1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Необходимость выработки таких механизмов во многом вытекает из уже сделанного Правительством, из тех его конкретных шагов, которые были направлены на поддержку и структурную перестройку ряда отраслей промышленности и отдельных предприятий, и которые уже дали зримые положительные результаты.

В значительной мере оправдали себя мероприятия, направленные на реформирование химической и нефтехимической отрасли. Вместе с тем, из 14 бюджетообразующих предприятий химии и нефтехимии четыре из них не смогли достигнуть уровня 1996 г. В их числе - АО "Нижнекамскшина" (Р.С.Ильясов), "Нэфис" (А.М.Рахматуллин), "Тасма-холдинг" (Д.М.Исхаков) и "Полимерфото" (Р.Т.Галимов).

Руководством республики принят ряд решений по строительству крупных химических и нефтехимических производств. В первую очередь - это Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод. Его ввод позволит перерабатывать в республике значительную часть добываемой нефти. Это не только удовлетворит потребности в сырье наших предприятий, но и позволит отгружать продукты переработки нефти за пределы Татарстана.

В этом году предстоит завершить все согласования и начать работу по схеме замещения нефти поставками углеводородного сырья ШФЛУ на Нижнекамскнефтехим, выгода от которой очевидна. Речь, в первую очередь, идет о загрузке мощностей НКНХ, в т.ч. производства этилена, что, в конечном счете, позволит увеличить объем и получить более дешевый каучук СКИ-3. А это и дополнительный экспорт и загрузка шинного производства республики.

Стабильно сработали в прошлом году нефтяники. Добыча нефти составила 25,5 млн.тонн. В нефтедобывающей отрасли идет активное стимулирование инвестиций. Создаются новые организационные формы, ориентированные на повышение добычи нефти за счет ввода новых месторождений и повышения нефтеотдачи пластов, а также - ориентированные на замещение экспорта сырья и полуфабрикатов экспортом готовой продукции.

Стратегия дальнейшего развития нефтяной и химической отраслей республики видится в создании устойчивого, вертикально интегрированного, экономически конкурентоспособного комплекса, по примеру тех структур, которые уже существуют на российском экономическом пространстве.

Это касается стратегии роста на внутриреспубликанском уровне. Но сегодня этого уже недостаточно. Необходимо идти вперед к новому стратегическому партнерству, а в отдельных случаях и более глубокой интеграции с крупнейшими нефтяными компаниями и нефтехимическими комплексами Башкортостана, Москвы, Украины, поиска возможностей участия в разработке нефтяных месторождений Ирака, Ирана и других стран.

И задача здесь связана не только с производством конкурентной продукции по качеству и цене, но и с завоеванием новых рынков сбыта. Данная проблема приобретает сегодня особую актуальность.

Кроме того, перед нефтяниками стоит задача увеличения капитальных вложений по воспроизводству запасов углеводородного сырья. Достаточно сказать, что за 1997 г. их прирост составил всего 7 млн. тонн (или 28% от уровня добытой нефти). Хотя вполне очевидно, что воспроизводство должно опережать или равняться объемам добычи нефти.

Положительные сдвиги наметились в топливно-энергетическом комплексе. В прошлом году практически сведена на нет задолженность энергетиков бюджету республики и России. Выполнен график погашения задолженности перед РАО "Газпром" с выходом на стабильную оплату текущих платежей.

В целях более эффективного развития энергетики на днях подписан протокол между Правительством РТ и РАО "Газпром", а также - Программа развития стратегического партнерства с РАО "Газпром" на 1999-2000 гг. Это позволит выйти на качественно новый уровень взаимоотношений и создать реальную базу для производства и реализации избыточной электроэнергии. Необходимо не упустить шанса развития стратегического сотрудничества с самым перспективным в смысле емкости рынка и самым платежеспособным российским партнером.

Актуальной проблемой энергетической отрасли является завершение в т.г. акционирования "Татэнерго". Важно в ходе реформирования обеспечить полное сохранение работоспособности энергосистемы в условиях самофинансирования, сохранение в собственности республики объектов, имеющих стратегическое значение.

