4. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

В прошлом году главной задачей Правительства в финансово-кредитной сфере стало обеспечение платежной и финансовой дисциплины, усиление контроля за поступлением доходов и последовательное сокращение нерациональных расходов (прежде всего дотаций и льгот).

За 1997 г. в консолидированный бюджет мобилизовано 19,2 трлн. рублей, в т.ч. поступления из налоговых источников составили - 12,1 трлн. рублей (или 122% от прогноза), поступления в консолидированные фонды - 5,7 трлн. рублей (115%). Однако, несмотря на положительный результат, доля денежных доходов составила всего 43,2% от поступивших средств.

Выполнение бюджета в наступившем году будет напряженным. Помимо традиционных сезонных факторов начала года, накладывается финансовый обвал на мировых фондовых биржах, а также решение стратегической задачи, поставленной в послании Президента РТ - наполнение республиканского и местных бюджетов "живыми" деньгами и постепенное вытеснение неденежных форм расчетов.

Проблем здесь накопилось немало. В прошлом году по бартеру было реализовано 27% продукции промышленности, в порядке взаимозачета - 29%, оплачено векселями - 6%. Тем самым, 62% реализации шло через неденежные взаиморасчеты.

И хотя усилиями Правительства начиная с апреля 1997 г. из обращения было изъято векселей на сумму 2 трлн. рублей, практика, между тем, свидетельствует: используемые меры по снижению объема неденежных операций не дают должного эффекта. Из-за необходимости погашения долгов, а, порой прикрываясь этим, по бартеру и взаимозачетам реализуется высоколиквидная продукция. В 1998 г. данные формы расчетов должны быть сведены до минимума. Перед Минэкономикой, Госкомимуществом и Минфином стоит задача дальнейшего снижения общего размера норматива уровня реализации продукции, осуществляемой в порядке бартера с 15%, установленных в IV квартале 1997 г.

Исполнение бюджета 1998 г. всецело зависит от нас с вами. Именно поэтому особое внимание Правительство и органы власти на местах будут уделять: неукоснительному выполнению обязательств по сбору налогов и других бюджетных доходов; упорядочению и сокращению расходов бюджета; усилению контроля за естественными монополиями; устранению возможностей для развития теневого сектора экономики; защите прав собственности.

На местах должны приниматься адекватные меры, направленные на полное поступление в бюджет обязательных платежей. Особенно это должно касаться дотационных районов, которые не должны превращаться в бездействующих потребителей. Для того чтобы стимулировать такую работу, Министерству финансов (Р.Н.Минниханов) необходимо осуществлять политику финансирования из республиканского бюджета пропорционально объему сбора доходов на уровне каждого района или города.

Решая проблему наполнения доходов, нам необходимо одновременно уделить особое внимание эффективному и целевому расходованию финансовых средств. Действующая система нас удовлетворить больше не может. Ее недостатки позволит устранить казначейская система исполнения бюджета, вводимая в текущем году в соответствии с Законом "О бюджетной системе РТ на 1998 год". Это поможет установить полный контроль за расходованием государственных средств всеми бюджетополучателями.

Кроме того, Правительству следует регулярно учитывать целесообразность существования тех или иных управленческих структур и принимать своевременные решения. Так, при отмене взаимозачетов с бюджетом значительно уменьшается объем работ у госпредприятия "Недоимка". При наличии при Минфине РТ госучреждения "Татгосснаб", а при Минэкономике Агентства по госзаказу - есть, по-видимому, необходимость рассмотреть вопрос о слиянии трех юридических лиц в единое целое. У республики нет возможности содержать на каждую функцию по управленческой структуре.

Давно назрел вопрос о ликвидации Отдела по подготовке зоны затопления Нижнекамской ГЭС и передаче его функций Министерству строительства и ЖКХ; о присоединении Главного управления ветеринарии при КМ РТ к Министерству сельского хозяйства и продовольствия. Есть смысл рассмотреть вопрос и о возможном слиянии некоторых министерств и госкомитетов. Осуществление указанных мероприятий позволит высвободить значительное количество средств республиканского бюджета.

В целях обеспечения целевого использования бюджетных средств, упорядочения расходов Правительством подготовлен проект Постановления "О мерах по оздоровлению государственных финансов". В нем, в частности, предусматривается установление лимитов потребления электро- и теплоэнергии для предприятий; проведение инвентаризации сети бюджетных учреждений; приостановление на два года строительства административных зданий и сооружений за счет средств республиканского бюджета; введение запрета на увеличение сети подведомственных учреждений министерств, ведомств и глав местных администраций; а также - запрета на увеличение штатной численности работников в бюджетных учреждениях.

