Публикации > Просмотр публикации
Кем основана Казань?

Мирфатых Закиев

Мирфатых Закиевич Закиев - Директор Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, академик-секретарь Отделения гуманитарных наук Академии наук Татарстана, заместитель Председателя Комитета при Кабинете Министров Республики Татарстан по реализации Закона "О языках народов Республики Татарстан"

1

Существовало мнение, что "Новая" Казань основана лишь в конце XIV веке татарским населением Золотой Орды. Но оно было отвергнуто большинством историков. Сейчас преобладает точка зрения, согласно которой Казань возведена на территории Бунтарского государства булгарами в домонгольское время. То, что она построена булгарами, верно в том смысле, что все многочисленные племена Булгарии воспринимались как булгары и имели общий этноним булгар, ибо власть в государстве принадлежала булгарам.

Какие же племена, точнее, части каких племен объединялись в составе Булгарского государства? Этот вопрос специально не изучен, и можно назвать лишь те племена, которые сумели оставить заметный след в истории Евразии и которые еще до образования Булгарского государства распространялись и в Урало-Поволжье, и на Северном Кавказе, и в Западной Сибири, куда затем простиралось реальное влияние Волжской Булгарии:
племена сөн (варианты – сун, һун, һөн, хун, гун), которые еще задолго до нашей эры распространялись по всей Евразии и зафиксированы в исторических источниках во втором тысячелетии до нашей эры как уну; в Среднем Поволжье их след сохранился в гидрониме сөн; племена сак или сака, которые на севере назывались кыусак, кыпсак или кыпчак – "белые саки"; в их состав входили и сами булгары; племена скл, которые, по сообщению арабских источников, входили в состав булгар; название их восходит к тюркскому слову съкълы или сакалы, где аффикс - лы в тюркских языках часто произносится как-ды/-ты, и поэтому в других регионах это слово произносилось как съкъдъ или съкъты, в западноевропейских языках оно закрепилось как скит, а в русском как скиф, племена биляр (бигер, биар или байлар), в VII–VIII веках создавшие знаменитое в Евразии государство Биарым – "мой Биар" (русск. Биармия, западноевр. Биармланд), у которых в IX веке власть перехватили булгары; биляры (в русск. источниках: билеры) построили город Биляр; суары (сувар или сабир), которые восходят к сабирам, расселившимся в древности в Западной Сибири (слово сибир или себер также от них), Урало-Поволжье, на Северном Кавказе; в Урало-Поволжье суары жили рядом с булгарами; если булгары основали город Булгар, суары – город Суар (Сувар); маджгары или маджары (мишари), которые, по единодушному сообщению арабских путешественников, были тюркоязычными и построили два города Маджгар на Северном Кавказе; аланы-асы; наличие их в составе булгар подтверждается тем, что удмурты в XIX веке называли своих булгаро-татарских соседей алан-гассарами, то есть аланами и хазарами; аланы по-другому назывались асами (ассами или Яссами), и некоторая часть булгар также носила название ас (аш, ус, уз); в Среднем Поволжье асы заложили населенный пункт Аслы (Ашлы); это и племена казан (касан), косон (кошан), которые в нашем регионе на правой стороне Камы основали три известных города: Кашан и две Казани. Учеными они стали обозначаться как Иске Казан ("Старая Казань") и Яңа Казан ("Новая Казань"). Некоторые наши историки определения "старая" и "новая" относили ко времени основания второй Казани. По их мнению, сначала была основана Старая Казань, затем жители, поняв, что место для города выбрано неудачно, якобы перебрались на новое место и построили Новую Казань. В действительности было иначе: обе Казани основали разные части народа, называемого этнонимом казан. Что касается определений "старая" и "новая", то, вероятнее всего, они стали применяться лишь в связи с обветшанием города, основанного на берегу реки Казанки в 45 километрах от современной Казани. Противопоставляя современную Казань обветшалой, то есть старой Казани, специалисты начали применять по отношению к современному городу понятие Яңа - "Новая". Таким образом, понятия иске и яңа не могут быть основанием при определении очередности закладки городов под названием Казан.

2

Лексическая единица Казан изучается обычно как одно слово. На самом деле здесь мы имеем несколько слов, выступающих омонимами, то есть они одинаковы по звуковому составу, но разнятся по семантике и даже, по этимологии: 1) казан – "котел", 2) казан – "приобретай", 3) Казан – собственное имя, 4) Казан – гидроним, 5) Казан – название населенного пункта, 6) Казан – этноним, то есть название племени, народа.

