Закон Республики Татарстан
"Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан"

Настоящий Закон определяет правовые, экономические условия инвестиционной деятельности на территории Республики Татарстан, формы государственной поддержки в целях ее развития, обеспечения защиты прав, законных интересов субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность

Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, другие ценные бумаги, лицензии, машины, оборудование, интеллектуальные ценности и иное имущество, в том числе имущественные права, вкладываемые в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения иного положительного эффекта.

Инвестиционная деятельность - это вложения инвестиций и совокупность практических действий по их использованию.

Статья 2. Объекты инвестиционной деятельности

Объектами инвестиционной деятельности в Республике Татарстан являются находящиеся в государственной и иной собственности различные виды имущества, интеллектуальные ценности, не запрещенные законодательством к инвестированию.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Статья 3. Инвестиционные проекты

Инвестиционный проект - совокупность документов, содержащих организационно-правовые и экономические мероприятия с техническим обоснованием их эффективности, подготовленных в соответствии с типовой методикой, утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан. Инвестиционный проект после его осуществления обеспечивает получение прибыли или иного положительного эффекта.

Статья 4. Субъекты инвестиционной деятельности

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие участники инвестиционной деятельности. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы, как субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложения инвестиций и направляющие их на приобретение, создание и модернизацию средств производства или другие активы.

В качестве инвесторов могут выступать органы, уполномоченные управлять государственным имуществом или имущественными правами, физические и юридические лица, в том числе иностранные, государства и международные организации.

Заказчиками могут быть органы государственного управления, инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, в том числе иностранные, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором между ними.

В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором между ним и инвестором, и в соответствии с законодательством.

Исполнителями работ (подрядчиками), осуществляющими инвестиционные проекты, могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, имеющие лицензии на ведение соответствующих работ.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, органы государственной власти и управления, иностранные государства и международные организации. В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (контрактом) в порядке, установленном законодательством.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 5. Права инвесторов

Все инвесторы, включая иностранных, имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законодательством.

Инвестор самостоятельно определяет объемы инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной основе физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

Выступая в качестве инвестора при создании объектов, имеющих важное значение для экономики Республики Татарстан, органы государственного управления осуществляют инвестиции на безвозвратной и возвратной основе.

Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом), заключенным в соответствии с законодательством.

Допускается на договорных условиях объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвестор вправе передать по договору (контракту) свои правомочия по инвестициям и их результатам другим участникам инвестиционной деятельности или привлечь для этих целей новых участников. В случае, если инвестором являются органы государственного управления, передача правомочий осуществляется на конкурсной основе.

Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Татарстан в соответствии с законодательством.

Законодательством, действующим на территории Республики Татарстан, могут быть определены отрасли и объекты, инвестирование в которые запрещено, ограничено или не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего пользования, оперативного управления или участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов.

Инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у физических и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит законодательству.

Статья 6. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

  • выполнять требования государственных стандартов, строительных норм и правил и других нормативов, установленных законодательством;
  • выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции;
  • использовать средства по целевому назначению в соответствии с законодательством.
Участники инвестиционной деятельности, выполняющие определенные виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право их осуществления. Перечень таких работ и порядок выдачи лицензий и сертификатов устанавливаются законодательством.

Статья 7. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, не противоречащих законодательству, является правом субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

Незавершенные объекты инвестиционной деятельности могут являться долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать возникающие в связи с таким отказом затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Статья 8. Источники финансирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

  • собственных средств инвестора, в том числе иностранного;
  • средств, выплачиваемых страховщиками в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий;
  • бюджетных средств;
  • иных не запрещенных законодательством источников.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 9. Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности обеспечивается органами государственной власти и управления в пределах компетенции путем проведения инвестиционной политики.

Инвестиционная политика государства предусматривает государственные контроль, экспертизу, а также поддержку инвестиционной деятельности на территории Республики Татарстан, осуществляемой в форме:

  • инвестиций из государственных источников финансирования в установленном законодательством порядке;
  • предоставления налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;
  • предоставления государственных гарантий участникам инвестиционной деятельности;
  • предоставления кредитов на развитие отдельных территорий республики, отраслей и производств.
Указанные в настоящей статье формы государственной поддержки предоставляются для осуществления целевых программ и отдельных инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую инвестиционную программу. Государственная поддержка инвестиционной деятельности за счет Республиканского бюджета Республики Татарстан осуществляется в виде отдельной строки ее расходной части. Отбор исполнителей (подрядчиков), необходимых для реализации проектов, получивших государственную поддержку, производится на конкурсной основе. Порядок и сроки проведения конкурсов определяет Кабинет Министров Республики Татарстан.

Статья 10. Порядок формирования Республиканской инвестиционной программы

Республиканская инвестиционная программа - совокупность целевых программ и инвестиционных проектов, намеченных к финансированию из источников, указанных в статье 8 настоящего Закона или предполагающих другие виды государственной поддержки.

Республиканская инвестиционная программа формируется Кабинетом Министров Республики Татарстан одновременно с проектом бюджета на предстоящий бюджетный год и является его составной частью.

