Публикации > Просмотр публикации
Школьный хит-парад
Рейтинг казанских школ газета "Восточный экспресс" собиралась подготовить еще к 1 сентября. Разработали, как водится, вопросы, составили список экспертов. Но столкнулись с неожиданной проблемой. Первый, к кому мы обратились с просьбой ответить на вопросы нашей анкеты, отказался - по причине "некорректности подобного опроса". Причем он оказался не одинок. Как мы поняли, казанские педагоги считают, что понятие "рейтинга" к нашим школам не применимо. Впрочем, их можно понять. Школы сейчас настолько в неравном положении, что сравнивать, скажем, частную гимназию со среднестатистической "рабоче-крестьянской" школой действительно некорректно.
В советские времена официально считалось, что все учреждения образования равны. Неофициальный же рейтинг школ существовал всегда, но в виде устного народного творчества, которым делились между собой родители, сотрудники роо и учителя. Так вот в канун Дня учителя мы решили вывести его из тени (это же мировая практика: на Западе каждый ученик и учитель может указать место своей школы не только в стране, но даже и в мире). И воспользовались советом одного из экспертов - опросили только заведующих роо столицы РТ.
Итак, вот критерии, по которым оценивались школы:
1. Призовые места на всероссийских и республиканских олимпиадах
2. Успеваемость и качество знаний
3. Процент поступления в вузы
4. Награды и гранты учителей. Количество преподавателей высшей категории.
Также учитывалось наличие научных работ преподавателей и учеников, количество медалистов, работа с одаренными детьми.
Брэнд
Первым (и очень охотно) откликнулся Вахитовский район. Энтузиазм его педагогов отчасти объясняется элитностью района. Традиционно считается, что здесь сосредоточены самые лучшие учебные заведения и школы, ученикам которых ничего не стоит "пешком дойти" до любого вуза. Именно по отношению к школам центрального района столицы РТ применимо стильное слово "брэнд".
Итак, пальму первенства здесь делят 131-й лицей, 18-я и 39-я школы. Их номера стоило бы поместить на фантик широко известной конфеты, правда, с видоизмененной фразой "А ну-ка, догони'". Выпускник 131-й - звучит почти как боец элитных войск. Также на высоте - экологическая гимназия №3, лицей при КГУ №33, женская татарская гимназия №12.
Не менее опытными педагогами и победами в олимпиадах могут похвастаться гимназия №96 и школы №51, 28, 11, 41, 116, 30, татарская гимназия №1 и спортивная школа №1. А еще мы узнали, что в Вахитовском районе огромное количество специализированных школ с углубленным изучением английского и русского языков, экологическая, медико-биологическая и т. Д. Понятно, почему эти школы лидируют по количеству учеников из других районов (52 процента). По качеству образования - район на втором месте после Московского, хотя разница в качестве знаний незначительная.
С Кубком мира.
Приволжский район сразил своей оперативностью: все данные чиновники роо представили в момент и на информацию не скупились. По мнению зав.роо Лидии Романовской, 5 лучших инновационных школ района - это гимназии №6, 18 (татарская), 52, 19 и школа №40 (городской отдел образования Казани добавил к этому списку школу №139 и гимназию №16). Практически 100 процентов медалистов из этих школ поступают в вузы. Еще один из самых больших районов Казани порадовал своей целенаправленностью в воспитательной работе. Так, команда по брейн-рингу школы №139 считается командой всероссийского уровня и не далее как в этом году принимала участие в Кубке мира. В ближайших планах райотдела образования - обеспечить более широкий доступ к этой элитарной игре.
Его величество отчет
А вот Советский район оказался самым закрытым. На первой встрече с корреспондентом "ВЭ" сотрудники роо предпочли вообще не идти на контакт. А вторую свели к минимуму, вручив незамысловатый отчет о своей "жизнедеятельности" и фактически проигнорировав наши вопросы.
Они проинформировали нас лишь о результатах олимпиад.
Согласно им, в районе лидируют школы №111 и 72. Немного отстают школы №161,15, 90,121, а также гимназия №8 и лицей №149. Нельзя не отметить выдвижение двух гимназий - №125 и 93 - на поприще "русских".
Но отдадим должное самокритичности чиновников: вместе со списком достижении отдел образования Советского района выдал нам и список наболевших проблем.
По мнению чиновников микрорайона Азино, из 10 школ, которые функционируют здесь, на данный момент, первое место занимает школа-лицей №159, далее - гимназия №125 и школа №144. Не секрет что каждой азинской школе можно дать звание ударник коммунистического труда: они максимально заполнены и работают в две смены. При этом количество поступивших в вузы школьников из этого микрорайона равно 98 процентам! К сожалению, среднее количество учеников в классах побивает все городские рекорды, приближаясь кое-где к цифре сорок.
