Раздел IV. Организация государственной власти в Республике Татарстан

ГЛАВА 7. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ГЛАВА 8. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ГЛАВА 9. НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ
ГЛАВА 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГЛАВА 11. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГЛАВА 12. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГЛАВА 13. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.


ГЛАВА 7. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 64. Государственный Совет Республики Татарстан, местные Советы народных депутатов - районные, городские (городов республиканского подчинения) и районные в городах - составляют единую систему представительных органов государственной власти Республики Татарстан.

Советы народных депутатов самостоятельно решают все вопросы, относящиеся к их компетенции.

В административно-территориальных единицах, имеющих общий административный центр, в соответствии с законом могут образовываться объединенные Советы народных депутатов.

Статья 65. Основные вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Государственного Совета Республики Татарстан и местных Советов народных депутатов. Они могут выноситься также на республиканский и местные референдумы.

Статья 66. Государственный Совет Республики Татарстан, районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов для обеспечения организации их работы избирают свои президиумы и председателей Советов. Советы народных депутатов образуют комитеты, постоянные и временные комиссии, другие подотчетные им органы, а также избирают или утверждают их руководителей.

Постоянные комиссии Советов народных депутатов образуются из числа депутатов соответствующего Совета. По требованию комиссий государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны представлять им запрашиваемые материалы. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.

Исполнительно-распорядительные функции в районах, городах и районах в городах выполняют администрации соответствующих административно-территориальных единиц.

Любое должностное лицо может быть досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.

Статья 67. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности местной администрации и создаваемых Советами органов перед ними и населением, привлечения граждан к участию в их работе.

Советы народных депутатов, местная администрация и их органы работают и публикуют принятые ими акты на татарском и русских языках, а в случае необходимости и на языке, которым пользуется большинство населения подведомственной территории.

Советы народных депутатов, местная администрация и их органы работают и публикуют принятые ими акты на татарском и русских языках, а в случае необходимости и на языке, которым пользуется большинство населения подведомственной территории.

ГЛАВА 8. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 68. Срок полномочий Советов народных депутатов пять лет.

Выборы в Государственный Совет Республики Татарстан и местные Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти. Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами Республики Татарстан.

По решению Государственного Совета Республики Татарстан выборы в Государственный Совет Республики Татарстан и местные Советы народных депутатов могут быть перенесены на другой срок, но не более чем на четыре месяца.

Статья 69. Выборы народных депутатов проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы в Государственный Совет Республики Татарстан проводятся по административно-территориальным и территориальным избирательным округам, формируемым в порядке, установленном законом.

Статья 70. Выборы народных депутатов от избирательных округов являются всеобщими: право избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) имеют граждане Республики Татарстан, достигшие 18 лет.

Право быть избранным в Государственный Совет Республики Татарстан по административно-территориальным избирательным округам имеют граждане Республики Татарстан, постоянно проживающие или работающие на территории данного избирательного округа.

Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Статья 71. Гражданин Республики Татарстан не может быть одновременно депутатом более чем двух представительных органов государственной власти.

Статья 72. Министры, председатели государственных комитетов и другие члены Кабинета Министров Республики Татарстан, за исключением Премьер-министра, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Татарстан, а также судьи не могут быть депутатами.

Заместители глав местных администраций и руководители структурных подразделений администраций не могут быть депутатами соответствующих местных Советов.

Статья 73. Выборы народных депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос.

Статья 74. Выборы народных депутатов являются прямыми: депутаты всех представительных органов государственной власти избираются гражданами непосредственно.

Статья 75. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

Статья 76. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит собраниям избирателей по месту работы (учебы, службы) и по месту жительства, избирателям в порядке самовыдвижения, а также зарегистрированным в установленном законом порядке избирательным объединениям и избирательным блокам.

Статья 77. В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.

Статья 78. Организация и подведение итогов выборов осуществляются избирательными комиссиями. Вся их работа ведется открыто и гласно. Порядок организации и деятельности избирательных комиссий определяется законом.

