Публикации > См. также публикации (1998 - август 2002 гг.) > Все эти годы мы жили в режиме созидания
Фарид Мухаметшин: "Все эти годы мы жили в режиме созидания"

- Фарид Хайруллович, на ваш взгляд, насколько республика сумела воспользоваться тем шансом, который был ей предоставлен после легендарной теперь уже ельцинской фразы "Берите суверенитета столько, сколько проглотите"?

- Десять лет - небольшой этап в жизни Татарстана, но он имел большое значение для становления государственности республики. В эти дни все задаются подобными вопросами. Однако я в принципе не согласен с тем, что некоторые журналисты подходят на улице к людям и спрашивают: "Что вам дал суверенитет?".

Думаю, что так обывательски подходить к этому понятию ошибочно. Конечно, суверенитет - это и возможность социально защитить своих граждан в период перехода к рыночной экономике, и дополнительно построенные дороги, и жилье для семей из ветхих домов. Это и межнациональное, межконфессиональное согласие в республике, и возможность прямого диалога с федеральным центром по проблемам обустройства власти в Татарстане...

На мой взгляд, к этому понятию надо подходить более глобально. Для развития республики в целом, татарского и других народов, живущих в Татарстане, суверенитет, на мой взгляд, дал очень много. Во-первых, у нас появилась возможность пользоваться благами, которые есть в недрах и на земле Татарстана, и самим распределять полученные доходы, чего раньше не было.

Если говорить о более материальных вещах, то в последние десять лет реализуются такие программы, о которых раньше мы только мечтали.

Это и возведение моста через Каму, и строительство метро в Казани, и программа газификации, которая на следующий год завершается. Для тружеников села программа стала настоящим благом. Те, кто раньше топил дровами, а там, где их нет - в Сармановском, Дрожжановском районах, дрова везли за тридевять земель или с нетерпением ждали угля с Кузбасса, - с появлением в доме природного газа испытали настоящее счастье. Можно еще назвать программы реконструкции Казанского аэропорта, объектов культуры...

Очень активная работа все эти годы велась по реализации государственной программы по сохранению и развитию языков народов республики, по созданию условий для работы национально-культурных обществ. Ведь мы провозгласили суверенитет не только для татар и русских, но и для всего многонационального народа Татарстана. И такую политику Президент, парламент, Правительство проводили в каждом нормативно-правовом документе, который принимался в эти годы

- Удалось ли сформировать полноценную законодательную базу, помогают ли республиканские законы продвижению реформ?

- После провозглашения государственного суверенитета мы впервые в истории нашей республики приняли полноценную Конституцию Татарстана, по которой сегодня живем. Прежняя Конституция подходила и для Татарстана, и для Удмуртии, Чувашии, Башкирии... В типовом законе менялось только название республики.

Во-вторых, на базе Декларации о суверенитете, новой Конституции, по итогам проведенного в 1992 году референдума мы стали разрабатывать собственные законы. За 10 лет их принято более трехсот. По ним сегодня развивается экономика, совершенствуется общественно-политическая система, по ним строятся правоотношения между людьми и государством. Среди значимых документов - постановление Верховного Совета республики о "мягком вхождении" в рынок, программы адресной социальной поддержки малоимущих слоев населения, экономического и социального прогресса, закон о чрезвычайных мерах борьбы с преступностью, законодательные и нормативные документы о монополизации ликеро-водочной промышленности, блок законов, способствующих привлечению инвестиций.

Заметно активизировалась внешнеполитическая деятельность. Если говорить о парламенте - мы принимали резолюции, обращения, делали заявления по крупным политическим событиям, которые волновали все мировое сообщество. Депутаты помнят дебаты и итоговый документ по событиям в Косово. Неоднократно рассматривалось положение дел в Чеченской республике - и в первую, и во вторую войну. Бывало, мы принимали радикальные политические решения, выходя за пределы конституционного поля Российской Федерации, - когда, например, приостанавливали на своей территории призыв в ряды Вооруженных Сил. Все знают, почему мы это делали, - оберегали своих "первогодков", чтобы они не гибли на этой в общем-то бессмысленной войне. А главное - мы добивались успеха. Федеральные власти не могли оставить без внимания и соответствующих выводов решения высшего законодательного органа такой республики, как Татарстан. Тем самым мы сохранили жизни не только призывникам из нашей республики, но и юношам из других регионов России. В парламент пришло много писем из Волгограда, Саратова, Пензы, Ростова-на-Дону, в которых матери выражали депутатам искреннюю благодарность за этот решительный и смелый шаг.

Эти 10 лет были временем поиска смелых и неординарных подходов к решению важных проблем. В свою Конституцию мы записали право частной собственности на землю, что говорило о большой зрелости парламентариев нашей республики, ведь в те годы, да и позднее Верховный Совет РФ, а затем Государственная Дума даже мыслей об этом не допускали. Мы на такой шаг пошли, и сегодня татарстанских законодателей приводят в пример, нормы нашей Конституции заимствуются депутатами других регионов России, которые приезжают к нам за опытом. Это не может не радовать.

