость Казань с древнейших времен имел важное экономическое и стратегическое значение, где сталкивались интересы различных стран и народов. И это было не случайным, ведь именно здесь скрещивались очень важные торговые пути.
Судя по археологическому материалу, город возник очень рано — не позднее X века. Частично потеряв после бурного X века свое значение, Казань в 50-х годах XIII века при хане Батые, которого за поддержку торговли и купечества торговые люди стали называть Саином, то есть «добрым» ханом, переживает довольно ощутимый подъем, связанный с оживлением торговли по Волге. Об этом свидетельствуют, в частности, найденные во время раскопок монеты.
Официальное имя «Булгар» город получил после гибели древнего Булгара и становления города как административного центра края. Народное название «Казань» возникло по имени его правителя Хасана или же от названия старой Казани. Но в любом случае, поскольку город существовал с древнейших времен, о чем свидетельствуют остатки древних жилищ и многочисленные находки, было у него и какое-то древнее название. Лишь в очень древних письменных источниках и на редких монетах XIII—XV веков встречается название города Керман, то есть «крепость», «укрепленное место». Например, на ста тридцати экземплярах монет середины XIII века Альменьевского клада, найденного в Козловском районе Чувашской республики, четко указано место чеканки: «Керман».
Имеются другие источники — средневековые карты, свидетельствующие, что древнее название Казани действительно было «Керман». Например, на карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани 1367 года Казань нарисована в два раза крупнее, чем Вощат (то есть Булгар), и ниже указано в форме согтапсисЬо, то есть Керманкичу «Переправа на Керман» — на левом берегу устья Камы выше Булгара, где имелась, видимо, переправа через Каму в Казань. Такое указание было важным для братьев, потому что карта была составлена с коммерческой целью для определения и уточнения мест расположения наиболее выгодных для торговых операций городов.
На следующей большой карте Каталонского атласа 1375 года ниже города Borgar (Булгар) в середине Волги, как и на предыдущей карте, нарисован остров с надписью zizera (буквально «камыши»), то есть «остров». Выше Булгара на излучине Волги и Камы Казань уже нарисована в несколько раз крупнее, чем город Булгар, и с уникальной надписью - буквальным переводом названия города на итальянский: савтхата, то есть «крепость», «укрепленное место». Последнее не оставляет сомнения в том, что «Керман» («крепость») — это древнее название Казани.
Судя по находкам раннебулгарской (именьковской) и хазарской керамики и другим находкам, обнаруженным в раскопках в кремле, с ре-ренностью можно сказать, что уже в X веке город становится достаточно крупным для того времени административным центром северо-западной части Булгарского государства, вокруг которого располагались поселения не только именьковцев и булгар, но и других народов, поскольку как хазары, так и булгары отличались большой веротерпимостью. Об этом говорят, к примеру, находки древних погребений в районе Борисково с вещами, характерными для марийских племен и датирующимися X веком. Не исключено, что некоторые булгарские племена по старой традиции продолжали кочевать. Стада животных и табуны кокей зимовали в степях Северного Причерноморья, где скот легко мог добыть корм и в зимнее время, а с ранней весны по Дону и Волге начинали движение на север в Среднюю полосу, где имелись зеленые луга и сочная трава для животных. Такое посезонное перекочевание обычно продолжалось до зенита лета и занимало три-четыре месяца. По пути следования этих племен, которых исследователи называют «алано-болгарами», постепенно появляются многочисленные поселения и белокаменные из прекрасно обтесанных камней городища.
Поэтому достаточно весомо звучат слова хазарского кагана Иосифа о Кермане (Казани) в упомянутом письме, написанном в Испанию в 60-х годах X века. В письме он перечисляет города хазар с западной стороны от Тмутаракани (С-м-к-р-ц) на юге, Алубихи на севере и до Керчи (К-р-ц) на крайнем западе. Далее он пишет, что оттуда граница Хазарского государства поворачивает по направлению к северу, к стране по имени Б-ц-ра, то есть Мещера, где живут племена, которые «...кочуют и располагаются в степи, пока не доходят до границы (округа) Х-г-риим (то есть Керем, Керман)... Страна их простирается на четыре месяца пути».
