Публикации > Просмотр публикации
Показали нам Казань
Приглашение мэром Казани представителей прессы из разных стран - один из этапов подготовки к празднованию юбилея города в 2005 году. Шаг довольно смелый мало ли что эти журналисты увидят, а потом и напишут. Одно из двух или хозяевам нечего скрывать, или они уверены, что смогут так организовать программу пребывания, что гости увидят только то, что им надо видеть. Справедливости ради стоит сказать, что скорее первое, чем второе. Хотя программа была составлена таким образом, что времени на самостоятельное знакомство с городом оставалось совсем немного. Впрочем, нехватка времени - это беда всех пресс-туров.
Только вперед
В Казани до этого бывать не приходилось, поэтому на предложение Международной конфедерации журналистских союзов принять участие в поездке согласился с удовольствием. Один из друзей, узнав что я еду в Татарстан, рассказал такой анекдот. Спросили у татарина «Как по-татарски «вперед»?» - «Алга» - «А «назад»?» - «Не знаю, нет у нас слова «назад» -«А если, допустим, вы скачете на лошадях, а впереди - какое-то препятствие?» - «А мы его перепрыгнем» - «А если нельзя перепрыгнуть?» - «Тогда мы разворачиваемся и – алгa!» Четыре дня поездки в этот древний город подтвердили, что здесь действительно живут люди, не любящие отступать.
Примером может служить то, как здесь строится метро. В Казани очень сложная гидрогеологическая обстановка. Проще говоря, когда в 1954 году была построена Куйбышевская ГЭС, поднялся уровень воды в Волге и Казанке. Соответственно поднялся и уровень грунтовых вод, и нижняя часть Казани находится в зоне подтопления. В связи с этим у многих возникали и возникают сомнения по поводу возможности строительства метро. Но городу с населением 1,2 миллиона новый транспорт необходим, и, несмотря ни на что строительство первой линии идет. По словам мэра города Камиля Исхакова, первые пять станций должны быть запущены к юбилею города.
Так же упорно выполняется программа по переселению жителей из ветхого жилья. Здесь не стали делать это, как в Москве, волнообразно, а сразу стали сносить целыми кварталами. Практически весь центр города - ветхий, соответственно, кроме самих зданий, в замене нуждаются и все инженерные коммуникации. А их отдельно к каждому дому подводить неудобно и дорого.
Поэтому центральные улицы сейчас выглядят как после бомбежки - всюду руины. Но городские власти обещают, что через пару лет здесь все изменится. Освободившиеся участки продаются и сдаются в аренду желающим, а главное - имеющим деньги на то, что бы на месте старых построить новые здания. Или реконструировать реставрировать те, что решено сохранить как памятники истории и архитектуры. Говорят в желающих недостатка нет. Кстати, один пример, как местные власти «перепрыгивают» препятствия. По закону большая часть денег, вырученных от продажи земельного участка в виде налогов должна быть передана в федеральный бюджет. Местной казне это невыгодно. Выход нашли простой ветхое здание вместе с прилегающим участком земли назвали «имущественным комплексом» налоги с продажи которого остаются в местном бюджете. Просто и эффективно.
Все остались в Казани
Говоря о местных жителях, специально не говорю «татары», потому что 96% населения города - примерно поровну татары и русские, а в оставшиеся четыре процента входят еще около ста национальностей При этом примерно каждый третий брак – смешанный. Это, кстати одна из причин того, что в начале девяностых, когда некоторые местные политические деятели упивались полученным суверенитетом, лозунги типа «татары - в Казань, русские - в Рязань» не прошли. Впрочем, вспоминать о том периоде не любят ни русские, ни татары.
Другая сторона большого количества смешанных браков, и гораздо более приятная, - в городе очень много красивых женщин. Гремучая смесь, текущая в их жилах, дает поразительный результат. Кстати, женщин в Казани больше, чем мужчин.
Еще одна примета города - на улицах очень много молодежи. Каждый десятый житель Казани – студент. Только в Казанском университете, который в следующем году отметит свое двухсотлетие, учится несколько десятков тысяч студентов.
Вообще, если попытаться одним словом описать Казань, то этим словом будет смешение». Стилей, времен народов, религий. Рядом с минаретами мечетей к небу тянутся колокольни православных храмов, а рядом - синагога или католический костел. Служители культа всех конфессий ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями на праздники. Как ни парадоксально, но столь идиллической картине поспособствовала советская власть. Тогда гонимы были все религии, а общие беды сближают.
Возможно, именно сложившиеся в республике традиции взаимного сосуществования стали причиной появления в пригороде Казани «храма всех религий». Один из местных предпринимателей на собственные деньги строит здание, на куполах которого и полумесяц, и христианский крест, и звезда Давида, и золотое колесо буддистов. Попытка объединить все религии под одной крышей многим кажется весьма спорной, но сама идея безусловно, привлекательна. Правда, говорят, что первая попытка построить подобное сооружение в Набережных Челнах потерпела неудачу здание сгорело при невыясненных обстоятельствах.
История с анекдотом, рассказанным мне в Москве имела продолжение в Казани. Я рассказал его за обедом нашему экскурсоводу и спросил ее, как по-татарски «назад». Женщина надолго задумалась, потом улыбнулась и ответила, что не знает такого слова. Под общий смех мы подозвали официанта и задали этот вопрос ему. Результат тот же Лишь общими усилиями минут через десять нам удалось найти пожилую татарку, которая хоть и не без труда, но вспомнила, что «назад» по-татарски - «орткой». Судя по всему пользуются этим словом мягко говоря, нечасто. Может, и правильно, гораздо лучше - алга!