Конечно, в первом вашем вопросе есть некоторые нотки скепсиса - все ли удалось реализовать? Безусловно, нет. Многое не удалось сделать из того, что было задумано. Причины - разные, в том числе и из-за торможения со стороны федерального центра.

Думаю, и наша Конституция, и Договор еще полностью не реализованы. Потенциал этих документов настолько велик, что мы еще не один десяток лет можем наполнять провозглашенный суверенитет реальным содержанием - и законами, и решениями Правительства, и межправительственными, межпарламентскими соглашениями, и другими наработками, которые позволят улучшить жизнь наших людей.

- 24 августа вы встречались с заместителями полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимиром Зориным и Валентином Степанковым. Не могли бы вы прокомментировать итоги этой встречи?

- За нынешнее лето мы провели большую работу по сравнительному анализу законодательства, федерального и республиканского. С этой целью в парламенте создана рабочая группа, в которую вошли народные депутаты РТ и работники аппарата. Много пришлось потрудиться юристам правового управления Госсовета.

По результатам анализа все законы, принятые за последние 10 лет, разделены на несколько групп, и дальнейшая работа над ними будет проводиться дифференцированно.

Рассматривая протесты прокурора РТ, мы вносим в повестку дня первого заседания осенней сессии ряд законопроектов, которые предусматривают внесение изменений и дополнений в 11 действующих законов республики. Это законы, которые можно и нужно приводить в соответствие с федеральными, поскольку последние в большей степени, чем наши, защищают права и интересы граждан Татарстана. Речь идет, например, о размере штрафов в законах об административной ответственности.

Нуждаются в дополнительном изучении с представителями федерального округа 19 законов. Хотя они и противоречат Конституции РФ, однако базируются на подписанном двумя президентами Договоре о разграничении полномочий и предметов ведения между Татарстаном и Российской Федерацией. Речь идет, в частности, о законах о внешнеторговой и благотворительной деятельности. Постараемся аргументированно доказать, что в этом блоке законов законодатели Татарстана свои полномочия не превысили.

Третья группа законов - их 18 - касается законов политического характера, вытекающих из нашей Конституции. Признавая необходимость приведения конституций, федеральной и республиканской, в соответствие, мы считаем, что конституционные законы надо рассматривать не на уровне прокуратуры, а в прямом диалоге федеральных и республиканских руководителей. По ним должно быть принято политическое решение. В пример можно привести законы "О собственности в Республике Татарстан", "О соглашениях о разделе продукции", ''О бюджетной системе Республики Татарстан". Я уж не говорю о Конституции Татарстана.

Наконец, по результатам анализа мы выделили группу законов, уже не республиканских, а федеральных, которые, на наш взгляд, тоже нуждаются в изменении. Нам советуют отказаться от республиканского закона "О минимальном размере оплаты труда", между тем жители других регионов России по-хорошему завидуют нам, поскольку наша "минималка" выше российской. Нам предлагают руководствоваться российским законом о занятости, тогда как республиканский закон позволяет дать нашим безработным больше гарантий, чем федеральный.

Подготовлены 5 законопроектов, которые мы готовы в порядке законодательной инициативы внести в Государственную Думу Российской Федерации. Мы настаиваем на том, чтобы некоторые федеральные законы были приведены в соответствие с российской Конституцией. Часть из них противоречат ей, а некоторые вторгаются в полномочия субъектов Федерации, которые переданы им этой Конституцией, Представители федерального округа приняли наши встречные предложения.

Вообще все вопросы дальнейшего взаимодействия были рассмотрены в достаточно уважительном диалоге.

Но пока мы прошли самый простой этап в этой огромной работе. Впереди нас ждет самый сложный процесс, поскольку каждую позицию в принятых нами законах мы будем принципиально отстаивать всеми силами юридической школы Татарстана. А наши юристы, правоведы, государственники, федералисты достаточно компетентны, чтобы доказать, что наши законы имеют право на существование.

Предстоят встречи как в Нижнем Новгороде, так и в Казани. Представители полпреда Президента РФ сообщили о намерении создать группу юристов, в основном независимых, в том числе и из нашей республики, для практической работы по унификации законодательства.

- Как вы прокомментируете длинный список протестов Прокуратуры Республики Татарстан?

- Да, общий объем протестов на принятые нами законы достиг 33, и по этому показателю Прокуратура Республики Татарстан вышла на первое место в федеральном округе. Наверное, такая активность заслуживает похвалы генерального прокурора. Но замечу, что в Российской Федерации только два субъекта -Татарстан и Марий Эл - предоставили прокуратуре в своих конституциях право законодательной инициативы. Хотелось бы, чтобы наша прокуратура активнее пользовалась этим правом. Прокурорский протест на закон, принятый 8-10 лет назад, не воспринимается депутатским корпусом. И совсем непонятно, когда мы получаем протест на закон, в который парламент уже начал вносить изменения. Ведь в этом случае достаточно представить в Госсовет свои поправки.