Рассмотрим эти омонимы по-отдельности.
1. Слово казан – "котел" образовано от корня казы глагола казымак – "углублять" при помощи аффикса -ган/-ан: кешеләр казыган (в огузских языках: казан) нәрсә – "предмет, углубленный, вскопанный кем-то". Определение казан (казган) после выпадения определяемого стало употребляться вместо определяемого, и получилось название казан – "котел".
Слово казан – "котел" могло применяться и как часть сложного топонима, который обозначает похожий на казан – "котел" объект. Например, Газандаг (гора Казан), Газандэрэ (ущелье Казан), Газанкөл (озеро Казан), Газанбулаг (родник Казан) в азербайджанском языке.1
Встречаются еще случаи применения слова казанчы – "котельщик" в качестве топонима, например, в Башкортостане2 и в Азербайджане3.
Специалисты по татарской топонимике, например, Г.Ф. Саттаров и автор настоящей статьи, раньше предполагали, что это же слово казан, образованное от корня казы – "углубить", применялось как гидроним Казан, и затем этот гидроним перешел в название города Казань. Вот как Г.Ф. Саттаров это описывает: "1) Название реки Казан означает "прорывшая землю река; река; роющая землю". Это название имело некогда форму казыган елга - Казган елга - Казан елга. Претерпев ряд закономерных фонетических изменений, а также в результате постепенного усечения гидрографического термина елга (явление эллипсиса), данное название приобрело форму Казан.
2) Булгарскими предками татарского народа в XII веке на берегах реки Казан, впадающей в Волгу, в ее среднем течении, был заложен город, названный по наименованию реки Казан. Значит, полисоним Казань происходит от гидронима Казан [ка]4. Но сейчас, после изучения множества трудов по топонимике и этнонимике тюркских народов, я пришел к мнению, что название реки Казан не основано на слове казган (казан). Почему? Во-первых, люди, давшие первоначальное название реке, вряд ли могли сразу установить рельеф дна реки, во-вторых, если бы при наименовании рельеф дна реки учитывался, то где-то появились бы гидронимы, намекающие на гладкую его поверхность. Если исходить из того, что река прорвала или прорыла себе путь и потому называется казган (казан), то надо заметить: это не является исключением и для Казанки, так как все реки прорывают себе путь.
2. Слово казан – "приобретай, добудь" (дан казан – "приобретай славу") является омонимом вышеописанного слова казан (казган) – "вскопанное, углубленное". Слово казан – "приобретай" образовалось от древнетюркского казган – "приобретать, добывать", казганч – "приобретение, прибыль, барыш, заработок" путем выпадения звука г. По-видимому, в более древний период два омонимичных слова казан – "вскопанное" и "приобретай" в семантическом плане совпадали, то есть приобретение чего-то было связано с копанием, рытьем. Поэтому есть основание предположить, что эти два омонимичных слова восходят к древнейшему единому корню.
3. Есть еще и антропотопоним – личное имя Казан, которое распространилось и среди огузов в виде Газан. Известны также несколько ханов, носивших имя Казан или Газан. По происхождению личное имя может быть и от этнонима казан или даже от слова казану – "приобрести, добыть": казан – "добивайся, приобретай".
4. Одним из омонимичных слов выступает и гидроним казан; как уже сказано, он не может восходить к слову казан – "котел" и скорее всего происходит от этнонима, то есть от названия народа, жившего на берегу этой реки.
5. К омонимичной группе казан относится и название населенного пункта или города Казан, которое скорее всего восходит также к этнониму. В Ферганской долине, где жили кусаны (косоны), уже в VII веке процветал город Касан (Казан) и река, протекающая рядом с городом, называлась Касансай, то есть Казан елга.
6. Следующее слово из этой омонимичной группы – этноним казан.

3

На семантическом, этимологическом и функциональном анализе этнонима казан остановимся особо, К мнению о том, что слово казан применялось как этноним, впервые пришел Г В. Юсупов, но его происхождение он возводил к антропониму, то есть к личному имени.5 Азербайджанские ученые также отмечали, что топоним казан первоначально был этнонимом "Другим болгарским племенем, оставившим след в топонимии Азербайджана, является казан", – пишет Г.А. Гейбуллаев и продолжает, что топонимы с компонентом казан отмечены на Кавказе, Украине, в Башкирии, Туркмении, Западной Сибири, Иране, Турции; крепость Казан в Армении упомянута в источнике XII века6. К сожалению, здесь автор все омонимичные группы слов казан рассматривает как одну лексическую единицу.