Полиглоты
В Кировском районе две трети школ – инновационные. Это значит, что их руководство отказалось от привычной и всем знакомой системы обучения и пустилось во все тяжкие на поприще образовательных экспериментов. Так, например, лицей-интернат для девочек №4 - лидер и по числу поступающих в вузы, и по количеству медалистов, и по наградам республиканских олимпиад. К тому же обучение проводится у них на четырех языках.
В гонке за первенство участвуют также гимназии №3, 50, 152 и школы №81 и 153. Несколько отстают две татарские гимназии - №4 и 15. Гимназия №152 и школа №70 включились в российский эксперимент по профильному обучению. Теперь в этих учебных заведениях старшеклассники сами составляют себе расписание. Таким образом, физики и лирики наконец-то безболезненно отделились друг от друга. Зато по квалифицированности педсостава впереди идут школы №73, 135, 151 и гимназия №152.
Страсть к экспериментам
Ново-Савиновский район не любит плестись в хвосте. И правильно делает. Лидер района - гимназия №7. Ей на пятки наступают школы №9 и 113. Все три - экспериментаторы и постоянные участники научных конференций. Вслед за ними идут гимназия №13, школы №132, 146, 85, 155, 38 и 23. Ново-Савиновский район тоже отличается любовью к инновациям. Мало того, что на базе многих школ района прижились школы музыкальные, именно в этом районе находится единственная в Казани вальдорфская школа (№164). Но она, к сожалению, не вошла в число лучших.
Кузница медалистов
Московский район лидирует в Казани и по количеству преподавателей высшей категории, и по качеству обучения (после него на втором месте - Приволжский и Советский).
Сотрудники Московского роо к идее рейтинга отнеслись на редкость доброжелательно, посчитав, что раз сейчас нет запретов на то, где обучать детей, то идея сравнения школ между собой - дело естественное. Главное – результат. А результатом стало то, что только из Московского района в этом году школьниками подано 120 научных работ (больше, чем по всей республике!). А первое место в районе давно и прочно удерживает гимназия №122. Она уверенно лидирует и по количеству преподавателей высшей категории, и по количеству отмеченных научных работ, и по количеству медалистов. На втором месте гимназия №102, далее лицей №2, гимназии N 2 и 94, школы №55 и 64.
В честь Дня учителя называем самых уважаемых поименно: Людмила Яруллина (гимназия №122), Айсылу Зарипова (гимназия №102), Осман Аслан (лицей-интернат №2).
Языки - глубже!
Авиастроительный район. По количеству медалистов лидируют школы №36, 115, а также лицей №145. К перечню школ, из которых выходят наибольшее количество победителей олимпиад, прибавляются еще №37 и 54. Девять школ района экспериментируют с языками: в школе №26 открыт класс турецкого языка, а в 62-й наряду с английским углубленно изучается химия. Лицей №145 хотелось бы выделить особо, большинство научных работ казанских учеников, отмеченных в Москве и Дубне, сделаны как раз в этом лицее. В тесном контакте с вузами замечены опять же лицей №145 (давняя дружба с КГТУ им Туполева), школы №36, 54 и 77 (КГТУ-КХТИ) и лицей №119 (ТАРИ).
"У нас все школы хорошие!"
Прокомментировать итоги нашего исследования мы попросили Татьяну ПОНОМАРЕВУ, заместителя начальника управления образования Казани.
- Я считаю что вы дали объективную картину. Хотя уверена, что плохих школ в Казани нет. Есть те, которые достигли уже определенного уровня, а другие еще растут и заявят о себе завтра. Среди них школа №62 Авиастроительного района, лицей №33 и школа №96 Вахитовского района, школы №23 и 143 Ново-Савиновского района, школа №65 с национальным уклоном и гимназии №75 и 94 Московского района и другие.
••• Проблемы, которые огорчают педагогов •••
Низкая зарплата.
Перегрузка школьников.
Состояние здоровья учеников (нарушение остроты зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта).
Модернизация образования (сокращение часов, отведенных на предметы, сокращение программы, введение новых учебных курсов).
Плохая оснащенность кабинетов учебными пособиями, компьютерами, наглядным материалом.
Нехватка педагогических кадров, особенно преподавателей иностранных языков, информатики, физической культуры.
Отсутствие спортивного инвентаря, оснащенных спортплощадок и т.д.
Отсутствие доступа в Интернет.
Переполненность классов. Особенно в спальных районах и в элитных гимназиях.