Я надеюсь, что созидательную, конструктивную форму работы с Прокуратурой республики мы найдем.

Хотел бы напомнить, что еще в 1990 году, 15 декабря, на V Съезде народных депутатов РСФСР, была принята поправка к российской Конституции, которой декларации о государственном статусе бывших автономий были признаны. "Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает и уважает суверенные права наций, в том числе их право на самоуправление, право на свободное установление своего политического статуса, на свободное обеспечение своего экономического, социально-культурного развития", - говорилось в принятом тогда постановлении.

Десять лет назад нам сказали: берите суверенитета, сколько сможете взять, вместе с ответственностью за жизнь республики и ее народа, занимайтесь местными проблемами и разгрузите от них федеральный центр. Мы пошли по этому пути, а сегодня окриком "Стой!" нас пытаются вернуть на исходную позицию. На мой взгляд, большая политика так не делается.

Вы, наверное, заметили: во всех публичных выступлениях руководителей республики речь идет о сохранении приверженности государственному суверенитету, установленному, согласно волеизъявлению многонационального народа Татарстана. Напомню, в марте 1992 года идею повышения государственного статуса республики поддержали 61,4 процента граждан Татарстана от общего числа всех принявших участие в референдуме, что составило 50,3 процента от числа жителей республики.

- Наряду с нашей республикой государственный суверенитет в те годы провозгласили и другие субъекты Российской Федерации. Почему спустя 10 лет Центр хочет забрать у регионов полномочия, которые раньше сам же и отдал? Неужели каждый раз с приходом нового Президента нужно будет доказывать, что федеративное государство лучше унитарного?

- Меня тоже беспокоит, что новый Президент Российской Федерации, с огромным желанием взявшись за наведение порядка во властных структурах, порой забывает, что Россия очень многолика и многонациональна. Особенность развития национальных республик учитывать надо обязательно, Реализация стремления Владимира Владимировича Путина, который вынужден проводить свои реформы в кратчайшие сроки, укрепить федеральную власть - действительно очень рыхлую и слабую, - чревата опасностью отката назад, к системе авторитарного руководства. А потому мы сильно озабочены тем, как бы этого не произошло. И напоминаем Центру, что Российская Федерация состоит из субъектов - ее учредителей. Если бы не было субъектов, не было бы и самой Федерации. Мы с Минтимером Шариповичем Шаймиевым неустанно говорим об этом на заседаниях Совета Федерации, во время различных встреч с руководителями федеральных органов власти, на научно-практических конференциях, в письмах, с которыми обращаемся в Москву по принципиальным вопросам.

- Способны ли региональные лидеры договориться и совместными усилиями доказать Центру, что Конституционный суд РФ пошел по ошибочному пути? Можно ли считать намерение провести совместное заседание парламентов Башкортостана и Татарстана одним из таких шагов?

- Мне бы хотелось ответить на этот вопрос шире. Была ассоциация "Большая Волга". Теперь появился Приволжский федеральный округ. И кто-то усматривает за этим последующее изменение территориального деления Российской Федерации. Я же к этому отношусь достаточно спокойно и считаю, что создание федеральных округов для республик Поволжья, в принципе, даже выгодно. Ведь в наш округ вошли такие крупные и экономически сильные субъекты, как Башкортостан, Удмуртия, Пермская, Нижегородская, Самарская, Оренбургская области. В этом округе проживает более четырех миллионов татар. Так что для тех, кто радел о создании республики Идел-Урал, это чуть ли не воплощение мечты...

Я не исключаю, что парламентарии региона могут найти какую-то форму взаимодействия. Пока в регламентах парламентов Татарстана и Башкортостана совместные заседания не предусмотрены, но это дело поправимое. А то, что Татарстан и Башкортостан - две братские республики, соседи, имеющие огромный экономический, научно-технический, культурный потенциал, должны вместе ставить проблемы перед федеральным центром, защищая свои интересы, у меня сомнений нет.

-Фарид Хайруллович, что бы вы пожелали татарстанцам в преддверии Дня республики и 10-летия со дня принятия Декларации о государственном статусе?

- Мы знаем, что к суверенитету Татарстана даже в республике неоднозначное отношение. У нас есть оппоненты. Но, наверное, и они не могут не согласиться с тем, что все эти 10 лет наша республика жила в режиме созидания. Так что оппонентов становится меньше.

От имени всего депутатского корпуса Татарстана хочу поздравить с этой очень значительной датой всех жителей нашей республики. Письма, телефонные звонки, которые идут в Государственный Совет, с просьбами сохранить суверенитет, равно как и остаться в составе Российской Федерации, для нас очень важны. Свою политику в этом направлении мы будем проводить и дальше - настойчиво, последовательно, принципиально.

Я думаю, будет правильно, если в этот день каждый житель нашей республики, оглянувшись назад, уверенно скажет: "Эти десять лет, непростых, трудных, мы прожили не зря".

Интервью взял Ильшат Ракипов. "Татар-информ".
Опубликовано в газете "Республика Татарстан" 29 августа 2000 г.