Статья 79. Гражданам Республики Татарстан, собраниям избирателей, партиям, другим общественным объединениям гарантируются возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях и в средствах массовой информации, в соответствий с законом.

Статья 80. Воспрепятствование гражданам Республики Татарстан в использовании их избирательных прав, фальсификация результатов выборов и другие нарушения законов о выборах влекут юридическую ответственность.

Статья 81. Споры по поводу регистрации кандидатов, проведения и итогов выборов рассматриваются вышестоящими избирательными комиссиями либо судами соответствующих уровней в сроки, установленные законом.

В случае возникновения спора о законности избрания народного депутата Республики Татарстан дело передается на рассмотрение Верховного Суда Республики Татарстан.

Решения судов являются окончательными.

ГЛАВА 9. НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ

Статья 82. Полномочия депутата начинаются со дня избрания в Совет народных депутатов, подтвержденного протоколом Центральной соответствующей территориальной избирательной комиссии о регистрации избранных депутатов.

Статья 83. Депутаты являются полномочными представителями народа в Совете народных депутатов.

В своей деятельности депутат руководствуется интересами республики и той территориальной единицы, от которой он избран.

Статья 84. Депутат, избранный в Государственный Совет Республики Татарстан от административно-территориального избирательного округа, осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

Депутат, избранный в Государственный Совет Республики Татарстан от территориального избирательного округа, работает в парламенте, как правило, постоянно.

Депутат местного Совета осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских функций в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 85. Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на заседании Государственного Совета, местного Совета народных депутатов.

Депутат вправе на территории Республики Татарстан обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Статья 86. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.

Неприкосновенность депутата, гарантии депутатской деятельности устанавливаются настоящей Конституцией, законами о статусе народных депутатов и другими законодательными актами Республики Татарстан.

Статья 87. Депутат, являясь членом коллегиального представительного органа государственной власти, обладает всей полнотой прав для участия в о работе Совета и его органов, несет обязанности перед Советом.

За невыполнение поручений Совета, обязанностей перед ним, нарушение установленного порядка его работы, требований депутатской этики депутат несет ответственность перед Советом.

Статья 88. Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван ими в установленном законом порядке.

ГЛАВА 10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 89. Государственный Совет Республики Татарстан - парламент Республики Татарстан - является высшим представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Республики Татарстан.

К ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится:
1) принятие Конституции Республики Татарстан и внесение в нее изменений;
2) принятие законов Республики Татарстан и внесение в них изменений;
3) определение внутренней и внешней политики Республики Татарстан;
4) законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, административно-политической деятельности, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений, подлежащих регулированию законодательством Республики Татарстан;
5) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления, основ местного самоуправления, определение основ взаимоотношений государственных органов и общественных объединений;
6) Решение вопросов административно-территориального устройства Республики Татарстан; образование новых районов и городов, их упразднение, наименование и переименование;
7) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Татарстан;
8) утверждение важнейших республиканских программ экономического и социального развития Республики Татарстан; утверждение государственного бюджета, государственных внебюджетных и валютных фондов Республики Татарстан; осуществление контроля за ходом выполнения программ, бюджета, государственных внебюджетных и валютных фондов; утверждение отчетов об их выполнении;
9) учреждение, реорганизация и ликвидация банков Республики Татарстан;
10) установление налогов и иных доходов, поступающих на образование государственного бюджета Республики Татарстан;
11) избрание из числа народных депутатов Республики Татарстан:
Председателя Государственного Совета Республики Татарстан;
заместителей Председателя и Секретаря Государственного Совета Республики Татарстан;
12) определение численного состава и избрание депутатов, работающих в парламенте на постоянной основе;
13) образование из числа народных депутатов Республики Татарстан Президиума Государственного Совета, образование и избрание из числа народных депутатов Республики Татарстан постоянных комиссий и Комитета парламентского контроля Государственного Совета;
14) утверждение по представлению Президента Республики Татарстан кандидатуры Премьер-министра; согласование предложений Президента о составе Кабинета Министров Республики Татарстан; образование и упразднение министерств и государственных комитетов Республики Татарстан; решение вопроса о доверии Кабинету Министров Республики Татарстан и его членам по предложению Президента Республики Татарстан, а также по собственной инициативе;
15) утверждение председателя Национального банка;
16) избрание Конституционного суда Республики Татарстан Республики Татарстан;
17) избрание Верховного суда Республики Татарстан, судей районных (городских) судов;
18) избрание Высшего арбитражного суда Республики Татарстан;
19) избрание Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;
20) назначение Прокурора Республики Татарстан, Председателя Следственного комитета Республики Татарстан;
21) принятие решений об амнистии лиц, осужденных судами общей компетенции Республики Татарстан;
22) Руководство деятельностью местных Советов народных депутатов; отмена решений районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;
23) принятие решений о проведении республиканского народного голосования (референдума);
24) назначение выборов народных депутатов Республики Татарстан и народных депутатов местных Советов народных депутатов, Президента Республики Татарстан;
25) утверждение состава Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;
26) рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав и свобод граждан Татарстан Республики Татарстан и равноправия граждан всех национальностей на территории Республики Татарстан, решение вопросов о развитии национальной культуры, языка и охраны исторических памятников;
27) толкование законов Республики Татарстан;
28) учреждение государственных наград Республики Татарстан, установление почетных званий Республики Татарстан;
29) утверждение введения чрезвычайного положения;
30) ратификация и денонсация международных договоров Республики Татарстан.