Иначе обстоит дело в оборонной промышленности, которая составляет основу машиностроении. Здесь занято свыше 23% работающих в промышленности. Однако доля продукции этой отрасли составляет менее 6%. В 1997 г. выпуск ее снизился до 81,4% к уровню 1996 г. На 30 процентах предприятий имело место сокращение производства как военной, так и гражданской продукции.

Важно определиться с причинами такого положения, выработать основные направления нашей работы в этой отрасли. Тем более, что именно этот сектор промышленности определяет дальнейшую перспективу развития экономики республики, позволяет развивать ее за счет неиссякаемых ресурсов - добавленного труда. С ним связано и сохранение интеллектуального потенциала Татарстана.

Неудовлетворительная в целом тенденция в отрасли имеет некую объективную причину, заключающуюся в том, что только в декабре прошлого года Правительством России, в том числе по нашему настоянию была принята Федеральная программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности, которая позволяет на правовой основе проводить крупные преобразования по диверсификации производства.

А в том, что именно на этом пути возможен успех свидетельствует опыт КМПО (А.Ф.Павлов), ОАО "Казанский вертолетный завод" (А.П.Лаврентьев). Суть его состоит в том, что руководители этих предприятий прекратили надеяться на оборонный заказ и сделали решительную ставку на новую продукцию, сконцентрировали свои усилия на привлечении инвестиций именно для этого.

Аналогичную линию при поддержке Правительства Татарстана ведет новое руководство КАПО (Н.Г.Хайруллин), Зеленодольского судостроительного завода имени Горького (Г.И.Алексеев ), завода Точмаш (Н.Я.Гайнутдинов), где мы ожидаем в перспективе хороших результатов.

Понятно, что на итогах работы предприятий сказываются неблагоприятные макроэкономические факторы, среди которых важнейшими остаются низкий уровень инвестиционной активности, высокие процентные банковские ставки, упоминавшийся налоговый пресс, отсутствие четко выраженной политики поддержки отечественного производителя и т.д. Но при всем этом основным сдерживающим фактором стабилизации работы и дальнейшего развития отрасли является отставание в институциональных преобразованиях в оборонке, да и в машиностроении в целом. По-прежнему отсутствует на большинстве предприятий целостная стратегия развития с учетом рыночных условий, затянулось реформирование управленческих структур, не вышли на первое место такие краеугольные в рынке приоритеты хозяйствования как высокое качество продукции и низкая ее себестоимость.

Несмотря на почти десятилетие работы в условиях рынка многие руководители по-настоящему так и не осознали необходимость профессионального маркетинга и подчинение его требованиям деятельности всех без исключения служб предприятий и самого руководства.

Недооценивается значение сертификации производства, планомерное обучение и повышение квалификации кадров. Все это сказалось на конечных результатах работы многих предприятий. И, если правильный учет этих факторов способствует тому, что АО "Алнас" (А.И.Прошечкин), ПО "Теплоконтроль" (В.К.Кулагин), "Сантехприбор" (А.М.Мухаметзакиров), "Альметьевский трубный завод" (А.М.Токарев) достаточно стабильно работают в неблагоприятной макроэкономической обстановке,

то игнорирующие эти принципы руководители предприятий "Серп и молот" (И.Н.Шишкин), "Медаппаратура" (В.А.Феоктистов), "Татэлектромаш" (И.С.Магизов), КОМЗ (М.М. Назмиев) так и не обеспечили сколь-нибудь устойчивого положения своих предприятий. Не видно у них и перспективы в будущем.