Д.Р. Амирова впервые отступает от такого подхода и разбивает топонимы с компонентом казан на четыре группы имен: этнотопонимы, образованные от этнонима газан; ойконимы, ведущие свое происхождение от названия профессии газанчы; топонимы, связанные с теми или иными природными условиями и образованные в связи с особенностями проявления последних (это в основном оронимы и гидронимы: Газанбулаг, Газанкөл, Газандаг, Газандэрэ и т.д ); топонимы, образованные в связи с произошедшими случайными явлениями, событиями (Газан дурмас, Газанучан и др.)7. Здесь также нет ясного представления об омонимичности разных слов казан. Ни один из авторов не обратил внимания на возможность разного происхождения этих омонимов. По нашему мнению, этноним казан в историческом плане восходит к названию широко распространенных среди древних племен Евразии племен касан, кусан или кушан. В официальной исторической литературе признано, что кушаны, якобы ираноязычные, в древности являлись господствующим племенем среди тохаров8, в 3-2 тысячелетиях до нашей эры были очень сильными племенами в Восточной Европе, позже в Центральной Азии жили вперемешку с кушанами и усунями, этнонимы которых (слова кушан, кусан и усунь), по мнению А.Н Бернштама, представляют собой диалектные произношения одного и того же лексического корня9; во II веке до нашей эры тохары, кусаны, усуни (в китайском произношении еще и племена кангюй, янцай) вблизи Аральского и Каспийского морей называются также аланами (аорсами, ауарами или аварами у более поздних авторов)10; в I-IV веках нашей эры все эти народы входили в состав Кушанского царства, в V-VI веках подчинялись эфталитам (якобы также ираноязычным); в VII веке под влиянием пришедших сюда тюркских кочевников все эти культурные ираноязычные народы дружно "приняли" тюркский язык и "превратились" в тюрки-уйгуров и тюрки-узбеков.

Некоторые тюркологи утверждают, что тохары, кушаны (кусаны или касаны), усуни, аланы, аорсы (аоры=авары) с самого начала были тюркоязычными11. Их тюркоязычность подтверждается и этимологией их этнонимов. Так, слово тохар (другие диалектные варианты: дагар, тауар или тавр) образовано от тюркского эр/ар - "люди" путем прибавления к нему определения даг/тау - "гора", тауар - это "люди гор". Дагар еще до нашей эры применялось в Библии в виде дагарма для обозначения тюрков. Одно из тохарских племен называлось усунь; это слово первоначально состояло из исконно тюркского сунь (һун, гунн), которое определялось другим тюркским этнонимом ас в виде ас-сунь, где звук у превратил начальный звук а в у, и получилось слово уссунь=усунь. В исторической тюркологической литературе усуни признаны не ираноязычными, а тюркоязычными12. Народы под названием ас, усунь и кусан (кушан или кашан) всегда считались едиными (Бернштам А.Н. Указ. труд. - с. 44). Это и понятно, как только что мы уже видели, этноним усунь состоит из этнонимов ас и сунь (һун или гун), а в этнониме кусан также скрывается этноним сөн (сюнь, һун, гунн), который, получив определение ку – "бледно-серый", образовал сложный этноним кусан - "белые гунны". Если изучить более подробно компоненты этнонима кусан ку и сан, то нетрудно заметить их различные фонетические варианты в виде кыу, кыф, кып, ка, ко, а также сөн (сюнь), шан, сан, зан, сунь, шунь. Разные композиционные сочетания их мы видим и в этнонимах кыусак, кыфчак, кыпсак, касак, коман, кушан, кашан, касан, казан, усунь, ушунь и т.д. Нет ничего удивительного в том, что кусаны (кушаны) затем превратились в эфталитов, ведь, по общему признанию историков, последние были также тюркоязычными "белыми гуннами". Все эти описанные народы после перехода общей власти к тюркам начали принимать общий этноним тюрк. В тех регионах, где кусаны сумели достичь высокого экономического и социального развития и взять власть в свои руки, этноним кусан распространился в различных фонетических вариантах. Например, на территории Кушанской империи эти варианты закрепились в названиях рек и населенных пунктов в виде Кашан (город в Иране, реки в Афганистане и Туркменстане), Кучан (древний город в Иране, арабы называли его Хушан), Касан (город и река в Фергане). Следовательно, там, где распространялись кушаны, мы находим их следы в виде названий городов и рек Кашан, Касан (Казан). В средней Азии город Касан на берегу реки Касан-сай еще в VIII–IX веках считался столицей Ферганских царей13.