20 лучших школ Казани
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рейтинг казанских школ газета "Восточный экспресс" собиралась подготовить еще к 1 сентября. Разработали, как водится, вопросы, составили список экспертов. Но столкнулись с неожиданной проблемой. Первый, к кому мы обратились с просьбой ответить на вопросы нашей анкеты, отказался - по причине "некорректности подобного опроса". Причем он оказался не одинок. Как мы поняли, казанские педагоги считают, что понятие "рейтинга" к нашим школам не применимо. Впрочем, их можно понять. Школы сейчас настолько в неравном положении, что сравнивать, скажем, частную гимназию со среднестатистической "рабоче-крестьянской" школой действительно некорректно.
В советские времена официально считалось, что все учреждения образования равны. Неофициальный же рейтинг школ существовал всегда, но в виде устного народного творчества, которым делились между собой родители, сотрудники роо и учителя. Так вот в канун Дня учителя мы решили вывести его из тени (это же мировая практика: на Западе каждый ученик и учитель может указать место своей школы не только в стране, но даже и в мире). И воспользовались советом одного из экспертов - опросили только заведующих роо столицы РТ.
Итак, вот критерии, по которым оценивались школы:
1. Призовые места на всероссийских и республиканских олимпиадах
2. Успеваемость и качество знаний
3. Процент поступления в вузы
4. Награды и гранты учителей. Количество преподавателей высшей категории.
Также учитывалось наличие научных работ преподавателей и учеников, количество медалистов, работа с одаренными детьми.
Брэнд
Первым (и очень охотно) откликнулся Вахитовский район. Энтузиазм его педагогов отчасти объясняется элитностью района. Традиционно считается, что здесь сосредоточены самые лучшие учебные заведения и школы, ученикам которых ничего не стоит "пешком дойти" до любого вуза. Именно по отношению к школам центрального района столицы РТ применимо стильное слово "брэнд".
Итак, пальму первенства здесь делят 131-й лицей, 18-я и 39-я школы. Их номера стоило бы поместить на фантик широко известной конфеты, правда, с видоизмененной фразой "А ну-ка, догони'". Выпускник 131-й - звучит почти как боец элитных войск. Также на высоте - экологическая гимназия №3, лицей при КГУ №33, женская татарская гимназия №12.
Не менее опытными педагогами и победами в олимпиадах могут похвастаться гимназия №96 и школы №51, 28, 11, 41, 116, 30, татарская гимназия №1 и спортивная школа №1. А еще мы узнали, что в Вахитовском районе огромное количество специализированных школ с углубленным изучением английского и русского языков, экологическая, медико-биологическая и т. Д. Понятно, почему эти школы лидируют по количеству учеников из других районов (52 процента). По качеству образования - район на втором месте после Московского, хотя разница в качестве знаний незначительная.
С Кубком мира.
Приволжский район сразил своей оперативностью: все данные чиновники роо представили в момент и на информацию не скупились. По мнению зав.роо Лидии Романовской, 5 лучших инновационных школ района - это гимназии №6, 18 (татарская), 52, 19 и школа №40 (городской отдел образования Казани добавил к этому списку школу №139 и гимназию №16). Практически 100 процентов медалистов из этих школ поступают в вузы. Еще один из самых больших районов Казани порадовал своей целенаправленностью в воспитательной работе. Так, команда по брейн-рингу школы №139 считается командой всероссийского уровня и не далее как в этом году принимала участие в Кубке мира. В ближайших планах райотдела образования - обеспечить более широкий доступ к этой элитарной игре.
Его величество отчет
А вот Советский район оказался самым закрытым. На первой встрече с корреспондентом "ВЭ" сотрудники роо предпочли вообще не идти на контакт. А вторую свели к минимуму, вручив незамысловатый отчет о своей "жизнедеятельности" и фактически проигнорировав наши вопросы.
Они проинформировали нас лишь о результатах олимпиад.
Согласно им, в районе лидируют школы №111 и 72. Немного отстают школы №161,15, 90,121, а также гимназия №8 и лицей №149. Нельзя не отметить выдвижение двух гимназий - №125 и 93 - на поприще "русских".
Но отдадим должное самокритичности чиновников: вместе со списком достижении отдел образования Советского района выдал нам и список наболевших проблем.
По мнению чиновников микрорайона Азино, из 10 школ, которые функционируют здесь, на данный момент, первое место занимает школа-лицей №159, далее - гимназия №125 и школа №144. Не секрет что каждой азинской школе можно дать звание ударник коммунистического труда: они максимально заполнены и работают в две смены. При этом количество поступивших в вузы школьников из этого микрорайона равно 98 процентам! К сожалению, среднее количество учеников в классах побивает все городские рекорды, приближаясь кое-где к цифре сорок.
Полиглоты
В Кировском районе две трети школ – инновационные. Это значит, что их руководство отказалось от привычной и всем знакомой системы обучения и пустилось во все тяжкие на поприще образовательных экспериментов. Так, например, лицей-интернат для девочек №4 - лидер и по числу поступающих в вузы, и по количеству медалистов, и по наградам республиканских олимпиад. К тому же обучение проводится у них на четырех языках.