Самокритично должен сказать, что такие недостатки имеют место на государственных предприятиях и в акционерных обществах, где государство сохраняет решающее влияние. В этих условиях:

  • Госкомимуществу (И.Б. Фаттахов) необходимо выработать программу стимулирования внутренних преобразований на предприятиях и их реструктуризации, которые позволят в самые сжатые сроки достичь соответствия управления требованиям рынка.
  • С учетом утвержденной российской программы реструктуризации оборонных производств на каждом предприятии следует в короткие сроки определиться с открывающимися возможностями по диверсификации и представить перечень конверсионных программ для конкурсного отбора с целью дальнейшего их финансирования за счет средств федерального бюджета.
  • В результате целенаправленных усилий Президента и Правительства республики в ходе визита первого заместителя Минобороны России Н.Михайлова заключено соглашение, которым предусмотрено создание режима особого благоприятствования предприятиям Татарстана. И этим надо воспользоваться.
Руководителям НПЦ "Радиоэлектроника", ГП "Радиоприбор" и ТПО "Свияга" необходимо не упустить уникального шанса создания федерального центра по основной тематике своих предприятий.
  • Госкомимуществу (И.Б.Фаттахов) и Минэкономики (Д.Б.Бикбов) необходимо перейти к фактической реализации программ республиканского госзаказа предприятиям, развития внутриреспубликанской кооперации производств и взаимных поставок комплектующих изделий. Совместно с Минфином им необходимо проанализировать историю кредиторской задолженности ведущих машиностроительных предприятий, достигающей десятков млрд. рублей, и по опыту решения подобной проблемы на ОАО "КАМАЗ" предложить меры по ее реструктуризации.
Наконец, следует, определиться с предприятиями, которым достаточно выделения прямых инвестиций для формирования оборотного капитала и резкого подъема производств, за счет выпуска перспективной продукции. Актуальной остается задача создания крупных холдинговых компаний и финансово-промышленных групп.

Все эти вопросы неоднократно ставились на совещаниях разного уровня. Однако программы четких действий по отношению к конкретным предприятиям и отраслям до сих пор нет. В условиях, когда Департамент промышленности (А.З.Каримов) затянул решение данного вопроса, Президент в своем Послании поручил Премьер-министру взять это направление под свой личный контроль.

К числу опорных отраслей промышленности относится автомобилестроение. В целом ситуация в этой отрасли зависит от положения дел на КамАЗе. Накопившиеся проблемы КамАЗа позволяют сделать вывод, который в целом характеризует состояние нашей экономики, - необходимо незамедлительно переходить на учет прямых затрат по общепринятым в мире стандартам.

На автогиганте только прямые затраты на производство продукции составляют более половины ее продажной цены. Следовательно, должны быть подвергнуты тщательной ревизии все составляющие постоянных затрат. Такая работа на КамАЗе начата. Ее необходимым продолжить на всех наших предприятиях. И, в первую очередь, на градо- и бюджетообразующих.

Предварительный анализ показывает, что объем поступающих денежных средств от реализации продукции на большинстве предприятий соотносим с прямыми затратами по ее выпуску. Это, в свою очередь, позволяет решить острейшую проблему с невыплатой заработной платы и дефицитом оборотных средств уже в ближайшие месяцы.

В 1997 г. продолжалась реализация проекта по созданию Елабужского автомобильного завода с участием Корпорации "Дженерал Моторз". Камнем преткновения здесь является нерешенность вопроса финансирования. Суммарная задолженность федеральных органов ЕлАЗу за 1996-97гг. составляет более 300 млрд. рублей.

Новый импульс развитию ЕлАЗа должно придать создание Свободной экономической зоны "Алабуга", законопроект о которой находится на рассмотрении в Госсовете. Достоинством закона является ориентация инвесторов на создание конкурентоспособной продукции машиностроения. Подобных зон в РФ практически нет, а те, что созданы (Ингушетия, Находка), - не были изначально ориентированы на производство. Принятие же закона позволит развернуть целый ряд новых проектов.

Указ Президента России "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для отечественной автомобильной промышленности" открывает широкие возможности и для решения таможенных вопросов. Нам важно, чтобы Госкомимущество (И.Б.Фаттахов) совместно с Минэкономики (Д.М.Бикбов) смогли организовать производство комплектующих так, чтобы большая часть заказов от ЕлАЗа попадала на наши машиностроительные предприятия, включая и ВПК. Это даст дополнительную занятость, загрузку мощностей и поднимет конкурентоспособность наших производств.