Важнейшим каналом пополнения доходной части бюджета стало введение монополии на производство, оборот и реализацию алкогольной продукции. Ужесточение мер за полнотой сбора акцизов оправдали себя. Вместе с тем, поставленная задача по увеличению сбора акцизов еще далека от своего выполнения. Поступления акцизов при бюджетном назначении в 571,0 млрд. рублей - составили лишь 526,6 млрд. рублей.

Резерв увеличения поступлений в бюджет доходов зависит не только от наращивания объемов производства в отрасли, но и от объемов реализации ликероводочной продукции. Последний фактор напрямую связан с деятельностью местных органов власти. Ситуация здесь такова: если города и райцентры республики обеспечиваются алкогольной продукцией стабильно, то этого нельзя сказать о селе. По оценочным данным из-за отсутствия здесь продукции Татспиртпрома республиканская казна недополучила в прошлом году 150 млрд.руб.

Осуществлять целенаправленный контроль за рынком алкогольной продукции необходимо на постоянной основе. Тем более что там, где государство теряет свои позиции - их мгновенно завоевывает "теневой рынок". Достаточно сказать, что только в прошлом году на территории республики правоохранительными органами выявлено около 40 подпольных цехов. Работу по оценке теневого сектора следует вести постоянно. Это позволит предметнее знать рыночную конъюнктуру, проводить более адекватную экономическую политику. Это задача не только правоохранительных и налоговых органов, но и Госкомстата (Р.А.Хуснутдинов), Минэкономики (Д.М.Бикбов) и Минфина (Р.Н.Минниханов).

Одной из актуальных задач бюджетной политики является переход на нормативные принципы формирования местных бюджетов. Речь идет о двух немаловажных факторах. Во-первых, анализ показывает, что на уровень дефицита бюджета территорий значительное влияние оказывают затраты, вызванные вводом нового жилья и передачей объектов социальной сферы на баланс местных бюджетов. Эта акция должна сопровождаться и принятием передающим ведомством определенных обязательств по увеличению платежей.

И, во-вторых, выявилась неравномерная обеспеченность социальной инфраструктуры городов и районов. Различия между ними достигают порядкового уровня особенно по школам, детсадам, медучреждениям. Хотя во многих регионах республики имеет место и обратная ситуация, - значительное превышение обеспеченности над нормативным показателем.

Все это результат применения прежних подходов к выделению средств по капвложениям. До конца апреля т.г. необходимо разработать механизмы расчета доходной части бюджетов, а также описание бюджетного процесса и бюджетных процедур на 1999 г. Эта задача стоит как перед отраслевыми министерствами и ведомствами, так и перед Министерством финансов и Министерством экономики.

Особое значение для подъема экономики имеет создание конкурентоспособной банковской системы. Наша республика представляет большой интерес для крупнейших российских и зарубежных банков. У нас действуют 103 филиала инорегиональных банков. Функционирует 29 республиканских коммерческих банков и более 50 их филиалов.

Ресурсы, мобилизуемые коммерческими банками на начало т.г., составили 9250 млрд.рублей и возросли за прошедший год на 24%. Общая сумма кредитных вложений коммерческих банков возросла на 20% и достигла почти 3247 млрд. рублей. Удельный вес кредитов, вложенных банками в промышленность составил 28,4%, торгово-посредническую деятельность - 12,1%, строительство - 6,7%. Вместе с тем, коммерческие банки в сегодняшней ситуации слишком озабочены проблемами собственного выживания и не спешат вкладывать средства в производство по приемлемой для предприятий процентной ставке.

Правительство осознает, что банкам нужны побудительные мотивы, стимулы для кредитования приоритетных региональных программ. Нужны гарантии их вложениям. Национальному банку РТ (Е.Б.Богачев) и Минфину (Р.Н.Минниханов) необходимо разработать систему мер, направленных на вовлечение финансовых ресурсов коммерческих банков по кредитованию наиболее перспективных проектов развития экономики республики.

В целях обеспечения финансовой устойчивости коммерческих банков в республике начался процесс их укрупнения. Так, в конце 1997 года была проведена консолидация "Ак Барс" Банка и "Татинфрабанка". Вместе с тем, процесс слияния банков Татарстана находится еще в начальной стадии. Руководители некоторых банков не желают расставаться со своей мнимой самостоятельностью. В этой ситуации, видимо, свое веское слово должны сказать акционеры, заинтересованные в стабильности банка, а личные интересы руководителей должны быть отодвинуты на задний план.

