Справочники > Архив > Другие материалы > О работе Госсовета РТ за период с марта 1995 года по октябрь 1999 года
О работе Государственного Совета Республики Татарстан
(в период с марта 1995 года по октябрь 1999 года)
Согласно Конституции РТ, принятой в 1992 году, Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 130 народных депутатов. Из числа депутатов 13 созыва высшего законодательного органа республики был создан первый в истории Татарстана постоянно действующий парламент, в который были избраны 39 депутатов, работавшие на освобожденной основе. В соответствии с новой Конституцией РТ малый парламент наделен правом принимать законы (кроме конституционных и бюджетных) и контролировать их исполнение.
На первой пленарной сессии были образованы: Президиум в составе 13 человек, Комитет парламентского контроля из 11 человек и 7 постоянных комиссий, объединивших в своем составе 118 народных депутатов.
С марта 1995 года по декабрь 1999 года проведено 95 заседаний Государственного Совета, в том числе - 23 пленарные сессии, на которых рассмотрено 993 вопроса, принято 150 законов, 142 из них вступили в действие; 92 законами внесены изменения и дополнения в действующее законодательство, принято 2306 постановлений Государственного Совета. (Для сравнения: Верховный Совет ТАССР 12-го созыва за время своей работы провел 22 сессии, на которых было рассмотрено 520 вопросов, принято 102 закона).
Активно использовалась такая форма обсуждения социально-экономических проблем жизни республики, как парламентские слушания, их было 17. С большим общественным резонансом прошли слушания по проблемам борьбы с преступностью, о внешнеторговой деятельности республики, о водоснабжении Нижнекамского района. Комиссия по социальным вопросам и делам молодежи провела парламентские слушания по темам: "Дети Татарстана сегодня: проблемы, пути их решения", "О социальной защите инвалидов в Республике Татарстан", "Концепция семейной политики Республики Татарстан". На парламентских слушаниях обсуждались проекты законов о внесении изменения и дополнений в законы о выборах народных депутатов РТ и местных Советов, Президента Республики Татарстан, законопроект "О свободе совести и о религиозных объединениях", ежегодно - бюджетные послания Президента РТ. Кстати, все пять лет созыва республиканский бюджет принимался вовремя.
Доказали свою эффективность выездные заседания постоянных комиссий парламента, а в июле 1998 года малый парламент в полном составе выезжал в Нижнекамск, где депутаты на месте познакомились с проблемами водоснабжения юго-восточного региона республики, провели совместное заседание с депутатами местного Советов народных депутатов, а затем обсудили этот вопрос в Казани, на парламентских слушаниях. По итогам были подготовлены предложения Правительству, реализация которых позволит снять эту острую проблему.
Важной формой взаимоотношений парламента с исполнительной властью стал "Правительственный час". На заседаниях Госсовета выступали многие члены Кабинета Министров. Депутаты требовали ответа на самые злободневные вопросы: о повышении цен на продукты питания, о перебоях с горюче-смазочными материалами, об отключении электроэнергии в сельских районах, о вкладчиках Татсоцбанка и Промстройбанка.
Деятельность Государственного Совета в двух режимах - пленарном и на постоянной основе - определила и напряженный характер работы его Президиума, который провел 83 заседания, на которых было рассмотрено 800 вопросов и принято 1067 постановлений.
Постоянными комиссиями проведено 441 заседание, на которых рассмотрено 1589 вопросов (178 вопросов - в порядке контроля над выполнением принятых законов и постановлений). Проведено 56 совместных и 25 выездных заседаний.
Законотворческая деятельность
Парламент принял ряд важных законов, необходимых на период демократических преобразований, социально-экономических и политических реформ, укрепления государственности Татарстана.
В структуру государственной власти республики вводятся два новых института - Совет Безопасности и Уполномоченный по правам человека. Создана правовая база для создания Конституционного суда. Перед парламентскими выборами принят блок законов по совершенствованию избирательной системы. На основе Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О выборах Президента Республики Татарстан", принятого в декабре 1995 года, М.Ш.Шаймиев повторно был избран Президентом республики. Церемония инаугурации состоялась на внеочередной пленарной сессии Госсовета 3 апреля 1996 года. Парламент Татарстана учредил первую государственную награду республики - медаль "Ана даны - Материнская слава".