Исключительно на пленарных сессиях Государственного Совета Республики Татарстан решаются следующие вопросы:
1) принятие Конституции Республики Татарстан;
2) принятие Законов об изменении и дополнении Конституции Республики Татарстан; об утверждении бюджета, государственных внебюджетных и валютных фондов Республики Татарстан и отчетов об их исполнении;
3) определение внутренней и внешней политики Республики Татарстан;
4) установление порядка организации и деятельности республиканских органов государственной власти и управления;
5) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Татарстан;
6) утверждение комплексных программ экономического и социального развития Республики Татарстан; утверждение отчета о выполнении бюджета Республики Татарстан;
7) избрание из числа депутатов: Председателя Государственного Совета, его заместителей и Секретаря Государственного Совета;
8) определение численного состава и избрание депутатов, работающих в парламенте на постоянной основе;
9) образование из числа депутатов Президиума Государственного Совета, образование и избрание из числа депутатов постоянных комиссий и Комитета парламентского контроля Государственного Совета.
10) утверждение по представлению Президента Республики Татарстан кандидатуры Премьер-министра; согласование предложений о составе Кабинета Министров Республики Татарстан; образование и упразднение министерств и государственных комитетов Республики Татарстан; решение вопросов о доверии Кабинету Министров Республики Татарстан и его членам по предложению Президента Республики Татарстан, а также по собственной инициативе;
11) утверждение председателя Национального банка;
12) избрание Конституционного суда Республики Татарстан;
13) избрание Верховного суда Республики Татарстан;
14) избрание Высшего арбитражного суда Республики Татарстан;
15) избрание Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;
16) назначение Прокурора Республики Татарстан, Председателя Следственного комитета Республики Татарстан;
17) утверждение Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда Республики Татарстан;
18) принятие решения об освобождении от должности Президента Республики Татарстан в соответствии с настоящей Конституцией;
19) утверждение состава Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан.

Государственный Совет Республики Татарстан имеет право:

- отменять постановления Президиума Государственного Совета Республики Татарстан, распоряжения Председателя Государственного Совета Республики Татарстан и решения постоянных комиссий;

- осуществлять иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан, а также решать другие вопросы, имеющие общереспубликанское значение.

Государственного Совет Республики Татарстан регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также избираемых или назначаемых им должностных лиц.

Статья 90. Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 130 народных депутатов, избираемых по административно-территориальным и территориальным избирательным округам в соответствии с законом.

Статья 91. Сессии Государственного Совета Республики Татарстан созываются в составе депутатов, работающих в парламенте на постоянной основе.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов созываются пленарные сессии Государственного Совета в составе избранных депутатов.