Критическим продолжает оставаться положение дел в легкой промышленности. По итогам года спад здесь составил 17,5%. Причины неудовлетворительного положения отрасли стандартные - хронические неплатежи, опережающий рост цен на сырьевые ресурсы по сравнению с ценами на готовую продукцию. Практически полностью потеряна республиканская сырьевая база по шерсти, кожевенному, меховому и льняному сырью. Достаточно сказать, что производители меховых и кожевенных изделий (АО "Мелита") при выборе поставщиков сырья отдают сегодня предпочтение зарубежным партнерам. Тем самым, перекрываются рынки сбыта татарстанским товаропроизводителям. Хотя справедливости ради следует признать, что отпускные цены наших звероводов выше зарубежных. Компромисс здесь до сих пор не найден.

Директора предприятий продолжают работать по старинке, опираясь на свой жизненный опыт больше, чем на анализ конъюнктуры рынка. Выработка концепции стратегического развития подменяется решением краткосрочных задач. Эту практику нужно ломать. Рыночные условия диктуют необходимость выбора приоритетного ассортимента, стратегического партнера и сегмента рынка, определение сбытовой политики. По большому счету эти задачи остаются нерешенными. Стратегия отрасли на ближайшую перспективу должна быть сориентирована на развитие лизинга в сфере приобретения высокоэффективного оборудования; инвентаризацию активной части основных фондов и продажу неиспользуемого оборудования.

Уровень проблем, накопившихся в отраслях промышленности, достиг черты, когда необходимы качественные перемены. Промышленная политика в Татарстане должна строится на поддержке производств, которые способны дать оживление отраслей, где накоплен значительный научно-технический и кадровый потенциал, внедряются авангардные технологии. Это относится к отраслям самолетостроения, точного машиностроения, медицинской и оптической техники. Здесь у нас прочные позиции и сдавать их мы не имеем права.

В целях наращивания объемов производств, Правительством подготовлен проект Указа Президента РТ, который предусматривает освобождение от налога на прибыль продукции, произведенной сверх объемов, утвержденных в прогнозе социально-экономического развития республики на 1998 г., - в части, зачисляемой в бюджет Татарстана.

В то же время, все мы должны ясно осознать, что макроэкономические условия роста и развитие рыночных институтов не обеспечат ожидаемого эффекта без проведения реформы предприятий. Пока же этот процесс идет крайне медленно. 1998 год должен стать началом структурной перестройки промышленного производства. Именно здесь базовые гарантии конкурентоспособности экономики.

В области реформирования предприятий Госкомимуществу (И.Б.Фаттахов) совместно с Минэкономики (Д.М.Бикбов) необходимо предпринять следующие меры:

  • определить требования к предприятиям, в которых доля государственного пакета акций составляет более 25%. Речь идет - о разграничении ответственности учредителей и управляющих; снижении и постепенной ликвидации неденежных форм расчетов; о переходе на международные стандарты бухучета.
  • Разработать механизмы, стимулирующие предприятия выполнять требования, предъявляемые к ним со стороны государства (повышение ответственности руководителей за принимаемые решения, финансово-хозяйственные результаты деятельности и т.д.).
  • Необходимо создать условия для подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий с учетом требований рынка.
  • Следует изменить амортизационную политику предприятий. Включить земли предприятий в их уставный фонд. Провести переоценку активов.
Таким образом, государственная поддержка отечественных товаропроизводителей будет осуществляться только по отношению к тем предприятиям, которые соответствуют критериям реформирования. Формами такой поддержки должны стать: гарантированное выделение на возвратной основе налогового кредита под прошедший экспертизу бизнес-план, конкурсное распределение инвестиций, участие в конкурсах на государственный заказ.

В проводимой политике протекционизма отечественных товаропроизводителей основной упор должен быть сделан на формирование стимулирующего их производства налогового климата. Если и вводить налог с продаж, то вводить его надо на импортируемые товары. Здесь есть над чем задуматься всем нам.


Доклад Премьер-министра Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина на расширенном заседании Кабинета Министров Республики Татарстан 10 марта 1998г.