Одним из важнейших направлений деятельности этого созыва стала организационная и законодательная работа по совершенствованию системы местного самоуправления в республике. Был образован и активно начал работать Совет по местному самоуправлению, внесены изменения и дополнения в закон "О местном самоуправлении", принят закон "О выборах должностных лиц и органов местного самоуправления в Республике Татарстан", определивший порядок выборов, которые пройдут в марте будущего года. Новые выборы пройдут в марте-апреле 2000 года. Для дальнейшего развития системы местного самоуправления и ее финансового обеспечения законодательно закреплена норма о передаче части местных налогов в распоряжение органов местного самоуправления.
Среди законов, формирующих рыночные отношения, можно назвать следующие: "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан", "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора", "О нефти и газе", "О соглашениях о разделе продукции", "О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан", "О международных договорах Республики Татарстан". Создана законодательная база для появления в республике свободной экономической зоны "Алабуга" и особой экономической зоны "Камские поляны".
Для реформирования правоотношений на селе важное значение имело принятие законов "О племенном деле в животноводстве Республики Татарстан", "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан" "О земельной реформе", упорядочение механизма взимания земельного налога. Новый Земельный кодекс РТ позволил реализовать в республике право частной собственности на землю, гарантированное Конституцией Татарстана. В работе находятся проекты законов "Об оценке земли", "О плодородии земель сельскохозяйственного назначения", "О купле-продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения в Республике Татарстан".
В Татарстане появилась цельная система нормативно-правовых актов, направленных на охрану окружающей природной среды: законы "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан", "Об охране и рациональном использовании животного мира", "Об отходах производства и потребления", "О растительном мире", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", "Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе"; "О санитарно-эпидемической безопасности населения"; Водный кодекс Республики Татарстан. Последним стал закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О недрах". В работе законопроект "Об административной ответственности за санитарные правонарушения".
В блоке правовых актов в области социальной сферы можно назвать законы "О минимальном размере оплаты труда" (на 1 января 2000 года он составляет в РТ 350 рублей), "Об охране здоровья граждан", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О науке и научной деятельности", "О негосударственных пенсионных фондах", "О защите прав потребителей", "О культуре", "Об охране и использовании культурных и исторических ценностей", "О Архивном фонде Республики Татарстан и архивах", "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования", "Об упорядочении татарского алфавита", "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики", "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий". Под занавес созыва были приняты Закон "Об административной ответственности за правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ".
Среди документов, оказавших существенное влияние на решение важных социально-экономических проблем, можно назвать следующие: законы и постановления, предоставляющие налоговые и иные льготы в поддержку отечественных товаропроизводителей, законы "О государственной собственности и собственности местного самоуправления", "О лицензировании", "О целевом налоге для ликвидации ветхого жилья", "О предоставлении налоговых льгот Государственному внебюджетному жилищному фонду Республики Татарстан", "О связи", "Об энергосбережении", "О государственном долге Республики Татарстан", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О социальном партнерстве", "О благотворительности", "Об административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и алкогoлесодержащей продукции", "О государственных внебюджетных фондах Республики Татарстан", "Об административной ответственности за правонарушения в области эксплуатации жилищного фонда", "Об административной ответственности за нарушение правил сбора, переработки, реализации и вывоза за пределы Республики Татарстан лома и отходов черных и цветных металлов", "Об административной ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма". На одной из последних сессий был принят Закон "О едином налоге на вмененный доход по отдельным видам деятельности".
Государственный Совет утвердил следующие программы:
1. Государственная программа экономического и социального прогресса Республики Татарстан - 8 июля 1996 г.
2. Государственная комплексная программа борьбы с преступностью в Республике Татарстан на 1996 - 1999 годы - 27 ноября 1996 г.
3. Государственная программа приватизации государственного (республиканского и коммунального) имущества Республики Татарстан на период до 2000 годы - 15 апреля 1998 г.
4. Государственная программа "Молодежь Татарстана" на 1999-2000 гг. - 21 декабря 1998 г.
5. Республиканская программа "Дети Татарстана" на 1999 - 2001 годы - 22 декабря 1998 г.
6. Государственная комплексная программа по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы - 18 февраля 1999 г.
7. Республиканская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы - 26 мая 1999 г.
8. Республиканская целевая программа "Вакцинопро--филактика инфекционных болезней" на 2000 год и на период до 2005 года - 17 ноября 1999 г.
На 19 декабря 1999 года на рассмотрении Государственного Совета находились 36 законопроектов, среди них проект Градостроительного кодекса Республики Татарстан, проекты законов "О гражданстве Республики Татарстан", "Об альтернативной гражданской службе", "О риэлтерской деятельности в Республике Татарстан".
