Справочники > Архив > Другие материалы > "О задачах Правительства РТ на 1998 г. в свете Послания Президента РТ Госcовету РТ". Доклад Премьер-министра РТ Ф.Х.Мухаметшина на расширенном заседании Кабинета Министров РТ 10 марта 1998г. > СТИЛЬ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
10. СТИЛЬ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА
В завершении позвольте специально остановиться на проблеме стиля работы Правительства. Многое в нем придется поправлять. Слишком велик у нас удельный вес решений, принимаемых в режиме "пожаротушения". Между тем подлинно системных и взвешенных действий, концентрации усилий на главных направлениях явно недостаточно, о чем справедливо было сказано Президентом РТ в его послании Госсовету.
Практика свидетельствует, что многие министерства и госкомитеты начали уклоняться от непосредственного управления отраслями народного хозяйства. Фактически перестали принимать самостоятельные решения, перекладывая эти вопросы, а заодно и ответственность по их реализации - на Президиум Кабинета Министров.
Более того, сложилась порочная практика перекладывать решения текущих вопросов на плечи Президента Татарстана. Практически не занимаясь кропотливой работой по выводу предприятий из кризиса, не занимаясь анализом происходящих процессов, стратегическим прогнозированием развития подведомственных им отраслей и сфер общественной жизни, - отдельные министры буквально заваливают Аппарат Президента бесконечными просьбами финансового характера. Грешат этим и отдельные главы местных администраций.
Как следствие, существенно возросло число принимаемых Правительством постановлений и распоряжений по проблемам, относящимся к непосредственному ведению министерств и госкомитетов. По итогам прошлого года Кабинетом Министров было принято 923 постановления и 1044 распоряжений (всего 1967).
А если к этому прибавить огромный поток документооборота (в 1997 г. поступило 27601 и вышло из его стен 74348 документов), то очевидно, - при таком вале Правительству все сложнее и сложнее становится находить время на стратегическое планирование и управление развитием экономики, осуществлении контрольных функций.
Сложившаяся ситуация имеет и другие негативные последствия, связанные, прежде всего, с утратой навыков самостоятельного принятия решений и девальвации значимости правовых актов министерств и ведомств. Все это, в конечном итоге, приводит к снижению управляемости экономикой и социальной сферой.
Следует также обратить внимание и на складывающиеся тенденции "растекания" функций госуправления во всевозможные окологосударственные структуры, образуемые при министерствах и госкомитетах, причем - зачастую с коммерческим уклоном (департаменты, агентства и т.д.). Это порождает распыление ответственности в органах государственного управления, ведет к неоправданному увеличению численности аппаратов, а в конечном итоге - к ослаблению управленческих функций государства.
Вот почему так остро встает проблема повышения статуса и роли министерств и госкомитетов в государственном управлении. С учетом сказанного, считаю необходимым принять неотложные меры по повышению эффективности деятельности министерств и государственных комитетов.
Речь, прежде всего, идет о том, что министерства и госкомитеты должны взять на себя закрепленные Конституцией РТ функции по непосредственному управлению отраслевыми и межотраслевыми вопросами народно-хозяйственного комплекса республики. Научиться принимать в установленном порядке по предметам своего ведения нормативные акты, обязательные к исполнению подведомственными структурами. При этом должна быть повышена персональная ответственность руководителей министерств и госкомитетов за принятие правовых актов и их выполнение. С другой стороны, - впредь все финансы, предусмотренные в бюджете на развитие отраслей, должны использоваться только по указанию соответствующего министра.
Много сил и энергии мы распыляем, не доводя начатое дело до конца, спеша при этом раструбить на весь мир - какие мы решительные и радикальные. В этой связи хотелось бы посоветовать членам Правительства всегда думать, "чем ваше слово отзовется". Пусть будет поменьше скороспелых "личных позиций" и побольше общего, государственного дела.
К слову сказать, поднимая вопрос об эффективности работы министерств и ведомств, мы решили начать с реформы Аппарата Правительства. 4 марта мной было подписано Постановление о структурной реорганизации аппарата и сокращении его численности. Мы решили отказаться от дублирования функций министерств и ведомств, упразднив отраслевые отделы, и перейти на функциональные принципы управления закрепленные в Программе экономического и социального прогресса Республики Татарстан.
Убежден, - нашему примеру должны последовать министерства и госкомитеты. Ведь о функциональном подходе нужно говорить не только применительно к деятельности Аппарата Кабмина, но и ко всей вертикали органов госуправления. Другими словами, от мелочной опеки и контроля шаг за шагом надо переходить к управлению системой показателей, отражающих конечные результаты деятельности хозяйствующих субъектов. С упором на их рыночную эффективность и, в конечном итоге, направленных на повышение качества жизни людей.
Лейтмотивом деятельности руководства всех министерств и ведомств должно стать усиление на порядок внимания к проблемам городов и районов, предприятий и организаций республики. Соединение усилий, сотрудничества, практической помощи должно стать основой вашего взаимодействия с главами администраций и руководителями трудовых коллективов всех форм собственности.
В силу ограниченности во времени я сознательно не останавливался в своем выступлении на работе правоохранительных органов, ряда министерств и ведомств, отдельных отраслей и предприятий республики. На прошедших в феврале месяце коллегиях и расширенных заседаниях органов госуправления с участием Президента РТ, членов Президиума Правительства подробно анализировалось сложившееся положение дел. Состоялся деловой и вдумчивый разговор. Определены конкретные направления деятельности.
Теперь главное - четкое выполнение своих обязанностей. В этом основа высокоэффективной работы Правительства, всех министерств и ведомств. Одно из важнейших условий доверия народа к власти, поступательного развития начатых реформ. Без этого трудно рассчитывать на удержание и укрепление наших позиций во всех сферах общества.
Надеюсь, что выступающие в прениях дополнят сделанный мной анализ, обратив основное внимание на конкретные предложения и механизмы разрешения выявленных проблем переходного этапа жизни общества.
Благодарю за внимание.
Доклад Премьер-министра Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина на расширенном заседании Кабинета Министров Республики Татарстан 10 марта 1998г.