Решения, принятые на сессии и пленарной сессии, являются актами Государственного Совета. Решения, принятые на сессии, не могут противоречить решениям, принятым на пленарной сессии Государственного Совета.

Статья 92. Государственный Совет Республики Татарстан созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после избрания не менее двух третей установленного численного состава Государственного Совета.

Первое после выборов заседание Государственный Совет Республики Татарстан открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, а после избрания Председателя Государственного Совета Республики Татарстан заседания ведет его Председатель.

Статья 93. Порядок деятельности Государственного Совета Республики Татарстан определяется настоящей Конституцией и Регламентом Государственного Совета.

Если срок полномочий Государственного Совета Республики Татарстан истекает в период чрезвычайного положения, то одновременно с решением вопроса о введении чрезвычайного положения Государственный Совет Республики Татарстан принимает решение о продлении срока своих полномочий.

Статья 94. Право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан принадлежит народным депутатам Республики Татарстан, Президенту Республики Татарстан, Президиуму, постоянным комиссиями и Комитету парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Конституционному суду, Верховному суду и Высшему арбитражному суду Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан по вопросам совершенствования избирательной системы Республики Татарстан, а также республиканскому совету профессиональных союзов по вопросам трудовых отношений и социальной защиты трудящихся.

Статья 95. Государственный Совет Республики Татарстан принимает законы Республики Татарстан и постановления.

Проекты законов, внесенные на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан, обсуждаются на его заседаниях.

Закон Республики Татарстан считается принятым, если на сессии за него проголосовало больше половины депутатов, работающих в Государственном Совете на постоянной основе, либо, если на пленарной сессии за него проголосовало больше половины установленного численного состава Государственного Совета Республики Татарстан.

Законы, принятые на сессиях и пленарных сессиях Государственного Совета, именуются законами Республики Татарстан.

Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Государственного Совета Республики Татарстан могут быть вынесены на народное обсуждение.

Статья 96. Законы Республики Татарстан принимаются и публикуются на татарском и русском языках.

Статья 97. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан обеспечивает организацию работы Государственного Совета Республики Татарстан; Президиум подотчетен Государственному Совету.

В Президиум Государственного Совета входят Председатель, заместители Председателя, Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан и народные депутаты Республики Татарстан, избираемые Государственным Советом.

Президиум Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет председатель Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 98. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан:

1) Созывает сессии Государственного Совета Республики Татарстан и организует подготовку его заседаний;

2) координирует деятельность постоянных и других комиссий, Комитета парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан;

3) оказывает содействие народным депутатам Республики Татарстан в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;

4) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Республики Татарстан и других наиболее важных вопросов государственной жизни;

5) публикует законы Республики Татарстан и другие акты, принятые Государственным Советом Республики Татарстан, Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан;

6) решает другие вопросы организации работы Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 99. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан принимает постановления.

Статья 100. По истечение срока полномочий Государственного Совета Республики Татарстан Президиум Государственного Совета Республики Татарстан сохраняет свои полномочия вплоть до образования Государственного Советом Республики Татарстан нового Президиума Государственного Совета.

Статья 101.Председатель Государственного Совета Республики Татарстан является высшим должностным лицом Государственного Совета Республики Татарстан, представляет Государственный Совет в отношениях с другими органами республики, а также парламентами других государств и организует работу Государственного Совета и его Президиума:

1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Государственного Совета Республики Татарстан, подписывает постановления, принятые Государственным Советом Республики Татарстан и Президиумом Государственного Совета Республики Татарстан;

2) представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуры для избрания на должность заместителей Председателя Секретаря и членов Президиума Государственного Совета Республики Татарстан, персональный состав Верховного суда и Высшего арбитражного суда Республики Татарстан, половину персонального состава Конституционного суда Республики Татарстан, половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;

3) представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;

4) председательствует на сессиях Государственного Совета Республики Татарстан.

Заместители Председателя Государственного Совета Республики Татарстан выполняют по уполномочию Председателя Государственного Совета Республики Татарстан отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

Заместители Председателя Государственного Совета Республики Татарстан выполняют по уполномочию Председателя Государственного Совета Республики Татарстан отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет аппарат Государственного Совета.

