8. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

В Послании Президента РТ сделан глубокий анализ социальной политики, проводимой в республике. Это освобождает меня от необходимости детализировать проделанную работу. Поэтому остановлюсь лишь на узловых проблемах.

В прошлом году Правительством были разработаны и одобрены концепции: реформы оплаты труда, жилищно-коммунальной сферы, политики занятости, реформы системы здравоохранения и образования, молодежной политики. Сейчас необходимо срочно завершить работу по этим направлениям жизни республики, тесно увязав финансовые и организационные вопросы их реализации.

В текущем году основное внимание Кабинета Министров будет сконцентрировано на решении следующих проблем:

1. Обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и снижение в целом по республике задолженности по зарплате.

В 1997 г. нам не удалось снизить остроту данной проблемы. Общая сумма задолженности на 1 февраля 1998 г. составила 2027,1 млн. рублей. Долги имеют более 4 тысяч предприятий и организаций. Задержки заработной платы стали причиной социальной напряженности во многих трудовых коллективах. Минэкономики, Госкомимущество, Госкомтруд, Государственная инспекция труда, а также профсоюзы до сих пор не могут скоординировать свои действия в разрешении этого важнейшего социального вопроса.

Для снятия остроты проблемы, Президентом РТ подписан Указ, предоставляющий право предприятиям и организациям республики резервировать до 30% средств, поступающих на их расчетные счета, для выплаты зарплаты.

Крайне медленно разворачивается работа по реализации Концепции реформы оплаты труда, одобренной Правительством еще в ноябре 1997 года. А ведь без реформирования цены труда, без приведения ее в соответствие с требованиями рыночной экономики невозможны стабилизация и экономический рост. В ближайшее время предстоит принять ряд кардинальных решений, направленных на поэтапное введение Закона РТ "О минимальном потребительском бюджете", который устанавливает соответствие среднемесячной заработной платы для хозяйствующих субъектов стоимостной величине минимального потребительского бюджета.

2. Реформа оплаты труда тесно связана с проблемой занятости и совершенствования рынка труда. Мы не можем не замечать обострение этой проблемы в ряде регионов республики, где доля незанятого населения в несколько раз превышает республиканский уровень безработицы.

Анализ социальной мобильности трудовых ресурсов свидетельствует об увеличении емкости серого рынка труда. По некоторым экспертным оценкам, около 20% занятых в трудовой сфере республики работают без фактического оформления трудовых отношений. Это огромный пласт проблем, не говоря о потерянных для бюджета доходах. Как следствие, достаточно высокой становится вероятность погрешности наших оценок и прогнозов по реструктуризации экономики.

Несовершенство законодательства о труде привело к тому, что в отдельных отраслях и на ряде предприятий быть официально безработным и получать пособие в размере татарстанской "минималки" сегодня выгоднее, нежели работать. Очевидно, что рыночная экономика требует новых форм регулирования трудовых отношений, скорейшему появлению которых и призвана способствовать Государственная программа занятости населения РТ на 1998-2000 гг.

3. Татарстан одним из первых в России внедрил систему адресных социальных пособий и компенсаций с учетом доходов семьи. В настоящее время 25 категорий граждан ежемесячно получают продовольственные чеки и жетоны на сумму более 40 млн. рублей.

Наступил следующий этап в этой работе, когда целевой характер социальной помощи и адресности выходят на первый план. Однако до сих пор отсутствует эффективная система учета доходов, что приводит к необоснованным выплатам пособий. Созданные при главах администраций отделы социальной защиты крайне малочисленны, либо их нет совсем. Не создан республиканский банк данных адресной социальной поддержки населения. Законодательно не решены вопросы декларирования доходов всем населением. Все это не позволяет идти дальше по пути совершенствования адресности выплат и механизма их финансирования.

Считаю, что в решении этих проблем нет должной инициативы и государственного подхода со стороны Минсобеса (К.Н.Новикова) и Минфина (Р.Н.Минниханов). Насущной потребностью становится упорядочение социальных льгот и переход от их предоставления по признаку принадлежности к той или иной социальной категории - к распределению по индивидуальным потребностям, к заявительному характеру конкретных групп населения. В настоящее время подготовлен комплект документов по совершенствованию механизмов реализации Программы адресной социальной защиты. Данную работу необходимо ускорить и представить в целостности на рассмотрение Правительства. С их принятием эта система должна заработать во всей своей полноте.

