Татары в Санкт-Петербурге
Согласно указу Петра I из центральных областей России на строительство Санкт-Петербурга прибывают тысячи работных людей. Вместе с русскими из Казани, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы совершают тысячеверстный путь и татары.
Топонимика сохранила в Петербурге на Петроградской стороне до наших дней "Татарский переулок". Таким образом, татары влились в многонациональную фактуру Северной Пальмиры с первых дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами населения (немцами, финнами, шведами) они составили особую замкнутую прослойку жителей столицы империи.
Татары никогда не теряли связи с корнями своих предков, постоянно поддерживали связь с местами выхода. Принявшие христианство татары составили довольно значительный перечень аристократических дворянских фамилий России (Ширинский, Шехматов, Шереметьев, Мещерский, Апраксин, Аксаков, Нарышкин, Юсупов, Тургенев, Карамзин, Жуковский, Суворов, Рахманинов, Державин, Танеев, Тимирязев, Чаадаев и др.).
В Санкт-Петербург Габдулла Тукай приехал в 20 числах апреля 1912 года по приглашению татарской общины. Он останавливался по адресу: Казанская улица, дом 5. В столице он встречается с редактором газеты «Нур» А.Баязитовым, с другими представителями татарской общины. Несколько тысяч татар постоянно проходили службу в частях императорской гвардии в Петербурге, на кораблях Балтийского флота в Кронштадте. Существовала небольшая прослойка дворян из военных и духовенства. Трудовая деятельность этой небольшой этнической группы петербургского населения была довольно разнообразна. В качестве рабочих татары славились добросовестностью, выносливостью, честностью, трезвостью, аккуратностью и пользовались спросом у работодателей. Состоятельные аристократы столицы предпочитали нанимать кучеров и конюхов из татар.
Татары вели крупную торговлю мехами, кожей, коврами и ковровыми тканями, сукном, легкими тканями, галантерейными товарами, готовым платьем. Уже с конца XIX века в России некоторые отрасли торговли хлебом, кожей, солью всецело находились в их руках. Петербургские татары держали все железнодорожные рестораны и буфеты по Николаевской, Царскосельской, Варшавской и Балтийской железным дорогам, от Петербурга до Москвы и даже Варшавы, а также несколько крупных городских ресторанов: на Невском проспекте ресторан "Крестовский сад" Ялышева, ресторан Карамышева и большой ресторан Николаевского вокзала Байрашева. В Новой Деревне купец I гильдии Рахматулла Халитов содержал знаменитый на всю столицу фешенебельный ресторан "Самарканд", который славился цыганскими хорами.
Большой популярностью у петербуржцев пользовалась рыбная торговля "Мусина и наследников". Фирма торговала красной рыбой холодного и горячего копчения, икрой, а также имела живорыбные садки на Круглом рынке и на Фонтанке. В начале XX века прислуга в императорском Зимнем дворце была в основном укомплектована из татар (100 человек). В начале XVIII века через реку Фонтанку был построен деревянный мост батальоном рабочей команды, которым командовал капитан, а затем подполковник Аничков. По преданию, родоначальником старинного рода Аничковых был татарский царевич Берка, перешедший в начале XIV века из Золотой Орды на службу к Ивану Калите.
В 1881 году ахун второго магометанского прихода Атаулла Баязитов от имени петербургских мусульман обратился к властям за разрешением на строительство мечети. Первое богослужение в мечети прошло 21 февраля 1913 года в день празднования 300-летия дома Романовых. До 1939 года мечеть была действующей. С 1956 года служба в мечети возобновилась.
В 1990 году возобновлено издание газеты «Нур». Первая в России татарская газета была основана в Санкт-Петербурге татарским просветителем, богословом и общественным деятелем Атауллой Баязитовым в 1905 году. К 300-летию Санкт-Петербурга на Пискаревском кладбище была создана Аллея Памяти. В 2001 году, в день прорыва блокады Ленинграда, на Аллее Памяти была открыта Мемориальная доска с надписью «Республика Татарстан. Вечная память землякам – защитникам блокадного Ленинграда».