Статья 102. Государственный Совет Республики Татарстан из числа народных депутатов образует постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета Республики Татарстан, а также для содействия проведению в жизнь законов Республики Татарстан и иных решений, принятых Государственным Советом Республики Татарстан, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

Постановления комиссий, направленные на устранение нарушений законов, обязательны к исполнению.

Компетенция, порядок организации и деятельности постоянных комиссий Государственного Совета Республики Татарстан определяются законом.

Государственный Совет Республики Татарстан создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Статья 103. Законы Республики Татарстан принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями Государственного Совета Республики Татарстан.

Назначение и избрание должностных лиц в состав Кабинета Министров Республики Татарстан, Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда Республики Татарстан, а также Прокурора и Председателя Следственного комитета Республики Татарстан производятся после предварительного рассмотрения кандидатур в соответствующих постоянных комиссиях Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 104. Народный депутат Республики Татарстан на заседаниях Государственного Совета Республики Татарстан имеет право обратиться с запросом к Президенту Республики Татарстан, Председателю Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинету Министров, Премьер-министру, министрам Республики Татарстан, руководителям других органов, образуемых или избираемых Государственным Советом Республики Татарстан (кроме судов). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или, по требованию народного депутата, письменный ответ в Государственном Совете не более чем в трехдневный срок.

Народный депутат Республики Татарстан не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 105. Государственный Совет Республики Татарстан осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

ГЛАВА 11. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 106. Главой государства в Республике Татарстан является Президент.

Статья 107. Президент Республики Татарстан выступает гарантом прав и свобод личности в Республике Татарстан, суверенитета республики, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан, а также международных договоров Республики Татарстан.

Статья 108. Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин Республики Татарстан не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан избирается гражданами Республики Татарстан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Выборы Президента Республики Татарстан проводятся на альтернативной основе. Выборы Президента Республики Татарстан считаются действительными, если в них приняло участие более половины избирателей. Избранным считается кандидат, получивших более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Порядок выборов Президента Республики Татарстан определяется Законом Республики Татарстан о выборах Президента Республики Татарстан.

Статья 109. Президент Республики Татарстан не может занимать иные должности, а также быть народным депутатом Республики Татарстан и местных Советов народных депутатов.

Статья 110. При вступлении в должность в течение одного месяца после объявления результатов выборов Президент Республики Татарстан приносит присягу на верность народу и Конституции Республики Татарстан. Текст присяги и порядок ее принесения утверждаются Государственным Советом Республики Татарстан.

Статья 111. Президент Республики Татарстан:

1) обеспечивает права и свободы граждан Республики Татарстан, государственный суверенитет Республики Татарстан, безопасность и территориальную целостностью республики, законность и правопорядок на ее территории;

2) возглавляет систему органов государственного управления Республики Татарстан и обеспечивает их взаимодействие с Государственным Советом Республики Татарстан;

3) направляет деятельность местных администраций, назначает по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов и освобождает от должности глав администраций районов и городов республиканского подчинения, предлагает кандидатуру на должность главы администрации для избрания гражданами, если он не является депутатом от данной территории;

4) представляет Государственному Совету Республики Татарстан ежегодно проект консолидированного бюджета Республики Татарстан, доклады о внутреннем и внешнем положении республики, информирует Государственный Совет о важных вопросах жизни республики, вправе участвовать в работе Государственного Совета Республики Татарстан и его Президиума;

5) представляет Государственному Совету Республики Татарстан на утверждение кандидатуру на пост Премьер-министра Республики Татарстан. По согласованию с Государственным Советом Республики Татарстан формирует Кабинет Министров Республики Татарстан, вносит в его состав изменения, освобождает от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров Республики Татарстан. Представляет Государственному Совету Республики Татарстан предложения об образовании и упразднении Министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;

6) представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;

7) представляет Государственному Совету Республики Татарстан на утверждение кандидатуру на пост Председателя Национального банка Республики Татарстан;