Обязательным условием включения инвестиционного проекта в Республиканскую инвестиционную программу является наличие положительного заключения государственной экспертизы проекта, порядок проведения которой устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Порядок рассмотрения целевых программ и отдельных проектов, критерии их отбора и включения в Республиканскую инвестиционную программу на следующий бюджетный период устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан и должны быть опубликованы в средствах массовой информации не позднее чем через месяц со дня введения в действие Закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан".

Порядок инвестирования и осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию Республиканской инвестиционной программы, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

ГЛАВА IV. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 11. Налогообложение

Освобождению от уплаты налога на прибыль предприятий и организаций и налога на имущество предприятий в части реализации инвестиций в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Республики Татарстан, в соответствии с настоящим Законом подлежат инвесторы, а также кредитные организации, предоставляющие им инвестиционные кредиты до окончания нормативного срока ввода объекта в эксплуатацию.

Статья 12. Льготы по налогу на имущество предприятий

Имущество, созданное или приобретенное для непосредственной реализации инвестиционного проекта, в течение первого года после ввода, без нарушения нормативного срока, объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию, а в отдельных случаях, по решению Правительства Республики Татарстан, - в течение срока окупаемости проекта в соответствии с утвержденным бизнес - планом, облагается налогом на имущество предприятий в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан, в размере пятидесяти процентов от действующей ставки.

Статья 13. Льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций

Льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций предусматривают полное освобождение от налога на прибыль, полученную в течение первого года с начала реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в рамках проекта мощностях или посредством внедренных технологий, в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан.

Статья 14. Порядок представления документов инвестором, реализующим инвестиционные проекты и целевые программы, включенные в Республиканскую инвестиционную программу для получения льготного налогообложения

Для льготного налогообложения в соответствии с настоящим Законом инвестор уведомляет о начале реализации проекта налоговые органы по месту регистрации инвестора с приложением:

  • копии постановления Кабинета Министров Республики Татарстан об утверждении перечня проектов, включенных в Республиканскую инвестиционную программу;
  • обязательства ведения отдельного бухгалтерского учета по операциям, связанным с реализацией проекта, включенного в Республиканскую инвестиционную программу.
Статья 15. Льготное налогообложение кредитных организаций, предоставляющих инвестиционные кредиты на реализацию инвестиционных проектов (целевых программ), включенных в Республиканскую инвестиционную программу

Льготное налогообложение кредитных организаций, предоставляющих инвестиционные кредиты на реализацию инвестиционных проектов (целевых программ), включенных в Республиканскую инвестиционную программу, предусматривает полное освобождение от налога на прибыль, полученную в результате предоставления таких кредитов, в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан.

Для льготного налогообложения в соответствии с настоящим Законом кредитная организация уведомляет о начале кредитования проекта налоговые органы по месту ее регистрации, приложив к уведомлению следующие документы:

  • договор о предоставлении инвестиционного кредита;
  • копию постановления Кабинета Министров Республики Татарстан об утверждении перечня проектов, включенных в Республиканскую инвестиционную программу;
  • обязательство ведения отдельного бухгалтерского учета по операциям, связанным с реализацией проекта, включенного в Республиканскую инвестиционную программу.
ГЛАВА V. ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ

Статья 16. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, предоставленные им договорами, заключенными до принятия законодательных актов, условия этих договоров (контрактов) сохраняются на весь срок их действия.

Органы государственной власти и управления, их должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В случаях незаконных действий органов государственной власти и управления и их должностных лиц, в том числе издания не соответствующего закону акта указанных органов, убытки, причиненные субъектам инвестиционной деятельности, подлежат возмещению на основании решения судебных органов.

Статья 17. Защита инвестиций

Государство гарантирует в соответствии с законодательством защиту инвестиций, независимо от форм собственности. При этом инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.

Инвестиции в Республике Татарстан не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия в соответствии с законодательством возмещаются инвесторам, за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием.

Инвестиции могут, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, должны быть застрахованы.

Статья 18. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности

При несоблюдении требований законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах (контрактах) между субъектами инвестиционной деятельности, последние, включая иностранные, несут ответственность в установленном порядке.

Органы государственной власти и управления всех уровней при реализации государственных заказов, инвестиционных проектов и программ несут имущественную ответственность по своим обязательствам, предусмотренным заключенными договорами (контрактами) и соглашениями.

Статья 19. Разрешение споров, возникающих в связи с применением настоящего Закона

Споры, возникающие в связи с применением настоящего Закона, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 20. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности

Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности производятся в порядке, установленном законодательством, а также условиями договора (контракта). Инвесторы возмещают другим участникам инвестиционной деятельности убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения своих обязательств по договорам (контрактам) с ними.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Статья 21. О введении в действие настоящего Закона

Ввести в действие настоящий Закон со дня его опубликования.

Президент Республики Татарстан
М.ШАЙМИЕВ

Казань,
25 ноября 1998 года


Примечание: Закон опубликован 11 января 1999 года.