Представляется, все упомянутые археологические данные в виде остатков ограждений и жилищ, керамики и монет, а также средневековые карты и письменные источники дают возможность взять за исходную дату превращения существовавшего с древнейших времен поселения в город X век.
Думается, условно абсолютную дату возникновения города можно вывести по монетам. Как было сказано, Казань как наследница древнего Булгара выпускала свои монеты под официальным названием «Булгар». Первые монеты от имени халифа ал-Мукгафи (902—908) и обозначением места чеканки «Булгар» (древний) появились в начале X века. После упадка и прекращения чеканки монет в Булгаре чеканка продолжается в Казани под обозначением места чеканки «Булгар». Последние монеты с обозначением места чеканки «Булгар» (Казань) чеканились от имени Улу-Мухаммеда (1445 год). Таким образом, собственная чеканка монет в «Булгаре» продолжалась более 540 лет. Все это дает возможность принять за исходную дату превращения древнего поселения в город годы, зафиксированные на булгарских монетах (902-908).
Азгар Мухамадиев
Мухамадиев Азгар Гатауллович - член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнографии Казанского государственного университета
Фиринат Халиков Казань в XII, XIII-XIV и XV вв. |
Совершенно новым и уникальным явлением для Поволжья, Подонья, Северного Кавказа и Крыма было появление очень ранней для всей Восточной Европы довольно высокой государственной цивилизации, созданной родственными булгарам племенами хазар. Хазарское государство просуществовало с VII по X век. В период своего расцвета оно являлось одной из трех мировых держав раннего средневековья наряду с Ираном и Византией. Впоследствии с возникновением мощного и молодого Арабского халифата в результате столкновения с ним в 737 году хазары официально приняли ислам. Об этом свидетельствует, в частности, массовая чеканка в столичном городе Итиле на Волге дирхемов, основанных на арабской графике. Однако хазары отличались большой веротерпимостью. В городах наряду с мусульманскими стояли и христианские, и иудейские храмы. Где-то в IX веке верхушка Хазарского государства для того, чтобы не быть зависимой как от халифа, так и от византийского императора — духовного главы христиан, — принимает иудаизм, хотя он ни на кочевьях, где преобладал традиционный тенгризм, ни в городах, где всемогущим являлось мусульманское купечество, не получил широкого распространения.
Сохранилось письмо хазарского кагана, написанное на древнееврейском языке в 60-х годах X века и адресованное сановнику кордовского халифа Абду-рахмана еврею Шафруту ибн-Хасдаю, который упорно интересовался состоянием дел в «иудейском» государстве.
«Я живу у реки Итил... — писал в ответ каган, — у этой реки расположены многочисленные народы: буртас, булгар, сувар, арису, цирмис (марийцы. — А.М.), славиюн...» По его словам, они живут на открытой местности в укрепленных стенами городах. «Все они мне служат и платят мне дань...» — продолжает он. Именно в недрах раннефеодального хазарского государства Казань из родоплеменного поселения постепенно превращается в укрепленное поселение городского типа.
В различных районах огромного Хазарского государства от Крыма на западе и до границ Хорезма на востоке, от Северного Кавказа на юге и до бескрайних лесов Средней полосы появляются многочисленные белокаменные городища и поселения. Для лесостепной полосы типичны группы поселений, сосредоточенных вокруг городищ. Городища представляли собой крепости на высоких прибрежных мысах. Обычно они сооружались на местах более ранних поселений или городищ.