Одним из важных показателей работы Государственного Совета является законотворческая деятельность депутатского корпуса: 17 законопроектов (12%) были внесены постоянными комиссиями, 26 (18%) - народными депутатами РТ, 5 (3%) - Президиумом Госсовета. Правительство и Президент внесли соответственно 79 (55%) и 13 (9%) законопроектов. Выходили с законодательной инициативой Прокурор РТ, Федерация профсоюзов, Высший арбитражный и Верховный суды республики. Всего за отчетный период было внесено 353 законопроекта.
Контрольно-аналитическая деятельность
Создание постоянно действующего парламента существенно повлияло на повышение эффективности работы высшего законодательного органа республики. Появилась возможность оперативного рассмотрения законопроектов и оперативных вопросов. Значительно активизировалась контрольно-аналитическая деятельность парламента, улучшилось качество материалов, вносимых на рассмотрение Госсовета.
Для реализации контрольных полномочий в Государственном Совете создан Комитет парламентского контроля. Основанием для проверки могут служить предложения постоянных комиссий Госсовета, обращения народных депутатов РТ, письма и заявления граждан, поступившие в его адрес, критические публикации в средствах массовой информации. Основное внимание уделяется контролю за формированием и целевым использованием Республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов, ходом выполнения законов и государственных программ, за деятельностью банков и иных кредитно-финансовых учреждений в части использования государственных кредитных ресурсов, выпуска государственных ценных бумаг, за управлением республиканской собственностью и поступлением в республиканский бюджет средств, получаемых от распоряжения государственным имуществом.
Комитет рассматривал материалы, связанные с выплатой заработной платы и пенсий, жилищно-коммунальными, транспортными проблемами, другими социально-значимыми и затрагивающими интересы большинства населения республики вопросами.
За отчетный период было проведено 236 проверок, в ходе которых проанализирована деятельность 1025 объектов республиканского и местного уровней. По отдельным вопросам проверена работа большинства администрации городов и районов республики, министерств, государственных комитетов, республиканских организаций, 813 предприятий промышленности, агропромышленного комплекса, транспорта, строительства, коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, организаций здравоохранения и образования, экологических объектов. Комитетом было рассмотрено 1420 писем и заявлений граждан, предприятий и организаций.
Предметом рассмотрения на 50 заседаниях Комитета парламентского контроля стали материалы 67 проверок.
Проверено поступление бюджетных средств и средств государственных целевых фондов на сумму 15 млрд.123,8 млн.рублей, что составило в среднем по году более 3-х миллиардов рублей или третью часть республиканского бюджета; их расходование на сумму 15 млрд.842,7 млн.рублей. В ходе проверок было выявлено нецелевое и нерациональное использование бюджетных средств и средств государственных целевых фондов на сумму 1 млрд.482,2 млн.рублей.
Проведенная работа дала определенные результаты. Многие недостатки были устранены уже в ходе самих проверок. В ходе проверок было возвращено в бюджет и внебюджетные фонды 219,5 млн.рублей. Материалы проведенных проверок в обязательном порядке доводились до руководства республики, министерств и ведомств, проверяемых подразделений и практически не оставались без внимания.
По фактам нецелевого и неэффективного использования государственных средств со стороны вышестоящих органов к виновным строгие меры дисциплинарного и материального взыскания, освобождены от занимаемой должности руководители администраций ряда районов, городов, республиканских ведомств и предприятий республики. По итогам 14-ти проверок материалы направлены в Прокуратуру РТ, по ним приняты конкретные меры.
Результаты работы Комитета парламентского контроля нашли отражение: в решении президентского Совета по вопросу приватизации коммунальной собственности, Указе Президента РТ о малом предпринимательстве; в 12 постановлениях Кабинета Министров РТ. Среди них: по холдинговой компании "Татавтотранс", птицеводству, военнослужащим (утверждена государственная программа РТ по социальной защите военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей), приватизации коммунальной собственности, строительным коэффициентам, Дорожному фонду, использованию бюджетных средств на развитие малого предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств, энергоснабжению, пассажирским перевозкам, вопросам газификации районов, городов и сельских поселений РТ. На основе проверок. Комитетом подготовлены предложения, дополнения и изменения к ряду республиканских законов.
Сотрудничество на федеральном уровне
Парламент Татарстана активно реализовывал право законодательной инициативы на федеральном уровне. Были поддержаны многие проекты российских законов, обращения и заявления, с которыми выходили в Государственную Думу коллеги из Нижнего Новгорода, Пензы, Самары, Ульяновска. Постоянные комиссии дали заключения по почти 2 тысячам законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.