Приглашение мэром Казани представителей прессы из разных стран - один из этапов подготовки к празднованию юбилея города в 2005 году. Шаг довольно смелый мало ли что эти журналисты увидят, а потом и напишут. Одно из двух или хозяевам нечего скрывать, или они уверены, что смогут так организовать программу пребывания, что гости увидят только то, что им надо видеть. Справедливости ради стоит сказать, что скорее первое, чем второе. Хотя программа была составлена таким образом, что времени на самостоятельное знакомство с городом оставалось совсем немного. Впрочем, нехватка времени - это беда всех пресс-туров.
Только вперед
В Казани до этого бывать не приходилось, поэтому на предложение Международной конфедерации журналистских союзов принять участие в поездке согласился с удовольствием. Один из друзей, узнав что я еду в Татарстан, рассказал такой анекдот. Спросили у татарина «Как по-татарски «вперед»?» - «Алга» - «А «назад»?» - «Не знаю, нет у нас слова «назад» -«А если, допустим, вы скачете на лошадях, а впереди - какое-то препятствие?» - «А мы его перепрыгнем» - «А если нельзя перепрыгнуть?» - «Тогда мы разворачиваемся и – алгa!» Четыре дня поездки в этот древний город подтвердили, что здесь действительно живут люди, не любящие отступать.
Примером может служить то, как здесь строится метро. В Казани очень сложная гидрогеологическая обстановка. Проще говоря, когда в 1954 году была построена Куйбышевская ГЭС, поднялся уровень воды в Волге и Казанке. Соответственно поднялся и уровень грунтовых вод, и нижняя часть Казани находится в зоне подтопления. В связи с этим у многих возникали и возникают сомнения по поводу возможности строительства метро. Но городу с населением 1,2 миллиона новый транспорт необходим, и, несмотря ни на что строительство первой линии идет. По словам мэра города Камиля Исхакова, первые пять станций должны быть запущены к юбилею города.
Так же упорно выполняется программа по переселению жителей из ветхого жилья. Здесь не стали делать это, как в Москве, волнообразно, а сразу стали сносить целыми кварталами. Практически весь центр города - ветхий, соответственно, кроме самих зданий, в замене нуждаются и все инженерные коммуникации. А их отдельно к каждому дому подводить неудобно и дорого.
Поэтому центральные улицы сейчас выглядят как после бомбежки - всюду руины. Но городские власти обещают, что через пару лет здесь все изменится. Освободившиеся участки продаются и сдаются в аренду желающим, а главное - имеющим деньги на то, что бы на месте старых построить новые здания. Или реконструировать реставрировать те, что решено сохранить как памятники истории и архитектуры. Говорят в желающих недостатка нет. Кстати, один пример, как местные власти «перепрыгивают» препятствия. По закону большая часть денег, вырученных от продажи земельного участка в виде налогов должна быть передана в федеральный бюджет. Местной казне это невыгодно. Выход нашли простой ветхое здание вместе с прилегающим участком земли назвали «имущественным комплексом» налоги с продажи которого остаются в местном бюджете. Просто и эффективно.
Все остались в Казани
Говоря о местных жителях, специально не говорю «татары», потому что 96% населения города - примерно поровну татары и русские, а в оставшиеся четыре процента входят еще около ста национальностей При этом примерно каждый третий брак – смешанный. Это, кстати одна из причин того, что в начале девяностых, когда некоторые местные политические деятели упивались полученным суверенитетом, лозунги типа «татары - в Казань, русские - в Рязань» не прошли. Впрочем, вспоминать о том периоде не любят ни русские, ни татары.
Другая сторона большого количества смешанных браков, и гораздо более приятная, - в городе очень много красивых женщин. Гремучая смесь, текущая в их жилах, дает поразительный результат. Кстати, женщин в Казани больше, чем мужчин.
Еще одна примета города - на улицах очень много молодежи. Каждый десятый житель Казани – студент. Только в Казанском университете, который в следующем году отметит свое двухсотлетие, учится несколько десятков тысяч студентов.
Вообще, если попытаться одним словом описать Казань, то этим словом будет смешение». Стилей, времен народов, религий. Рядом с минаретами мечетей к небу тянутся колокольни православных храмов, а рядом - синагога или католический костел. Служители культа всех конфессий ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями на праздники. Как ни парадоксально, но столь идиллической картине поспособствовала советская власть. Тогда гонимы были все религии, а общие беды сближают.
Возможно, именно сложившиеся в республике традиции взаимного сосуществования стали причиной появления в пригороде Казани «храма всех религий». Один из местных предпринимателей на собственные деньги строит здание, на куполах которого и полумесяц, и христианский крест, и звезда Давида, и золотое колесо буддистов. Попытка объединить все религии под одной крышей многим кажется весьма спорной, но сама идея безусловно, привлекательна. Правда, говорят, что первая попытка построить подобное сооружение в Набережных Челнах потерпела неудачу здание сгорело при невыясненных обстоятельствах.
История с анекдотом, рассказанным мне в Москве имела продолжение в Казани. Я рассказал его за обедом нашему экскурсоводу и спросил ее, как по-татарски «назад». Женщина надолго задумалась, потом улыбнулась и ответила, что не знает такого слова. Под общий смех мы подозвали официанта и задали этот вопрос ему. Результат тот же Лишь общими усилиями минут через десять нам удалось найти пожилую татарку, которая хоть и не без труда, но вспомнила, что «назад» по-татарски - «орткой». Судя по всему пользуются этим словом мягко говоря, нечасто. Может, и правильно, гораздо лучше - алга!
Газета "Россия", 10 сентября 2003 г.