Каган Иосиф приводит в письме названия некоторых городов. Хотя установить их местонахождение или сопоставлять с названиями современных городов довольно сложно, но имеются среди перечисленных и знакомые имена — Керц как Керчь в Крыму, ранняя столица хазар Семендер на Кавказе, Саркел на Дону, а также Алу-биха, то есть Елабужское городище. Упоминание Елабуги (по-татарски Алабуга), видимо, не случайно. Если важный торговый путь по Волге охраняла Казань, то таким форпостом по Каме являлась Елабуга. Они как бы друг друга дополняли. Елабуга служила местом обитания, как и Казань, древних ананьинцев (VIII—III века до нашей эры). Судя по обнаруженному культурному слою и многочисленным находкам, здесь более интенсивно жизнь начинается во время обитания именьков-цев (IV—VII века нашей эры), то есть в хазарский период. Родственные булгарам и впоследствии растворившиеся среди них именьковцы были письменным народом, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на художественно выполненных сосудах из драгоценных металлов VI—VIII веков, обнаруженных только в Поволжье и При-уралье. Именьковцы, говоря в общих чертах, жили от Правобережья Камы в районе Казани до Кара-Итиля в районе Уфы и до Жигулей на Волге. Некоторые достаточно крупные именьков-ские поселения VI—VIII веков, такие, например, как Щербетское на Волге с мощным культурным слоем и брон-золитейными мастерскими, где изготавливались слитки — металлические деньги, напоминают уже настоящие раннефеодальные города.
Систематические находки хазарской и раннебулгарской керамики в древнейшей части Казани — кремле показывают, что город здесь возник как небольшой, но укрепленный форпост. Именно здесь скрещивались интересы хазар и норманнов, рыскавших по всей Восточной Европе в поисках легкой добычи. Ибн-Русте писал на стыке IX—X веков, что хазары, опасаясь враждебных племен, «окапываются рвами», то есть строят крепости. Каган Иосиф в своем упомянутом письме сообщает, что он охраняет Волгу от русов (норманнов. — АМ): «Я воюю с ними. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну мусульман до Багдада».
Следует вспомнить о не состоявшемся 800-летии города, или о 1177 годе как дате возникновения Казани, поскольку не все знают, что она оказалась не совсем удачной. Из 279 списков летописи «Казанской истории», этого весьма сомнительного источника XVI века, из которого взята эта дата, лишь в одном списке современным редактором славянская буква «е» ошибочно принята за цифру и вставлена несуществующая дата - 1177 (И.Г. Добродомов, В.А. Кучкин. Этимология и старые географические объекты. В кн.: Топонимика на службе географии. М., 1979. С. 160).
Еще в трех других списках летописи встречается дата — 1172 год. Собственно, подобные даты возникновения городов являются довольно условными. Например, если говорить о возникновении Москвы, то, кроме 1147 года, имеются и другие даты. Но в случае с Казанью присутствуют некоторые противоречия. Дело в том, что автор «Казанской истории» в нескольких местах сознательно и весьма подробно расписывает построение города Казани позднее, в середине XIII века Саином, то есть Батый-ханом. «И много лет преидоше, до 300 лет, первого начала Казани от Саина царя», — пишет он. Или же сообщает, что «и от сего царя Саина прежде зача-ся Казань, и словяще юрт Саинов».
Здесь же автор летописи, как и во всей книге, явно тенденциозен. Археологические раскопки, проведенные летом 1995 года автором, показали, что Казань уже в домонгольский период имела мощные каменные крепостные стены.
В русских летописях встречаются и другие даты, которые условно можно взять за время возникновения Казани. Например, в Никоновской летописи, которая составлена также во второй половине XVI века, но является в отличие от «Казанской истории» более надежной и добротной работой, под 1157 годом при описании похода ростовчан на булгар упоминается Казань. Согласно этой условной дате — первого упоминания Казани — она лишь на десять лет моложе Москвы, и в 1957 году, если бы на это было дозволение, можно было отмечать 800-летие города. В Никоновской летописи имеются и другие, более поздние даты упоминания Казани. Но основным недостатком этих летописей является то, что они составлены позднее, а не во времена возникновения города, и не одна из них не знает древнего названия Казани.
Определенные трудности установления абсолютной даты возникновения города по письменным источникам заключаются в том, что современное его название «Казань» возникло сравнительно недавно. Судя по одним данным, последнее изменение названия города связано с именем правившего в Казани в 70-х годах XIV века эмира Хасана (Ха-сан, Касан, Казан), по другим — с перенесением имени Старой Казани.