Госсовет выступил с несколькими законодательными инициативами. Так, поправки к Конституции Российской Федерации и федеральному закону об обороне, предложенные Государственным Советом РТ, закрепляли право решения об использовании Вооруженных Сил в случае конфликтов внутри России за Советом Федерации. Госсовет поддержал законодательную инициативу народного депутата А.Колесника и предложил Государственной Думе поправки к проекту федерального закона "Об уничтожении химического оружия", народного депутата Ф.Шайдуллина - о внесении графы "национальность" в свидетельство о рождении. В 1999 году, в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу были внесены проекты двух федеральных законов. Один из них - о внесении дополнения в статью 24 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" - в случае принятия позволит единственным сыновьям фермеров получить отсрочку от призыва.
Однако инициативы с мест не всегда принимались Государственной Думой по внимание и, как следствие, не учитывались при принятии федеральных законов. Это касалось, в частности, предложений Государственного Совета к проекту федерального закона о судебной системе РФ.
Несмотря на некоторые противоречия конституций Российской Федерации и Республики Татарстан, Государственный Совет старается работать в едином правовом поле. И только дважды за отчетный период законодатели РТ вторгались в конституционное поле федерального центра: в 1998 году - когда приостановили выдачу новых паспортов на территории Татарстана, в 1999 году - когда приостановили призыв в армию. Несмотря на острую реакцию со стороны федеральных властей и российских политиков, и в том, и в другом случае к позиции парламентариев Татарстана в Москве и других регионах прислушались.
Межпарламентские связи
Деятельность Государственного Совета стала заметным явлением в общественной жизни республики, вызвала интерес у парламентариев далеко за пределами РТ, о чем красноречиво говорят многочисленные визиты в Казань гостей из стран ближнего и дальнего зарубежья.
В Казани побывали парламентские делегации почти всех республик - субъектов Российской Федерации, ряда областных законодательных собраний, депутаты Государственной Думы РФ, в том числе ее Председатель - Геннадий Селезнев, делегации фракции "Наш дом - Россия", группы "Стабильность". Трижды в парламенте Татарстана принимали гостей из Чечни.
С рядом парламентов российских регионов поддерживаются регулярные контакты: Законодательным Собранием Нижегородской области (Договор о сотрудничестве заключен в июне 1995 г.); c Государственным Советом Республики Коми (Соглашение о сотрудничестве подписано в июле 1995 г.); Государственным Собранием Республики Мордовия, Представительным Собранием Астраханской области, Самарской губернской Думой (протоколы о сотрудничестве подписаны в июне 1996 г.); Московской городской Думой (Протокол о сотрудничестве подписан 14 октября 1996 г.); Законодательного Собрания Ульяновской области; Думой Приморского края, Хабаровской краевой Думой, Амурским областным Советом народных депутатов, Законодательным Собранием Еврейской автономной области (протоколы о сотрудничестве подписаны в декабре 1996 г.); Государственным Собранием Республики Башкортостан (Протокол о сотрудничестве подписан в марте 1997 г.); С 7 по 9 октября в Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (Протоколы о сотрудничестве подписан в октябре 1998 г.).
Развивается межпарламентское сотрудничество между областями и республиками, входящими в Ассоциацию поволжских регионов "Большая Волга". В Татарстане проведено одно из заседаний Совета Ассоциации, в октябре текущего года в Государственном Совете заседал Комитет по социальной политике "Большой Волги".
С 27 октября по 1 ноября 1995 г. проходил визит паpламентской делегации Республики Татаpстан в Туpцию, в ходе которого был подписан Протокол о межпарламентском сотрудничестве.
В сентябре 1995 г. в Казани был подписан Протокол о намерениях между Госудаpственным Советом РТ и московским Парламентским центром, представляющим парламент Канады. Госсовет Татарстана стал участником Российско-канадской парламентской программы.
18 ноября 1995 г. в Госсовете побывала делегация Палаты регионов Конгресса местных и региональных властей Европы во главе с председателем Клодом Эги; в мае 1996 г. - председатель Конгресса местных и региональных властей Европы Александр Чернофф и сотрудник Генерального секретариата СЕ Алессандро Манчини.
Госсовет посетили парламентские делегации Франции, Канады, Турции, Ирана, Венгрии, депутаты из Баварии, Дании, дипломаты США, Великобритании, Франции, Канады, Бельгии, Ливии, Австралии, Турции, Дании, Израиля, Японии, Индии, Китая, Монголии, Люксембурга, Малайзии, Пакистана, Египта, Ирана, Ирака, Чехии, Словакии, Югославии, Кубы, правительственная делегация Франции во главе с премьер-министром Жаком Шираком (1996 г.). Парламентарии Татарстана выезжали в Турцию, Канаду, Францию, Данию, Венгрию, Латвию.