В Урало-Поволжье следы гунно-сюннов, которые распространялись по всей Евразии еще задолго до нашей эры, запечатлены в гидронимах сөн (название левого притока реки Агидел), сон (название левого притока реки Берсут), шон (название правого притока реки Вятки), Өсөн или Усунь (название правого притока реки Ик)14.

Что касается следов касанов (кусанов) в Урало-Поволжье, то они закрепились в гидрониме Кошан (название правого притока Камы на юге современного Лаишевского района), в названии городища Кашан, наличие которого зафиксировано уже в начале существования Булгарского государства, в наименованиях двух городов под названием Казан, в гидрониме Казан - левый приток Волги. Необходимо отметить то, что среднеазиатский звук у в Урало-Поволжье всегда превращается в о, и наоборот, волжское о в Средней Азии произносится как у. Поэтому среднеазиатское слово кушан или кусан в нашем регионе произносится как кошан или косан. Последнее в полуозвонченном произношении звучит у нас как Казан.

Тюркоязычные племена кошан или козан, а также коман или куман имели распространение, по-видимому, еще 15-20 тысяч лет тому назад по всей Евразии. По предположению ученых, на Американский материк первые люди попали из Евразии 15-20 тысяч лет тому назад; считается, что встречающиеся среди американских индейцев племена команчи15, может быть, и кусаны или казаны, попали туда из Евразии. В Киватинской тундре в Северной Америке имеется река Казан, в названии которой сохраняется след племен казан16. ,

В Евразии, в частности в Восточной Европе уну (һунну или сюны) жили во 2 тысячелетии до нашей эры, косаны - "белые гунны" (кашаны) жили, по-видимому, еще в самом начале нашей эры, ибо в VIII–IX веках здесь существовал город Кашан, который затем стал столицей Кашанского княжества в составе Волжской Булгарии.

Есть предположение, что кошаны (косаны или казаны) проникли в Среднее Поволжье в результате тесных контактов между Хорезмом и Биармией в VII– VIII веках. В IX веке в Биармии власть захватывается булгарами, значительная часть Биармии превращается в Волжскую Булгарию. Контакты этой страны с Хорезмом еще более усиливаются. Приток среднеазиатских косанов (казанов) в Поволжье, надо полагать, продолжается и в период Булгарского государства. Хотя реальнее могло быть обратное направление движения кошанов. Ведь племена, в этнонимах которых имеется определяющая часть кыу (ку, ко, ка) – "светло-серый", являются более северными по отношению к огузам – южным тюркам. И действительно, племена кусан (кусюн, кушан, кашан, казан), куман, кыпчак (кыусак), касак (казах), ку кижи и другие всегда жили севернее, чем огузы, и характеризовались светло-серым, белым оттенком лица в отличие от огузов – смуглых южан. Поэтому реальнее было бы предположить, что кошаны (косоны) распространились в Среднюю Азию ив Урало-Поволжья, конкретно – с правобережья Камы. На левой стороне Камы расположились просто сюны, а севернее, то есть на правой стороне ее – белые сюны - кусюны (косоны или казаны). Если обратить внимание на непрерывность развития археологических культур края, то можно сделать вывод: племена, носившие этноним казан, были носителями и именьковской археологической культуры начала первого тысячелетия нашей эры. Как бы то ни было, казаны (касаны) Урало-Поволжья уже с VII–VIII веков имели возможность построить населенные пункты под названием Казан. Следовательно, и современный город Казань мог быть основан как населенный пункт, в пределах VIII–X веков. Точную дату могут определить археологические находки; кстати, уже обнаруженные относятся к X веку нашей эры17.