8) представляет Государственному Совету Республики Татарстан половину персонального состава Конституционного суда Республики Татарстан, половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и ее Председателя;

9) представляет Государственному Совету Республики Татарстан кандидатуры на пост Прокурора Республики Татарстан, Председателя Следственного комитета Республики Татарстан, а также входит в Государственный Совет Республики Татарстан с представлением об их освобождении;

10) представляет Республику Татарстан в международных отношениях; назначает и отзывает представителей Республики Татарстан в иностранных государствах и международных организациях; заключает договоры с иностранными государствами; принимает верительные и отзывные грамоты от полномочных представителей иностранных государств;

11) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан и предоставления политического убежища;

12) подписывает законы Республики Татарстан; вправе не позднее чем в двухнедельный срок со дня представления принятого закона на подпись Президенту возвратить закон со своими возражениями в Государственный Совет Республики Татарстан для повторного обсуждения и голосования. Если Президент в установленный срок не вернул закон на повторное рассмотрение или Государственный Совет не менее чем двумя третями голосов от установленного численного состава Государственного Совета подтвердил ранее принятое решение, Президент обязан подписать закон;

13) вправе отменять постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан, акты глав администраций районов и городов республиканского подчинения в случае противоречия их Конституции и законам Республики Татарстан, указам Президента Республики Татарстан;

14) награждает государственными наградами Республики Татарстан;

15) учреждает и вручает международные премии Республики Татарстан;

16) осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан;

17) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствие с законом чрезвычайное положение в Республике Татарстан или в отдельных ее местностях с одновременным внесением принятого решения на утверждение Государственного Совета Республики Татарстан;

18) принимает решение о проведении республиканского народного голосования (референдума) в случае непринятия такого решения Государственным Советом по представлению Президента Республики Татарстан;

19) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Татарстан, статус которого определяется законом Республики Татарстан;

20) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Татарстан, а также вытекающие из международных обязательств Республики Татарстан.

Статья 112. Президент Республики Татарстан в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан для осуществления своих функций образует Аппарат Президента.

Статья 113. Личность Президента Республики Татарстан неприкосновенна. Честь и достоинство Президента охраняются законом.

Статья 114. Президент Республики Татарстан может в любое время подать в отставку. Вопрос о принятии отставки Президента решается Государственным Советом Республики Татарстан.

Статья 115. В случае временного отсутствия Президент Республики Татарстан может возложить исполнение своих обязанностей на Премьер-министра Республики Татарстан.

Если Президент Республики Татарстан по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента, исполнении его полномочий переходит к Премьер-министру Республики Татарстан.

Президент Республики Татарстан по истечении срока полномочий продолжает исполнять свои обязанности до принесения присяги вновь избранным Президентом Республики Татарстан. Выборы нового Президента Республики Татарстан проводятся в соответствии с Законом.

Президент может быть освобожден от должности за нарушение Конституции решением Государственного Совета Республики Татарстан, принятым с учетом заключения Конституционного суда Республики Татарстан. Предложение о возбуждении обвинения против Президента вносится не менее чем одной третью, а решение об освобождении его от должности принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного численного состава Государственного Совета путем открытого голосования.

ГЛАВА 12. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 116. Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан - является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан и подчиняется Президенту Республики Татарстан.

Статья 117. Кабинет Министров Республики Татарстан состоит из Премьер-министра, его первых заместителей, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления Республики Татарстан.

Статья 118. Кабинет Министров Республики Татарстан ответственен перед Президентом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан.

Вновь образованный Кабинет Министров Республики Татарстан предоставляет на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.

Кабинет Министров Республики Татарстан не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Советом Республики Татарстан.

Государственный Совет Республики Татарстан может выразить недоверие Кабинету Министров Республики Татарстан, что влечет его отставку.

Постановление по этому вопросу принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного численного состава Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 119. Кабинет Министров Республики Татарстан правомочен решать все вопросы государственного управления, поскольку согласно Конституции Республики Татарстан они не входят в компетенцию Президента Республики Татарстан.

В пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан:

1) разрабатывает текущие и перспективные государственные программы экономического и социального развития Республики Татарстан, проект консолидированного бюджета Республики Татарстан, источники доходов и направление расходов валютных фондов республики; принимает меры по осуществлению государственных программ и бюджета; представляет Государственному Совету Республики Татарстан отчеты о выполнении программ и исполнении бюджета;
2) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, охраны труда и здоровья населения, по развитию науки и техники, по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; осуществляет общегосударственную политику ценообразования, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными объектами, находящимися в государственной собственности Республики Татарстан;
3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие республики, районов и городов;
4) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
5) осуществляет меры по защите интересов государства, охране всех форм собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
6) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;
7) утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и ведомствах;
8) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Кабинете Министров Республики Татарстан по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
9) направляет деятельность местной администрации.

Статья 120. Кабинет Министров Республики Татарстан на основе и во исполнение законов Республики Татарстан, решений Государственного Совета Республики Татарстан и указов Президента Республики Татарстан издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.

Статья 121. Кабинет Министров Республики Татарстан имеет право приостанавливать постановления и распоряжения глав администраций районов и городов республиканского подчинения.

Кабинет Министров Республики Татарстан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Татарстан, других подведомственных ему органов.

Статья 122. Кабинет Министров Республики Татарстан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Татарстан и других подведомственных ему органов.

Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Татарстан руководят соответствующими отраслями управления и осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Президенту Республики Татарстан и Кабинету Министров Республики Татарстан.

Статья 123. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан, порядок его деятельности, отношения с государственными органами Республики Татарстан определяются Законом о Кабинете Министров Республики Татарстан.

ГЛАВА 13. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.

Статья 124. Представительными органами государственной власти в районах, городах республиканского подчинения, районах в городах являются соответствующие Советы народных депутатов.

Статья 125. Местные Советы народных депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно решают все вопросы местного значения, в том числе экономического и социально-культурного развития, утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Местные Советы образуют свои органы, самостоятельно устанавливают их структуру и штаты, принимают решения в соответствии с Конституцией и законами Республики Татарстан.

Компетенция, порядок организации и деятельности местных Советов народных депутатов и их органов определяются законом Республики Татарстан.

Статья 126. Решения местных Советов народных депутатов обязательны для исполнения нижестоящими Советами народных депутатов, органами местного самоуправления, всеми находящимися на их территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, и гражданами. Решения нижестоящих Советов народных депутатов, нарушающие законы, отменяются вышестоящими Советами.

Разногласия между местными Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления разрешаются в порядке, устанавливаемом законом.

Статья 127. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью подчиненных Совету органов, предприятий, учреждений и организаций.

Статья 128. Функции управления в районе, городе, районе города выполняет местная администрация на основе и во исполнение законов Республики Татарстан, актов Государственного Совета, Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, решений местных Советов.

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган Совета обеспечивает соблюдение прав и свобод и законные интересы граждан; принимает меры по обеспечению комплексного экономического и социального развития подведомственной территории; руководит подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями; координирует и контролирует в пределах своей компетенции деятельность государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на соответствующей территории; осуществляет иные функции, предусмотренные законом.

Статья 129. Местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету народных депутатов и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.

Статья 130. Деятельностью местной администрации руководит глава администрации. Глава администрации района, города республиканского подчинения назначается Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов или избирается гражданами по предложению Президента Республики Татарстан, если он не является депутатом от данной территории.

В административно-территориальных единицах, имеющих общий административный центр, по решению Президента Республики Татарстан может назначаться один глава администрации.

В случае объединения Советов народных депутатов в административно-территориальных единицах, имеющих общий административный центр, глава администрации района и города назначается Президентом Республики Татарстан с согласия объединенного Совета народных депутатов.

Глава администрации района города назначается главой вышестоящей администрации с согласия соответствующего Совета народных депутатов.

Глава местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения.

Акты главы местной администрации, противоречащие законодательству, могут быть отменены Советом народных депутатов, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом или судом.