В июле в Казани побывала делегация Министерства иностранных дел Российской Федерации. В ее составе были чрезвычайные и полномочные послы РФ: в Исламской Республике Пакистан - А.Алексеев, Восточной Республике Уругвай - Б.Головин, Республике Грузия - В.Земский, Турецкой Республике - В.Кузнецов, Государстве Кувейт - П.Стегний.
Несколько раз гостями Госсовета были делегации Европейских Сообществ, в том числе руководители проектов в рамках программы "Тасис".
Парламент организовал научно-практическую конференцию, посвященную 50-летию ООН, несколько конференций по проблемам современного федерализма с участием зарубежных гостей и членов ассоциации "Большая Волга", в том числе международный парламентский семинар "Федерализм и создание условий для региональных экономических инвестиций", заседание рабочей группы Конгресса местных и региональных властей Европы на тему о состоянии демократии в Российской Федерации, конференцию по правам человека. Благодаря активной международной деятельности, связям со многими авторитетными общественными организациями, и прежде всего с Советом Европы, библиотека Государственного Совета стала одним из самых богатых собраний законодательных актов по правам человека и федерализму в России.
Деятельность по совершенствованию системы местного самоуправления
Одним из важных направлений деятельности Государственного Совета в отчетный период было дальнейшее совершенствование законодательной базы, регулирующей работу местных органов государственной власти и местного самоуправления. Были разработаны и приняты законы "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления"; "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О статусе народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан"; "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О местном самоуправлении"; "О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов Республики Татарстан"; "О выборах должностных лиц и органов местного самоуправления в Республике Татарстан".
Государственный Совет выступил организатором ряда территориальных совещаний по проблемам местного самоуправления, обобщил предложения с мест, на республиканском совещании в присутствии Президента РТ, руководителей районов и городов, министерств и ведомств были выработаны рекомендации.
В соответствии с ними был образован Республиканский совет по местному самоуправлению, который возглавил Председатель Государственного Совета. Для совершенствования работы в данном направлении в структуре Организационного управления Аппарата Госсовета создан сектор по работе с органами местного самоуправления.
Сотрудничество со средствами массовой информации
Деятельность Государственного Совета, его Президиума, постоянных комиссий, Комитета парламентского контроля в отчетный период проходила в условиях широкой гласности. В Государственном Совете имели постоянную аккредитацию более 70 журналистов 52 республиканских, российских и зарубежных СМИ. Библиография материалов о деятельности Госсовета, о законотворческой работе составила за пять лет более 1,5 тысячи наименований.
О деятельности парламента рассказывали программа в прямом эфире "Депутатский канал" на радио "Татарстан", еженедельная передача "В Госсовете Республики Татарстан", которые выходили как на татарском, так и на русском языках.
Парламент является учредителем двух газет: "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан", журнала "Казань", издателем трех периодических изданий: "Ведомости Государственного Совета Татарстана" (в нем публикуются законы РТ, постановления и иные акты Государственного Совета, его Президиума, указы, распоряжения и иные акты Президента РТ, межгосударственные договоры и соглашения РТ, а также акты Комитета конституционного надзора РТ); "Парламентские вести" и "Власть и политика".
Информационную базу данных Государственного Совета составляют акты законодательных и исполнительных органов Татарстана, 54 субъектов Российской Федерации, некоторых стран СНГ, Восточной Европы и других стран мира.
Повышение квалификации работников представительных органов власти
На базе республиканских курсов по переподготовке и повышению квалификации работников представительных органов власти при Государственном переподготовку прошли 3918 человек: члены постоянных комиссий по бюджетно-финансовым и экономическим, социальным, национально-культурным и экологическим вопросам местных Советов народных депутатов, представители органов местного самоуправления, журналисты.
В 1999 году в Госсовете работал парламентский семинар для народных депутатов РТ и работников Аппарата. С лекциями выступали ученые из Казани и Москвы. Велось обучение сотрудников Аппарата Госсовета татарскому языку, современным информационным технологиям.
Пресс-центр Государственного Совета Республики Татарстан, январь 2000 г.
Руководитель Пресс-центра: Агеева Любовь Владимировна,
тел. (8432) 36-81-94
Руководитель Пресс-центра: Агеева Любовь Владимировна,
тел. (8432) 36-81-94