По мнению Азгара Мухаммадиева, населенный пункт Казан из-за удобного расположения очень рано становится керманом, то есть крепостью. К этому мнению он пришел путем анализа старинных карт региона. На карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани (1367 год) Казань нарисована на левом берегу Волги в два раза крупнее, чем Воrgаг (то есть Булгар) и названа как Керман – "крепость". На карте Каталонского атласа (1375 год) Казань уже нарисована в несколько раз крупнее, чем город Булгар, с надписью Сastrama (Кострома), что на итальянском языке означает также "крепость". В середине XIII века в крепости Кермане чеканились монеты. То, что крепость (Казань?) в XIV веке была в несколько раз крупнее Булгара и в ней чеканились монеты, наводит на мысль, что населенный пункт Казан стал крепостью раньше Булгара, то есть уже примерно в IX–X веках. Кроме того, и по археологическом данным город Казан возник не позднее X века18. Город Казан после гибели города Булгара, в связи с переносом туда столицы Булгарии, носит еще название Булгар, иногда и Булгар ал-Джадид (новый Булгар). Но в новой столице Казани (Новом Булгаре) власть от булгар перешла в руки местных племен казан (кузон - это звучание сохранилось в удмуртском языке), что становится причиной закрепления за городом первоначального названия Казан, которое восходит к этнониму казан. Отсюда и новое название Булгарии в виде Казан иле или Казан ханлыгы, а у русских – Казанское ханство.

Некоторые исследователи склонны думать, что город сначала назывался Кирмен, затем Булгар и лишь в период образования Казанского ханства получил новое название Казан от гидронима Казан, якобы здесь этноним казан не имел никакого значения. Между тем именно этноним, то есть название народа казан имело решающее значение. Это подтверждается тем, что народ называл себя этнонимом казан, что передавалось другим народам, особенно русским, подчинившим народ казан. Русские в период освоения Булгарии сплошь и рядом называли народ Казанского княжества казанцами. Так, только в "Казанском летописце", по подсчетам М.Г. Худякова, этноним казанцы применяется 650 раз, тогда как этноним татары всего 90 раз19. Таким образом, город Казань основан племенем (народом), носившим этноним казан, которое в Среднем Поволжье могло жить и до нашей эры, и могло придти сюда из Средней Азии в начале нашей эры. Древние города часто назывались этнонимами их хозяев, например, у нас – Суар, Биляр, Аслы (Ашлы), Маджар (Мэжгар или Мишэр), Казан.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

I Амирова Д.Р. Этнографические топонимы Азербайджана. Автореферат канд. филол. н. – Баку, 1992. - с. 7.

2 Саттаров Г.Ф. Происхождение полисонима "Казань" // Советская тюркология, № 5, 1985 г. - с. 37.

3 Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана Историко-этнографическое исследование - Баку, 1986. - с. 36.

4 Саттаров Г.Ф. Указанная статья. – с. 41.

5 Юсупов Г.В. Булгаро-татарская эпиграфика и топонимика как источник исследования этногенеза казанских татар // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. – Казань, 1971. – с. 230.

6.Гейбуллаев Г.А. Указ, работа. - с. 35-36.

7 Амирова Д.Р. Этнографические топонимы Азербайджана: Автореф. дис. канд. филол. н.- Баку, 1992. - с. 7.

8 Бернштам А.Н. К вопросу об усунь=кушан и тохаров // Сов. этнография. – 1947. – № 3. – с. 42.

9 Указ. труд. – с. 44.

10 Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана // Соч. т. II (1) - с. 175-177.

" Закяев М.З. Терки-татар этногенезы. – М., 1998. - с. 177-179, 203-210, 251-255.

12 Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Периодическое издание отделения этнографии Русского географического общества. – Вып. 111 и IV. - СПб., 1896. - с. 291.

13 Бартольд В.В. Географический очерк Мавераннахра // Соч. т. 1. - М., 1963. - с. 219.

14 Гарипова Ф.Г. История в названиях. – Казань, 1995. - с. 243-246.

15 Языки и диалекты мира: проспект и словник. - М., 1982. - с. 162.

16 Марли Моуэт. Не кричи: "Волки!". Перевод с англ. Г.Н. Топоркова, под ред. проф. А.Н. Фармозова. – М.: Мир, 1981. – с. 76.

17 Леонид Девятых. Скоро – тысячелетие Казани // Казанские ведомости. – 2. 12. 97.

18 Мухаммадиев А.Г. О времени возникновения города Казани // Справка для администрации г. Казани, 1997.

" Худяков М.Г. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. – Казань, 1922. – с. 15–16.


Журнал "Казань"№5-6, 1998 г.