Татары в Башкортостане


По результатам переписи населения 2002 года в Башкортостане живут 990702 татарина, что составляет 24,1% всего населения. Основная их часть сосредоточена на северо-западных землях республики, относившихся в свое время к территории Казанского ханства. Это Балтаческий, Белебеевский, Бижбулякский, Благоварский, Буздякский, Бураевский, Дюртюлинский, Ермекеевский, Калтасинский, Кигинский, Краснокамский, Кушнаренковский, Стерлибашевский, Туймазинский, Чекмагушский, Чишминский, Шаранский и Янаульский районы.

Есть много версий относительно того, когда татары появились на территории современного Башкортостана. Считается, что татары уже жили там до оседания на этих землях кочевого племени башкир. В XIII-XIV веках на территории современного Северо-Западного Башкортостана образовалась отдельная довольно устойчивая этническая зона (объединение). Основу ее составили около 20-ти булгарских и кипчакских племен.

После нашествия Ивана Грозного многие башкирские племена заключили с русскими союзнические договоры, согласно которым стороны обязывались оказывать друг другу военную помощь в отражении внешней агрессии, за что башкиры должны были платить ясак (дань). Русские же при этом не имели права претендовать на башкирские земли под страхом «государевой опалы». В эти относительно мирные земли и ушла часть спасшихся после взятия Казани татар. В том числе и обижаемое Иваном Грозным татарское дворянство – мурзы. Известно, что целые группы татар покупали у башкир землю под свои деревни, так что к концу XVIII века в отдельных районах Башкортостана татары по численности превосходили местное население.

На башкирских землях сформировались четыре группы татар: типтяри, "новые башкиры", служилые татары или мишари (мещеряки), кряшены. Жители Западного Башкортостана в этнографическом отношении ближе к булгарскому миру, к казанским татарам, башкиры - к тюркам Средней Азии, Аральского побережья, Восточной Сибири.

Будучи грамотными людьми, мурзы много сделали для просвещения местных татар и башкир. Старшее поколение жителей Башкирии хорошо помнит как в 1920-30 гг. в татарских и башкирских школах учительствовали потомки татарских дворянских родов. В школах почти всегда можно было встретить учителей с фамилией Акчурин, Биглов, Еникеев, Мамлеев, Терегулов, Сакаев, Кудашев, Чанышев. На своей второй родине татары отнюдь не противопоставляли себя башкирам. Наоборот, в словах и в делах они защищали общие интересы.

И татарам, и башкирам хорошо известно имя Гайсы Хамидулловича Еникеева, мурзы из местечка Каргалы Белебеевского уезда Уфимской губернии, который начинает свой путь простым учителем и вскоре уже возглавляет одно из крупнейших мусульманских медресе России «Хусания». В 1907 году Еникеев избирается депутатом Государственной Думы от Казанской губернии, становится членом комиссии Думы по народному просвещению. В своих выступлениях он защищает интересы не только татарского народа, но и всех тюркских, мусульманских народов, против их русификации, христианизации, расхищения их земель.

Еще один пример – Мирсаит Султан-Галиев – яркий представитель национальной интеллигенции, политический деятель, исследователь социально-политических, общественных и религиозных движений среди татар и башкир. Лучшим его другом был башкирский национальный лидер Заки Валидов – единомышленник по практическому осуществлению национальной политики в тюркском мире. В 1918 году они разрабатывают идею общего государства – Татаро-Башкирской Автономной Республики.

Всем татарам хорошо известно имя Галимджана Ибрагимова, писателя и политического деятеля, но не все знают, что родился он в Башкирии, в деревне Султанмуратово.

Своеобразным «лидером по выпуску» татарских знаменитостей является Янаульский район. Оттуда родом братья Юзеевы. В ученом мире пользуется большим авторитетом доктор филологических наук, член-корреспондент Академии Наук Республики Татарстан, лауреат государственной премии Татарстана имени Г. Тукая Нил Юзеев. Он внес огромный вклад в создание программ, учебников по татарской литературе для школ и вузов, в подготовку молодых ученых в качестве научного руководителя. Его брат, поэт и драматург Ильдар Юзеев - лауреат Государственных премий Татарстана имени Г. Тукая и М. Джалиля. Уроженцами этого района являются татарские художники слова: известный драматург Риза Ишмурат, писатели Нурихан Фатах, Эдип Маликов, Рамзи Илялов, Саит Кальметьев, поэтесса Сажида Сулейманова, заслуженный работник искусства Республики Татарстан Эрот Зарипов.

В Белебейском уезде Уфимской губернии родился один из основоположников татарского театра Ильяс Кудашев-Ашказарский. В Уфе творил знаменитый татарский общественный деятель, писатель и редактор Риза Фахретдин. Башкирская земля вырастила выдающихся татарских писателей Мажита Гафури, Шаехзаду Бабича. Первый спектакль на татарском языке был поставлен в апреле 1906 года в Уфе. Играли драму Гаяза Исхакый «Жизнь с тремя женами».

Сейчас в Башкортостане работают татарские школы (494), выпускаются 30 печатных СМИ на татарском языке общим тиражом 190000 экземпляров, транслируются радио и телепередачи на татарском языке. Есть два национальных театра. Художественную и детскую литературу на татарском языке выпускает издательство «Китап». Восемь башкирских музеев специализируются на татарской культуре.

Татары в Башкирии не утратили национального своеобразия. И в наши дни можно поприсутствовать на татарских праздниках и обрядах. Так, например, широко известный в России праздник плуга Сабантуй ежегодно проводится и в Башкортостане. Также очень трепетно относятся татары к религиозным обрядам, которые неизменно исполняются из года в год: «Ураза ае» – месяц поста, «Корбан гаете» – праздник жертвоприношения, «коран уку» – чтение Корана, «дога кылу» – чтение молитвы, «садака өләшү» - раздача подаяния. Из свадебных обрядов самым популярным является «никах» - сватовство и выкуп невесты. Новорожденному ребенку татары обычно посвящают особый праздник – «беби ашы» или «беби чэе», на котором ребенку дают имя, проводят обряд «авызландыру» - смазывают губы ребенка медом и желают ему благополучия.

В последние годы татарскими общественными организациями в Башкортостане поднимается вопрос о придании татарскому языку статуса государственного, т.к. он является родным языком для значительной части населения.