В гонке за первенство участвуют также гимназии №3, 50, 152 и школы №81 и 153. Несколько отстают две татарские гимназии - №4 и 15. Гимназия №152 и школа №70 включились в российский эксперимент по профильному обучению. Теперь в этих учебных заведениях старшеклассники сами составляют себе расписание. Таким образом, физики и лирики наконец-то безболезненно отделились друг от друга. Зато по квалифицированности педсостава впереди идут школы №73, 135, 151 и гимназия №152.
Страсть к экспериментам
Ново-Савиновский район не любит плестись в хвосте. И правильно делает. Лидер района - гимназия №7. Ей на пятки наступают школы №9 и 113. Все три - экспериментаторы и постоянные участники научных конференций. Вслед за ними идут гимназия №13, школы №132, 146, 85, 155, 38 и 23. Ново-Савиновский район тоже отличается любовью к инновациям. Мало того, что на базе многих школ района прижились школы музыкальные, именно в этом районе находится единственная в Казани вальдорфская школа (№164). Но она, к сожалению, не вошла в число лучших.
Кузница медалистов
Московский район лидирует в Казани и по количеству преподавателей высшей категории, и по качеству обучения (после него на втором месте - Приволжский и Советский).
Сотрудники Московского роо к идее рейтинга отнеслись на редкость доброжелательно, посчитав, что раз сейчас нет запретов на то, где обучать детей, то идея сравнения школ между собой - дело естественное. Главное – результат. А результатом стало то, что только из Московского района в этом году школьниками подано 120 научных работ (больше, чем по всей республике!). А первое место в районе давно и прочно удерживает гимназия №122. Она уверенно лидирует и по количеству преподавателей высшей категории, и по количеству отмеченных научных работ, и по количеству медалистов. На втором месте гимназия №102, далее лицей №2, гимназии N 2 и 94, школы №55 и 64.
В честь Дня учителя называем самых уважаемых поименно: Людмила Яруллина (гимназия №122), Айсылу Зарипова (гимназия №102), Осман Аслан (лицей-интернат №2).
Языки - глубже!
Авиастроительный район. По количеству медалистов лидируют школы №36, 115, а также лицей №145. К перечню школ, из которых выходят наибольшее количество победителей олимпиад, прибавляются еще №37 и 54. Девять школ района экспериментируют с языками: в школе №26 открыт класс турецкого языка, а в 62-й наряду с английским углубленно изучается химия. Лицей №145 хотелось бы выделить особо, большинство научных работ казанских учеников, отмеченных в Москве и Дубне, сделаны как раз в этом лицее. В тесном контакте с вузами замечены опять же лицей №145 (давняя дружба с КГТУ им Туполева), школы №36, 54 и 77 (КГТУ-КХТИ) и лицей №119 (ТАРИ).
"У нас все школы хорошие!"
Прокомментировать итоги нашего исследования мы попросили Татьяну ПОНОМАРЕВУ, заместителя начальника управления образования Казани.
- Я считаю что вы дали объективную картину. Хотя уверена, что плохих школ в Казани нет. Есть те, которые достигли уже определенного уровня, а другие еще растут и заявят о себе завтра. Среди них школа №62 Авиастроительного района, лицей №33 и школа №96 Вахитовского района, школы №23 и 143 Ново-Савиновского района, школа №65 с национальным уклоном и гимназии №75 и 94 Московского района и другие.
••• Проблемы, которые огорчают педагогов •••
Низкая зарплата.
Перегрузка школьников.
Состояние здоровья учеников (нарушение остроты зрения, заболевания опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта).
Модернизация образования (сокращение часов, отведенных на предметы, сокращение программы, введение новых учебных курсов).
Плохая оснащенность кабинетов учебными пособиями, компьютерами, наглядным материалом.
Нехватка педагогических кадров, особенно преподавателей иностранных языков, информатики, физической культуры.
Отсутствие спортивного инвентаря, оснащенных спортплощадок и т.д.
Отсутствие доступа в Интернет.
Переполненность классов. Особенно в спальных районах и в элитных гимназиях.
Елена АБДУЛЛИНА
Александр АБРАМОВ
Екатерина КУЗЬМИНА
Ольга КУРАХТИНА
Гульгена САТТАРОВА
Юлия КАЛИНИНА
Газета «Восточный экспресс», 3-9 октября 2003 г.
Александр АБРАМОВ
Екатерина КУЗЬМИНА
Ольга КУРАХТИНА
Гульгена САТТАРОВА
Юлия КАЛИНИНА
Газета «Восточный экспресс», 3-9 октября 2003 г.