В период своего многовекового существования город пережил периоды подъема и упадка и не раз менял свое название. Убедительным аргументом является то, что на десятках тысяч монет казанского монетного двора первой половины XV века, выпущенных в основном от имени золотоордынских ханов: Шадибека (1400—1407), Тимура (1411-1412), Джелал ад-Дина (1411-1412), Кубека (1413), Чокре (1412-1414), Дервиша (1414-1419), Кадер-вирди (1419) и даже на монетах первого суверенного султана Казани Гиазет-дина (1422—1445), следуя старой традиции, место чеканки обозначено не как «Казань», а как «Булгар» (но не «Булгар ал-Джедид», как ошибочно полагают некоторые). И это несмотря на то, что древний Булгар уже давно, с 70-х годов XIV века, потерял свое административное значение.
Гибель древнего Булгара связана со стремлением его правителя эмира Булаттимера (1361—1367) провести самостоятельную политику. Последние монеты Булгара чеканены Булаттимером. После него булгарский монетный двор перестал существовать. По указке ордынского хана он предпринял поход на Нижний Новгород, но поход оказался неудачным и послужил поводом для казни в 1367 году Булатгимера ханом Азазшейхом. Оставшийся беззащитным Булгар, как и другие татарские города, не имевшие городских стен (монгольские ханы запрешали строить укрепления вокруг городов), в течение ряда последующих лет пережил несколько погромов и пожаров, учиненных ушкуйниками — «джентльменами удачи», босяками и бандитами из московских и нижегородско-суздальских земель. Последний и самый разрушительный состоялся в 1369 году.
Судя по монетному материалу раскопок городища, проводившихся в 50-х годах, к 1370 году торгово-промышленная деятельность города Булгара действительно полностью потухла. Если при раскопках центральной части городища обнаружено около пятисот монет, обращавшихся до 70-х годов XIV века, то после указанного года они практически исчезают — обнаружено всего три монеты. Правда, встречаются монеты и более поздних периодов, но это уже связано с тем, что сохранившиеся древние памятники Булгара посещало не одно поколение паломников.
Следующим эмиром Булгара был Хасан, который перенес свою столицу в более спокойное место — в хорошо укрепленную крепость Казань.
Если внимательно просмотреть Никоновскую летопись, где чаще чем в других летописях упоминается Казань, видно, что речь идет не о древнем Булгаре, а именно об укрепленном городе, Булгаре—Казани. Под 1370 годом сообщается, например, о походе русских князей «на болгарского князя Асана, еже ныне глаголются казанцы». Далее под 1376 годом говорится о штурме города войсками московского князя. Осажденные стреляли со стен крепости: «а инии з града гром пущаху страшаще русские полкы».
Устрашенные «громом» москвичи вскоре заимствовали это грозное оружие у казанцев и уже во время осады Москвы Тохтамышем в 1382 году стреляли со стен кремля из «тюфяков», то есть пушек.
Выбор Хасана не был случайным. Город-крепость Казань с древнейших времен имел важное экономическое и стратегическое значение, где сталкивались интересы различных стран и народов. И это было не случайным, ведь именно здесь скрещивались очень важные торговые пути.
Судя по археологическому материалу, город возник очень рано — не позднее X века. Частично потеряв после бурного X века свое значение, Казань в 50-х годах XIII века при хане Батые, которого за поддержку торговли и купечества торговые люди стали называть Саином, то есть «добрым» ханом, переживает довольно ощутимый подъем, связанный с оживлением торговли по Волге. Об этом свидетельствуют, в частности, найденные во время раскопок монеты.
Официальное имя «Булгар» город получил после гибели древнего Булгара и становления города как административного центра края. Народное название «Казань» возникло по имени его правителя Хасана или же от названия старой Казани. Но в любом случае, поскольку город существовал с древнейших времен, о чем свидетельствуют остатки древних жилищ и многочисленные находки, было у него и какое-то древнее название. Лишь в очень древних письменных источниках и на редких монетах XIII—XV веков встречается название города Керман, то есть «крепость», «укрепленное место». Например, на ста тридцати экземплярах монет середины XIII века Альменьевского клада, найденного в Козловском районе Чувашской республики, четко указано место чеканки: «Керман».
