9. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Стабильное наполнение потребительского рынка товарами стало заметным явлением в последние годы. В то же время, из 54 регионов республики в 41 объем розничного товарооборота не достиг уровня 1996 г. Наиболее значительное его падение (свыше 30 %) произошло в Азнакаевском, Балтасинском, Зеленодольском, Мамадышском и Менделеевском районах.

В то же время, спрос населения в значительной степени удовлетворяется за счет импортных товаров. Отечественные производители оказались инертными в вопросах изучения рынка и не торопятся подстроиться под его требования. Многие предприятия оптовой торговли перестали быть связующим звеном между производственной сферой и розничной торговлей. Ослабли межотраслевые, региональные и межрегиональные связи. К сожалению, это касается и системы потребительской кооперации республики, где эти возможности не используются в полной мере.

Требует своего разрешения и проблема возмещения торговле долгов за отпущенные в порядке мелкого опта продукты питания организациям, финансируемым из бюджета. Их общая сумма достигла на 1 января т.г. 40,1 млрд. рублей. Взаимозачетами эту проблему не решить. Ситуация на потребительском рынке складывается сегодня таким образом, что со стороны государства требуется усиление воздействия на протекающие здесь процессы с тем, чтобы они не подпадали под власть анархии рынка.

Для примера, - возникшая летом прошлого года проблема с сахаром. Вместо того чтобы Министерству торговли и потребительских услуг вести постоянный учет за спросом и предложением, своевременно принимать адекватные меры, государство вынуждено было отдать инициативу в руки частнику. И он ею воспользовался сполна. В итоге казна потеряла десятки миллиардов рублей.

В целях гарантированного и бесперебойного обеспечения населения основными продуктами питания необходимо создать "резервный фонд", заранее предусмотрев финансирование на возвратной основе в республиканском бюджете. Считаю также актуальной задачей создание сети магазинов и предприятий бытового обслуживания для населения с различным уровнем доходов, недостаток в которых остро ощущается. Разработать комплекс мероприятий, направленных на возрождение предприятий комиссионной торговли, расширение сети минимаркетов, особенно в новых микрорайонах.

Кроме того, Министерству торговли и потребительских услуг совместно с Департаментом по поддержке малого и среднего предпринимательства, Торгово-промышленной палатой, Минфином необходимо выйти в Правительство с конкретными предложениями по созданию стимулирующей системы налогообложения предприятий торговли, снижающих свои издержки. Требует своего изучения и вопрос о введении регрессивной шкалы налогообложения прибыли для предприятий с высоким уровнем рентабельности.


Доклад Премьер-министра Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина на расширенном заседании Кабинета Министров Республики Татарстан 10 марта 1998г.