6. ТРАНСПОРТ

Важнейшей отраслью экономики является транспорт. Тем более, что у этой отрасли большая социальная составляющая по обслуживанию всеми видами транспортных услуг населения республики.В этой сфере мы явно недорабатываем. Неоправданно мала доля транспорта в валовом продукте республики (менее 7%), что во многом объясняется нашей пассивностью на рынке транспортных услуг.

Мы даем возможность зарабатывать автотранспортникам и речникам соседних регионов, тогда как на наших предприятиях падают технический уровень парка транспортных средств, объемы перевозок. Растут себестоимость перевозок, тарифы на транспортные услуги. По отдельным видам перевозок около 90% услуг оказывается нереспубликанскими организациями, а это - существенные потери налоговых поступлений. Крупные предприятия становятся убыточными. Доля убыточных хозяйств достигла на начало года 44,9% от их общего числа.

Вице-премьерам В.А.Швецову и И.Б.Фаттахову необходимо скрупулезно проанализировать ситуацию на транспорте, изучить вопросы экономической эффективности деятельности объединений бывшей системы "Татавтотранс", судоходной компании "Татфлот", железнодорожников, авиационных предприятий республики.

Большой поддержкой транспортникам со стороны Правительства должно стать создание лизинговой фирмы в АО КамАЗ; оказание действенной помощи в получении кредитов на закупку нового подвижного состава.

Особый разговор о пассажирских перевозках. В свое время, мы пошли навстречу администрациям городов и передали им функции управления перевозками и автопредприятиями. Однако заметного улучшения дел здесь не произошло и, в частности, в г. Казани. Численность население столицы изменилась незначительно. Практически на том же уровне остался парк автобусов, трамваев и троллейбусов. А на остановках привычным явлением стали толпы наших сограждан из-за существенного ухудшения работы городского транспорта.

При главе администрации создан комитет по транспорту со штатом аппарата в 40 человек. Тем не менее, длительное время не решаются вопросы единого диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Практически ничего не делается по оптимизации маршрутов. Мало конкретных действий по замене парка подвижного состава, разгрузке уличной сети и рациональному перераспределению транспортных потоков. Затягивать в решении всех этих вопросов дальше недопустимо.

В условиях, когда до 70% убытков транспортных предприятий компенсируется из бюджета, стабильность перевозок является государственной задачей. Для ее решения Правительством реализуется Программа производства автобусов на базе АО КамАЗ, сборки автобусов "Каросса". Перспективным представляется производство автобусов ЛиАЗ на кооперации с Ликинским автобусным заводом путем поставок комплектующих изделий, изготавливаемых в республике. Это даст возможность регулярно обновлять подвижной состав автопредприятий, изыскивая необходимый объем финансирования, в том числе за счет транспортного налога. Уже в этом году нам предстоит определиться и по организации пригородных железнодорожных перевозок, и, прежде всего, по приобретению подвижного состава в этой отрасли.

Считаю целесообразным создать при Кабинете Министров Департамент транспорта для анализа положения дел и оказания поддержки в решении вышеназванных проблем.


Доклад Премьер-министра Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина на расширенном заседании Кабинета Министров Республики Татарстан 10 марта 1998г.