Имеются другие источники — средневековые карты, свидетельствующие, что древнее название Казани действительно было «Керман». Например, на карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани 1367 года Казань нарисована в два раза крупнее, чем Вощат (то есть Булгар), и ниже указано в форме согтапсисЬо, то есть Керманкичу «Переправа на Керман» — на левом берегу устья Камы выше Булгара, где имелась, видимо, переправа через Каму в Казань. Такое указание было важным для братьев, потому что карта была составлена с коммерческой целью для определения и уточнения мест расположения наиболее выгодных для торговых операций городов.
На следующей большой карте Каталонского атласа 1375 года ниже города Borgar (Булгар) в середине Волги, как и на предыдущей карте, нарисован остров с надписью zizera (буквально «камыши»), то есть «остров». Выше Булгара на излучине Волги и Камы Казань уже нарисована в несколько раз крупнее, чем город Булгар, и с уникальной надписью - буквальным переводом названия города на итальянский: савтхата, то есть «крепость», «укрепленное место». Последнее не оставляет сомнения в том, что «Керман» («крепость») — это древнее название Казани.
Судя по находкам раннебулгарской (именьковской) и хазарской керамики и другим находкам, обнаруженным в раскопках в кремле, с ре-ренностью можно сказать, что уже в X веке город становится достаточно крупным для того времени административным центром северо-западной части Булгарского государства, вокруг которого располагались поселения не только именьковцев и булгар, но и других народов, поскольку как хазары, так и булгары отличались большой веротерпимостью. Об этом говорят, к примеру, находки древних погребений в районе Борисково с вещами, характерными для марийских племен и датирующимися X веком. Не исключено, что некоторые булгарские племена по старой традиции продолжали кочевать. Стада животных и табуны кокей зимовали в степях Северного Причерноморья, где скот легко мог добыть корм и в зимнее время, а с ранней весны по Дону и Волге начинали движение на север в Среднюю полосу, где имелись зеленые луга и сочная трава для животных. Такое посезонное перекочевание обычно продолжалось до зенита лета и занимало три-четыре месяца. По пути следования этих племен, которых исследователи называют «алано-болгарами», постепенно появляются многочисленные поселения и белокаменные из прекрасно обтесанных камней городища.
Поэтому достаточно весомо звучат слова хазарского кагана Иосифа о Кермане (Казани) в упомянутом письме, написанном в Испанию в 60-х годах X века. В письме он перечисляет города хазар с западной стороны от Тмутаракани (С-м-к-р-ц) на юге, Алубихи на севере и до Керчи (К-р-ц) на крайнем западе. Далее он пишет, что оттуда граница Хазарского государства поворачивает по направлению к северу, к стране по имени Б-ц-ра, то есть Мещера, где живут племена, которые «...кочуют и располагаются в степи, пока не доходят до границы (округа) Х-г-риим (то есть Керем, Керман)... Страна их простирается на четыре месяца пути».
Представляется, все упомянутые археологические данные в виде остатков ограждений и жилищ, керамики и монет, а также средневековые карты и письменные источники дают возможность взять за исходную дату превращения существовавшего с древнейших времен поселения в город X век.
Думается, условно абсолютную дату возникновения города можно вывести по монетам. Как было сказано, Казань как наследница древнего Булгара выпускала свои монеты под официальным названием «Булгар». Первые монеты от имени халифа ал-Мукгафи (902—908) и обозначением места чеканки «Булгар» (древний) появились в начале X века. После упадка и прекращения чеканки монет в Булгаре чеканка продолжается в Казани под обозначением места чеканки «Булгар». Последние монеты с обозначением места чеканки «Булгар» (Казань) чеканились от имени Улу-Мухаммеда (1445 год). Таким образом, собственная чеканка монет в «Булгаре» продолжалась более 540 лет. Все это дает возможность принять за исходную дату превращения древнего поселения в город годы, зафиксированные на булгарских монетах (902-908).
Журнал "Казань", №5-6, 1999 г.