Публикации > Просмотр публикации
В парламент придут разные партии

Это обострит борьбу мнений, но обогатит работу Госсовета

На минувшей неделе завершила работу 18-я пленарная сессия Госсовета, главной особенностью которой стало принятие четырех законов о выборах и структуре будущего парламента республики. Мы попросили Председателя Государственного Совета Фарида Мухаметшина рассказать, в чем суть принятых изменений в выборном законодательстве.

- Изменения были прежде всего вызваны новыми требованиями федерального законодательства по формированию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: половину депутатского корпуса должны составить представители от политических партий. Еще одна отличительная черта Госсовета следующего созыва - не будет представителей исполнительной и судебной властей. Суть же изменений сводится к тому, чтобы наш парламент был более действенным.

В нашей республике депутаты никогда не работали в полном составе на постоянной основе, да и в Российской Федерации очень немного таких регионов, где парламенты полностью профессиональные. Но если раньше у нас было 250 депутатов, сегодня работает 130, то в следующем созыве их число сократится до 100. Конечно, содержать всех депутатов на постоянной основе и платить зарплату министра для бюджета будет весьма обременительно. Да и загрузить всех работой не будет возможности. Поэтому мы посчитали, что 20 парламентариев - достаточно для работы на постоянной основе. Они станут готовить документы к заседаниям Госсовета, законы же будут приниматься всеми депутатами. Никакого ущемления в этом нет, зато налицо значительная экономия бюджетных средств.

Приняв новые выборные законы, мы, что называется, раскрыли карты для тех, кто будет баллотироваться в Государственный Совет. Теперь они знают о дате выборов, количественном составе будущего созыва, о том, что половину Госсовета займут представители от партий и о 20 депутатских местах, которые отводятся для профессиональной работы в парламенте. Как они будут распределяться, решит уже новый Госсовет. Если в нем, как предполагается, будет представлено несколько партий, я не исключаю возможности какого-то пакетного голосования по освобожденным должностям. Вполне допустимо и рейтинговое голосование по той или иной должности. Проблем в этой части быть не должно.

- При избрании руководящих должностей будет ли учитываться партийное представительство?

- Нет. Но партии, получившие большее число голосов избирателей, смогут претендовать на большее количество должностей для своих представителей. Вместе с тем депутаты при голосовании должны быть заинтересованы в том, чтобы, допустим, руководителем бюджетного комитета стал профессионал, хорошо разбирающийся в финансовых и бюджетных вопросах, банковской системе. Чтобы комитет по национальным вопросам и образованию не возглавил человек, далекий от тех специфичных тем и проблем, с которыми предстоит работать данному комитету. Впрочем, аналогичный подход должен быть при выборе и других руководителей комитетов. И, я думаю, партийную принадлежность в таких вопросах следует принимать во внимание не в первую очередь. Уверен, что согласие будет найдено, прежде всего с теми партиями, которые предложат достойные кандидатуры в части профессиональной подготовки.

Не избранные в профессиональный парламент смогут продолжить работу на прежних своих должностях, совмещая ее с деятельностью депутата Госсовета. Они будут участвовать в работе сессии и заседаниях постоянных комитетов, как, собственно, и работают многие депутаты нынешнего созыва парламента республики, да и во многих законодательных собраниях субъектов Российской Федерации.

- Внесут ли партийцы какие-либо особенности в работу Госсовета?

- Думаю, партийное представительство должно положительным образом повлиять на его работу. Депутаты от партий будут иметь свои позиции, основывающиеся на уставах и программах партий. И эти позиции могут весьма существенным образом отличаться от концепции предлагаемых для рассмотрения законопроектов. Значит, будет борьба мнений, формулировок, будут разные подходы к решению той или иной проблемы. Это только обогатит парламентскую работу.

- Полномочия нынешних депутатов досрочно прекратятся в день выборов 14 марта. На какой срок республика лишится своего законодательного органа?

- Без парламента она проживет не более одного месяца. Но в любом случае в этот период будет действовать Президиум Госсовета. Если же выборы пройдут удачно и уже после дня голосования большая часть депутатов по одномандатным округам и по партийным спискам будет избрана, то уже через месяц Госсовет сможет сформировать и утвердить свою структуру. После этого парламент приступит к законотворческой деятельности.

Для нынешнего же созыва первоочередной задачей становится работа над проектом бюджета будущего года. Мы должны принять его вовремя, чтобы ни на минуту не останавливать финансирование всех расходных статей бюджета и деятельность Правительства в этой части. Комиссии уже приступили к работе над проектом закона. Бюджет вновь будет иметь социальную направленность. Предусматривается большой дефицит, и нам необходимо искать возможности его сокращения.

Ильшат РАКИПОВ.

Газета «Республика Татарстан», 20 сентября 2003 г.