В 1998 году Правительству необходимо продолжить работу по укреплению банковского сектора и оказывать всяческую поддержку банкам, ориентированным на клиента. Банкам - осуществляющим специализированные банковские услуги, заслужившим доверие населения и имеющим высокий уровень подготовки кадров. Насущная задача - развитие на базе действующих многопрофильных крупных банков рынка ипотечного и инвестиционного кредитования.

Важным элементом формирования рыночной инфраструктуры должен стать рынок ценных бумаг. Нам предстоит открыть для республиканских облигаций международный рынок. Это позволит закрепить достижения прошлого года и создать возможности для маневра ресурсами на республиканском, российском и мировых рынках.

Организацию рынка государственных ценных бумаг мы не рассматриваем как программу, преследующую только одну цель - изыскание дополнительных доходов. Особое значение для нас имеет поддержка биржевой инфраструктуры. Сейчас она развивается в основном за счет рынка гособлигаций. В перспективе должна сформироваться рыночная среда, в которой предприятия РТ самостоятельно будут решать проблемы финансирования, выходя на рынок своими акциями.

Первым шагом в этом направлении могло бы стать снятие ограничений на свободное отчуждение акций и проведение их постоянных котировок коммерческими банками. Это особенно актуально, поскольку лишь около 22% акций предприятий республики имеют в настоящее время потенциальную возможность обращения на вторичном рынке.

Актуальной проблемой является повышение эффективности управления государственным портфелем ценных бумаг, тем более что сейчас государство получает недопустимо низкий доход от своей доли акций. Кризис на финансовых рынках показал, насколько глубоко интегрирована экономика Татарстана в мировую экономическую систему. Только акции АО "Татнефть" за этот период потеряли 36% своей рыночной стоимости. Учитывая, что подобные кризисы периодически повторяются Минфину, Минэкономики, Госкомимуществу необходимо взять данную проблему под особый контроль с целью анализа ситуации и выработки соответствующих рекомендаций.

Самого серьезного внимания требует к себе рынок страховых услуг. Финансовая политика невозможна без обеспечения страховой защиты производства, благосостояния граждан, деятельности предпринимательских структур. При отсутствии такой защиты убытки от появления форсмажорных обстоятельств тяжелым бременем лягут на государство. В связи с этим, страхование следует рассматривать как один из важнейших финансово-кредитных ресурсов рыночной экономики. Минфину (Р.Н.Минниханов) необходимо уже в текущем году более целенаправленно заняться проблематикой страхового рынка. Значение его до сих пор недооценивается, а ведь коммерческие структуры давно уже нашли свою нишу в этом бизнесе.

Новая проблема, к решению которой мы приступили в прошлом году - создание в республике системы управления объектами недвижимости. Главная ее цель - защита конституционных прав собственников на недвижимость и обеспечение эффективного использования имущественно-земельного комплекса республики. А это - дополнительные ежегодные поступления в бюджет в размере 350 млн. деноминированных рублей.

Дел здесь непочатый край. Актуальным на сегодня является вопрос передачи земельных участков в собственность приватизированных предприятий с соответствующим увеличением доли государства в уставном капитале и, тем самым, вовлечение земли в экономический оборот. В настоящее время Госкомимуществом переданы в собственность земельные участки лишь Казанскому жиркомбинату, Заинской кондитерской фабрике и ОАО "Ашлама".

Обратная сторона этой проблемы - инвентаризация земель на селе. Этот процесс затронул лишь 19% всех сельхозугодий. А ведь без этого ни о каком вовлечении в хозяйственный оборот земельных ресурсов не может быть и речи. Земля до сих пор не используется в качестве объекта залога. Не выпускаются земельные облигации. Не в полной мере используется механизм конкурсной и аукционной продажи участков. Считаю, что уже в ближайшее время Госкомзему (А.А.Ефремов) совместно с Минэкономики (Д.М.Бикбов) необходимо завершить инвентаризацию всех земельных ресурсов, а также - ценовое зонирование земель. В 1998 г. рынок недвижимости обязан заработать на полную мощь.


Доклад Премьер-министра Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина на расширенном заседании Кабинета Министров Республики Татарстан 10 марта 1998г.