4. Пенсионная реформа. Начиная с февраля 1998 г. объем выплат пенсий в целом по республике возрос на 10% и составил свыше 350 млн. рублей в месяц. Однако ритмичность выплаты пенсий может быть нарушена из-за растущей задолженности платежей в пенсионный фонд. На 1 января т.г. просроченная задолженность предприятий и организаций в Пенсионный фонд составила 3607 млн. рублей и увеличилась за прошедший год почти в два раза.

Огромную задолженность по этой статье имеют предприятия Набережных Челнов, Нижнекамска, Заинска, Бугульмы, Альметьевска, Азнакаево, Бавлинского, Мамадышского, Нурлатского, Черемшанского, Буинского и Актанышского районов.

Поступление средств в феврале (по состоянию на 1 марта) составило 256 млн. рублей или 65% от плана. Правительство совместно с главами администраций должно упорядочить эту работу, повысить требовательность к руководителям хозяйствующих субъектов за своевременность перечисления страховых взносов и научиться применять к ним все предусмотренные законом средства воздействия - вплоть до расторжения контрактов. Уже сейчас надо проводить мероприятия по пенсионному реформированию. Среди них: учет всех работающих граждан и введение индивидуального учета страховых взносов. Формирование единой республиканской пенсионной службы.

Управляющему отделением Пенсионного фонда В.К.Алексееву, Министру социального обеспечения К.Н.Новиковой необходимо в двухмесячный срок подготовить все необходимые нормативно-правовые документы по созданию такой службы в республике.

5. Реформа здравоохранения. Здравоохранению республики удалось сохранить объем и качество медицинской помощи, рационально использовать кадры, внедрять высокоэффективные технологии. Однако в отрасли продолжают накапливаться и негативные тенденции. Ухудшился в целом потенциал здоровья людей. Не сокращается смертность. Продолжается рост коммерциализации медицинских услуг. Лекарственная помощь становится малодоступной из-за высоких цен на медикаменты.

Не в полном объеме выполняются базовая программа обязательного медицинского страхования, постановление КМ РТ, предусматривающее выделение средств из местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Особенно это касается Бугульминского, Черемшанского, Новошешминского, Кукморского и Камско-Устьинского районов, г. Казани.

Сложившиеся условия требуют от Министерства здравоохранения (К.Ш.Зыятдинов) пересмотра приоритетов в охране здоровья населения, самой организации медицинского обеспечения, усиления амбулаторно-поликлинической помощи.

В феврале т.г. Правительством одобрена Концепция среднесрочной программы реформирования здравоохранения на 1998-2002 гг. Ее основная цель -обеспечить гарантии прав граждан в области охраны здоровья через совершенствование государственного, муниципального и частного секторов здравоохранения. Министерству здравоохранения необходимо ускорить разработку многоцелевой программы по реализации этой концепции.

6. Некоторые позитивные перемены произошли в сфере образования и науки. Это - внедрение новых форм и методов обучения, разработка национально-регионального компонента образования, подготовка кадров и учебно-методической литературы на национальных языках. Состоялся первый выпуск Татарского государственного гуманитарного института. В республике началась целенаправленная работа по формированию реального двуязычия.

Однако есть и нерешенные проблемы, требующие серьезного внимания Министерства образования. Прежде всего, это создание надлежащих условий для обучения и воспитания детей. Это и вопросы школьного питания, досуга и здоровья детей, компьютеризация образования, рост преступности и наркомании среди несовершеннолетних.

Попытки отдельных органов госуправления локальными мерами изменить положение детей не дают желаемого результата. Здесь необходим целостный, межведомственный подход, основы которого заложены в одобренной Правительством Государственной программе "Молодежь Татарстана".

Возрождение престижности высшего образования, достижения республиканской науки ставят новые задачи в сфере упрочения экономико-правовых и организационных механизмов взаимодействия ВУЗов и НИИ с государством и обществом. В целях их реализации подготовлен проект Указа Президента РТ о мерах по государственной поддержке научно-технического потенциала республики. Речь идет об организационной и финансовой поддержке науки, подготовке кадров, интеграции академической, вузовской и отраслевой науки.

Мы ждем конструктивных предложений по углублению интеграции науки в систему рыночных отношений от Академии наук Татарстана, Казанского научного центра РАН, Совета ректоров. Нужны действенные шаги ученых по развитию новых крупных направлений, отражающих насущные потребности народно-хозяйственного комплекса республики. Для решения этих проблем есть все необходимые экономические и социальные предпосылки.


Доклад Премьер-министра Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина на расширенном заседании Кабинета Министров Республики Татарстан 10 марта 1998г.